Теория наррации и современная нарратология

Теория наррации и современная нарратология. Философские основы нарратологии. Нарратология является одним из современных ответвлений структурализма в искусствознании и литературоведении.

Структурализм - комплекс направлений в ряде наук, объединяемых общими философско-эпистемологическими представлениями, методологическими установками и спецификой анализа, складывавшийся в период с начала 20 века и по 1940-е включительно.

На рубеже 1970-80-х те исследователи, которые более или менее остались верны структуралистским установкам, сосредоточили свои усилия в сфере нарратологии, большинство же бывших структуралистов перешли на позиции постструктурализма и деконструктивизма. Постструктурализм - направление философской мысли, возникшее в конце 60-70-х годов во Франции и США в качестве ревизии структурализма, игравшего главную роль в интеллектуальной жизни Запада в 50-60-е года. Среди его создателей немало бывших структуралистов, занявшихся своеобразной самокритикой, попытавшихся разомкнуть структуру как закрытое, завершённое, линейное изменений образование, развить заложенную в этом понятии идею структуральности структуры.

Термин деконструктивизм введён в 1964 году руководителем Парижской фрейдистской школы, психоаналитиком Жаком Лаканом и теоретически обоснован философом Жаком Деррида в книге О грамматологии. Деконструкция, согласно Деррида операция, применяющаяся к традиционной структуре или архитектуре основных понятий западной онтологии или метафизики и предполагающая её разложение на части, расслоение, дабы понять, как некий ансамбль был сконструирован, реконструировать его для этого 17, 38 . Задача грамматологии - деконструировать всё то, что связывает концепты и нормы научности с онтологией, с логоцентризмом, с фонологизмом 17,52 , раскрепостить мышление.

Деконструкция - операция, направленная на децентрирование центрированного и распространяющаяся на все элементы текста в его формальной структуре от знака до типа организации книги.

Деконструируя традиционную структуру знака, Ж. Деррида деиерархизирует оппозицию означающее-означаемое, полностью эмансипируя означающее от означаемого, репрезентируя желание человека видеть в репрезентируемом определённую реальность, направляемое господствующими в его сознании смысловыми стереотипами. Деконструированный знак, получивший наименование симулякр от лат. Simulacrum - изображение, подобие, видимость соотносится не с вещью, которую замещает, и не с воображением, а с миром-текстом, с которым вступает во взаимодействие в процессе текстоконструирования, в коммуникационном акте 9, 56 . Движение знаков-симулякров в лабиринте текста осуществляется по внешней цепочке по принципу метонимии.

Оно вписывается в цепочку разнесение письмо след, резонирующую с иными цепочками в открытом для генерирования смысла пространстве. Связи симулякра с другими деконструированными знаками имеют нелинейный характер, что позволяет осуществлять открытое и продуктивное смещение текстовой цепи. Деконструктивисты отрицают возможность единственно правильной интерпретации литературного текста и отстаивают тезис о неизбежной ошибочности любого прочтения 9,52 . Отсюда целесообразней говорить о теории множеств Г.Кантору, множество есть многое, мыслимое как единое.

Множественность истины означает, что она обладает множественностью незастывших, децентрированных смыслов бездонна, неисчерпаема, постоянно находится в развитии и требует множественности интерпретаций.

Эквивалентом мышления и языка, порождающих такую истину продуцирующих новый тип текста, может служить ризома. Ризома фиксирует принципиально нелинейный способ организации единства постмодернистского текста. Ж.Делёз и Ф.Гваттари выявляют своеобразие ризомы путём сопоставления с книгами текстами допостмодернистского типа классической книгой, основанной на принципе мимесиса, нуждающейся в прочном коренном единстве, центрированной книга-корень, где стержневой корень-образ мира-дерева, и современной модернистской книгой, в которой главный корень недоразвит или разрушен, превратился в корешок, мир потерял свой стержень, но целостное единство продолжает быть удерживаемым в объекте, в то время как в субъекте пробует привиться множественность в измерении, дополнительном к измерению его объекта книга-корешок, где корешок-образ мира - хаосмоса. Этим центрированным системам Ж.Делёз и Ф.Гваттари противопоставляют третий - постсовременный тип книги текста - ризому, которую характеризуют как скрытый стебель, луковицу, клубень.

В этой нецентрированной системе - новые принципы связности и гетерогенности любая её условная точка может и должна быть связана со всякой другой семиотические звенья любого типа связаны с самыми различными способами кодирования коллективные механизмы речи работают непосредственно в машинных устройствах.

Язык здесь образует луковицу, развивается по невидимым стеблям и потокам.

Благодаря этому ризома способна расчленить язык, децентрируя его в нескольких измерениях и порядках. В середине ризомы всегда располагается плато, под которым Ж.Делёз и Ф.Гваттари имеют в виду множественность. Во множестве пересекается несколько измерений, и оно обязательно меняется по мере того, как увеличивается количество его связей. Множества определяются посредством линии ускользания, или детерриториализации, следуя которой, они существенно изменяются, вступая в отношения с другими.

Сегментарные линии и линии ускользания постоянно переходят друг в друга, процессы детерриториализации и территориализации следуют друг за другом и сменяют друг друга согласно движению интенсивностей, которые в большей степени содействуют детерриториализации. Нет ни имитации, ни подобия, но лишь столкновение двух гетерогенных рядов на линии ускользания, представляющей собой совместную ризому, которая не может быть приписана или подчинена чему бы то ни было значимому.

Для ризомы характерны принципы декалькомании и картографии. Карта не калькирует мир, она его конструирует. Карта должна быть разъёмной, подсоединяемой, переворачиваемой, модифицируемой на множественных выходах и входах, с линиями ускользания. Книга нецентрированного типа образует с миром-текстом ризому. Происходит непараллельная эволюция книги и мира. Книга обеспечивает детерриториализацию мира, а мир способствует территориализации книги, которая в свою очередь, сама детерриториализируется в мире. Таким образом, ризоматика способна раскрепостить сознание, создать бессознательное и с ним - новые высказывания, другие желания.

С точки зрения структурного анализа художественное произведение определяется не как попытка выявить его неповторимую уникальность, а прежде всего как поиски внутренних закономерностей его построения, отражающие его абстрактно-родовые признаки и свойства, якобы присущие всем литературным текстам вне зависимости от их конкретного содержания, либо - на ещё более обобщённо-абстрактном уровне. 1.2.