рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Мифологические образы демонов и нечистой силы в фольклоре

Мифологические образы демонов и нечистой силы в фольклоре - раздел Литература, Генезис и поэтика демонологических образов в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" Мифологические Образы Демонов И Нечистой Силы В Фольклоре. В Большинстве Язык...

Мифологические образы демонов и нечистой силы в фольклоре. В большинстве языков слово сказка есть синоним слов ложь, враки, сказка вся, больше врать нельзя - так русский сказочник кончает свой рассказ.23 Фантастика - важнейшая черта волшебной сказки. Она связана с мифологическими представлениями первобытного фольклора и вместе с тем выражает их преодоление.

Мифологическое мировоззрение персонифицирует силы природы и видит активные силы вне человека, приписывая их духам. Считалось, что успех человека зависит не от его качеств и не от судьбы, а от точности исполнения магических предписаний. Поэтому в первобытном фольклоре еще нет поэтического изображения.

Мифологические рассказы выражают пафос борьбы человека с природой и признание его зависимости от неё личность героя и взаимоотношения людей остаются в тени, социальные отношения передаются как элемент мифологизированной природы.24 В фольклоре отразились различные комплексы земледельческих, скотоводческих, промысловых и других верований. В различных фольклорных жанрах несомненны черты семейно-родовых, эротических и других суеверий. В народных песнях и сказках мы находим в той или иной форме пережитки культа солнца, земли, воды, растений и животных.

Мифологические существа упоминаются в различных жанрах русского фольклора в пословицах и заговорах, песнях, быличках, сказках и преданиях, в легендах и анекдотах.25 Особенно многообразно, выпукло и ярко они представлены в устной внесказочной прозе, например, в быличках. Б. и Ю. Соколовы отмечают, что термин быличка белозерскими крестьянами обычно прилагается к небольшим рассказам о леших, домовых, чертях и чертовках, колдунах - одним словом, о представителях темной, нечистой силы.26 Н. Ончуков выделял как самостоятельную категорию устной прозы те рассказы, которые Соколовы называли быличками, и разграничивал их с близкими к ним бывальщинами.

Термин быличка соотносим с понятием суеверный меморат.27 При изучении русских суеверных рассказов должны быть выделены, с одной стороны былички, с другой - бывальщины о демонических существах - оборотнях, мертвецах, привидениях, чудесных кладах, колдунах.

Например, былички и бывальщины о демонических существах делятся на рассказы о духах природы, о домашних духах и о черте. Первые о духах природы в свою очередь делятся на рассказы о лешем, водяном и русалках, горных духах. Вторые о домашних духах - на рассказы о домовом, овиннике, баннике.28 Место действия - обычно уединенное, пустынное место, кладбище, болото, берег реки. Своеобразно дается в быличке портрет демонологического существа, о котором ведется рассказ. В подавляющем большинстве быличек портрет нарочито неопределен и построен на каком-то одном признаке рассказчик не называет того, кто ему встретился, он упоминает только, что кто-то захохотал, загремел, застучал, мелькнул над рекой.

Поскольку рассказы воспринимались слушателями, которые знали о существовании лешего, домового, водяного, то для всех было ясно, о ком идет речь. Очевидно, некоторую роль играл в данном случае и запрет называть нечистого по имени.29 Встречаются былички, в которых присутствует детализированный зрительный образ, например, леший вышиной с дерево, в белой рубахе, или русалка с зелеными волосами.

На протяжении XIX-XX в.в. русские этнографы и фольклористы неоднократно останавливались на образе лешего, пересказывая поверья о нем, описывая его внешний вид и действия. Сводки с этими данными мы находим в общеизвестных трудах А.Н.Афанасьева , С.В. Максимова, Д.К.Зеленина, С.А. Токарева. Русскими поверьями о лешем неоднократно интересовались и зарубежные ученые, например, немецкий исследователь Маннгардт, а в наше время - Л. Рёрих и С. Цешевич.

Одни исследователи считают его духом леса, порождением культа растительности, другие хозяином леса, покровителем зверей и птиц. Но откуда взялась нечистая сила? Как она произошла? Поверья о происхождении духов стихий сходны у всех восточных славян большей частью в рассказах говорится о том, что лешие и русалки - это проклятые люди или заложные покойники, то есть люди, умершие неестественной смертью.

В отдельных, явно поздних по своему происхождению повествованиях, сообщает Э.В.Померанцева, являющихся уже постулатом живущих в сознании народа представлений о демонических существах, это проклятые богом у зачатия свету надоевшие ему своими приставаниями некрещеные или же низвергнутые богом с небес ангелы Они так стремительно летели вниз, что всюду падали на крыши домов, в леса, в воду и где какие упали, так и остались. Те духи, что попадали на дома, стали называться домовыми, что в леса - лешими, что в воду - водяными. Несомненно позднего происхождения, утверждает Э.В.Померанцева, рассказы о том, как Адам постеснялся показать богу целую ораву своих детей и часть из них спрятал.

Эти спрятанные дети сделались силой темной хозяевами по домам, лесовыми по лесам, полевым по полям, водяным по водам, где которому бог жить произвел 30 Эти рассказы были единичными, более распространенным стало представление, что лешие - это проклятые люди, чем определялась и антропоморфность их образа.

У лешего рога, козлячьи ноги недаром он сплошь и рядом выступает как нечистый, как черт. Он меняет рост в зависимости от того, идет ли он по лесу - тогда он вровень с самыми высокими деревьями, или по лугу - тогда он вровень с травой. Согласно поверьям, леший мог явиться зверем, жеребцом, птицей, человеком, даже грибом. Он пугает людей хохотом, бьет в ладоши, уносит детей, заводит путников. Спастись от лешего можно, если его рассмешить. Лешие - властители дремучих лесов, и в некоторых областях их называют лесовыми царьками, господарями над лесом.

Наиболее любимое им животное - медведь, о котором предания говорят как об одном их главнейших воплощений бога - громовика. Леший - большой охотник до вина метафора дождя, а все-таки ни единого ведра не выпьет без того, чтобы не попотчевать зауряд и медведя.31 Леший любит блуждать по лесу, вешаться и качаться на древесных ветвях, как в люльке, или на качелях появляясь то здесь, то там, он свищет, хохочет в ладоши, громко кричит на разные голоса ржет, как лошадь, мычит как корова, лает и мяукает.

Хохот его слышен, по народным рассказам, верст на сорок в окружности. А.Н. Афанасьев считает, что этот титанический смех, свист, хлопанье и крики - старинные метафоры для обозначения грома и воющих ветров. Конь, корова, собака и кошка - зооморфические олицетворения грозовых туч, и потому леший кричит их дикими голосами, стараясь напугать боязливого путника. Как дух, появление которого всегда сопровождается вихрями, леший заметает всякий след - заносит дорогу, застилает ее пылью, песком, ворохами листьев и снегом.32 Большая часть рассказов о лешем - былички.

Они, как правило, сводятся к самому элементарному репортажу о встрече рассказчика с лешим, вроде рассказчик верхом ехал по лесу, вдруг увидел большущего мужчину, который захохотал на весь лес и пропал. Нередко в этих рассказах леший принимает облик знакомого, соседа, помещика и даже дьякона. Очень распространены былички о том, как леший, чаще всего приняв вид старичка, подсаживается на сани или на телегу - лошади останавливаются, никакие усилия кучера не могут сдвинуть их с места.

Однако, не успел кучер сказать Что такое, господи, как лошади рванулись, дуга разлетелась пополам и старика как не бывало. Избавиться от лешего можно было не только господним именем, но и матерной руганью, а также если выстрелить в него медной пуговицей. В русском фольклоре более распространенные и сложные рассказы о лешем - бывальщины. Среди бывальщин большое количество рассказов о том, как леший похищает детей, чаще всего в результате неосторожных слов или проклятий, произнесенных матерью.

В бывальщинах уже нет того непосредственного ощущения ужаса перед потусторонним миром, как в быличках, и леший в них человечнее, обыкновеннее. 33 Многие бывальщины, так же, как и былички, связаны с представлениями, что леший - хозяин лесного зверя он не дает охотнику взять белку, он перегоняет зайцев и белок из одного своего владения в другое, проигрывает в карты лесную дичь. В результате такого очеловечивания лешего, простоты его отношений с людьми, в бывальщинах меняется и его внешний вид леший живет в лесах, в большой избе, изба укрыта кожами, леший ходит в желтом зипуне, в красной шапке.

В бывальщинах говорится не столько о страшном, сколько об удивительном, иногда даже смешном приключении. Вместе с тем бывальщины упорно сохраняют установку на достоверность, они преподносятся как рассказ о действительно бывшем удивительном случае и именно так воспринимаются слушателями. Кроме быличек и бывальщин бытуют и так называемые рассказы о лешем, которые совершенно утратили установку на достоверность сказки.34 Одним из наиболее популярных образов в демонологии восточных славян был и водяной.

Например, В.Даль писал о водяном в народном представлении следующее Это такой старик весь в тине, похожий обычаями своими на лешего, но он не оброс шерстью, не так назойлив и нередко даже с ним бранится .35 Иногда портрет водяного уточняется деталями лапы вместо рук, хвост, рога на голове, гусиные лапы. Водяной - хозяин водной стихии - морей, рек и озер, он повелитель и покровитель рыб. Человеку он, как правило, враждебен пугает и топит купающихся, разгоняет и выпускает из невода рыбу, затаскивает в вводную глубину свои жертвы.

Достаточно активно в сознании народа жили и представления о русалках. Русалки, купалки, водяницы. В них, как правило, превращались умершие девушки, преимущественно утопленницы, некрещеные дети. Существовало поверье, что русалки живут во ржи, когда она цветет и наливается, а остальное время года пребывают в лесах, но непременно на берегу реки или озера, где купаются или прячутся.

Это создания дьявольской красоты, которые дивно хороши и имеют чарующий голос. Русалки, по поверьям, приносят людям вред пугают, гоняются, топят, убивают, замучивают щекоткой, они прельщают мужчин, ненавидят женщин, портят скотину и воруют детей. Д.К.Зелениным собраны свидетельства об оберегах от русалок они боятся креста, очерченного круга, спастись от них можно при помощи чеснока, железных орудий, словесных оберегов.

Лучшим средством против русалок считалась полынь. Конечные

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Генезис и поэтика демонологических образов в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"

Демонологические существа в мифологии и фольклоре, христианстве и литературном произведении, в данном случае в романе Михаила Булгакова Мастер и… Цель дипломной работы - проследить процесс изменения демонологических образов… Структура работы. Дипломная работа содержит две главы.Первая глава состоит из трех параграфов, в которых я попыталась…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мифологические образы демонов и нечистой силы в фольклоре

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Образ мира и представления о демонологических существах в мифологии
Образ мира и представления о демонологических существах в мифологии. Мифология - продукт древнего мышления Однако само это состояние мышления требует объяснения. Остается непонятным, пишет в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги