рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Петербург в поэме Пушкина Медный всадник

Петербург в поэме Пушкина Медный всадник - раздел Литература, Петербург в жизни Александра Сергеевича Пушкина Петербург В Поэме Пушкина Медный Всадник. Живя В Петербурге, Столице И Оплоте...

Петербург в поэме Пушкина Медный всадник. Живя в Петербурге, столице и оплоте русского самодержавия, Пушкин не мог не видеть значения этого города, историю его создания для России. Когда Пушкин писал Медного всадника он был уже в поре зрелости, признанным основателем русской реалистической прозы, драматургом, историком. Это время, когда обострялся взгляд человека и художника на город.

Никто как Пушкин не смог добавить романтики этому городу, образу Невы, как одушевленному, живому существу. Для того, чтобы узнать как относился к городу сам Пушкин, надо просто читать его произведения все, что он хотел сказать о Петербурге, сказано им самим. В поэме прославляется великие думы Петра, его творенье град Петров, полночных стран краса и диво, новая столица русского государства, выстроенная в устье Невы, под морем, на мшистых, топких берегах, из соображений военно-стратегических отсель грозить мы будем шведу, экономических сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам и для установления культурной связи с Европой природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно. Наводнение, показанное в поэме как бунт покоренной, завоеванной стихии против Петра, губит жизнь Евгения простого и честного человека и губит жизнь его невесты Параши.

Петр в своих великих государственных заботах не думал о беззащитных маленьких людях, принужденных под угрозой наводнения как не думал и о сотнях жизней о строительстве города.

Пушкин первый поднял эту тему никакого эпилога, возвращающего нас к первоначальной теме величественного Петербурга эпилога, примиряющего нас с исторически оправданной трагедией Евгения, Пушкин не дает. Противоречие между полным признанием правоты Петра I, не могущего считаться в своих государственных великих думах и делах с интересами отдельного человека, и полным же признанием правоты каждого человека, требующего, чтобы с его интересами считались это явное противоречие остается неразрешенным в поэме. Вступление к Медному всаднику написано в торжественном стиле, классическом стиле.

По своему стилю оно резко отличается от стиля всех других частей поэмы. Поэтому часто воспринимается как самостоятельное произведение. От повествовательных частей поэмы оно отличается, прежде всего, своим торжественно-ликующим тоном. Вступление часто называют гимном великому городу. Все другие изображения Петербурга будь то Петербург Гоголя, Некрасова или Достоевского всегда сопоставляются с Петербургом Вступления Пушкина.

Сами эти писатели осознавали созданные ими образы Петербурга как полемические по отношению к пушкинскому. Люблю тебя, Петра творенье повторял Достоевский Пушкинский стих. И тут же ответил Виноват, не люблю его. Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат, Вознесся пышно, горделиво Где прежде финский рыболов, Печальный пасынок природы, Один у низких берегов Бросал в неведомые воды Свой ветхий невод, ныне там По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся В гранит оделася Нева Мосты повисли над водами Темно-зелеными садами Ее покрылись острова, И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова.

Люблю тебя, Петра творенье, Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия Вражду и плен старинный свой Пусть волны финские забудут И тщетной злобою не будут Тревожить вечный сон Петра Начиная с 1717 года Петербург строился очень интенсивно, ежегодно возводилось по несколько сот новых зданий, и к концу жизни Петра 1725 г. столица была большим городом с населением 40 тысяч человек. Появление крупного города на пустом месте и в краткий срок явилось невиданным в Европе событием.

Петр I приказал, чтобы высота шпиля на Петропавловском соборе превосходила высоту колокольни Ивана Великого, самого высокого сооружения в Московском Кремле.

Нева определила архитектурный облик города от нее пролегли первые дороги, в дальнейшем ставшие центральными улицами города. Описывая наводнения, Пушкин очень ярко описал разбушевавшуюся Неву Осада приступ злые волны, Как воры, лезут в окна. Черны С разбега стекла бьют кормой. Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, бревна, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам Народ Зрит божий гнев и казни ждет. Увы все гибнет кров и пища Где будет взять В тот грозный год Покойный царь еще Россией Со славой правил.

На балкон, Печален, смутен вышел он И молвил С божией стихией Царям не совладеть. Он сел И в думе скорбными очами На злое бедствие глядел. Царь молвил из конца в конец, По ближним улицам и дальним, В опасный путь средь бурных вод Его пустились генералы Спасать и страхом обуялый И дома тонущий народ.

Боже, боже там Увы близехонько к волнам, Почти у самого залива Забор некрашенный, да ива И ветхий домик там оне, Вдова и дочь, его Параша, Его мечта И обращен к нему Евгению спиною, В неколебимой вышине, Над возмущенною Невою Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне. На следующий день Евгений выясняет, что дом его невесты смыт, и она погибла. К утру в городе - центре уже прикрыто было зло. Чиновный люд, покинув свой ночной приют, на службу шел. Торгаш отважный, не унывая открывал Невой ограбленный подвал, сбираясь свой убыток важный на ближнем выместить.

Как и в Евгении Онегине Пушкин живо описывает каждодневные заботы горожан разных сословий. А Петербург неугомонный Уж барабаном принужден. Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтинка спешит, Под ней снег утренний хрустит. Проснулся утра шум приятный. Открыты ставни трубный дым Столбом восходит голубым, И хлебник, немец аккуратный, В бумажном колпаке, не раз Уж отворял свой васисдас.

Неугомонному Петербургу нет дела до конкретного маленького человека Евгения. Что до того, что стихия забрала его счастье, отобрала ум Безумие описано Пушкиным весьма точно тихонько стал водить очами с боязнью дикой на лице. Всполох сознания обращает вину за свои несчастья на властелина судьбы. Далее Пушкин задает с позиций сегодняшнего дня риторический вопрос Не так ли ты над самой бездной, на высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы. Сколько раз еще в истории России будут поднимать ее на дыбы. В поэме обуянный силой черный Евгений грозит Добро, строитель чудотворный шепнул он, злобно задрожав Ужо тебе, но быстро понимает, что замахнулся слишком сильно, переступил все дозволенные ему границы и в страхе бежит.

Кажется ему, что медный всадник повсюду его преследует. Пушкин завершает историю гибелью Евгения, но не завершает тему, остающуюся современной и сегодня государство и власть, как инструмент насилия подавляет человека, он бесправен по большому счету и ничего не может противопоставить произволу власти, пока зубы стиснув, пальцы сжав, как обуянный силой черный человек не начнет противостоять ей. Бунт черни страшен.

Пушкин не случайно изучал историю Пугачева. Это все звенья одной цепи. После Пушкина к образу медного всадника обращались многие поэты А.Блок воспевал как стража своего города, ближе к Пушкину будет Максимилиан Волошин. О, Бронзовый Гигант Ты создал призрак город - его стихотворение сочится кровью и предсказаниями невинных жертв, отданных данью за город призрак В.Брюсов написал К медному всаднику В.Маяковский Последняя Петербургская сказка, где есть неубедительная, на мой взгляд, попытка выставить Петра даже в смешном виде тоскующего узника, закованного в собственном городе Б.Пастернак написал Вариации на тему Медного всадника, используя некоторые строчки Пушкина Песком сгущенный, кровавился багровый вал. Такой же гнев обуревал Его, и чем-то возмущенный, Он злобу на себе срывал. Но все это было потом, после Пушкина.

Каждая эпоха добавляет свое видение Петербурга и Медного всадника, но в годы испытаний именно строки Пушкина Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия поддерживали людей в блокадном Ленинграде, когда 10 февраля 1942 г. не сговариваясь друг с другом несколько ленинградцев около трех часов встретились на Мойке, под аркой у той заветной двери, через которую 105 лет назад вынесли раненого Пушкина по воспоминаниям литературоведа В.А.Мануйлова. 2.1. Петербург Пушкина в прозаических повестях Пиковая дама и Станционный смотритель.

Пушкин поэтизирует и воспевает не только Петербург город, но и быт, и сословные отношения в самом городе. В Пиковой даме, Домике в Коломне и других петербургских его произведениях описания улиц, частей города настолько точны, что следуя им, можно отыскать те места или дома, где волей автора оказываются его герои.

Площади, сады, бульвары и улицы запечатлелись в произведениях Пушкина. Пиковая дама написана в Болдинскую осень 1833 года. В основе мистический сюжет.

Неподалеку от дома Жадимеровского, где квартировал поэт, на соседней Малой Морской улице ныне - улица Гоголя находился особняк, принадлежавший княгине Наталье Петровне Голициной сейчас дом 10. Предание нарекло этот особняк домом Пиковой дамы. Черты Голициной, фрейлины при дворах пяти императоров, умной, властной старухи, пережившей свой век, узнавали современники в образе пушкинской графини. Моя Пиковая дама в большой моде записывает Пушкин в дневнике вскоре после выхода повести в свет. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся Под наслоениями перестроек, постигших особняк Голициной, угадывается дом старой архитектуры в одной из главных улиц Петербурга.

У обрусевшего немца, офицера Германна, рождается дикая алчная жажда к деньгам, которая толкает его на ложь, обман и преступление. Если у Евгения Медный всадник рассудок помутился из-за горя, то у Германна в основе безумия порок.

В столице много сумасшедших огромный город не щадит своих подданных. Трудно назвать нормальной жизнь выжившей из ума старой графини и мучимой ею воспитанницы Лизаветы Ивановны. После смерти графини она выгодно выходит замуж и берет себе воспитанницу, с которой, вполне возможно, будет обращаться в соответствии с уроками, полученными в доме Томских. Абсурдна жизнь председателя общества богатых игроков славного Чекалинского, проведшего весь свой век за картами и нажившего некогда миллионы, выигрывая векселя и проигрывая чистые деньги.

Молодые дворяне офицеры так же ночи напролет играют в карты или танцуют до утра Пуста и бессмысленна жизнь столичной аристократии. Она увлекается сочинениями мистика Сведенборга, повторяет сказки о легендарном Сен-Жермене, верит в привидения и чудесные карты. В Пиковой даме был окончательно создан новый, впервые явленный в литературе образ Петербурга столицы империи, города призрачно абсурдной жизни, города фантастических событий, происшествий, идеалов, города, обесчеловечивающего людей, уродующего их чувства, желания, мысли, их жизнь.

Слепая и дикая власть города над человеком объяснена Пушкиным социально. Пушкин язвительно в эпиграфе к повести Пиковая дама пишет об игроках Так, в ненастные дни, занимались они делом. Карты и карточная игра в конце XVIII - начале XIX века определенной культурной традицией в дворянской среде. К этой теме обращался не один Пушкин. Сюжет может показаться преувеличенно трагичным по существу - убийство, но на самом деле Пушкин ничуть не преувеличивал страстей.

Известен пример нашумевшей в Петербурге 1802 г. истории, когда князь А.Н.Голицин знаменитый мот, картежник и светский шалопай, проиграл свою жену, княгиню Марию Григорьевну урожденную Вяземскую, московскому барину Л.К.Разумовскому. По мнению Ю.М.Лотмана 5, стр.793, если одни и те же сюжеты возникают в литературе и в жизни, то, значит, введен некоторый механизм, ограничивающий разнообразие возможных поступков.

Пушкин говорит о карточной игре не как о единичном случае, а социальном, надо полагать, не лучшем явлении. Азартные игры при этом формально подвергались запрещению, как безнравственные, хотя практически процветали. Весь так называемый петербургский, императорский период русской истории отличен размышлениями над ролью случая, фатума. Счастье русского дворянина XVIII века складывается из столкновения многообразных, часто взаимоисключающих упорядоченностей социальной жизни.

С одной стороны, система Табели о рангах, с другой, семейные и родственные связи открывали совсем иные пути и возможности, чем Табель о рангах, то есть нарушения закономерностей, воли случая. Пушкин очень тонко уловил все эти нюансы, его Германн видит волю счастливого случая в возможности узнать тайну удачной игры у старухи, чтобы резко и вдруг стать богатым человеком, повысить свой общественный статус. Пушкин сам был карточным игроком, поэтому изнутри видел психологию игры, ее омут, расчет, азарт.

Петербург дарил Пушкину массу сюжетов из жизни о воле случая. Пушкин не мог не знать биографии видного государственного деятеля николаевской эпохи С.С. Уварова именно на конфуз С.С. Уварова в сентябре 1835 года А.С. Пушкин написал стихотворение На выздоровление Лукулла, наделавшее много шуму, все узнавали Уварова, в глазах общества он был опозорен, который был беден и незнатен, но сумел втереться в дом министра просвещения А.К. Разумовского и, разыграв сентиментальный роман, жениться на его дочери, некрасивой, но богатой, которая была старше жениха и уже потеряла надежду на брак. Благодаря женитьбе Уваров быстро пошел в гору 32 лет от роду он сделался президентом Академии наук, занимал пост в министерстве финансов он сыграет одну из главных неблаговидных ролей в драме жизни Пушкина.

Таков Петербург, описанный Пушкиным в Пиковой даме. Станционный смотритель относится к циклу Повестей Белкина и написан Пушкиным раньше Пиковой дамы на 3 года. События жизни главного героя Вырина проходят в Петербурге.

Вырин ищет Минского, ротмистра, который обманом увез дочь Вырина Дуню. Вырин сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда. Вырин выясняет, что ротмистр живет в гостинице Демута близ Невского проспекта. Петербург представлен в повести в социальном и нравственном контрасте - на окраине, в Измайловском полку, жил бедный и обиженный Вырин, в центре в дорогой гостинице жил богатый офицер Минский.

Топография как бы дает социально-нравственную содержательность. Придя к Минскому, Самсон Вырин просит вернуть ему дочь, ведь вы натешились ею. Благородный дворянин Минский, сунув старику деньги за рукав, выпроводил его на улицу. Пушкин создает ситуацию, когда оскорбленный человек, маленький беззащитный чиновник остается один на один с городом человек на улице. Скорее всего, Вырин, выйдя из Демутовой гостиницы попал на Невский проспект. Во всяком случае, чтобы вернуться в Измайловский полк, надо было пересечь Невский.

Развернув сверток и увидев деньги оплата за Дуню, Вырин в горечи и гневе бросил их наземь и притоптал каблуком. Отойдя несколько шагов, он остановился и решил вернуться за деньгами, но их уже не было. Хорошо одетый молодой человек, увидя его, побежал к извозчику, сел поспешно и закричал пошел. Действие не случайно перенесено на улицу центральной части Петербурга теперь в нем, городе, оказались сфокусированы силы, исходящие от обидчиков, проживающих в центре столицы и определяющих ее лицо. Реноме Минского, респектабельного, богатого, благородного дворянина, оказалось фальшивым.

На самом деле это себялюбивый, эгоистичный человек, способный лгать притворился больным в доме приютившего его Вырина, чтобы соблазнить и увезти Дуню, равнодушный к чужому горю, горю отца. Так же обманчива, фальшива наружность хорошо одетого молодого человека, который украл деньги старика. Лжет, обманывает, обижает этот Петербург, эта столица такой напрашивается вывод.

Социальный быт и нравы пушкинского Петербурга можно рассматривать как исторические свидетельства той эпохи.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Петербург в жизни Александра Сергеевича Пушкина

Приближающееся 200-летие со дня рождения А.С.Пушкина побуждает очень многих людей разными путями выказать дань уважения и любви к великому русскому… Заезженный штамп золотой век русской поэзии, употребляется рядом с именем… Представить Санкт-Петербург, его душу без Пушкина теперь трудно, но и жизнь Пушкина без Петербурга немыслима. В…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Петербург в поэме Пушкина Медный всадник

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Последний период жизни в Петербурге
Последний период жизни в Петербурге. Вскоре после свадьбы Пушкин решил переехать на постоянное местожительство из Москвы в Петербург. Лето и осень 1831 года он проводит под Петербургом в Цар

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги