рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образ Ивана Карамазова. Разговор Ивана и Алеши

Работа сделанна в 1999 году

Образ Ивана Карамазова. Разговор Ивана и Алеши - Курсовая Работа, раздел Литература, - 1999 год - Христианские мотивы в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" Образ Ивана Карамазова. Разговор Ивана И Алеши. С Каждым Из Братьев Ассоцииру...

Образ Ивана Карамазова. Разговор Ивана и Алеши. С каждым из братьев ассоциируется тот или иной мотив, связанный с проблематикой религиозности и атеизма. Дмитрий о котором было сказано ранее олицетворяет собой жертвенную личность, Иван - бунтарь, богоборец, Алеша же воплощает образ инока в миру, кроме того, с ним связана житийная линия романа.

Иван, второй сын Федора Павловича, рос в чужой семье угрюмым отроком и рано обнаружил блестящие умственные способности. Алеша признается Ивану в трактире Брат Дмитрий говорит про тебя Иван - могила. Я говорю про тебя Иван загадка. Ты и теперь для меня загадка 1, 277 . Алеша чувствует, что Иван занят чем-то внутренним и важным, стремится к какой-то цели, может быть, очень трудной. Он совершенно знал, что брат его атеист. Так загадочно вводится автором фигура ученого брата. Поведение его непонятно и двусмысленно почему, будучи атеистом, он пишет о теократическом устройстве общества? Почему он твердо и серьезно принимает благословение старца и целует его руку? Опытный, умеющий понимать людей Зосима сразу отгадывает тайну молодого философа.

Ивана Бог мучает в его сознании происходит борьба между верой и неверием. Старец говорит ему Идея эта еще не решена в вашем сердце и мучает его В этом ваше великое горе, ибо настоятельно требует разрешения Но благодарите Творца, что дал вам сердце высшее, способное такою мукой мучиться, горняя мудрствовати и в горних искати, наше бо жительство на небесах есть 1, 105 . Иван не самодовольный безбожник, а высокий ум, сердце высшее, мученик идеи, переживающий неверие как личную трагедию.

Зосима заканчивает пожеланием Дай вам Бог, чтоб решение сердца вашего постигло еще на земле, и да благословит Бог пути ваши 1, 105 . Праведник благословляет неустанное стремление грешника и предсказывает ему падение и восстание.

Автор Легенды о Великом инквизиторе не погибает. В эпилоге Митя пророчествует Слушай, брат Иван всех превзойдет. Ему жизнь, а не нам. Он выздоровеет 2, 486 , в нем есть такая сила, что все выдержит 1, 315 . Это карамазовская сила низости карамазовской 1, 315 . Иван - традиционная для Достоевского трагически раздвоенная личность. Он, логик и рационалист, делает удивительное признание. Я знаю заранее говорит он что паду на землю и буду целовать камни и плакать над ними Собственным умилением упьюсь 1, 279 . Атеисту Ивану доступны слезы восторга и умиления! И он, как Алеша, способен пасть на землю и обливать ее слезами.

Но карамазовская любовь к жизни сталкивается в его душе с безбожным разумом, который разлагает и убивает ее. Он отрицает умом то, что любит сердцем, считает свою любовь бессмысленной и неприличной. Разве достойно человека любить нутром и чревом то, что разумному сознанию его представляется беспорядочным, проклятым и, может быть, бесовским хаосом ? В Иване завершается многовековое развитие философии от Платона до Канта Человек есть существо разумное - это положение для Ивана важнее всего на свете.

Иван горд своим разумом, и ему легче отказаться от Божьего мира, чем от разума. Рационалист не желает примиренья с какой-то ахинеей. Здесь-то и начинается трагедия. В мире есть иррациональное начало, зло и страдание, которое непроницаемо для разума. Иван строит свою аргументацию на самом выигрышном виде несправедливости - страдании детей, которые не успели в своей жизни совершить никаких грехов, за которые их могла бы наказать кара Божья. Не стоит она мировая гармония слезинки, хотя бы одного только замученного ребенка, который бил себя кулачками в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к Боженьке 1,294 заявляет Иван и насмешливо заключает Слишком дорого оценили гармонию, и не по карману нашему вовсе столько платить за вход. А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно Не Бога я не принимаю, Алеша, я только билет Ему почтительнейше возвращаю 1, 295 . Иван допускает существование Бога Я не Бога не принимаю, пойми ты это, я мира, Им созданного, мира-то Божьего не принимаю и не могу согласиться принять 1, 284 . Он принимает Бога, но лишь для того, чтобы возложить на него ответственность за созданный Им проклятый хаос и чтобы с невероятной почтительностью возвратить Ему билет.

Бунт Ивана отличается от наивного атеизма XVIII века Иван не безбожник, а богоборец.

Он обращается к христианину Алеше и вынуждает его принять свой атеистический вывод.

Скажи мне сам прямо говорит он я зову тебя - отвечай представь, что это ты сам возводишь здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой но для этого необходимо и неминуемо предстояло бы замучить всего лишь только крохотное созданьице, вот того самого ребеночка, бившего себя кулачком в грудь, и на неотмщенных слезках его основать это здание, согласился ли бы ты быть архитектором на этих условиях, скажи и не лги! 1, 295 . И Алеше, истинно верующему человеку, приходится ответить Нет, не согласился бы. Это означает, что принять архитектора, построившего мир на слезах детей, нельзя в такого Творца верить нельзя.

Иван торжествует своей логической цепочкой он затягивает инока в сети своих рассуждений и заставляет его согласиться с идеей бунта. Ведь Алеша не мог ответить по-другому, иначе он бы не имел права называться Человеком. Иван отрицает Бога из любви к человечеству, выступает в роли адвоката всех страждущих против Творца.

Однако в этом самозванстве кроется обман, так как в устах атеиста воззвания к благородным человеческим чувствам - это чистая риторика. Иван говорит На всей земле нет решительно ничего такого, чтобы заставляло людей любить себе подобных если есть и была до сих пор любовь на земле, то не от закона естественного, а единственно потому, что люди уверовали в свое бессмертие 1, 290 . Иван не верует в бессмертие, а потому не может любить людей.

Он, надевая маску человеколюбия, пытается поставить себя на место человеколюбца-Творца. Якобы он бы создал более справедливое устройство мира. Что же означает бунт на самом деле? Существование зла в мире доказывает, что Бога нет. Христианство признает грехопадение и верит в наступление Страшного Суда Иван отрицает первое и отвергает второе он не желает возмездия за невинные страдания. В христианстве все человечество грешно все зачаты в беззаконии и рождены в грехах. Иван отрицает наличие первородного греха, считая, что человек рождается невинным. Поэтому страдания детей несправедливы и Страшный Суд бессмыслен.

Ответственность за зло возлагается на Бога. Но злой Бог не есть Бог что и требовалось доказать. Вся сила христианства и личности Христа, победителя греха и смерти. Но если нет греха, то нет и искупления. Диалектика неизбежно ведет атеиста к столкновению с Богочеловеком. Алеша, подавленный аргументами Ивана, вынужденный разделить его бунт, вспоминает, что есть Существо, которое может все простить, все и вся и за все, потому что само отдало неповинную кровь свою за всех и за все 1,296 . Иван ждал этого напоминания он знал, что все его доказательства окажутся бессильными, если ему не удастся ниспровергнуть дело Христа. 6 Легенда о Великом Инквизиторе Разрушив идею грехопадения и возмездия, атеист должен уничтожить и идею искупления.

В чем обвинить Единого Безгрешного ? Богоборец, понимая сложность борьбы, представляет вместо логических доводов религиозный миф, действие которого происходит в Испании в XV веке. Легенда о Великом Инквизиторе - величайшее создание, вершина творчества Достоевского.

Спаситель снова приходит на землю. В Севилье в период разгула инквизиции, Он появляется среди толпы, и люди узнают Его. Лучи света и силы текут из его очей, Он простирает руки, благословляет, творит чудеса. Великий Инквизитор, девяностолетний старик, высокий и прямой, с иссохшим лицом и впалыми щеками 1,300 , приказывает посадить его в тюрьму.

Ночью он приходит к своему пленнику и начинает говорить с ним. Легенда - монолог Великого Инквизитора. Христос остается безмолвным. Взволнованная речь старика направлена против учения Богочеловека. Обвиняя Его, он оправдывает себя, свое духовное предательство. Страшный и умный дух, дух самоуничижения и небытия 1, 302 искушал Христа в пустыне, и Он отверг его. Инквизитор утверждает, что искуситель был прав. Ты хочешь идти в мир говорил он Христу и идешь с голыми руками, с каким-то обетом свободы, которого они, в простоте своей и в прирожденном бесчинстве своем, не могут и осмыслить, которого боятся они и страшатся, ибо ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы! А видишь ли сии камни в этой нагой и раскаленной пустыне? Обрати их в хлебы, и за Тобой побежит человечество, как стадо, благодарное и послушное 1, 303 . Спаситель отверг совет злого духа, потому что не пожелал хлебом купить послушание, не пожелал отнять у людей свободу.

Инквизитор пророчествует во имя хлеба земного восстанет на Христа дух земли, и человечество пойдет за ним на месте храма воздвигнется Вавилонская башня но, промучавшись тысячу лет, люди вернутся к римской церкви, исправившей дело Христа, принесут ей свою свободу и скажут Лучше поработите нас, но накормите нас 1, 304 . Первое искушение в пустыне - пророческий образ истории человечества хлебы - символ безбожного социализма искушенью страшного и умного духа подпадает не только современный социализм, но и римская церковь.

Достоевский был уверен, что католичество, рано или поздно, соединится с социализмом и образует с ним единую Вавилонскую башню, царство Антихриста.

Инквизитор оправдывает измену Христу тем же мотивом, каким Иван оправдывал свое богоборчество человеколюбием. По словам Инквизитора, Христос ошибся в людях Люди малосильны, порочны, ничтожны и бунтовщики Слабое, вечно порочное и вечно неблагодарное людское племя Ты судил о людях слишком высоко, ибо, конечно, они невольники, хотя и созданы бунтовщиками Клянусь, человек слабее и ниже создан, чем Ты о нем думал Он слаб и подл 1, 307 . Так Христову учению о человеке противополагается учение антихристово.

Христос верил в образ Божий в человеке и преклонялся перед его свободой Инквизитор считает свободу проклятием этих жалких и бессильных бунтовщиков и, чтобы осчастливить их, провозглашает рабство. Лишь немногие избранные способны вместить завет Христа. Неужели же Он не подумал о миллионах и десятках тысяч миллионов слабых, которые не в силах предпочесть хлеб небесный хлебу земному? Во имя этой же свободы человека Христос отверг и два других искушения - чудом и земным царством Он не захотел поработить человека чудом и жаждал свободной веры, а не чудесной 1, 307 . Инквизитор принял все три предложения умного духа. Мы исправили подвиг Твой и основали его на чуде, тайне и авторитете Мы взяли меч кесаря, а взяв его, конечно, отвергли Тебя и пошли за ним 1, 309 . Свобода приведет людей к взаимному истреблению и антропофагии Но наступит время, и слабосильные бунтовщики приползут к тем, кто даст им хлеб и свяжет их бесчинную свободу.

Инквизитор рисует картину детского счастья порабощенного человечества Они будут расслаблено трепетать гнева нашего, умы их оробеют, глаза их станут слезоточивы, как у детей и женщин Да, мы заставим их работать, но в свободные от труда часы, мы устроим им жизнь, как детскую игру с детскими песнями, хором, с невинными плясками. О, мы разрешим им и грех И все будут счастливы, все миллионы существ, кроме сотни тысяч управляющих ими Тихо умрут они, тихо угаснут во имя Твое, и за гробом обрящут лишь смерть 1, 310, 311 . Инквизитор умолкает пленник безмолвен.

Старику хотелось бы, чтобы тот сказал ему что-нибудь, хотя бы и горькое, страшное.

Но Он вдруг молча приближается к старику и тихо целует его в его бескровные, девяностолетние уста. Вот и весь ответ. Старик вздрагивает. Что-то шевельнулось в концах губ его он идет к двери, отворяет ее и говорит Ему Ступай и не приходи более.

Не приходи вовсе Никогда, никогда! И выпускает Его на темные стогна града 1, 314 . В чем же тайна Великого Инквизитора? Алеша догадывается Инквизитор твой не верует в Бога, вот и весь его секрет. Иван охотно соглашается. Хотя бы и так отвечает он Наконец-то ты догадался. И, действительно, так, действительно, только в этом и весь секрет 1, 313 . Символика легенды многопланова на поверхности лежит обличении антихристова начала римской церкви и современного социализма.

Достоевский был соблазнен фантастической идеей о том, что Вавилонская башня, воздвигаемая безбожным социализмом, будет увенчана Римом. Но это несправедливое и нехристианское осуждение католичества - только внешний покров религиозного мифа. Под ним скрывается глубочайшее исследование метафизического смысла свободы и власти. Герой легенды Великий Инквизитор изображен с огромным искусством. Старик кардинал - лицо величественное и трагическое.

Он отдал свою жизнь на самоотверженное служение Христу, на подвиг в пустыне - и вдруг на закате дней потерял веру. Неужели же не довольно хоть одного такого, чтобы вышла трагедия? 1,313 - спрашивает Иван. Действительно, потеря веры - глубочайшая трагедия Инквизитора не веря в Бога, он берет на себя ложь и обман и принимает это страдание из любви к людям. Автор пренебрегает общедоступным оружием борьбы с атеизмом он не изображает своего героя злодеем и извергом. Инквизитор - аскет, мудрец и филантроп.

В этой концепции гениальное прозрение Достоевского. Антихрист выступает против Христа во имя Христова завета любви к ближним. Он выдает себя за Его ученика, за продолжателя его дела. Антихрист - лже-Христос, а не анти-Христос. Автор Карамазовых представляет богоборчество во всем его демоническом величии Инквизитор отвергает заповедь любви к Богу, но становится фанатиком заповеди любви к ближнему. Его могучие духовные силы, уходившие раньше на почитание Христа, обращаются теперь на служение человечеству.

Но безбожная любовь неминуемо обращается в ненависть. Потеряв веру в Бога, Инквизитор должен утратить и веру в человека, потому что две эти веры неразделимы. Отрицая бессмертие души, он отвергает духовную природу человека. И сразу же человек превращается для него в жалкое, слабое и подлое существо, история человечества - в бессмысленное нагромождение бедствий, злодейств и страданий. Если человек - только земная тварь, то судьба его - действительно дьяволов водевиль если люди за гробом обрящут только смерть, то воистину они недоделанные, пробные существа, созданные в насмешку 1, 311 . Тогда для филантропа остается одна цель облегчить этим несчастным созданиям их короткую жизнь, устроить на земле это непокорное стадо.

Человеку дано только мгновение земной жизни, пусть же он проживет его в довольстве и покое. И Инквизитор устраивает всеобщее счастье он накормит людей хлеб, свяжет их бесчинную волю дом, тайной и авторитетом, возьмет меч Кесаря и соберет малосильных бунтовщиков в единое стадо.

Тогда воздвигнется великая Вавилонская башня и воссядет на звере блудница - и уже навеки. Иван утверждал, что без веры в Бога и в бессмертие нельзя любить человечество. Великий Инквизитор доказывает и это. Он начал с человеколюбия и кончил превращением людей в домашних животных. Чтобы осчастливить человечество, он отнял у него человеческое. Герой Легенды кончил идеей безграничного деспотизма. Монолог Инквизитора - шедевр ораторского искусства выводы логически следуют из предпосылок, заключения поражают своей неотразимостью но отрицательная аргументация вдруг оборачивается положительной обвинительная речь становится величайшей в мировой литературе теодицеей. Легенда завершает дело всей жизни Достоевского - его борьбу за человека.

Он вскрывает в ней религиозную основу личности и неотделимость веры в человека от веры в Бога. С неслыханной силой утверждает он свободу как образ Бога в человеке и показывает антихристово начало власти и деспотизма.

Без свободы человек - зверь, человечество - стадо но свобода сверхъестественна и сверхразумна, в порядке природного мира свободы, есть только необходимость. Свобода - божественный дар, драгоценнейшее достояние человека. Ни разумом, ни наукой, ни естественным законом обосновать ее нельзя - она укоренена в Боге, раскрывается во Христе. Свобода есть акт веры. Безбожные человеколюбцы отвергают Бога, так как в мире существует зло. Но зло существует только потому, что есть свобода.

Под лживой жалостью к страданиям человечества таится дьявольская ненависть к человеческой свободе и образу Божию в человеке. Вот почему, начиная с человеколюбия, он и кончает деспотизмом. Легенда о Великом инквизиторе заключает в себе доказательство от противного. Обвиняя Христа, Инквизитор произносит окончательный приговор своему антихристову делу. Он кончает стадом и Вавилонской блудницей. Молчание Христа таит в себе оправдание человека и утверждение его богочеловеческого достоинства.

Хула на Христа превращается в Его прославление. Инквизитор упрекает Спасителя в том, что он возложил на человечество невыносимое бремя свободы, потребовал от него невозможного совершенства и, следовательно, поступил так, как будто и не любил его вовсе. А вот он, Инквизитор, действительно возлюбил людей накормил, поработил и превратил в стадо. Достоевский делает величайшее духовное открытие свободная личность человека раскрывается только во Христе любовь к человечеству может быть только во Христе.

Любовь к ближнему свойственна не падшей человеческой природе, а природе божественной. Человеколюбец - не человек, а Бог, отдавший Сына своего на спасение мира. Достоевский думал, что в Легенде он обличает обман католичества и ложь социализма по обличение его шло дальше и глубже. Антихристово царство Инквизитора строится на чуде, тайне и авторитете. В духовной жизни начало всякой власти от лукавого. Никогда во всей мировой литературе христианство не выставлялось с такой поразительной силой, как религия духовной свободы.

Христос Достоевского не только Спаситель и Искупитель, но и Единый Освободитель человека. Инквизитор с темным вдохновением и раскаленной страстью обличает своего Пленника тот безмолвствует и на обвинение отвечает поцелуем. Ему не надо оправдываться доводы врага опровергнуты одним присутствием Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь. Иван кончил. Алеша спрашивает о дальнейшей судьбе Инквизитора. Поцелуй горит на его сердце отвечает Иван но старик остается в прежней идее И ты вместе с ним, и ты горестно воскликнул Алеша. Иван рассмеялся 1, 314 . Да, Иван с Инквизитором, со страшным и умным духом против Христа.

Путь богоотступничества и богоборчества он должен пройти до конца. Его идея все позволено реализуется в отцеубийстве Смердякова, дух самоуничтожения и небытия воплощается в черте. Знаменитая сцена кошмара Ивана - гениальное создание художника и философа. И в начале романа старец Зосима говорит ученому брату, что вопрос о Боге еще не решен в его сердце и мучает его . 7

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Христианские мотивы в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"

Теперь оно внимательно относится к опыту зарубежного литературоведения, широко использует разработки русских ученых, попавших в эмиграцию и живших в… Смелее и исторически объективнее решаются теперь компаративистские проблемы,… В литературных произведениях, в том числе и в романах Ф.М. Достоевского, выделялись социальный, психологический,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образ Ивана Карамазова. Разговор Ивана и Алеши

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Анализ влияния христианских источников на структуру романа
Анализ влияния христианских источников на структуру романа. Именно Братья Карамазовы, этот последний и итоговый хотя, в сущности, написанный лишь наполовину роман Достоевского и вызвал главные спор

Анализ эпиграфа к роману
Анализ эпиграфа к роману. В эпиграф романа Братья Карамазовы Достоевский выносит слова Христа Истинно, истинно говорю вам если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно а если умр

Проблема ответственности за преступление
Проблема ответственности за преступление. В этом последнем романе писатель, как и прежде, демонстрирует глубокое проникновение в душу каждого из своих героев, вскрывает подлинные, а не мнимые мотив

Черт и Смердяков - двойники Ивана Карамазова
Черт и Смердяков - двойники Ивана Карамазова. Традиционно в романах Достоевского построены сложная система двойников. Так и в Братьях Карамазовых у Ивана два двойника, раскрывающие суть убеж

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги