рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Действенный Петербург Александра Блока

Работа сделанна в 2006 году

Действенный Петербург Александра Блока - Реферат, раздел Литература, - 2006 год - Образ Петербурга в русской литературе Действенный Петербург Александра Блока. В Сознании И Творчестве Александра Бл...

Действенный Петербург Александра Блока. В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга играли исключительно важную роль. Для Блока Петербург был поистине действенным городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественное сознание.

Блок - это наиболее петербургский из всех русских поэтов. Все его творчество проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой. Хотя Блок очень редко называет в своих стихах вещественные детали петербургского пейзажа, весь ландшафт его поэзии неотделим в нашем восприятии и представлении от этого пейзажа - от петербургских туманов, белых ночей, бледной зари, широкого течения Невы и свежего морского ветра.

С громадной силой Блок сумел поэтически выразить свое чувство Петербурга. Это было отмечено давно, когда Блок, в сущности, только начинал свой творческий путь. Литературные критики 90-х годов единодушно аттестовали Блока как поэта города, и не просто города, а именно Петербурга, и еще точнее, как гениального поэта Невского проспекта. Вот, к примеру, что писали о Блоке в 1908 году Александр Блок поистине может быть назван поэтом Невского проспекта Блок - первый поэт этой бесплодной улицы.

В нем - белые ночи Невского проспекта, и эта загадочность его женщин, и смуглость его видений, и прозрачность его обещаний. В России появились теперь поэмы города, но Блок - поэт одной только этой улицы, самой напевной, самой лирической изо всех мировых улиц. Идя по Невскому, переживаешь поэмы Блока - эти бескровные, и обманывающие, и томящие поэмы, которые читаешь и не можешь остановиться.

Пусть в стихах Блока мы сравнительно редко встречаем конкретно-вещественные детали петербургского пейзажа, но при всем этом эти стихи и не только составляющие в собрании лирики Блока раздел Город очень локальны. И в Снежной маске, и в Страшном мире, и в других лирических стихах Блока перед нами возникает цельный и сложный образ не безличного большого города, но именно Петербурга. И о чем бы ни писал Блок - фешенебельном ресторане или о крышах дальних кабаков, о колодцах дворов или о ледяной ряби канала, о снежной вьюге или о желтой заре это всегда петербургские рестораны и кабаки, петербургские дворы и каналы, петербургская вьюга и петербургская заря. Говоря о петербургской лирике Блока, важно учесть, что тема Петербурга не изолирована от общей идейной и моральной проблематики творчества поэта.

Данная тема входила в тесное органическое соотношение с самыми основными темами его философско-исторического, общественного и художественного мировоззрения.

В городских стихах зрелого Блока представления его о мире и о человеке, об истории и о современности выражены с неменьшей ясностью и убедительностью, нежели в его патриотической гражданской лирике. Петербург Блока - это страшный мир, полный острейших противоречий социального быта это капиталистический город со своими реально-историческими чертами облика. Это город, где богатый зол и рад и унижен бедный. И вместе с тем это город, полный революционной бунтарской энергии, город людей, поднимающихся из тьмы погребов на штурм старого мира. Городские стихи зрелого Блока проникнуты тем гуманистическим и демократическим чувством и тем тревожным ощущением близящихся революционных великих потрясений, которые с такой впечатляющей силой выражены в его творчестве. Жизнь Блока была тесно связана с Петербургом.

Он был петербуржцем в полном и точном смысле этого слова. В Петербурге он родился, прожил всю свою жизнь и умер. Здесь протекла вся его литературная деятельность.

В мистических стихах молодого Блока тема и образ Петербурга еще не присутствует. В них встречаются лишь случайные, разрозненные и импрессионистические беглые детали петербургского пейзажа, вкрапленные в ткань лирических сюжетов шум и огни города, вечерние тени на синих снегах, туманы, равнины и болота, сумрак дня, тусклых улиц очерк сонный, ледоход по реке, хмурое небо, уличный треск и фонарей убегающих ряд, стена, сливающаяся с темнотой, колокольный звон и церковные купола, мерцание газового света, слепые темные ворота и темные храмы.

Детали эти еще не содержат цельного образа города даже в тех случаях, когда уточнены топографически Ночь темная одела острова. Взошла луна. Весна вернулась. Печаль светла. Душа моя жива. И вечная холодная Нева У ног сурово колыхнулась. Острова и Нева здесь только названы целостного же образа Петербурга пока еще нет. Детали петербургского пейзажа, встречающиеся в юношеских стихах Блока, не имели самостоятельного значения, но играли роль чисто орнаментальную - в рамках основной темы духовных переживаний поэта.

При всем том в юношеских стихах Блока уже ощущается то лирическое чувство Петербурга, которое с такой силой выражено в его более поздних произведениях. Примером можно считать стихотворение Помнишь ли город тревожный где находим столь типичный для всего ландшафта петербургской лирики и при всей импрессионистической беглости столь эмоционально выразительный образ, как синяя города мгла. В своих городских стихах начала 20-ого века Блок еще очень далек от реалистического изображения действительности.

Город предстает в них, по большей части, в фантастических и эсхатологических часто заимствованных из Апокалипсиса образах, как некая фантасмагория, призрачное и обманчивое видение. Это город странных и ужасных явлений, населенный черными человечками, пьяными красными карликами, невидимками. Даже строгие пластические образы петербургского пейзажа, вроде знаменитых конных групп Клодта на Аничковом мосту Статуя, истолкованы в том же плане странного и ужасного.

В стихах Блока о городе, написанных в 1904-1907 годах, возникает уже цельный и локальный образ Петербурга. Это - гениальный город, полный дрожи, полный противоречий страшный и магический мир, где ресторан открыт, как храм, а храм открыт, как ресторан. За его серой, прозаической внешностью сквозит иной, романтический облик непостижимого города. В нем творится мистерия, и новая героиня блоковской поэзии - Снежная Дева - ночная дочь иных времен и иных, далеких стран, принимает этот прекрасный и чарый город, как свое царство И город мой железно-серый, Где ветер, дождь, и зыбь, и мгла, С какой-то непонятной верой Она, как существо, приняла.

Здесь - вершина принятия Петербурга Блоком. В дальнейшем этот образ непостижимого города всегда сохранял свою могущественную власть над сознанием поэта. Тема Петербурга, как ставилась и решалась она Блоком в стихах 1904-1907 годов, не исчерпывается изображением странных и прекрасных видений жизни.

Уже есть и другая сторона, имевшая для Блока не менее важное значение социальная. В стихах о городе ее тема звучит с особенным напряжением. Мощным потоком входят в эти стихи сцены горя и обездоленности простого человека-труженика, обреченного в жертву капиталистической эксплуатации. Городские стихи Блока рисуют яркую картину социального неравенства, разделительные контрасты человеческого существования в большом городе В кабаках, в переулках, в извивах, В электрическом сне наяву Я искал бесконечно красивых И бессмертно влюбленных в молву.

В городских стихах Блока запечатлен также и другой облик Петербурга - облик рабочего Питера. Поэт разглядел в городской повседневности не только магические видения в электрическом сне наяву, но и самые реальные томления рабьих трудов, увидел, как тяжело лежит работа на каждой согнутой спине, и нашел достойные и сильные слова о несчастных людях, убитых своим трудом я запомнил эти лица И тишину пустых орбит, И обреченных вереница Передо мной везде стоит. Петербург для Блока был неиссякаемым источником новых образов, тем, пейзажей.

Город был как раз тем вдохновителем поэта, без которого он бы не просуществовал. Посвятив родному городу очень большую часть своего творчества, Блок показал тем самым, что Петербург занимал одно из первых мест в его жизни. Однажды, гуляя с В.Рождественским между старых лип у Инженерного замка, Блок сказал Люблю я это место. Вот, дичает город, скоро совсем зарастет травой, и от этого будет еще прекраснее За этими руинами всегда новая жизнь.

Старое должно зарасти травой. И будет на этом месте новый город. Как хотелось бы мне его увидеть

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Образ Петербурга в русской литературе

Одни воспевали его и называли окном в Европу, другие со всей ненавистью и отчаянием говорили о Петербурге как о городе, построенном на костях, о… Интерес к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его… В произведениях всех живущих здесь писателей и поэтов Северная столица становилась не только местом действия, но и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Действенный Петербург Александра Блока

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От Тредиаковского до Княжнина
От Тредиаковского до Княжнина. Три века русской литературы подарили нам три разных Петербурга. В XVIII в. это был величавый град Петров, воспетый в одах М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова, Г.Р.Д

Литературная жизнь в начале XIX века
Литературная жизнь в начале XIX века. Русская действительность постепенно менялась. Архаичный литературный язык и высокий стиль перестали соответствовать потребностям читающей публики. Из Европы вт

Сочиненный город. Петербург Достоевского
Сочиненный город. Петербург Достоевского. Если пушкинский Петербург блестящ и мрачен одновременно, то Петербург, созданный творческим воображением Федора Михайловича Достоевского, только мрачен. Пр

Петербург в середине и конце XIX века
Петербург в середине и конце XIX века. е годы XIXв. стали закатом золотого века русской литературы. В Петербурге это было время салонов. Писатели и поэты, больше не претендуя на роль трибуно

Образ Петербурга в произведениях Н. В. Гоголя
Образ Петербурга в произведениях Н. В. Гоголя. Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. В очень многих из них присутствует

Серебряный век
Серебряный век. Петербург стал родиной русского модернизма и символизма. В начале ХХ в. символистские поэты и прозаики печатались в журналах Мир искусства и Новый путь, участвовали в религиозно-фил

Первая половина ХХ века
Первая половина ХХ века. год стал переломным в развитии литературы. Столкнувшись с враждебным отношением со стороны новой власти и рабочих, многие петербургские писатели эмигрировали. Среди них был

Санкт-Петербург А. А. Ахматовой
Санкт-Петербург А. А. Ахматовой. В ХХ век Санкт-Петербург входил, сопровождаемый тревожными и мрачными предсказаниями. Казалось, что прочно забыто пушкинское благословение Красуйся, град Петров, и

Вторая половина ХХ века
Вторая половина ХХ века. После войны многие надеялись на то, что жесткий контроль властей за творчеством ослабнет. Но удар по этим надеждам был нанесен уже в 1946 г. постановлением ЦК партии О журн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги