рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Язык средств массовой информации

Работа сделанна в 2005 году

Язык средств массовой информации - Курсовая Работа, раздел Литература, - 2005 год - Министерство Образования Российской Федерациинижегородскийгосударственный Лин...

Министерство образования Российской ФедерацииНижегородскийГосударственный Лингвистический УниверситетИм. Н.А. ДобролюбоваКафедра философии и теории социальной коммуникацииКурсовая работа по русскому языку и культуре речиЯзык средств массовой информациина примере газетной печати Выполнила студентка 1 курса заочного отделения поспециальности Связи с общественностью Селиверстова И.И. Проверила Глебова Е.Ф.Нижний Новгород2005Оглавление Введение. 3Глава 1. Массоваякоммуникация как особый тип общения, тип дискурса. 5Глава 2. Средства речевойвыразительности в газетной печати. 62.1 Фигуры речи. 72.2 Тропы 152.3 Прием аллюзии. 212.4 Штампы и полистизм. 24Глава 3. Положениегазетной речи в стилистической системе русского языка на данный момент. 253.1 Жаргонизмы и просторечия. 283.2 Четыре стилистических принципа. 35Заключение. 40Списокиспользованной литературы 42 Введение Средства массовойинформации СМИ оказывают большое влияние на нашу жизнь. Каждый день мысмотрим телевидение, слушаем радио, и, конечно, читаем газеты.

СМИ подразделяются навизуальные периодическая печать, аудиальные радио, аудиовизуальные телевидение, документальное кино. Несмотря на все различия между ними, СМИобъединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функцийи особой структуре коммуникативного процесса. Среди функций СМИ выделяют следующие - информационную частоизложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой -познавательно-просветительную передавая многообразную культурную, историческуюнаучную информацию, СМИ способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей - функцию воздействия СМИ не случайно называют четвертой властью их влияние на взгляды и поведениелюдей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионныхизменений общества или во время проведения массовых социально-политическихакций, например, в ходе всеобщих выборов главы государства - гедонистическую здесьречь идет не просто о развлекательной информации, но и о том, что любаяинформация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ еепередачи вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностямадресата. Язык средств массовойинформации, особенно газетной печати, тема, вызывающая споры и интересующаямногих сейчас.

В связи с этим меня изаинтересовала данная проблема.

Передо мной стояла задачане просто показать собственно языковые особенности языка СМИ на примерегазетной печати, но и рассмотреть массовую коммуникацию как особый тип общениятип дискурса под дискурсом здесь понимается коммуникативное событие, заключающееся во взаимодействии участников коммуникации посредством вербальныхтекстов и или других знаковых комплексов в определенной ситуации и определенныхсоцио культурных условиях общения. Для этого были взяты рядроссийских газет.

Я постаралась изучить специфику средств языка и ошибки, допускаемые в газетных текстах. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе СМИрассматриваются как особый тип общениятип дискурса важнейшая категория дискурса массовой коммуникации и видыограничений на распространение информации.

Во второй главе как раз описанысредства речевой выразительности в газетных текстах.

В третьей главе рассматриваетсяположение газетной речи в стилистической системе русского языка на данныймомент. Более подробно все эторассматривается в основной части работы. Глава 1. Массовая коммуникация как особыйтип общения, тип дискурса Средства массовойинформации объединяются как особый тип коммуникации дискурса, который можноохарактеризовать как дискантный, ретиальный передача сообщения неизвестному ине определенному количественно получателю информации, с индивидуально-коллективным субъектом под этим подразумевается несколько соавторство, но и, например, общая позиция газеты, теле- или радиоканала и массовымрассредоточенным адресатом.

Основной целью дискурса вСМИ, в том числе и периодической печати, является передача илиретранслирование информации различных типов 1 .Важнейшей категориейдискурса массовой коммуникации является информационное поле. В значительнойстепени оно формируется за счет иерархически организованной новостийнойинформации и при отсутствии тематических ограничений должно принимать видадекватно отражающей действительность информационной мозаики, однако реальномогут возникнуть сдвиги в сторону позитивной или негативной информации. Общепринятыми считаютсядва вида ограничений на распространение информации институциональное юридически закрепленное и конвенциональное прежде всего этическое, всеостальные ограничения являются нарушением информационной нормы.

К ним, вчастности, относится распространение недостоверной информации.

Практика черной и серой пропаганды выработала дезинформационные универсалии, однакои читатель, в свою очередь, научился узнавать в тексте приемы, маскирирующиеложь маркеры лжи. Оценка прагматическаясторона информации неотделима от фактов предметно-логической составляющейинформации. В ней выражены позиции автора, его система ценностей, представления о происходящем.

Оценка тесно связана с категориями свой чужой, искренний лживый.

В журналистской практике сложились типовые объектыоценивания оппоненты, их высказывания и действия, отдельные слои населения, общественные институты, общественные явления. Оценка является важным, а и иногда и основным средством аргументации иможет меняться вплоть до полярной в зависимости от целей коммуникации или подвлиянием социальных факторов. Ее использование в аргументативной функции регулируетсяэстетическими нормами и риторическими правилами. Эти ограничения удаетсяобходить с помощью косвенных оценок, к которым, в частности, относятсяконтексты самодискредитации.

Риторическое усиление речи достигается с помощьюстилистических фигур и тропов. Глава 2. Средства речевой выразительностив газетной печати Риторическое усилениеречи, например путем использования фигур и тропов, один из важнейшихстилистических приемов и в тоже время средство повышения эстетического уровнятекста. В книге Русский язык нагазетной полосе В.Г.Костомаров выделил основную черту языка газеты стремлениек стандартизованности и одновременно к экспрессивности. Широкие возможности дляреализации этой тенденции представляют фигуры речи. 2.1 Фигуры речи Фигуры речи отступленияот нейтрального способа изложения с целью эмоционального и эстетическоговоздействия.

Стардантизованность обеспечивается воспроизводимостью фигур в ихоснове лежат определенные схемы, которые в речи могут наполняться каждый разновыми словами. Эти схемы закреплены многовековой культурной деятельностьючеловечества и обеспечивают классичность, отточенность формы.

Экспрессиявозникает либо в результате ментальных операций сближения-противопоставления, либо вследствие разрушения привычных речевых формул и стереотипов, либо благодаря умелым изменениям речевой тактики. В газете встречаютсяпрактически все фигуры речи, однако значительно преобладают четыре группы вопросы различных типов, повторы, создаваемые средствами различных языковыхуровней, аппликации и структурно-графические выделения. С первых же строкчитатель часто встречается с такими разновидностями вопросов, как дубитация иобъективизация.

Дубитация это ряд вопросов к воображаемому собеседнику, служащих для постановки проблемы и обоснования формы рассуждения, например Все чаще в средствах массовой информации публикуются социологические данные опопулярности претендентов на высокую должность и прогнозы о вероятномпобедителе. Но насколько надежны эти данные? Можно ли им доверять? Или этотолько средство формирования общественного мнения, своеобразный способпропаганды желанного кандидата? Эти вопросы носят как политический, так инаучный характер 2 Выдающийся мыслительсовременности Хинтика замечал, что умение ставить вопросы природе отличаетгениального ученого от посредственного.

То же можно сказать о журналистике вотношении общества. Первый раздел античной риторики включает в себя проблемувыделения спорного пункта. Поскольку одну и ту же проблему можно рассматриватьпод разными углами зрения, от того, насколько правильно поставит вопросадвокат, иногда зависит жизнь подсудимого.

По сформулированным в начале статьивопросам читатель судит о проницательности журналиста, о сходствах и различияхмежду собственной и авторской точками зрения, об актуальности темы и о том, представляет ли она интерес. Дубитация это и своего рода план дальнейшегоизложения, и способ установить контакт с читателем. Вопрос всегда обращен ксобеседнику и требует от него ответной реакции. Таким образом, высвечивание техили иных граней проблемы происходит как бы на глазах у читателя и при егоучастии.

От этого убедительность вывода возрастает если принял исходный тезиси не обнаружил нарушений логики в рассуждениях, то вывод безусловно верен. Дубитацияявляется важным композиционным приемом она выполняет роль зачина, которыйможет находиться как перед, так и послекраткого изложения сути дела. Благодаря своим интонационным особенностямдубитация формирует очень динамичное вступление. Объективизация этовопрос, на который автор отвечает сам, например Какие претензии предъявляются к переселенцам?Утверждают, что они опустошают пенсионную кассу и поглощают основные средства, выделяемые на пособия по безработице 3 .Объективизация этоязыковое средство, служащее для высвечивания отдельных сторон основного вопросапо мере развертывания текста.

Фигуры этого типа располагаются главным образом в началеабзацев. Наряду с метатекстом они создают каркас рассуждения, причем не толькофиксируют поворотные пункты мысли, но и продвигают рассуждение вперед.

Сменаутвердительной интонации на вопросительную позволяет оживить внимание читателя, восстановить ослабший контакт с ним, внести разнообразие в авторский монолог, создав иллюзию диалога. Объективизация этоотголосок сократического диалога распространенного в эпоху античности способаустановления истины путем предложения вопросов мнимому собеседнику, обычнообразованному современнику. На поставленные вопросы философ отвечал сам, но сучетом точки зрения мнимого собеседника.

Только диалог, полагали древние, могпривести к постижению абсолютной истины. В последующих научных трактатах этотметод выродился в современную объективизацию, которая, надо признать, в отличиеот дубитации или риторического вопроса не содержит элементов нарочитости итеатральности. Аналогом и одновременнопротивоположностью объективизации является обсуждение. Это постановкавопроса с целью обсудить уже принятое авторитетными лицами решение илиобнародованный вывод, например Людям, реально смотрящим на вещи, давнопредложено позаботится о себе самим.

Какие маневры может предпринять обычныймосквич? 4 По структуре обсуждениеявляется зеркальной противоположностью объективизации сначала утверждение, затем вопрос. Эта фигура замедляет рассуждение, как бы отбрасывает участниковкоммуникации назад, но она и учит сомневаться, перепроверять выводыавторитарных лиц. Решенная проблема на глазах у читателя вновь превращается впроблему, что наводит на мысль о непродуманности принятого решения и не можетне подрывать авторитет тех, кто его вынес. Риторический вопрос это экспрессивное утверждение или отрицание, например Станет ли связываться со Сбербанкомчеловек, чьи сбережения в нем погорели? 5 Нестанет связываться Риторический вопросинтонационно и структурно выделяется на фоне повествовательных предложений, чтовносит в речь элемент неожиданности и тем самым усиливает ее выразительность. Некоторая театральность этого приема повышает стилистический статус текста, поднимая его над обыденной речью.

Риторический вопрос служит эффектнымзавершением стать, например Новые граждане к трудным условиямприспосабливаются лучше в России научились.

Чем это плохо для Германии? 6 Открытый вопроспровоцирует читателя на ответ в виде письма в редакцию или публичноговыражения своего, а точнее, подготовленного газетой мнения. Высокая эмотивностьвопроса вызывает столь же эмоциональную ответную реакцию. Речевыми средствамиподдержания контакта с читателем служат также коммуникация, парантеза, риторическое восклицание, умолчание.

Коммуникация это мнимая передача труднойпроблемы на рассмотрение слушающему, например Ведь схема безумно удобна ивыгодна. Смотрите сами. Чтобы получить кредит, надо будет накопить 30 процентовстоимости квартиры 7 .Опознавательным знакомэтой фигуры в газете служит формула судите сами или ее аналоги смотритесами, вот и решайте и т.п. Коммуникация бывает двух видов один, подобнообсуждению, приглашает читателя к вдумчивому анализу уже сделанного авторомвывода, журналист как бы переводит растерянного читателя за руку через дорогу сдвусторонним движением другой останавливает рассуждение перед напрашивающимсявыводом и выталкивает обученного правилам движения читателя на дорогуобщественной мысли, как в следующем примере В немецком городе Фрайбурге на170 тысяч жителей 40 действующих храмов они еще плачутся на упадокрелигиозности а в Новгороде на 220 тысяч человек всего два храма Вот исчитайте 8 Независимо от частныхособенностей коммуникация повышает убедительность рассуждений, посколькучитатель в них участвует сам. Парантеза самостоятельное, интонационно и графически выделенное высказывание, вставленноев основной текст и имеющее значение добавочного сообщения, разъяснения илиавторской оценки, например В США от сальмонеллы это вам не куриная слепота! ежегодно умирает 4000человек и болеют около 5 миллионов 9 . Эта стилистическая фигуравнутренне противоречива, поскольку, с одной стороны, разрушает барьер междуавтором и читателем, создает ощущение взаимного доверия и понимания, порождаетиллюзию перехода от подготовленной речи к неподготовленной, живой, с другойстороны, как всякий прием, она вносит некоторый элемент нарочитости.

Неслучайно парантеза нередко служит средством иронического, отстраненногоизложения.

Риторическимвосклицанием, поклассическому определению, называется показное выражение эмоций.

Вписьменном тексте эта псевдоэмоция оформляется графически восклицательнымзнаком и структурно С каждой разборкой подобного типа людям все виднее одно как же в таком окружении тяжело спикеру! 10 Восклицательный знак в этих высказываниях способ привлечь внимание читателя ипобудить его разделить авторское негодование, изумление, восхищение. Умолчание указание вписьменном тексте графическими средствами многоточием невысказанность части мысли Хотеликак лучше, а получилось как всегда 11 .Многоточие заговорщическое подмигивание автора читателю, намек на известныеобоим факты или обоюдно разделяемые точки зрения. Вторая группа фигур, занимающих важное место в языке газеты повторы разных типов.

Известнаямудрость гласит Что скажут трижды тому, не верит народ. Повторяющиесясегменты фиксируются памятью и влияют на формирование отношения ксоответствующей проблеме.

Повторы могут создаваться средствами любого языковогоуровня. На лексическом уровне это может быть буквальный повтор слов Поэт вЧечне он больше, чем поэт 12 илистолкновение в одной фразе паронимов парономазия Артур начинающийбизнесмен и, возможно, в жизни руководствуется не столько классовымисоображениями, сколько кассовыми 13 . Клексическим повторам относят повтор, затрагивающий глубинную семантику, такназываемый эпанодос повтор с отрицанием, которое может быть выраженоморфемой или служебным словом Выбор в отсутствии выбора 14 Ижертвы их беззаконья стали жертвами закона 15 . На морфологическом уровнеэто полиптотон повтор слова в разных падежных формах А какое ещеможет быть настроение у лидера КПРФ, когда он выступает во Дворце имени Ленина, находящемся на площади имени Ленина, где стоит памятник Ленину? 16 На синтаксическом уровнеповтор может затрагивать структуру предложения. Повтор важнейшийстилеобразующий компонент газеты, выходящий далеко за рамки фигур, затрагивающий макроструктуру текста, как, например, повтор информации в заголовке, вводке и непосредственно в тексте статьи.

Здесь же следует упомянуть иповторные обращения к теме в условиях газетной кампании.

Столь значительноеместо, занимаемое повтором в газете, объясняется его способностью не толькооказывать эмоциональное воздействие, но и производить изменения в системе мнения ценности нормы. Третье место по частоте употребления в текстезанимает аппликация вкрапление общеизвестных выражений фразеологическихоборотов, пословиц, поговорок, газетных штампов, сложных терминов и т.п. ,как правило, в несколько измененном виде, например Тут уж, как говорится, из Интернационала слова не выкинешь 17 .Аппликация совмещает всебе два вида речевого поведения механическое, представляющее собой воспроизводствоготовых речевых штампов ср. в билетной кассе Два до Москвы, в магазине Два молока, и творческое, не боящееся экспериментировать с языком.

Использованием аппликации достигается сразу несколько целей создается иллюзияживого общения, автор демонстрирует свое остроумие, оживляется стершийся отмногократного употребления устойчивого выражения образ, текст украшается ещеодной фигурой.

Однако журналист должен следить, чтобы в погоне завыразительностью не возникало двусмысленности и стилистических недочетов вроде Поэтому не стоит возмущаться, господа-джентельмены, когда русские яйца в коивеки осмеливаются учить американских куриц инспекции 18 . Аппликация не толькоотражает массовое сознание, но и участвует в его формировании, поэтомуфамильярные фразы типа Сколько стоит договор на четверых 19 Они на троих делили нашу Державу, то сейчас хотят на троих собрать 20 -выдают недостаток вкуса и здравого смысла у автора. Наконец, структурно-графичесие выделения.

К ним относятся сегментация, парцелляция иэпифраз.

С помощью этих фигур внимание читателя обращается на один изкомпонентов высказывания, который в общем потоке речи мог бы остатьсянезамеченным. Сегментация вынесение важного для автора компонента высказывания в начало фразы ипревращение его в самостоятельное назывное предложение так называемый именительныйпредставления, а затем дублирование его местоимением в оставшейся частифразы, например Обмен купюр неужели все напрасно? 21 Парцелляция вписьменном тексте отделение точкой одного или нескольких последних словвысказывания для привлечения к ним внимания и придания им нового звучания, например Процесс пошел.

Вспять? 22 Эпифраз, илиприсоединение добавочное, уточняющее предложение или словосочетание, присоединяемое к уже законченному предложению, например Кто мог бы подумать, чтовопрос об этом поставят боннские политики, да еще социал-демократы? 23 Из трех фигур толькоэпифраз дает приращение информации, а остальные просто предоставляют журналистувозможность расставить логические акценты. Особую роль в любомвыразительном тексте играют сравнения. В прессе они обычно оформляются какструктурно и графически выделенные сравнительные обороты предложения иливводятся лексемами наподобие, похож, напоминает, например В древниевремена на Руси относились к бороде так же фанатично, как большевики кпартбилету 24 но мало она похожа насистему в строгом смысле слова.

Скорее на некую суспензию, без жесткойвнутренней связи элементов 25 .Все фигуры речи благодаряих формульной отточенности и завершенности прекрасно подходят для газетныхзаголовков, поэтому содержащие их фразы нередко оказываются графическивыделенными, с них начинает читатель знакомство с газетой, их замечает раньшедругих речевых приемов. 2.2 Тропы Троп это любаяязыковая единица, имеющая смещенное значение, т.е. второй план, просвечивающийся за буквальным значением.

Взаимодействие и взаимообогащение двух смысловявляется источником выразительности. Самое важное место средитропов занимает метафора перенос имени с одной реалии на другую наосновании замеченного сходства.

Способность создавать метафоры фундаментальное свойство человеческого сознания, поскольку человек познает мир, сопоставляя новое с уже известным, открывая в них общее и объединяя общимименем. С метафорой связаны многие операции по обработке знаний их усвоение, преобразование, хранение и передача. Кроме того, метафораслужит одним из способов выражения оценки, а нередко приобретает статусаргумента в споре с оппонентами или при их обличении по определению Н.Д.Арутюновой, Метафора приговор без суда. Негативная оценка прииспользовании метафоры формируется за счет тех неблагоприятных для объектаметафоризации ассоциаций, которые сопровождают восприятие созданного авторомобраза С другой стороны, надо признать, что в общественном смыследеятельность Правды, и СР , и Завтра не совсем бесполезна онакатализирует накопившиеся в стране эмоциональные нечистоты.

Конечно же, такаяодносторонность сантехнического сервиса возможна до определенной поры. Использование этой системы для подачи питьевой воды и позитивных идей неподходит 26 .Образы, в которыхосмысливается мир, как правило, стабильны и универсальны внутри одной культуры, что дало возможность американским исследователям Дж. Лакоффу и М. Джонсонувыделить их и описать.

Это образы вместилища, канала, машины, развития растенияили человека, некоторых форм человеческой деятельности, такой простейшей, какдвигательная например, моргать, хлопать, скакать, или более сложных строить, выращивать, воевать. Политика как неуловимое соединение умственной, речевой исоциальной деятельности человека осмысляется в тех же базовых образах машины имеханизмов ритм колебаний политического маятника, предвыборная машина, нейтронные ускорители реформ, дорогидля частного использования метафоры канала и связанных с ней средствпередвижения ростки демократии, корни национального конфликта, войны планторпедировался, взрыв недовольства, экономическая блокада, более честнойборьбы спортивной политический Олимп, вступил в игру его главныйсоперник. Наконец, особую роль в осмыслении политики как искреннейдеятельности играет метафора театра или цирка политическая арена, политический фарс, политический сценарий, закулисные маневры . 27 Ломкаобщественной и экономической жизни часто приводит к изменению характерабазового образа.

Так, броненосец брежневской экономики сменяется клячейроссийской экономики. Несмотря на то, что образ то многократного употребленияметафоры стирается, связанная с ним положительная или отрицательная оценка сохраняется, поэтому для одних и тех жеявлений газеты разных направлений выбирают разные базовые образы, например, распад СССР демократическая пресса называет делением счетов в коммунальнойквартире, коммунистическая метастазами суверенитетов. Доля тех или иных базовых образов в осмысленииполитической ситуации в стране в разные эпохи может меняться.

Так, притоталитарных режимах возрастает роль военной метафоры, и этот факт не толькоотражает протекающие в обществе процессы, но и пробуждает человека кдеятельности в русле избранной метафорики.

Как утверждает Дж. Лакофф и М.Джонсон, всей нашей деятельностью управляют нами же созданные метафоры.

Поэтомужурналист должен относиться к выбору метафорического обозначения так же, какшахматист относится к выбору хода. Метафора может быть нетолько средством познания мира, но и украшением в речи. Даже стертые метафорыиногда осознаются журналистами как чересчур образные для газетного стиля.

Вэтом случае в качестве извинения за неуместное употребление эстетикогенногослова авторы используют кавычки, например Добавим к этому все рыбноемногообразие морских огородов, которые грабили браконьеры 28 Полуостров оказался привязанным к украинской колеснице 29 .Неверное пониманиедемократии как ослабления контроля, в том числе и за формой выражения мысли, привело к распространению в языке газетыфизиологической метафоры типа импотенция силового фактора 30 .Грубая и бранная лексика намного экспрессивнее разговорной и даже жаргонной, так что физиологическая метафора прежде всего отражает накал страстей вобществе, однако журналистам не следует забывать, что соблюдение эстетическихнорм является важным принципом в любой цивилизованной стране. К распространеннымстилистическим ошибкам относится нарушение семантической сочетаемости междуметафорической номинацией и связанными с ней словами.

Необходимо, чтобы всловосочетании устанавливалась связь не только с переносным, но и с буквальномзначении слова.

Некорректны высказывания типа Ельцин выступил со своейпредвыборной платформой 31 ,поскольку в буквальном значении слово платформа не сочетается со словом выступать. Оживление стертых метафор, дающее интересные результаты в художественной литературе например, уМаяковского банальное время течет трансформируется в Волгу времени, вгазете не всегда оказывается уместным, особенно если название природногоявления привлекается для обозначения сугубо бытовых ситуаций, как, например, возникшее из метафоры лед тронулся высказывание На замерзшей реке жилищныхпроблем начался ледоход 32 . Вэтом случае вместо ожидаемого эффекта поэтизации жилищных проблем происходит обратное депоэтизация ледохода.

В отличие от поэта журналисту ненужно совершать переворотов в метафорике, однако это не означает снижениятребовательности к языку. Широко распространен вязыке газеты каламбур, или игра слов остроумное высказывание, основанноена одновременной реализации в слове словосочетании прямого и переносногозначений или на совпадении звучании слов словосочетаний с различнымизначениями, например Коммунистам в Татарстане ничего не светит, даже полумесяц 33 .Еще один близкий метафоретроп персонификация.

Это перенесение на неживой предмет функций живоголица. Одним из признаков дегуманизации современного общества являетсявыворачивание этого тропа и создание антиперсонификации.

Люди получают статусвещей, в результате чего появляются такие строки Город-герой встретилтоварища Зюганова хлебом и солью и девушками в национальном смоленскомубранстве 34 . Отстраненное, ироническое отношение к жизни в этом случае перерастает в откровенный цинизм. Из устной публичной речив язык газеты проникает аллегория такой способ повествования, при которомбуквальный смысл целостного текста служит для того, чтобы указать не переносныйсмысл, передача которого является подлинной целью повествования, например Ельцин бросает вызов судьбе.

А она его вызов не принимала такая капризнаядама, уступала ему без боя. Может, не хотела связываться 35 .Аллегория позволяет сделать мысль об абстрактных сущностях конкретной иобразной. Конкурирующем с метафоройтропом является метонимия перенос имени с одной реалии на другую пологической смежности. Под логической смежностью понимаютсоположенность во времени илипространстве, отношения причины и следствия, означаемого и им подобные, например Как сообщил в понедельник в Вашингтоне офис вице-президента АльбертаГора 36 .К метонимии очень близка синекдоха перенос имени с целого на его часть и наоборот Над нашей территориейможет беспрепятственно летать любой, кто достал борт и горючее 37 . Синекдоха этого типа может проникать в газету из жаргонов или создаватьсяавтором в соответствии с его саркастическим отношением к тому, что онописывает.

Другая разновидность этого тропа синекдоха числа, т.е. указаниена единичный предмет для обозначения множества или наоборот обычноповышает стилистический ранг высказывания, поскольку единичный предмет, соединяющий в себе черты многих подобных предметов, существует лишь какабстракция, идеальный конструкт, и умозрительный, идеальный мир описываетсятекстами высокого стиля Указ оптимисты оценивают как хороший импульс дляударного труда российского пахаря на весенней борозде 38 .Ироническая окраска можеттакже создаваться антономазией употреблением имени собственного внарицательное значение или наоборот Примерно в то же время в Азовеготовился к отъезду в неведомые палестины некто Альберт Жуковский 39 .Отстраненное ироническоеповествование стало чуть ли не главной чертой альтернативной советскойлитературы.

В процессе демократизации средств массовой информации образнезависимого наблюдателя, не принимающего старой системы ценностей и ненавязывающего своей, все подвергающего непредвзятому критическому анализу, появился на страницах печати.

Всвязи с этим важную роль начинает игратьантифразис употребление слова или выражения, несущего в себе оценку, противоположную той, которая явствует из контекста. Так в рассмотренномвыше примере имя собственное Палестина с заложенной в нем высокой оценкой этот регион ассоциативно связан со святыми местами употребляется вместовыражения в неизвестном направлении, заключающего в себе отрицательнуюоценку.

Антифразис имеет две разновидности иронию завышение оценки с целью ее понижения и мейозис занижениеоценки с целью ее повышения. Так фраза Короче, налицо некоторый повод дляликования крестьянства 40 -явно иронична, поскольку слово ликование относится к высокому стилю исодержит завышенную оценку того бытового явления, которое оно называет. Напротив, в предложении Мы Эквадор.

Авт. чувствуем свою вину за то, что банановая кожура очень частопоявляется на московских улицах 41 -притворно занижена самооценка, т.е. читатель имеет дело с мейозисом. Предельным наиболеерезким и жестким выражением иронии является сарказм Затем новенький кандидатв президенты вышел на улицу пообщаться в капелистый апрельский день с нардом, часть которого охраняли спецслужбы, да так бдительно, что улица Куйбышева Ильинка была запружена спецмашинами и людьми в добротных черных пальто 42 . 2.3

Прием аллюзии

Прием аллюзии. Содержащие аллюзию высказывания помимо буквального смысла имеют второй... Первые строятся на упоминанииисторического события или лица. Это вполне естественно дляданной сферы общения пресса ориентирована на... Звезда, под которойродился будущий член Политбюро, оказались пятиконеч...

Штампы и полистизм

Штампы и полистизм. Штамп это окаменелая фразеология, в которойнеправомерно продолжают усм... Это сочетания типа мирное сосуществование, государственное регулирован... Положение газетной речи встилистической системе русского языка на данн... Вообще во влиянии на язык СМИразличных речевых подсистем национального...

Жаргонизмы и просторечия

Жаргонизмы и просторечия. В соотношении основныхформ национального языка очевидна экспансия двух... Не беда, если вспомнить, что двадцать лет назад бюджет у фильма был вс... В такой ситуациистилистическая идентичность газетной речи оказывается ... 52 Стилистическое различиеэтих газетных текстов очевидно. В этом разли...

Четыре стилистических принципа

оцениваются как необычные даже вполнетрадиционные метафоры С учетом по... Во дворе самого обычного высотногодома в Медведкове стоит голубятня - ... А потом появилось строение во дворесемнадцатиэтажки, где Василий Тихон... Раньше ведь почему еще птиц было много? Хлеб дешевый, икаждая хозяйка ... писать про любовь, поскольку скоро-скоро самое дорогое оттает, оживет ...

Заключение

Заключение Средства массовойинформации играют немаловажную роль в нашей жизни.

Поэтому проблема языка СМИявляется главной в этой теме. Специфика языка СМИ определяется особенностямикоммуникативной ситуации, которую он обслуживает. Дискурс массовой коммуникациихарактеризуется как дискантный, с индивидуально-коллективным субъектом инеизвестным, количественно неопределенным массовым рассредоточенным адресатом. Риторическое усилениеречи достигается с помощью стилистических фигур и тропов. Их использованиеотвечает двум основным тенденциям языка газеты стандартизированности иэкспрессивности.

Некоторые выразительные средства языка газетной печатипревращаются в штампы. За последнее десятилетиеположение газетной речи в стилистической системе русского языка стало еще болеесложным. В соотношении основных форм национального языка очевидна экспансиядвух неосновных, периферийных форм - жаргона и просторечия. Газетная речь вышлаиз жесткой системы книжных стилей и активно взаимодействует с разговорной речью. Газетная речь активно взаимодействует с рекламными и ораторскими текстами -вновь актуализированными подсистемами литературного языка. В такой ситуациистилистическая идентичность газетной речи оказывается под очевидной угрозой.

Появляется одна очень важная закономерность газетная речь растягивается между двумя разнонаправленными стилистическимиполюсами - деловой речью и речью разговорной. Сегодня газетной речьюуправляют четыре принципа принцип ударной оценочности, принцип референтности, принцип диалогичности, принцип эгоцентричности. СМИ в значительнойстепени определяют нормы языка и общения, и тем более высока их ответственностьза то, чтобы эти нормы отвечали лучшим культурным традициям.

Но остается тольконадеяться. Список использованной литературы 1. Русский язык икультура речи. Пособие для ВУЗов, Ростов н Д, Феникс , 20012. Русский язык икультура речи. Учебник для ВУЗов под ред. Л.К.Граудина и Е.Н.Ширяева3. Русский язык икультура речи. Учебник для ВУЗов, Просвещение ,19994. Языковые механизмывариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание Рольязыка в средствах массовой информации.

Баранов А.Н Паршин В.В М 19865. Статьи из газет Комсомольская правда за 1984, 1996 года, Известия за 1996 год, Правда за1996 год, Коммерсант за 1999 год, Неделя за 1998 год, Московский Комсомолец за 1996, 2000 годы, Новая газета за 1999 год, Московские новости за 1994,1996 годы, Труд за 1996 год, Завтра за 1996 год. 1 Культура речи. Учебник дляВУЗов под ред. Е.Н. Ширяева 2 Газета Правда . 1996 3 Газета Известия . 1996 4 Газета МосковскийКомсомолец . 1996 5 Газета МосковскийКомсомолец . 1996 6 Газета Известия . 1996 7 Газета МосковскийКомсомолец . 1996 8 Слово . 1993 9 Газета Известия . 1996 10 Независимая газета 1993 11 Газета МосковскийКомсомолец . 1993 12 Газета Труд . 1996 13 Газета Известия . 1996 14 Газета Московскиеновости .1996 15 Газета Московские новости .1996 16 Газета Известия . 1996 17 Газета Известия . 1996 18 Там же. 19 Газета МосковскийКомсомолец . 1996 20 Газета Завтра . 1996 21 Газета МосковскийКомсомолец . 1993 22 Газета Комсомольскаяправда . 1993 23 Газета Известия 24 Газета Комсомольскаяправда . 1996 25 Газета Московскиеновости . 1996 26 Газета Московскиеновости . 1996.25 авг. 1сент. 34 27 Ряд примеров метафорывремен перестройки взят из книги Баранов А.Н Караулов Ю.Н. Русскаяполитическая метафора материалы к словарю. М 1991. 28 Газета Известия . 1996 29 Газета Правда . 1996 30 Газета Завтра . 1996 31 Газета МосковскийКомсомолец . 1996 32 Там же 33 Газета Известия . 1996 34 Газета МосковскийКомсомолец . 1996 35 Газета СоветскаяРоссия . 1996 36 Газета Известия . 1996 37 Там же 38 Газета Труд . 1996 39 Газета Известия . 1996 40 Газета Труд . 1996 41 Газета МосковскийКомсомолец . 1996 42 Газета Правда . 1996 43 Общая газета . 1993 44 Газета Известия . 1996 45 Газета МосковскийКомсомолец . 1996 46 Там же 47 Газета Московскиеновости . 1994 48 Газета Комсомольскаяправда .1984 .1 марта 49 Газета Неделя . 1998. 4 50 Газета МосковскийКомсомолец . 1999. 16 ноября 51 Газета Коммерсант .1999. 30 октября 52 Новая газета . 1999. 40 Д . 28-31 октября 53 Газета МосковскийКомсомолец . 2000. 17 апреля 54 Газета Коммерсант .1999. 184. 8 октября 55 Газета Комсомольскаяправда . 1996. 18 февраля 56 Газета Известия . 1996.17 февраля.

– Конец работы –

Используемые теги: язык, средств, массовой, информации0.057

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Язык средств массовой информации

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Язык средств массовой информации
СМИ подразделяются навизуальные периодическая печать , аудиальные радио , аудиовизуальные телевидение, документальное кино . Несмотря на все… В связи с этим меня изаинтересовала данная проблема. Передо мной стояла задачане просто показать собственно языковые особенности языка СМИ на примерегазетной печати, но и…

Лекция 9 Технические средства добывания информации в оптическом диапазоне. Технические средства добывания информации о радиоактивных веществах
Способы и средства наблюдения в оптическом диапазоне a наблюдение...

Власть и средства массовой информации в современной России
Средства массовой информации и коммуникации – это сложная система источников сообщений и их получателей, связанных между собой разнообразными… Вследствие научно-технической революции СМИ вошли буквально в каждый дом,… Отличительные черты СМИ – наличие специальных технических приборов, аппаратуры; публичность, т.е. неограниченный,…

Экономика и менеджмент средств массовой информации
Формы предприятий. Традиционно в советской время это были государственные предприятия, соучредителями которых могли быть как одна, так и несколько… А вот формы предприятий, или формы хозяйствования могут быть разными. Если… Ликвидация компании происходит по инициативе учредителей или в результате банкротства по инициативе кредиторов, что…

Предвыборная агитация в средствах массовой информации
Именно поэтому законодатель уделяет большое внимание регулированию этой отрасли общественных отношений. Что касается средств массовой информации… Не зря ведь СМИ еще называют «четвертой властью», т.е. ставят непосредственно… Поэтому нет ничего удивительного в том, что СМИ активно участвуют в проведении выборов, а точнее в ведении…

Влияние средств массовой информации на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста
Однако семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные… Или - почему именно то, а не другое. Гораздо чаще в этой сфере ребёнок предоставлен сам себе, детское самосознание несформированно, поэтому дети как самые…

Понятие литературный язык. Место литературного языка среди других форм существования языка
Литературный язык это язык государственных и культурных учреждений школьного обучения радио и телевидения науки публицистики художественной... Современный литературный язык многофункционален Он используется в различных... Основные сферы использования литературного языка телевидение и кино наука и образование печать и радио...

Особенности речи в средствах массовой информации
Кроме того, в некоторых работах, посвященных массовой коммуникации, вводится понятие так называемой генеральной функции, которая представляет собой… Различия между средствами массовой информации основаны, прежде всего, на… В периодической печати представлена двоичная знаковая система естественный язык в его письменной печатной форме…

Влияние средств массовой информации на развитие агрессивности школьников
И конечно, в данном случае речь идет не столько о научной моде, сколько о специфической реакции психолого-педагогического сообщества на… Пока трудно сказать, состоялся ли уже переход накопленного количества… Агрессия изучается далеко не только в психологии и педагогике ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы,…

Средства массовой информации и власть
Николай I удовлетворил прошение графа. С тех пор ни одно произведение литературного искусства не могло выйти в свет без предварительной цензуры,… Конечно, эта культура обладала меньшей художественной ценностью, но была… Она удовлетворяла сиюминутные потребности людей, но в то же время быстро теряла актуальность. Основной целью СМИ в…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам