рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Риторика М.В. Ломоносова

Риторика М.В. Ломоносова - раздел Литература, Вклад Ломоносова в филологию Риторика М.в. Ломоносова. Для Того Чтобы Быть Хорошим Пропагандистом И Популя...

Риторика М.В. Ломоносова. Для того чтобы быть хорошим пропагандистом и популяризатором науки, надо владеть словом, особыми приемами привлечения внимания слушателей. Ведь недаром же на одной лекции мы сидим не шелохнувшись, стараясь не пропустить ни слова докладчика, а на другой вздыхаем, зеваем, смотрим на часы. Качество лекции зависит от мастерства выступающего, а оно, в свою очередь, от умения владеть аудиторией.

Ораторскому искусству можно научиться. Для желающих овладеть им Ломоносов и написал свою Риторику, которая имела принятое по тем временам такое длинное название Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки.

Вторая и третья книги Ломоносовым написаны не были. Во введении ученый пишет Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению К приобретению оного требуются пять следующих следствий первое природные дарования, второе наука, третье подражание авторов, четвертое упражнение в сочинении, пятое знание других наук. Пересказать подробно Риторику Ломоносова трудно, так как этот объемистый труд содержит около трехсот страниц текста.

На них различные риторические правила требования, предъявляемые к лектору мысли о его способностях и поведении при публичных выступлениях многочисленные поясняющие примеры. Отметим основные положения, указанные ученым, которые не потеряли своего значения и в наши дни. Риторика есть учение о красноречии вообще В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно другие учат, как изобретенное украшать третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части на изобретение, украшение и расположение.

Ломоносов говорит о том, что выступление должно быть логично построено, грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркивает необходимость тщательного отбора материала, правильного его расположения. Примеры должны быть не случайными, а подтверждающими мысль выступающего.

Их надо подбирать и готовить заранее. При публичном выступлении распространении слова наблюдать надлежит 1 чтобы в подробном описании частей, свойств и обстоятельств употреблять слова избранные и убегать избегать весьма подлых, ибо оне отнимают много важности и силы и в самых лучших распространениях 2 идеи должно хорошие полагать напереди ежели натуральный порядок к тому допустит, которые получше, те в середине, а самые лучшие на конце так, чтобы сила и важность распространения вначале была уже чувствительна, а после того отчасу возрастала.

Далее Ломоносов пишет о том, как пробудить в слушателях любовь и ненависть, радость и страх, благодушие и гнев, справедливо полагая, что эмоциональное воздействие часто может оказаться сильнее холодных логических построений. Хотя доводы и довольны бывают к удовлетворению о справедливости предлагаемыя материи, однако сочинитель слова должен сверх того слушателей учинить страстными к оной. Самые лучшие доказательства иногда столько силы не имеют, чтобы упрямого преклонить на свою сторону, когда другое мнение в уме его вкоренилось Итак, что пособит ритору, хотя он свое мнение и основательно докажет, ежели не употребит способов к возбуждению страстей на свою сторону А чтобы сие с добрым успехом производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы человеческие от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих Страстию называется сильная чувственная охота или неохота В возбуждении и утолении страстей, во-первых, три вещи наблюдать должно 1 состояние самого ритора, 2 состояние слушателей, 3 самое к возбуждению служащее действие и сила красноречия.

Что до состояния самого ритора надлежит, то много способствует к возбуждению и утолению страстей 1 когда слушатели знают, что он добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец 2 ежели его народ любит за его заслуги 3 ежели он сам ту же страсть имеет, которую в слушателях возбудить хочет, а не притворно их страстными учинить намерен.

Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и множество других факторов.

При всех сих надлежит наблюдать время, место и обстоятельства. Итак, разумный ритор при возбуждении страстей должен поступать как искусный боец умечать в то место, где не прикрыто. Произнося слово, надо сообразовываться с темой выступления, подчеркивает Ломоносов.

В соответствии с содержанием лекции необходимо модулировать голос, повышая или понижая его, так, чтобы радостную материю веселым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным тоном Ненадобно очень спешить или излишнюю протяженность употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от другого скучно. Во второй части Руководства к красноречию Ломоносов говорит об украшении речи, которое состоит в чистоте штиля, в течении слова, в великолепии и силе оного.

Первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто. Рассматривая плавность течения слова, Ломоносов обращает внимание на продолжительность словесных периодов, чередование ударений, воздействие на слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению речи способствует включение в нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из известных сочинений.

Причем все это надо употреблять в меру, добавляет ученый. Последняя, третья часть Руководства называется О расположении и повествует о том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее, наисильнейшее впечатление на слушателей. Что пользы есть в великом множестве разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом Храброго вождя искусство состоит не в одном выборе добрых и мужественных воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков.

И далее Ломоносов на многочисленных примерах поясняет сказанное. Посмотрим теперь, как сам ученый на практике применял вышеизложенное в своих публичных выступлениях. Современники свидетельствуют, что Ломоносов был выдающимся ритором. Это признавали даже его недруги. Враг ученого Шумахер писал одному из своих корреспондентов Очень бы я желал, чтобы кто-нибудь другой, а не господин Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками.

Оратор должен быть смел и некоторым образом нахален. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел его в этом качестве. Здесь сквозь явное недоброжелательство просматривается невольное признание риторических способностей. Слова и Речи ученого всегда привлекали множество слушателей и проходили с неизменным успехом. Известный русский просветитель Н.И. Новиков вспоминал, что слог Ломоносова был великолепен, чист, тверд, громок и приятен, а нрав он имел веселый, говорил коротко и остроумно и любил в разговорах употреблять острые шутки.

В качестве иллюстраций ораторского искусства Ломоносова, его умения образно и интересно рассказывать об успехах и достижениях науки, понятно объяснять дотоле неизвестное рассмотрим два примера. Первый Слово о пользе химии, в публичном собрании императорской Академии наук сентября 6 дня 1751 года говоренное Михаилом Ломоносовым. Начинается оно так Рассуждая о благополучии жития человеческого, слушатели, не нахожу того совершеннее, как ежели кто приятными и беспорочными трудами пользу приносит Приятное и полезное упражнение, где способнее, как в учении, сыскать можно В нем открывается красота многообразных вещей и удивительная различность действий и свойств Им обогащающийся никого не обидит затем, что неистощимое и всем общее предлежащее сокровище себе приобретает. Говоря о пользе учения, о необходимости приобретения знаний, ученый показывает, насколько образованный человек отличается в лучшую сторону от невежественного.

И призывает учиться, познавать новое.

Представьте, что один человек немногие нужнейшие в жизни вещи, всегда перед ним обращающиеся, только назвать умеет, другой не токмо всего, что земля, воздух и воды рождают, не токмо всего, что искусство произвело чрез многие веки, имена, свойства и достоинства языком изъясняет, но и чувствам нашим отнюдь не подверженные понятия ясно и живо словом изображает. Один выше числа перстов своих в счете производить не умеет, другой не токмо величину без меры познавает, не токмо на земли неприступных вещей расстояние издалека показать может, но и небесных светил ужасные отдаления, обширную огромность, быстротекущее движение и на всякое мгновение ока переменное положение определяет Не ясно ли видите, что один почти выше смертных жребия поставлен, другой едва только от бессловесных животных разнится один ясного познания приятным сиянием увеселяется, другой в мрачной ночи невежества едва бытие свое видит

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Вклад Ломоносова в филологию

Выдающийся русский языковед, лексикограф, профессор С. И. Ожегов подчеркивал Высокая культура речи это умение правильно, точно и выразительно… К индивидуальной культуре речи, к речевому поведению человека во все времена… В конце XVIII начале XIX в. сложилась риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Риторика М.В. Ломоносова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Значение трудов М.В. Ломоносова для развития славянской филологии
Значение трудов М.В. Ломоносова для развития славянской филологии. Имя Ломоносова - первое и первостепенное имя в разработке русского литературного языка до Ломоносова русский язык как таков

О пользе книг церковных в российском языке
О пользе книг церковных в российском языке. Деление на 3 стиля в старой риторике доломоносовского периода ориентировалось на овладение особенностями литературных жанров, на недопущение нарушений тр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги