рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История вопроса

Работа сделанна в 2006 году

История вопроса - раздел Литература, - 2006 год - Нарративная структура романа Саши Соколова «Школа для дураков» История Вопроса. Нарратология - Теория Повествования. Как Особая Литер...

История вопроса.

Нарратология - теория повествования. Как особая литературоведческая дисциплина со своими специфическими задачами и способами их решения оформилась в конце 1960-х в результате пересмотра структуралистской доктрины с позиции коммуникативных представлений о природе искусства, о самом модусе его существования. Поэтому по своим установкам и ориентациям нарратология занимает промежуточное место между структурализмом, с одной стороны, и рецептивной эстетикой и критикой читательской реакции - с другой.

Если для первого в основном характерно понимание художественного произведения как в значительной степени автономного объекта, не зависимо ни от своего автора, ни от читателя, то для вторых типична тенденция к растворению произведения в сознании воспринимающего читателя. Нарратология, стремясь избежать крайностей этих позиций, не отбрасывает самого понятия глубинной структуры, лежащей, как считают её представители, в основе всякого художественного произведения, но главный акцент делает на процессе реализации этой структуры в ходе активного диалогического взаимодействия писателя и читателя.

На нынешнем этапе своего существования нарратология может рассматриваться как современная и сильно трансформированная форма структурализма, поскольку у подавляющего большинства структуралистски ориентированных исследователей 1970-1980 годов чётко выявилась тенденция к переходу на нарротологические позиции.

Основные положения нарратологии 1.Коммуникативное понимание природы литературы. 2.Представление об акте художественной коммуникации как о процессе, происходящем одновременно на нескольких повествовательных уровнях. 3.Преимущественный интерес к проблеме дискурса. 4.Теоретическое обоснование многочисленных повествовательных инстанций, выступающих в роли членов коммуникативной цепи, по которым осуществляется передача художественной информации от писателя к читателю, находящихся на различных полюсах процесса художественной коммуникации.

Нарратологами был предпринят пересмотр основных концепций теории повествования с начала 20 века. Русских формалистов В.Я.Проппа, В.Б.Шкловского и Б.М.Эйхенбаума принцип диалогичности М.М.Бахтина англо-американской индуктивной типологии техники повествования в более узком смысле проблематику точки зрения, разработанную в основном П.Лаббоком и утонченную Н.Фридманом немецкоязычной комбинаторной типологии З.Лайбфрида, Ф.Штанцеля и В.Кайзера, опирающейся на давнюю традицию немецкого литературоведения разграничивать формы повествования от первого и третьего лица. Значительное воздействие на формирование нарратологии оказали также концепции чешского структуралиста Л.Домжела и русских исследователей Ю.М.Лотмана и Б.А.Успенского.

Самым тесным образом нарратология связана со структурализмом, недаром отправным пунктом для любого нарратолога служит статья Р.О.Якобсона Лингвистика и поэтика, где он предложил схему функций акта коммуникации.

Особую роль в развитии нарратологии сыграли труды французских структуралистов А.Ж.Греймаса, К.Бремона. Ц.Тодорова, Ж.К.Коке, раннего Р.Барта, пытавшихся во всей массе рассказов, существующих в мире, отыскать единую повествовательную модель, безусловно, формальную, то есть структуру или грамматику рассказа, на основе которого каждый конкретный рассказ рассматривался бы в терминах отклонений. Эти поиски логико-семантических универсальных моделей повествовательных текстов и привели к созданию той, по определению Г.К.Косикова, структурной поэтики сюжетосложения 32, 16 , от которой отталкивались и которую под воздействием коммуникативных и рецептивно-эстетических идей развивали нарратологи, стремясь преодолеть структуралистское представление о замкнутости и автономности литературного текста и сместить акцент на те уровни функционирования текста, где чётче всего проявляется его дискурсивный характер.

Основные представители нарратологии Барт, Долежел, Женетт, Баль, Принс, Чэтман, Мюзарра-Шредер и другие выявили и теоретически обосновали иерархию повествовательных инстанций и уровней, определили специфику отношений между повествованием, рассказом и историей. Иногда в рамках нарратологии выделяют специфическое направление - анализ дискурса, относя к нему позднего Барта, Ю.Кристеву, Л.Дэлленбаха, П. Ван ден Хевеля.

Сторонники дискурсионного анализа в основном заняты исследованием внутритекстовой коммуникации, понимаемой ими как взаимоотношения разных дискурсов дискурса текста и дискурса персонажей, дискурса о дискурсе.

В дискурсионном анализе изучается круг вопросов о рефлективности и интертекстуальности художественного текста. В XX в. активное изучение нарратива привело к формированию большого количества его разнообразных теорий, из которых самыми принципиальными, по мнению X. Миллера, являются следующие теории русских формалистов В. Проппа, Б. Эйхенбаума и В. Шкловского диалогическая теория нарратива, у истоков которой стоял М. Бахтин теории новой критики Р. П. Блэкмэр неоаристотелианские теории Чикагская школа Р. С. Грейн, У. Бут психоаналитические теории 3. Фрейд, К. Берк, Ж. Лакан, Н. Эбрэхем герменевтические и феноменологические теории Р. Ингарден, П. Рикер, Ж. Пуле структуралистские, семиотические и тропологические теории К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ц. Тодоров, А. Греймас, Ж. Женетт, Х. Уайт марксистские и социологические теории Ф. Джеймисон теории читательского восприятия В. Айзер, X. Р. Яусс пост-структуралистские и деконструктивистские теории Ж. Деррида, П. де Ман. Уже само это обилие имен и традиций, с позиций которых нарратив осмысливался, делает проблематичным разговор о какой-то единой дисциплине, напротив, более точным будет говорить о разных нарратологиях, или, что то же самое, теориях нарратива. Каждая из них изучает повествовательные тексты нарративы, исследует их природу, формы и функционирование, общие черты, присущие всем возможным типам нарративов, равно как и критерии, позволяющие отличать последние между собой, а также систему правил, в соответствии с которыми нарративы создаются и развиваются.

Предмет нарратологии термин введен Ц. Тодоровым - фундаментальные принципы повествования, задающие его способность обладать значением.

Начало нарратологии в России восходит к исследованию В. Проппом русской сказки и К. Леви-Строссом - логики мифа. Точнее говоря, использование В. Проппом структуралистской парадигмы в анализе фольклора, а Р. Якобсоном и русскими формалистами в анализе литературы, создали предпосылки для расширения структурализма, включившего в себя антропологию К. Леви-Стросса, лингвистику Н. Хомского и структуралистские исследования литературы Р. Бартом, Ц. Тодоровым и Ж. Женеттом, пытавшимися создать такого рода поэтику литературы, которая играла бы роль, подобную той, которую лингвистика играет в функционировании языка.

Один из ведущих теоретиков нарратива, безусловно, лидирующий по количеству ссылок на его сочинения, Ж. Женетт, настаивая на тесной связи теории поэтики и критики. Он продемонстрировал, что поэтика как теория форм может быть выработана только на основе движения от конкретного текста к общему принципу.

Сконцентрированность Женетта на нарративе как на лингвистическом производстве, предназначенном для рассказа об одном или более событиях, как на расширении словесного утверждения, приводит его к организации собственного анализа нарративного дискурса на основе трех категорий, заимствованных из грамматики глагола времени, имеющего дело с временными отношениями между словесным дискурсом и теми событиями, о которых он рассказывает, наклонение, связанное с модальностями нарративной репрезентации и голос, с помощью которого описывается рассказчик и его аудитория.

Эта грамматическая аналогия связана с общим теоретическим интересом Женетта к уподоблению поэтики лингвистике.

Изучение времени приводит к раскрытию двойной природы времени в нарративе с одной стороны, это время нарратива, как оно воплощено в написанном тексте, с другой стороны, это время событий, о которых данный дискурс повествует.

Женетт подразделяет время на три категории порядок, длительность и частота. В процессе исследования порядка сопоставляются порядок, в котором события организованы в дискурсе, с тем порядком, в каком они произошли в истории. Возможен очень простой нарратив, в котором и тот и другой порядок будут абсолютно соответствовать друг другу, т. Е. события истории будут излагаться в строгом хронологическом порядке.

Но в литературе такое встречается редко. Большинство нарративов характеризуются тем, что Женетт называет анахрониями, т. е. несоответствиями, несовпадениями между этими двумя порядками. Примером может служить начало классического эпоса и многих романов, приходящееся на некоторое промежуточное время, после чего следует рассказ о более ранних событиях. Теория нарратива изучает, что общего между собой имеют все возможные нарративы, каковы их руководящие принципы.

Классические нарратологи первоначально были сосредоточены на синтаксических и семантических, дискурсивных характеристиках, отличающих нарративы от других означающих систем. Согласно сложившейся первоначально модели нарратива, правила, порождающие глубинные структуры, представляют собой принципы и ограничения, обусловливающие семантическую связность и правильную логическую форму нарратива Ж. Греймас, М. Л. Райан. Культивирование структуралистской и позитивистской методологии для изучения нарратива парадоксально сочеталось у ряда авторов с использованием нарративной методологии для отвержения нарратива как такового.

К примеру, исследование мифов Леви-Строссом включало использование таких нарративов, как Царь Эдип для обоснования приоритета вневременной структуры мифа по отношению к диахроническим функциям нарративного воплощения в сюжете. Тем не менее даже в данной, имеющей наиболее долгую историю и достигшей впечатляющих успехов, сфере дискурсивного исследования нарратива не получено определенных ответов на вопросы того, к примеру, плана, каковы пределы возможных комбинаций фиксированных характеристик нарратива, в чем состоят отношения между повествующей личностью и точкой зрения, с которой рассказывается нарратив и т. П. С другой стороны, в наши дни обнаруживается ограниченность чисто синтаксического исследования нарратива, в частности, его сюжета предпринятого В. Проппом, Ж. Греймасом, Дж. Принсом, проявляющаяся в неспособности схватить прогрессирующую логику, временную динамику нарратива.

Попытки описать движущие силы, направляющие повествование к финалу, предприняты Т. Павелом 53, 87 , подчеркнувшим первостепенность действия и превращения в повествовании и обрисовавшим систему энергий, напряжений, сопротивлений, конституирующую сюжет, а также М. Л. Райан, разработавшей модель нарратива на основе теорий искусственного интеллекта, в рамках которой особенное внимание уделяется моментам неожиданности и удивления, ускорения и задержки, запутанности и прояснения в сюжете.

Одним из главных направлений развития нарратологии является совершающийся в наши дни переход от ее классической версии, для которой были характерны уверенность в возможности строгого научного изучения нарратива по преимуществу лингвистическими средствами, сосредоточенность на формально- синтаксических характеристиках нарратива, и, прежде всего его сюжета, в ущерб как это осознается сегодня изучению закономерностей создания его смысла, к современной версии, нацеленной по преимуществу, во-первых, на смысловые моменты повествования, во-вторых, на его широко понимаемую прагматику.

Для рассмотрения истории, лежащей в основе повествования, используется метафора вселенной, состоящей из одного или более миров. Это реальные миры, существующие автономно. Они могут походить или не походить на наш собственный реальный мир и включать в себя настоящее положение вещей и то, что ему предшествовало, законы, задающие спектр возможных изменений данного положения вещей и те изменения, которые актуализировались.

Эти реальные миры могут либо управляться одной совокупностью законов, либо, как в случае расщепления на две или более автономных сферы, к примеру, сакральную и профанную, соответствующими каждой из этих сфер типами законов. В повествовательной вселенной имеются также относительные миры репрезентации реальных или других относительных миров, их идеальные модели либо альтернативы, каждый набор которых, принадлежа какому-либо характеру, герою повествования, задает область, в которой этот характер существует.

К примеру, есть эпистемические миры, или миры знания то, что характер знает, то, во что он верит, миры желания, моральные миры определяющие представления характера о хорошем и плохом, либо безразличном для всех членов данной группы, альтернативные миры порождения психики мечты, фантазии, галлюцинации, противоречащие реальности заявления, вымыслы. С точки зрения данных семантических характеристик, сюжет есть функция отношений между и внутри мирами в глобальной нарративной вселенной Дж. Принс. Сюжет движется от одной совокупности отношений к другой посредством событий, нацеленных на, создающих, влияющих на либо разрешающих конфликты в этих отношениях. Эти конфликты и их мотивации могут различаться по типам и могут происходить, например, между мирами двух различных героев герой стремится к уединенному творчеству, героиню влечет блеск высшего общества, между мирами той области, в которой существует герой нормы общества, к которому принадлежит героиня, требуют от нее преданности мужу и служения детям, но она страстно влюблена в X , либо в рамках одного из миров данного героя он предан семье и должен жить ради нее, но он уходит из жизни в силу положенных им для себя законов чести. Если центральным понятием нарратологов классических было понятие сюжета, то все большее внимание нарратологов современных привлекает такое понятие, как тема, под которой понимается возможная близость между определенными типами нарративных структур, тематическое содержание тех или иных артикуляций сюжета.

Так, темой ловушки объединяются описанные Аарне-Томпсон так называемые незаконченные сказки. В этом же направлении проведены исследования смысла сюжетной архитектуры Т. Павелом.

Согласно его концепции, в основе любого повествования лежат равновесие, которое надо установить либо переустановить, недостаток, который необходимо восполнить, нужда, требующая своего удовлетворения, другими словами, положение вещей, взывающее к мобилизации энергии 53,31 . В своей работе Поэтика сюжета.

Случай драмы английского Возрождения. Т. Павел анализирует некоторые из значимых отношений между повествовательной динамикой и вложением энергии и набрасывает типологию сюжетов, основанную на энергии протагониста и тех препятствиях, которые ему необходимо преодолеть, чтобы достичь конкретной цели. 1.3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Нарративная структура романа Саши Соколова «Школа для дураков»

Представители отечественной науки - М.М.Бахтин, А. М.Веселовский. Ю.М.Лотман, В.Я.Пропп, Б.В.Томашевский, О.М.Фрейденберг и др немецкие учёные -… Бурно развивающаяся теория повествования - нарратология - определяет список методов, с помощью которых предлагается…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История вопроса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Теория наррации и современная нарратология
Теория наррации и современная нарратология. Философские основы нарратологии. Нарратология является одним из современных ответвлений структурализма в искусствознании и литературоведении. Стру

Принципы организации постмодернистского литературного текста
Принципы организации постмодернистского литературного текста. Постмодернизм ориентирует на разрушение структуры как закрытого, завершённого, иерархизированного знакового образования.

Ассоциативно-нарративные принципы прозы
Ассоциативно-нарративные принципы прозы. века. В литературе 20 века наблюдается ослабление организующей роли сюжета. Функцию создания композиционного единства произведения принимают на себя иные фо

Методическая часть
Методическая часть. Изучение современной литературы в рамках предмета литература в средней общеобразовательной школе не предполагается, поэтому целесообразней изучить этот курс будет в факультативн

Библиографический список
Библиографический список. Баранов О. Гипертекстовая субкультура Знамя.1997. 7. 2.Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М. Прогресс ,1989. 3.Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М 1975.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги