Дьявол и его свита в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Реферат ученицы 11 Б класса Школы 613 ЦАО г. Москвы Силоновой Лидии г. Москва, 1998г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА.2. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОЛЬ СИЛ ЗЛА В РОМАНЕ 2.1 САТИРИЧЕСКАЯ.2.2 ФИЛОСОФСКАЯ 3. ИСТОРИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛАНДА И ЕГО СВИТЫ 3.1 Воланд.3.2 Коровьев-Фагот.3.3 Азазелло.3.4 Бегемот 3.5 Гелла4. ВЕЛИКИЙ БАЛ У САТАНЫ КАК АПОФЕОЗ РОМАНА 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА. Роман Михаила Афанасьевича Булгакова Мастер и Маргарита не был завершен и при жизни автора не публиковался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте.

Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.

Время начала работы над Мастером и Маргаритой Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. В первой редакции роман имел варианты названий Черный маг, Копыто инженера, Жонглер с копытом, Сын В Гастроль. Первая редакция Мастера и Маргариты была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы Кабала святош. Об этом Булгаков сообщил в письме правительству И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе Работа над Мастером и Маргаритой возобновилась в 1931 г. К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей буйной свитой.

Вторая редакция, создававшаяся до 1936 г имела подзаголовок Фантастический роман и варианты названий Великий канцлер, Сатана, Вот и я, Черный маг, Копыто консультанта. Третья редакция, начатая во второй половине 1936 г первоначально называлась Князь тьмы, но уже во 1937 г. появилось хорошо известное теперь заглавие Мастер и Маргарита.

В мае июне 1938 г. полный текст впервые был перепечатан. Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя, Булгаков прекратил е на фразе Маргариты Так это, стало быть, литераторы за гробом идут Булгаков писал Мастера и Маргариту в общей сложности более 10 лет. Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться роман-судьба, роман-завещание.

Роман вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений московский быт, запечатленный в очерках Накануне, сатирическая фантастика и мистика, опробованная в повестях 20-х годов, мотивы рыцарской чести и неспокойной совести в романе Белая гвардия, драматическая тема судьбы гонимого художника, развернутая в Мольере, пьесе о Пушкине и Театральном романе К тому же картина жизни незнакомого восточного города, запечатленного в Беге, готовила описание Ершалаима.

А сам способ перемещения во времени назад - к первому веку истории христианства и вперед к утопической грезе покоя напоминал о сюжете Ивана Васильевича. Из истории создания романа мы видим, что он был задуман и создавался как роман о дьяволе. Некоторые исследователи видят в нм апологию дьявола, любование мрачной силой, капитуляцию перед миром зла. В самом деле, Булгаков называл себя мистическим писателем, но мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя 2.

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОЛЬ СИЛ ЗЛА В РОМАНЕ

Они не столько сбивают с пути праведного людей добрых и порядочных, ск... Начальству втирают очки Машину зря гоняют казенную наябедничал и кот И... Без чересчур тяжелых последствий обходится встреча с нечистой силой и ... Зато крайне суровые наказания выпадают тем, кто и не ворует и вроде бы... За что Буфетчик-то как раз и ворует и мошенничает, но не в этом самый ...

ФИЛОСОФСКАЯ

С помощью ассистентов Воланда Булгаков ведет свой сатирико-юмористичес... Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом что бы делало твое добр... Но этим далеко не исчерпывалось то, что, по его убеждению, нужно было ... И кто знает, чего во всем этом больше всемогущества сатаны или фантази... 3.

ИСТОРИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛАНДА И ЕГО СВИТЫ

ИСТОРИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛАНДА И ЕГО СВИТЫ. Воланд во многом ориентирован на Мефистофеля Фауста Иоганна Вольфганга... Образ Воланда по отношению к тому взгляду на дьявола, который отстаива... 3.4 Бегемот Этот кот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый за... Перестрелка Бегемота с сыщиками в квартире 50, шахматный поединок его ...

ВЕЛИКИЙ БАЛ У САТАНЫ КАК АПОФЕОЗ РОМАНА

ВЕЛИКИЙ БАЛ У САТАНЫ КАК АПОФЕОЗ РОМАНА. За сеткой птицы масса порхают. Оркестр, выписанный из Стокгольма. В углах столовой вагоны небольшие, на них козлята, овечки, медвежата. Здесь вспоминается роман Человек-невидимка 1897 Герберта Уэллса. Булгаковская героиня мучается из-за измены мужу и, пусть подсознательн...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Один из ярких парадоксов романа заключается в том, что, изрядно набедокурив в Москве, шайка Воланда в то же время возвращала к жизни порядочность, честность и жестоко наказывала зло и неправду, служа как бы тем самым утверждению тысячелетних нравственных заповедей.

Воланд разрушает рутину и несет наказание пошлякам и приспособленцам. И если ещ его свита предстает в личине мелких бесов, неравнодушных к поджогам, разрушению и пакостничеству, то сам мессир неизменно сохраняет некоторую величавость.

Он наблюдает булгаковскую Москву как исследователь, ставящий научный опыт, словно он и впрямь послан в командировку от небесной канцелярии. В начале книги, дурача Берлиоза, он утверждает, что прибыл в Москву для изучения рукописей Герберта Аврилакского ему идет роль ученого, экспериментатора, мага. А полномочия его велики он обладает привилегией наказующего деяния, что никак не с руки высшему созерцательному добру. К услугам такого Воланда легче прибегнуть и отчаявшейся в справедливости Маргарите.

Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой делится она с Мастером они ищут спасения у потусторонней силы. Булгаковская Маргарита в зеркально-перевернутом виде варьирует историю Фауста. Фауст продавал душу дьяволу ради страсти к познанию и предавал любовь Маргариты. В романе Маргарита готова на сделку с Воландом и становится ведьмой ради любви и верности Мастеру. Также можно заметить, что история Маргариты из Фауста во многом перекликается с историей булгаковской Фриды. Но у Булгакова мотив милосердия и любви в образе Маргариты решн иначе, чем в гтевской поэме, где перед силою любви сдалась природа сатаныон не снс е укола, милосердие побороло, и Фауст был отпущен в свет. В Мастере и Маргарите милосердие к Фриде проявляет Маргарита, а не сам Воланд.

Любовь никак не влияет на природу сатаны, ибо на самом деле судьба гениального Мастера предопределена Воландом заранее. Замысел сатаны совпадает с тем, чем просит наградить Мастера Иешуа, и Маргарита здесь часть этой награды.

В эпилоге романа на крыльях тучи сатана и его свита покидают Москву, унося с собой в свой вечный мир, в последний приют Мастера и Маргариту. Но те, кто лишили Мастера нормальной жизни в Москве, затравили и вынудили искать пристанища у дьявола они остались. В одной из редакций романа последние слова Воланда таковы У него мужественное лицо, он правильно делает свое дело, и вообще вс кончено здесь. Нам пора Воланд приказывает своей свите покинуть Москву, поскольку уверен, что этот город и страна останутся в его власти, пока здесь господствует человек с мужественным лицом. Этот человек Сталин.

Очевидно, что столь прямой намк, что великий вождь и учитель пользуется благорасположением дьявола, особенно напугал слушателей последних глав романа 15 мая 1939 года. Интересно, что это место в не меньшей степени страшило и последующих издателей булгаковского романа. Хотя цитированный фрагмент содержался в последней машинописи Мастера и Маргариты и не был отменн последующей правкой, он не попал в основной текст ни в одном из осуществленных до сих пор изданий.

Жизнь великого произведения продолжается

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . 1. Булгаковская энциклопедия составитель Б.В. Соколов М. Локид, Миф, 1997 г. 2. В.Г. Боборыкин Михаил Булгаков - М. Просвещение, 1991г 3. Творчество Михаила Булгакова Исследования. Материалы. Библиография. Кн. 1 под ред. Н.А. Грозновой и А.И. Павловского. Л Наука, 1991 г. 4. В.Я. Лакшин Вступительная статья к изданию М.А. Булгаков Собрание сочинений в 5-ти томах.

М Художественная литература, 1990 г.