Вторая половина ХХ века

Вторая половина ХХ века. После войны многие надеялись на то, что жесткий контроль властей за творчеством ослабнет. Но удар по этим надеждам был нанесен уже в 1946 г. постановлением ЦК партии О журналах Звезда и Ленинград и позже кампанией против космополитов.

Под угрозой новых репрессий многие писатели старшего поколения почти перестали творить. Однако в литературу вошло новое поколение, прошедшее войну Ф. А. Абрамов, Ю. П. Герман, В. Ф. Панова, поэт В. С. Шефнер, драматург А. М. Володин. Их называли шестидесятниками, хотя они принадлежали к более старшему поколению. Подлинные ленинградские шестидесятники были более далеки от политики, чем их московские сверстники.

Главной задачей литературы они считали не вмешательство в действительность, а правдивое отражение е. На их творчество оказали влияние произведения зарубежных авторов, которых начали переводить в тот период, особенно боготворимого шестидесятниками американского писателя Эрнеста Хемингуэя. А выросшее в 60-х гг. поколение ленинградских писателей вскоре начало определять не только ленинградскую, но и советскую литературу. В отличие от шумных москвичей, вечно занятых политической и общественной жизнью, ленинградцы были погружены в исследования психологии человеческой личности на фоне сложных современных проблем.

Они не переставали общаться друг с другом, но и не сбивались в группировки, существуя по отдельности каждый старался сохранить свою яркую индивидуальность. Непохожесть всегда смущала советских литературных чиновников, поэтому с трудом пробивались к читателю произведения многих талантливых авторов. Самый яркий представитель поколения 60-х гг. И. А. Бродский был отправлен в ссылку как тунеядец, а в 1972 г. эмигрировал.

В 1987 г. Шведская академия присудила ему Нобелевскую премию по литературе. Петербургская литература рубежа ХХ XXI столетий одновременно является и зеркалом России, и зеркалом города, который по-прежнему сохраняет за собой звание культурной столицы.