Реферат Курсовая Конспект
Работа сделанна в 2006 году
Санкт-Петербург А. А. Ахматовой - Реферат, раздел Литература, - 2006 год - Образ Петербурга в русской литературе Санкт-Петербург А. А. Ахматовой. В Хх Век Санкт-Петербург Входил, Сопровождае...
|
Санкт-Петербург А. А. Ахматовой. В ХХ век Санкт-Петербург входил, сопровождаемый тревожными и мрачными предсказаниями. Казалось, что прочно забыто пушкинское благословение Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия В литературе начала века господствовали иные настроения.
Сердечной близостью с городом, чувством вечной связи с ним проникнуты Стихи о Петербурге1913 Анны Ахматовой Сердце бьется ровно, мерно, Что мне долгие года Ведь под аркой на Галерной Наши тени навсегда. Стихи лаконичны и строги, они напоминают петербургскую графику художников из объединения Мир искусства- А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, А. П. Остроумовой-Лебедевой.
В том же 1913 г. начал свой путь Владимир Маяковский поэт иной манеры, чем Ахматова. У него стихи о Петербурге часто поражают контрастом черного с белым и красным. Петербургский туман у Маяковского несет примерно ту же стилистическую нагрузку, что и у Куприна В ушах обрывки теплого бала, А с севера-снега седей- Туман, с кровожадным лицом каннибала, Жевал невкусных людей. Еще Петербург.1914. С каждым новым петербургским стихотворением Маяковский обостряет этот контраст в глазах поэта город - средоточие бездушия, пошлости, торгашества.
Здесь музыке не пробиться в души, даже если дирижер в отчаянии повесится на люстре Кое-что по поводу дирижера,1915. Во всей русской лирике начала века, в особенности той ее части, что связана с образом Петербурга, сгущается ощущение неизбежной и даже необходимой катастрофы. Вс сколько-нибудь замечательное написанное о городе, о его духовном облике, создано Ахматовой. Ахматовский Петербург прошл беспощадные испытания в 20-е и 30-е гг в годы Отечественной войны.
Разумеется, е стихи не были тогда всенародно известны, как теперь они издавались редко и малыми тиражами, не были в чести у официальной критики, не входили в школьный и вузовский курсы литературы их чурались ещ потому, что первый муж Ахматовой Н.С. Гумилв был расстрелян в 1921 г а их сын Л.Н. Гумилв арестовывался в 1935, 1938, 1949 гг. Но подлинная поэзия мгновенно узнавалась, не столько ясным разумом, сколько интуицией, в потоке громогласных стихов, как узнатся живое рядом с муляжом.
Ахматову читали украдкой старшеклассники, студенты, наиболее образованные молодые люди разных профессий. Словом, е знали те поколения, что росли в обстановке чудовищного идеологического давления, лжи и запугивания те поколения, что полегли в блокаду Ленинграда. Петербург ХХ в со всем, что ему на роду написано, что с ним было, есть и будет город Ахматовой, столица ее поэзии. Он входит в ее стихи на правах вечного героя, даже если имя его не произносится.
В стихах о Петербурге 1913 1914 гг. город участник любви двоих, им определяется ее нетленность Ведь под аркой на Галерной наши тени навсегда Любовный разрыв - порождение опасной петербургской весны, с трудным кашлем, вечным жаром. Какая доля досталась городу, такая и поэту А мы живем торжественно и трудно И чтим обряды наших горьких встреч, Когда с налету ветер безрассудный Чуть начатую обрывает речь Но ни на что не променяем пышный Гранитный город славы и беды, Широких рек сияющие льды, Бессолнечные, мрачные сады И голос Музы еле слышный.
Вместе с городом Ахматова встречает свои и его роковые даты и не соглашается покинуть его даже ради крылатой свободы, даже ради спасения жизни и поэзии. Город вместе с нею скорбит о Блоке и Гумилеве в стихах 1921 1922 гг. Город дарует чистоту и молитву, холод и боль, утешает воспоминанием о тихом недавнем счастье, о собрате по искусству. Судьбы города и поэта становились все горше и все неразделимей. И если Ленинград в 30-е гг. кажется не столицею европейской, а пересыльным пунктом по дороге в ГУЛАГ, то это столько же биография города, сколько биография поэта Немного географии,1937. Эти стихи писались и сжигались.
Это был воистину голос стомильонного народа. Ахматова не винит город, она чувствует себя вровень с ним и отстаивает право на памятник городу, себе, ленинградцам, старухе, что выла, как раненый зверь. И пусть с неподвижных и бронзовых век, Как слезы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли.
Блокадные стихи Ахматовой общеизвестны. Но как много голосов говорят голосом поэта о ленинградской эпопее. Она имела право по-царски сказать Я была тогда с моим народом, потому что у нее далее следует Там, где мой народ, к несчастью, был Реквием. Вс послевоенное творчество Ахматовой, в первую очередь Поэма без героя1940-1962, пронизано размышлениями об исторических судьбах страны, явленных в образах дорогих ей людей, е города ночь Петербурга и Блок трагический тенор эпохи, прощающийся с Пушкиным Домом железная и пустая ночь истерзанного страхом Ленинграда, где напрасно зови и кричи и где у Мандельштама ключики от квартиры, как пропуск в бессмертие озарнный единственным светом единственный Летний сад, навевающий мысль о вечной красоте и вечном покое.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Одни воспевали его и называли окном в Европу, другие со всей ненавистью и отчаянием говорили о Петербурге как о городе, построенном на костях, о… Интерес к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его… В произведениях всех живущих здесь писателей и поэтов Северная столица становилась не только местом действия, но и…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Санкт-Петербург А. А. Ахматовой
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов