Сочиненный город. Петербург Достоевского

Сочиненный город. Петербург Достоевского. Если пушкинский Петербург блестящ и мрачен одновременно, то Петербург, созданный творческим воображением Федора Михайловича Достоевского, только мрачен. Причину этого можно найти в обстоятельствах биографии писателя. Он приехал в столицу в 16 лет и поступил в Главное инженерное училище.

После окончания учебы были литературные кружки и первые произведения, восторженно принятые критиками. Затем в 1849 г. последовали арест за участие в кружке М.В.Петрашевского, ожидание расстрела на Семеновском плацу после объявления смертного приговора и девять лет сибирской каторги. В конце 1859 г. Достоевский вернулся в Петербург и прожил здесь до своей смерти в 1881 г. Однако уже в первом произведении Бедные люди 1846 г. в его творчестве складываются петербургские типы - образы маленьких людей, которые сопротивляются бездушному городу, но почти всегда оказываются побеждены больным, странным и угрюмым Петербургом.

В более поздних произведениях писатель развивает образ Петербурга как столицы страданий, где над людьми совершаются нравственные и физические насилия. Недаром он не описывает ни дворцов, ни прекрасных набережных. Место действия его романов чрево Петербурга, район Вознесенского проспекта и Сенной площади.

Город у Достоевского прямо враждебен человеку он то сырой и промозглый, то знойный и удушливый, полный отвратительных запахов. Это особенно заметно в романе Преступление и наказание 1866 г где Петербург наваждение и кошмар, которые прямо подталкивают Раскольникова к убийству, где мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку.

Петербург Достоевского - это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он - соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий. Он свидетель кошмарных снов, преступлений, человеческих трагедий. Причина этого, согласно автору, заключена в оторванности города от почвы, его сочиненности. Герой романа Подросток 1875 г. так описывает его Город, который может провалиться в бездну, и останется от него только скачущий на коне император.

Если в юности писатель вслед за В.Г.Белинским видел в Петербурге будущее всей России, то к концу жизни он окончательно пришел к убеждению, что столица духовно отделена от России. Мифология Петербурга, созданная Достоевским под влиянием Пушкина и Гоголя, в свою очередь, глубоко повлияла на творчество последующих писателей, обращавшихся к образу города.