Анализ влияния христианских источников на структуру романа

Анализ влияния христианских источников на структуру романа. Именно Братья Карамазовы, этот последний и итоговый хотя, в сущности, написанный лишь наполовину роман Достоевского и вызвал главные споры в вопросе о мировоззрении писателя.

Тема веры и неверия, вины и ответственности, свободы и рабства человека решается здесь на многих уровнях и планах. Влияние Библии и других христианских источников ощущается в самом сюжете Братьев Карамазовых. Достоевский рассказывает о трех сыновьях Федора Павловича. Дело в том, что фольклорные числа три, семь, как и многие другие элементы фольклорной поэтики, были в свое время усвоены христианской литературой и приспособлены к ее целям.

Три брата - это и сказочный, и христианский житийный элемент сюжета. Кроме того, писатель изображает трех братьев как духовное единство. Это соборная личность в тройственной своей структуре начало рассудка воплощается в Иване он логик и рационалист, прирожденный скептик и отрицатель чувственное начало представлено Дмитрием начало воли, как идеал, намечено в Алеше. Братья связаны между собой и на чисто сюжетном, событийном уровне они вырастают из одного родового корня биологическая данность - карамазовская стихия - показана в отце их. У законных сыновей Федора Павловича есть незаконный брат Смердяков он их воплощенный соблазн и олицетворенный грех. В одном из дневников Ф.М. Достоевского сказано, что самой дорогой для писателя частью Библии Является книга Иова это связано с некоторыми моментами биографии Достоевского. Происхождение книги Иова таинственно.

Неизвестны точно ни дата написания, ни автор ее. Иов, праведник, богобоязненный человек, становится жертвой жестокой проверки Бога на верность.

Господь насылает великие несчастия на своего верного раба его стада погибают, умирают дети Иова. Тогда Иов встал, и разодрал верхнюю одежду свою, и пал на землю, и поклонился, и сказал наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял да будет имя Господне благословенно! Книга Иова, 1 20,21 . Тогда пришло второе испытание Иова насланы на него были страшные телесные мучения. Древние иудеи считали, что за грехом неизбежно следовало наказание, отчего грешник страдал, то есть без греха нет наказания и страдания, следовательно, всякий страдающий - грешник.

И жена, и друзья Иова убеждают его признать за собой прегрешения. Однако Иов не признает за собой никаких грехов, он начинает сомневаться в справедливости Яхве Все одно поэтому я сказал, что Он губит и непорочного, и виновного Книга Иова, 9 22 . Страдания невинных - основной мотив предания об Иове - занимает важное место в философии Достоевского.

Иван Карамазов видит только страдания, поэтому не может принять Божий мир. Бог молчит и не откликается на плач невинно страдающих. Иов говорит В городе люди стонут, и душа убиваемых вопиет, и Бог не воспрещает того Книга Иова, 24 12 . О том же говорит и Иван Понимаешь ли ты это, когда маленькое существо, еще не умеющее даже осмыслить, что с ней делается, бьет себя в подлом месте, в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слезами к Боженьке, чтобы тот защитил его понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой Божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Без нее, говорят, и пробыть бы не мог человек на земле, ибо не познал бы добра и зла. Для чего познавать это чертово добро и зло, когда это столького стоит? Да весь мир познания не стоит тогда этих слез ребеночка к Боженьке 1, 291-292 . Иван восстает против такого устройства мира, при котором люди, и тем более невиновные, должны страдать.

Старец Зосима придерживается диаметрально противоположной точки зрения. Обращаясь к Иову, Зосима приходит к выводу о необходимости быть искренним с самим собой, что приводит к искренности веры. Иов не скрывал от себя, что у него все отнято, вследствие чего Господь, отобравший все, остался в его честной душе. Он не избегал мыслей об этом, все было потеряно, поэтому душа его спокойно отдыхала, до того момента, как объяснение Господа опять пришло к нему и нашло его сердце, как хорошо обработанную почву. Зосима предлагает свой ответ на вопрос о страданиях, прямо противоположный тоталитарной идее Великого Инквизитора, изображенного Иваном Карамазовым, государству, где нет страданий и лишений, но где люди несвободны.

Решение Зосимы основано на приятии и даже необходимости страдания ради искупления и на красоте, морали и эстетике Божьего мира - понятия, уходящего глубокими корнями в русскую традиционную культуру.

Божий мир так же нужен человеку для пути к Богу, как и Священное писание. 2