рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Методическая часть

Работа сделанна в 2006 году

Методическая часть - раздел Литература, - 2006 год - Нарративная структура романа Саши Соколова «Школа для дураков» Методическая Часть. Изучение Современной Литературы В Рамках Предмета Литерат...

Методическая часть. Изучение современной литературы в рамках предмета литература в средней общеобразовательной школе не предполагается, поэтому целесообразней изучить этот курс будет в факультативном курсе по современной литературе.

Мы предлагаем один из уроков этого курса - Поэтика постмодернизма на материале романа Александра Соколова Школа для дураков. Цели урока 1.Дать определение понятия постмодернизма и поэтики. 2.Познакомить обзорно с основными волнами постмодернизма. 3.Познакомить с творчеством А.Соколова. 4.Развивать умение целостного анализа текста.

Учитель Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с самым интересным направлением в истории русской литературы. А сначала давайте вспомним, какие направления существуют в литературе, и выявим их характерные признаки. Учитель спрашивает учеников о направлениях. Учитель Правильно, в литературе принято выделять следующие направления классицизм, сентиментализм, натурализм, романтизм, символизм, реализм и модернизм. В процессе изучения литературы вы, конечно же, познакомились со всеми направлениями.

Ребята, а какое направление замыкает цепочку? Учитель Да, это модернизм. А какие специфические особенности характерны для этого направления? ученики называют эти особенности. Учитель Действительно, модернизм моделирует не реальность, а текст. Но модернизм это не только литературное направление, но и искусствоведческое. Давайте вспомним, какие стили модернизма в искусстве существуют? Учитель Верно, стилей модернизма много, но мы перечислим лишь основные авангардизм, фовизм, экспрессионизм, футуризм, дадаизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм, ташизм, минимализм.

С некоторыми из этих стилей вы познакомились на уроках литературы. Ребята, литературный процесс активно развивается и соответственно порождает новые направления, стили, течения. Вторая половина 20 века породила новое направление - постмодернизм. Запишите, пожалуйста, тему урока Поэтика постмодернизма. Ребята, вспомните определение поэтики. Учитель Правильно, поэтика - это раздел теории литературы, в котором изучается структура произведений словесного искусства в её системных и исторических закономерностях. На уроке мы с вами познакомимся с системой художественных принципов и особенностями постмодернизма.

Учитель Ребята, постмодернизм в русской литературе успел утратить эффект новизны, но для многих он по-прежнему остаётся достаточно странным незнакомцем. Язык его не понятен, эстетические вкусы раздражают. В постмодернизме действительно немало необычного, шокирующего, даже шизоидного - и он эрудит, полиглот, литературный интеллектуал, отчасти философ и культуролог.

Ребята, посмотрите на таблицу таблица 1 , в которой отмечены характерные признаки постмодернизма и запишите их в тетрадь. На основе понятия постмодерн возникло производное от него понятие постмодернизм, которое, как правило, используют применительно к сфере философии, литературы и искусства, для характеристики определённых тенденций в культуре в целом. Оно служит для обозначения 1.нового периода в развитии культуры 2.стиле постнеклассического научного мышления 3.нового художественного стиля, характерного для различных видов современного искусства 4.нового художественного направления в архитектуре, живописи, кинематографе, литературе 5.художественно-эстетической системе, сложившейся во второй половине 20 века 6.теоретической рефлексии на эти явления в философии, эстетике. До настоящего времени термин постмодернизм устоялся не окончательно и применяется в области эстетики и литературной критике наряду с дублирующими терминами постструктурализм, поставангардизм, трансавангардизм в основном в живописи, искусство деконструкции, а также совершенно произвольно.

Это связано с тем, что мы имеем дело с относительно новым, ещё недостаточно изученным культурным феноменом.

В развитии постмодернизма в русской литературе можно выделить три периода, три волны 1.конец 60-х - 70-е годы - период становления 2.конец 60-х - 80-е годы - утверждение в качестве литературного направления, в основе эстетике которого лежит постструктуралистский тезис мир как текст и основу художественной практики которого составляет деконструкция культурного интертекста. 3.конец 80-х - 90-е годы - период легализации направления.

Начиная с момента возникновения в течение двух десятилетий первый и второй периоды русский постмодернизм был явлением катакомбной культуры, и о его существовании за редким исключением даже не подозревали. За эти годы был создан большой пласт постмодернистских произведений. К русскому постмодернизму проявляют интерес за границей, где публикуются некоторые из его представителей, на родине по-прежнему неизвестные.

В период гласности осуществляется легализация постмодернизма, к первому и второму поколению постмодернистов добавляется третья волна преимущественно это молодые авторы. Постмодернизм интегрируется в общелитературный процесс, вносит в него свежую струю. По отношению ко всему массиву современной русской литературы постмодернизм - своеобразное западничество, свидетельство приверженности новой модели культуры и цивилизации.

Циркулирование постмодернистских произведений в кругах андерграунда, деятельность концептулистов способствовали внедрению новой эстетике в русскую неофициальную литературу, подготовили появление второго поколения постмодернистов. Постмодернизм упрочивает свои позиции внутри страны, совершает филиацию в литературу русского зарубежья. Среди прозаиков - представителей второго поколения постмодернистов - наибольшую известность получили Евгений Попов, Венедикт Ерофеев, Владимир Сорокин, Михаил Берг, Александр Соколов.

Наиболее яркой фигурой литературы постмодернизма является творчество Александра Соколова. Русский постмодернизм становится всё более разнообразным, со всё большей определённостью выявляет свою национальную специфику. В зависимости от конкретных задач, круга рассматриваемых проблем, индивидуальных склонностей писатели избирают тот или иной тип моделирования гиперреальности.

Отталкиваясь от классификации постмодернизма, в русской литературе можно выделить следующие его модификации классификация Скоропановой 62,85 нарративный постмодернизм, лирический, лирико-постфилософский, шизоаналитический, меланхолический, феминистский, экологический постмодернизм а также такие течения, как соц-арт, концептуализм, метаметафоризм. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с представителем лирического постмодернизма - Сашей Соколовым и проследим основные стилевые тенденции постмодернизма на примере романа Школа для дураков. Саша Соколов родился 6.11.1943 года в Оттаве в семье торгового советника русского посольства в Канаде, бывшего в действительности одним из руководителей разведывательной группы по сбору сведений о производстве американской бомбы.

В 1946 году после провала группы семья возвращается в Москву, где пройдут детство и юность Соколова окончил московскую школу, Военный институт иностранных языков, входил в состав известной группы СМОГ Самое молодое общество гениев в 1964 году Соколов поступает на факультет журналистики Московского университета, который закончит заочно через семь лет. Это годы, заполненные журналистской работой в Красноярском крае, Марийской республике, на Средней Волге, позже - в газете Литературная Россия, тогда же появляются первые рассказы.

Жизнь города, столицы, а в особенности - жизнь московской знати представлялась Соколову истинным кошмаром, уродство этого мира станет основной темой первого романа писателя Школа для дураков опубликованного в США в 1976 году, в России - в 1989. Около двух лет Соколов работает егерем в охотничьем хозяйстве для советской элиты в Калининской области, на Волге. Увиденное и пережитое здесь ляжет позже в основу романа Между собакой и волком. Однако до публикации второй книги пройдёт много времени, многое придётся ещё пережить до отъезда за границу.

Третий роман Соколова, явственно обозначивший новый этап в художественных поисках писателя - Палисандрия, в английском варианте Астрофобия , 1985. Отталкиваясь от набоковской Лолиты, он стремится, по собственному признанию, сделать Лолиту наоборот.

Учитель Ребята, дома вы прочитали роман Школа для дураков, кто является главным героем романа? Учитель Правильно это ученик школы для умственно отсталых детей - Нимфея, страдающего раздвоением личности. Для передачи внутреннего состояния ученика Соколов использует лавинообразные потоки текста без знаков препинания и логической связи.

В теории литературы это получило название поток сознания. Эти потоки накладываются один на другой и, сливаясь, образуют некий общий гул, на фоне которого мы слышим голоса, каждый со своей историей, что и создаёт фрагментарность текста. Реальный мир разбился, и каждый человек живёт в своём замкнутом пространстве, создавая ирреальность как противопоставление окружающему его безумию. Поэтому и логично выстроенной сюжетной линии нет в романе. Единственным связующим звеном между разрозненными фрагментами является мальчик, страдающий раздвоением личности, с элементарными представлениями о жизни.

Всматривание позволяет герою не только познавать мир, но и преодолевать время, расширяя его рамки за счёт возникающих при этом ассоциаций, в результате чего взаимно сосуществуют несколько временных плоскостей. Итак, теперь запишите в тетрадь основные стилевые тенденции постмодернизма поток сознания, фрагментарность, ассоциативность, юродствующий герой. На следующих уроках мы с вами пополним диапазон стилевых тенденций прозы постмодернизма.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Нарративная структура романа Саши Соколова «Школа для дураков»

Представители отечественной науки - М.М.Бахтин, А. М.Веселовский. Ю.М.Лотман, В.Я.Пропп, Б.В.Томашевский, О.М.Фрейденберг и др немецкие учёные -… Бурно развивающаяся теория повествования - нарратология - определяет список методов, с помощью которых предлагается…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Методическая часть

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Теория наррации и современная нарратология
Теория наррации и современная нарратология. Философские основы нарратологии. Нарратология является одним из современных ответвлений структурализма в искусствознании и литературоведении. Стру

История вопроса
История вопроса. Нарратология - теория повествования. Как особая литературоведческая дисциплина со своими специфическими задачами и способами их решения оформилась в конце 1960-х в результат

Принципы организации постмодернистского литературного текста
Принципы организации постмодернистского литературного текста. Постмодернизм ориентирует на разрушение структуры как закрытого, завершённого, иерархизированного знакового образования.

Ассоциативно-нарративные принципы прозы
Ассоциативно-нарративные принципы прозы. века. В литературе 20 века наблюдается ослабление организующей роли сюжета. Функцию создания композиционного единства произведения принимают на себя иные фо

Библиографический список
Библиографический список. Баранов О. Гипертекстовая субкультура Знамя.1997. 7. 2.Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М. Прогресс ,1989. 3.Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М 1975.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги