Диалогическая речь в романе Ф.М. Достовсекого "Бесы"

Диалогическая речь в романе Ф.М. Достовсекого Бесы Курсовая работа по современному русскому языку ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 1. Теоретические основы анализа диалогической речи 1.1 Общие характеристики диалогической речи 1.2 Диалогическая речь в авторском произведении 1.3 Типология диалогической речи 2. Анализ диалогической речи в романе Ф.М. Достоевского Бесы 2.1 Диалог- объяснение 2.2 Диалог- допрос 2.3 Диалог-поединок 2.4 Диалог-исповедь 2.5 Диалог-спор 2.6 Диалог полного взаимного понимания 2.7 Смешанный диалог 2.8 Диалог-ссора Заключение Библиографический список использованной литературы Введение Теория диалога оказывается связанной с широким кругом лингвистических проблем и выходит за рамки языкознания.

Внимание к диалогу проявляется везде, где есть интерес к человеческим отношениям, потому что с диалогом мы связываем представление о коммуникации, взаимодействии, контакте.

В последнее время развивается комплексный подход к диалогу, основанный на представлении о речи как разновидности человеческой деятельности, учитывающий теоретические достижения психолингвистики и социальной психологии. Коммуникативная функция языка предопределяет различное использование имеющихся в общенародном языке средств в зависимости от условий и целей общения людей, соответственно многообразию видов взаимодействия отдельных членов общества.

В выделяющейся по признакам условий и целей общения функционально-стилистических разновидностях языковой системы коммуникативная функция языка реализуется по-разному. Диалогическая речь, являющаяся основной формой разговорной функционально-стилистической разновидности общенародного языка, представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка, так как именно в диалогической речи сообщение оформляется в непрерывное взаимное общение членов человеческого коллектива.

Диалогическая речь является частью повседневной жизни людей, как в быту, так и на телевидении, радио интервью, в Интернете. Как часть словесно-художественного текста она доминирует в драме, присутствует и в эпических произведения. Диалог существует и как самостоятельный публицистический и философский жанр например, диалоги Платона. Диалогическая речь широко, хотя и не полностью, изучена в отечественном и зарубежном языкознании. Основой для исследования является материал разных языков, как устной разговорной речи, так и художественных произведений.

В большинстве работ, посвященных анализу использования диалогической речи в конкретном художественном произведении, в качестве материала для исследования выбираются драматические произведения, представляющие собой, по сути, единый диалог или, что встречается чаще, полилог с отдельными авторскими ремарками. Лингвистическим материалом для данной работы является роман Ф.М. Достоевского Бесы. По словам М.М. Бахтина, романы Достоевского полифоничны. Поэтому произведения писателя являются идеальным эпическим материалом для исследования диалогической речи. Целью анализа стало выявление основных закономерностей использования диалогической речи в творчестве Ф.М. Достоевского, выделение различных типов диалога но не полилога и определение границ общеязыкового и индивидуально-авторского в таком явлении, как спонтанная устная речь в эпической прозе. 1.

Теоретические основы анализа диалогической речи

Якубинского, Л.В. Будагов считает, что при выделении разнообразных типов речи необходимо... Отношение участников диалога к высказываниям как один из экстралингвис... Дополнительным средством передачи информации при непосредственном обще... Поэтому изучение интонационной стороны диалога важно для характеристик...

Диалогическая речь в авторском произведении

Диалогическая речь в авторском произведении. Виноградов, указывая, что речь художественных произведений складываетс... С. В языке художественной литературы, указывает Н.Ю. Качественное преобразование диалога обусловлено и специфическими худож...

Типология диалогической речи

Арутюнова вскрывает стимулирующие и реактивные свойства реплик. Важно ... В связи с этим выделяются реплики-противоречия, согласия, добавления, ... Галкина-Федорук выделяет диалог-противоречие, диалог-синтез. Махачкала, 1964. С.

Анализ диалогической речи в романе Ф.М. Достоевского Бесы

Ну уж и все Он помолчал. Нынче сколько погибают оттого, что дурно направлены мысли К тому време... Вы мое мнение знаете подвиг ваш, если от смирения, был бы величайшим х... Авторская речь занимает в данном диалоге приблизительно такой же объем... Как вы думаете Я почем знаю.

Заключение Диалогическая речь занимает значительное место как в тексте, так и в идейном содержании романа Ф.М. Достоевского Бесы. Диалог характеризуется напряженным темпом, который достигается быстрой, стремительной сменой одной незаконченной реплики другой. К. Мегаева называет язык диалогов в романах Достоевского надломанным. Частым является цитирование персонажами фрагментов предыдущих диалогов.

Наиболее часто Достоевский употребляет следующие типы диалогов диалог-объяснение, диалог-допрос, диалог-поединок реже остальных употребляются смешанный диалог, диалог полного взаимного понимания, диалог-ссора. Такое распределение связано с идеологическим характером романа Бесы. Главной задачей автора является описание идейной атмосферы эпохи. Поэтому он чаще заставляет героев говорить друг с другом на темы, связанные с идеологическими принципами персонажей и с проблемами, волновавшими российское общество второй половины XIX в поэтому бытовые типы диалога употребляются гораздо меньше.

Практически отсутствует обязательные в реальной жизни, этикетные реплики, частые в быту ситуации неловкости, паузы из-за отсутствия темы. В диалогах в романе эпическом произведении, как и в обычной устно речи, употребляется большой количество неполных конструкций, разновидностей незаконченных предложений, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений, риторических конструкций, обращений, усиливающих побудительность.

В связи с тем, что ситуация не всегда передается с помощью грамматических и лексических средств, особую роль получают внеязыковые коммуникативные факторы интонация, мимика, жестикуляция. В романе Бесы, как это принято в художественных произведениях, эти моменты отражены с помощью авторских ремарок, пояснений. Диалог играет огромную роль в речевой характеристики персонажей. Так, речь Степана Трофимовича показывает его как человека слабовольного, тогда как речь Варвары Петровны часто на контрасте с Степаном Трофимовичем выделяет ее не по-женски сильный характер.

Что касается определения границ авторского и общеязыкового в языке писателя, то, на мой взгляд, авторская стилистическая активность проявляется в отборе языковых явлений, необходимых для наиболее полного воплощения авторского замысла. Авторский язык не противоречит общенародному, поэтому диалог как таковой в авторском произведении и в обычной разговорной речи не различаются.

Разница состоит в употребляемых в этих двух сферах применения языка типах диалогов. Напряженность, стремительность и противоречивость диалогов героев Достоевского, построение их как ответ на реальные и воображаемые реплики противления, большая роль ассоциаций во время диалога приводят к цитированию и выделению особо значимых слов и выражению, отсутствие видимой мысленной и синтаксической связности, отрывистость, отрубленность фраз все это позволяет согласиться с утверждением Л.П. Гроссмана, что Достоевский в своих романах создает замечательные стилистические эксперименты, свидетельствует о том, что классическая художественная проза русских романов XIX в. сдвинулась в сторону каких-то неведомых будущих достижений Л.П. Гроссман.

Стилистика Ставрогина Статьи и материалы. М Л 1924. С. 143 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М 1966. 2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М 1979. 3. Виноградов В.В. О художественной прозе.

М 1930. 4. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М 1991 5. Винокур Т.Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи Исследования по грамматике русского литературного языка. М 1955. 6. Гельгардт Р.Р. Рассуждение о монологах и диалогах к общей теории высказывания Сборник докладов и сообщений лингвистического общества. Т. 2, вып. 1. Калинин, 1971. 7. Гроссман Л.П. Стилистика Ставрогина Статьи и материалы. М Л 1924. 8. Диалогическая речь основы и процесс.

Тбилиси, 1980. 9. Достоевский Ф.М. Бесы. В 2 т. М 1993. 10. Иванчикова Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского. М 1979. 11. Ким Г.В. О некоторых стилистических функциях бессоюзного присоединения в диалогический речи Филологический сборник. Вып. 4. Алма-Ата, 1964. 12. Мегаева К. Диалог у Достоевского Дагестанский университет. Сборник научных сообщений. Филология. Махачкала, 1964. 13. Милых М.К. Синтаксические особенности прямой речи в художественной прозе. Харьков, 1956. 14. Михлина М.Л. Из наблюдений над синтаксисом диалогической речи. М 1955. 15. Несина Г.Н. К вопросу о структуре диалога в современном русском языке Исследования и статьи по русскому языку.

Волгоград, 1964. 16. Святогор И.П. О некоторых особенностях синтаксиса диалогической речи в современном русском языке. Калуга, 1960. 17. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика Сложное синтаксическое целое. М 1991. 18. Соловьева А.К. О некоторых общих вопросах диалога. ВЯ. 1965. 6. 19. Теплицкая Н.И. Некоторые проблемы диалогического текста. 20. Холодович А.А. О типологии речи Историко-филологические исследования.

М 1967. 21. Чичерин А.В. Идеи и стиль. Изд-е 2-е. М 1968. 22. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М 1957. 23. Якубинский Л.П. О диалогической речи. Русская речь. Петроград, 1923.