Продолжение творческого пути

Продолжение творческого пути. Первый свой роман Шукшин писал ночами в студенческом общежитии, в комнате, где живили еще два студента. Писал и рассказы, но они не воспринимались им как что-то большое и настоящее. Писал и стихи. Первые написанные рассказы Шукшина были о детстве, а также о разных деревенских проблемах, о которых спорили сельские жители.

Этот вывод подтверждается и составом, тематикой его рассказов, вошедших в первую его книгу - Сельские жители которая увидит свет в 1964 году. Меня охватывает тупое странное ликование. Я пишу. Время летит незаметно. Пишу Может, завтра буду горько плакать над этими строками, обнаружив их постыдную беспомощность, но сегодня я счастлив О том, что он пишет, во ВГИКе знали многие, но читать свои первые произведения Шукшин дает только Ромму. И эти первые его рассказы отчасти компенсируют разногласия между мастером и учеником по части основных слагаемых режиссерской профессии.

Вышел на диплом Шукшин в 1958 году, а диплом так и не сдал. Все его сокурсники давно уже стали дипломированными, а Шукшин все это время тратил не на диплом, а на съемки. Причем снимался он у разных режиссеров, и постоянно. Например, в 1959 году он снимался в одной из главных ролей - большевика-подпольщика Андрея Низовцева, спасающего с товарищами золото, которое Колчак хотел переправить за границу в известном фильме Золотой эшелон.

И. Жигалко вспоминает, что только в декабре 1960 года, Шукшин представил к защите свой короткометражный фильм Из Лебяжьего сообщают, который снял по своему сценарию. Защита диплома прошла успешно, хотя стремление молодого режиссера быть и актером, и сценаристом, и режиссером одновременно одобрения не вызвало. Иногда стремление молодых талантов, у которых еще нет имени, делать больше, чем им положено в рамках традиционных методов вызывает неодобрение и сарказм.

Их подчас квалифицируют как выскочек и неблагодарных. Одна известная актриса язвительно заметила Шукшину на защите дипломного проекта А может вы еще и музыку к своим фильмам сочинять будете На что Шукшин ответил А что И буду Время покажет, что утверждение станет недалеким от истины. Это же и подтвердит композитор П. В. Чекалов, сочинявший музыку к четырем шукшинским фильмам. Роли будут, но режиссер Шукшин будет не известен вплоть до 1964 года. А в 1960-м и еще два года у дипломированного молодого специалиста не было ни московской прописки, ни постоянной работы, ни угла своего, а годы шли и брали свое. В мартовской книжке журнала Октябрь за 1961 год печатаются три его рассказа Правда, Светлые души, Степкина любовь.

В январе следующего года Октябрь публикует еще один рассказ Шукшина - Экзамен, а в мае 1962-го - еще три. В том же 1962 году был опубликован рассказ Стенька Разин в журнале Москва. Первый роман Василием Макаровичем был задуман и начат еще до поступления во ВГИК, и работа над ним шла с перерывами иногда длительными до 1963 года. Любавины давались ему с большим напряжением, роман продвигался вперед тяжело.

Но вот он вышел в свет. Роман был переиздан стотысячным тиражом еще в 1972 году в Петрозаводске, был переведен на иностранные языки, только в Польше, к примеру, вышел тремя изданиями. Сдача фильма Калина красная вызвали ряд осложнений. Возникшие при этом общее творческое и человеческое перенапряжение Василия Макаровича сказались на состоянии его здоровья, и в начале 1974 года он опять очутился в больнице.

Каждая больница - это кроме всего прочего, еще и предупреждение, совет о том, что необходимо быть осторожным, в чем-то изменить ритм жизни. Однако Шукшин не мог сидеть без дела. Ритм жизни стал еще интенсивнее. Вечно недовольный Яковлев, Ночью в бойлерной, Рыжий, Кляуза, Други игрищ и забав, Мужик Дерябин, Жил человек Чужие, Привет Сивому, Энергичные люди на репетициях одна запись авторских звуковых ремарок продолжалась подряд 9 часов - все это создано после Калины красной.

Ночью 2 октября 1974 года Василию Макаровичу стало плохо. Он принял лекарство, но оно ему не помогло. На утро его обнаружили мертвым. А на столе в каюте лежала раскрытая тетрадь с почти готовой новой повестью для театра А по утру они проснулись