Греческие племена и наречия

Греческие племена и наречия. Творцом греческой литературы и искусства, имеющих мировое значение, был народ, который в историческую эпоху называл себя эллинами, а у нас обычно называется греками - именем, взятым нами у римлян.

Греческий народ не имел политического единства и жил, преимущественно, маленькими политическими общинами - полисами - по берегам Средиземного, Черного, Мраморного и Азовского морей.

Однако, несмотря на политическую разобщенность и племенную обособленность, греки в цветущую пору своей истории дошли до высокого сознания своего национального и культурного единства, противопоставляя себя всем другим народам как варварам. Это сознание с особой силой пробудилось во время войн с персами в начале V в. до н.э. 4. Язык древнегреческой литературы. По языку древние греки принадлежали к так называемой индо-еврейской группе.

Грамматический строй греческого языка чрезвычайно близок к строю италийских, кельтских, германских, славянских, индоиранских и других языков этой группы. Вместе с тем, словарный состав греческого языка содержит некоторые элементы из других языков - более древнего населения пеласгов греческой традиции или даже языков Малой Азии. Недавно прочитанные критские, микенские и пилосские надписи, относящиеся ко II тысячелетию до н.э дают основание утверждать, что перед нами образцы греческого языка Лурье С.Я. Язык и культура Микенской Греции, М Л 1957 Whitman C.H. Homer and the heroic tradition, Cambridge - Mass, 1958, p.22-26 Но в названиях некоторых местностей и богов сохраняются черты иноязычные.

В начале исторической эпохи мы застаем греков, разделенными на множество мелких родоплеменных групп, изолированных друг от друга горами и говоривших на местных говорах. Однако, они не теряли сознания своего единства и принадлежности к одному народу.

Главными из этих племен, значительно отличавшихся по своему наречию диалекту, считались эолийцы, ионийцы и дорийцы. Вследствие исключительно важной роли Афинского государства, образовалась особая ветвь ионийцев и их языка - аттическое наречие. Эти четыре диалекта легли в основу литературных наречий для отдельных жанров ионийский - для эпоса, эолийский - для лесбосских поэтов, дорийский - для торжественной лирики, аттический диалект, как язык руководящего государства, приобрел особенно важное значение в литературе.

Всякий литературный язык - язык до некоторой степени искусственный. К разговорной аттической речи был близок язык комедии. Он содержит много искусственно придуманных слов и выражений или пародий на речь других жанров - эпоса, лирики и трагедии. Еще ближе к разговорной речи язык надписей, отражающий особенности местных диалектов, и из поздних поры - тексты писем и различных записей простых людей, сохранившиеся на египетских папирусах. Древнегреческий язык обладает большим лексическим и морфологическим богатством. Словарь его отличается обилием синонимов, выражающих всевозможные оттенки мысли.

В языке греков, как народа по преимуществу приморского, поражает множество слов, обозначающих море и характеризующих его эпитетов, а также названий предметов и занятий, связанных с ним. Морфология содержит большое разнообразие форм склонения и спряжения. Склонение имеет четыре падежные формы. Глагольные формы в разнообразии времен и наклонений передают многообразные оттенки действия или состояния, длительность и моментальность действия аорист.

В фонетическом отношении древнегреческий язык сильно отличается от современного языка и от других европейских языков своими мелодическими свойствами. Слоги в нем различались по количеству одни - долгие, другие - краткие долгий слог произносился приблизительно вдвое протяжней, чем краткий, и обладал большей высотой звука Шантрен П. Историческая морфология греческого языка, пер. Боровского Я.М М 1953, с.9 - 12, 277 - 318 Денисов Я.И. Основания метрики древних греков и римлян, М 1888, с.8 . Это создавало основу для музыкального ритма.

Лишь в III - IV вв. до н.э. в греческом языке произошли изменения, вследствие которых утвердилось экспираторное ударение, основанное на силе выдуваемой струи воздуха, и стихосложение перешло на тоническую систему, которая в настоящее время находит применение у большинства европейских народов. II. Истоки древнегреческой литературы. 1.