Первая половина ХХ века

Первая половина ХХ века. год стал переломным в развитии литературы. Столкнувшись с враждебным отношением со стороны новой власти и рабочих, многие петербургские писатели эмигрировали. Среди них были И. А. Бунин, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, А. Т. Аверченко, Н. А. Тэффи, А. И. Куприн и многие другие.

Оставшиеся пытались замкнуться в творчестве, отстаивая принцип независимости литературы от политики. В апреле 1918 г. такую позицию высказало общее собрание Союза деятелей искусств в Академии художеств. В обстановке голода и разрухи создавались новые творческие объединения. Сплотить петроградских писателей в нелегких условиях большевистской диктатуры попыталась Вольфила Вольная философская ассоциация, образованная в 1919 г. Е возглавил литературный критик и публицист Р. В. Иванов Разумник.

Он считал целью ассоциации не дать угаснуть искре вечной духовной Революции. К ассоциации были близки А. А. Блок, А. Белый, Л. П. Карсавин. Члены Вольфилы собирались на заседания, читали доклады, пытались пропагандировать свои идеи в печати. В 1942 г. ассоциацию закрыли одни е участники оказались в эмиграции, другие в тюрьмах и лагерях. С некоторыми советская власть обошлась ещ более сурово. В августе 1921 г. по сомнительному обвинению в заговоре был расстрелян поэт Н. С. Гумилев. Однако власть боролась с писательским разномыслием не только репрессиями. Куда эффективнее была монополия на печатное слово.

К середине 20-х гг. все издательства, газеты и журналы стали государственными, а по сути партийными. В конце 1921 г. Петроград покинул, опасаясь ареста, даже бывший беспартийный большевик Максим Горький. До отъезда за границу он успел помочь петроградским деятелям культуры, основав для их поддержки издательство Всемирная литература, а также Дом искусств, где многие литераторы переждали самое голодное время.

При Доме искусств, превращенном в писательскую коммуну, существовали студии и кружки литературного мастерства. Один из них превратился в известное объединение Серапионовы братья, участниками которого были М. М. Зощенко, Л. Н. Лунц, В. А. Каверин, Н. С. Тихонов, К. А. Федин. К середине 20-х гг. несоветские авторы эмигрировали или были отнесены на обочину литературной жизни. Выдвинулись пролетарские писатели, создавшие множество организаций типа Пролеткультура Пролетарская культура.

Созданный накануне Октябрьского переворота 1917 г Пролеткульт объявил себя единственным и высшим носителем пролетарского начала, полностью независимым от официальных властей. Пролеткультовцы требовали отказаться от художественных достижений прошлого и создать новую, пролетарскую культуру. Борясь за литературную гегемонию, пролеткультовцы доносили на несогласных, травили их и презрительно называли попутчиками советской власти. Сама власть, нуждавшаяся в высокохудожественных литературных произведениях, была вынуждена осадить своих слишком ярых сторонников.

В постановлении ЦК партии 1925 г. была осуждена деятельность Всероссийской ассоциации пролетарских писателей ВАПП и других подобных организаций. После этого были созданы литературные объединения попутчиков. В самое крупное Всероссийский союз писателей входили А. Н. Толстой, В. Я. Шишков, О. Д. Форш и др. Членами Общества крестьянских писателей стали Н. А. Клюев, А. П. Чапыгин и живший в Москве С. А. Есенин.

А в конце 20-х начале 30-х гг. существовало Объединение реального искусства ОБЭРИУ, членами которого обэриутами были такие поэты, как Д. И. Хармс, А. И. Введенский, Н. М, Олейников. В 1934 г. по указанию партии все писательские организации объединились в Союз писателей. На его первом съезде в Москве главным творческим методом советской литературы объявили социалистический реализм. Суть его свелась к воспеванию реальных и мнимых достижений социализма. Кроме того, вернувшийся из эмиграции Горький поставил задачу воспитать писателей из народа.

С этой целью в Ленинграде был открыт Рабочий литературный университет. Выходили литературные журналы, невиданно большими тиражами издавались произведения классиков и современных авторов. Правда, только тех, которые считались прогрессивными. Книги же огромного числа объявленных буржуазными писателей ещ в 1927 г. изъяли из библиотек и сожгли. В конце 30-х гг. репрессии не пощадили ленинградских писателей как попутчиков, так и социально близких членов партии.

Из 900 членов писательского союза почти 150 были расстреляны, оказались в лагерях и ссылке. Лишь немногие - в их числе О. Ф. Берггольц, Н. А. Заболоцкий, В. Т. Шаламов вернулись живыми и смогли творить. Вечным памятником погибшим звучит Реквием А. А, Ахматовой, сын которой Л. Н. Гумилев тоже был невинно осужден.