рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Труды Эразма Роттердамкого и их влияние на современников

Работа сделанна в 2001 году

Труды Эразма Роттердамкого и их влияние на современников - Курсовая Работа, раздел Литература, - 2001 год - Эразм Роттердамский и его «Похвала глупости» Труды Эразма Роттердамкого И Их Влияние На Современников. Для Современного Чи...

Труды Эразма Роттердамкого и их влияние на современников. Для современного читателя знаменитый нидерландский гуманист Эразм Роттердамский 1469-1536 фактически писатель одной книги - бессмертного Похвального слова Глупости. Даже его Домашние беседы, любимое чтение многих поколений, потускнели с ходом времени, потеряли свою былую остроту.

Десять томов собрания сочинений Эразма, выпущенные еще в начале XVIII века, больше не переиздаются, и к ним обращаются только специалисты, изучающие культуру Возрождения и движение гуманизма, во главе которого стоял автор Похвалы Глупости. Эразм Роттердамский - более знаменитый, чем известный писатель. Но такими же авторами одной книги остались для потомства и другие великие современники Эразма корифей английского гуманизма Томас Мор и французского - Франсуа Рабле. Время - лучший критик - не ошиблось в своем отборе.

Причина такого рода литературной судьбы - в особом характере мысли гуманистов Возрождения. Им присуще живое чувство глубокой взаимосвязи различных сторон жизненного процесса, та цельность взгляда на мир, при которой мысль не может ограничиться одним уголком действительности, одной ее стороной, но стремится дать картину всего общества, разрастаясь, в своего рода, энциклопедию жизни.

Отсюда универсальный жанр Неистового Роланда Ариосто, Гаргантюа и Пантагрюэля Рабле, Дон-Кихота Сервантеса, Утопии Мора, а также Похвального слова Эразма. Мы называем эти произведения поэмой, романом или сатирой, хотя каждое из них слишком синтетично по характеру и само образует свой особый жанр. Форма здесь часто условна, фантастична или гротескна, на ней сказывается стремление выразить все, передать весь опыт времени в индивидуальном преломлении автора.

Такое произведение, одновременно эпохальное и глубоко индивидуальное, как бы конденсирует в себе одном творчество писателя во всем его своеобразии и, сливаясь с именем творца, заслоняет для потомства все остальное его наследие. Но для современников Эразма каждое его произведение было большим событием в культурной жизни Европы. Современники прежде всего ценили его, как ревностного популяризатора античной мысли, распространителя новых гуманитарных знаний.

Его Adagia Поговорки, собрание античных поговорок и крылатых слов, с которым он выступил в 1500 году, имело огромный успех. По замечанию одного гуманиста, Эразм в них разболтал тайну мистерий эрудитов и ввел античную мудрость в обиход широких кругов непосвященных. В остроумных комментариях к каждому изречению или выражению напоминающих позднейшие знаменитые Опыты Ш.Монтеня, где Эразм указывает те случаи жизни, когда его уместно применять, уже сказывались ирония и сатирический дар будущего автора Похвального слова. Уже здесь Эразм, примыкая к итальянским гуманистам XV века, противопоставляет выдохшейся средневековой схоластике живую и свободную античную мысль, ее пытливый независимый дух. Сюда же примыкают его Apophthegmata Краткие изречения, его работы по стилистике, поэтике, его многочисленные переводы греческих писателей на латынь - международный литературный язык тогдашнего общества.

Эразмом были изданы в оригинале или латинском переводе многие греческие классики Эзоп, Аристотель, Демосфен, Еврипид, Гален, Лукиан, Плутарх, Ксенофонд латинские писатели, поэты, драматурги, историки Цицерон, Ливий, Гораций, Овидий, Персий, Плавт, Сенека, Светоний.

Следует отметить его Дружеские разговоры - вершину эразмовской художественной прозы. Здесь в полной мере проявился его талант бытописателя, мастера диалога, занимательного рассказчика, ненавязчивого моралиста. Да, и моралиста, потому что нравственное воспитание было одной из тех основных целей, которую преследовал Эразм, создавая Дружеские разговоры. Эразм отстаивал широкое светское образование - и не только для мужчин, но и для женщин, он требовал реформы школьного обучения.

Его политическая мысль, воспитанная на традициях античного свободолюбия, проникнута отвращением ко всяким формам тирании, и в этом отвращении легко узнается Эразм из Роттердама, питомец городской культуры. Христианский государь Эразма появился в том же 1516 году, что и Утопия Т.Мора, и через два года после того, как Макиавелли закончил своего Князя. Это три основных памятника социально-политической мысли эпохи, однако весь дух трактата Эразма прямо противоположен концепции Макиавелли.

Эразм требует от своего государя, чтобы он правил не как самовольный хозяин, а как слуга народа, и рассчитывал на любовь, а не на страх, ибо страх перед наказанием не уменьшает числа преступлений. Воли монарха не достаточно, чтобы закон стал законом. В век нескончаемых войн Эразм, возведенный в ранг советника империи Карлом V для которого он и написал своего Христианского Государя, не устает бороться за мир между государствами Европы.

Его антивоенная Жалоба Мира была в свое время запрещена Сорбонной, но в наши годы появилась в новых переводах на французский и английский язык. Это произведение лежит у истока одной из замечательных европейских идейных традиций - традиции антивоенной, пацифистской литературы. Велика важность и значимость содержащихся в нем мыслей и тем влиянием, какое оно оказало на общественное сознание своего и последующего времени. А такое влияние нетрудно проследить.

Именно здесь за Эразмом, по намеченному им пути, пойдут крупнейшие европейские мыслители Ян Амос Коменский, Уилям Пенн, Шарль Ирине де Сен-Пьер, Жан Жак Руссо, Иеремия Бентам, Иммануил Кант. Это ими будут обсуждаться, разрабатываться, обосновываться и пропагандироваться программы установления вечного мира между народами, долженствующего навсегда положить конец войнам.

И уже от них идея мира дойдет до нашего времени, чтобы стать существенной доминантой современной международной политике и современного мировоззрения. В XVI - XVIII веках читатели особенно ценили также религиозно-этический трактат Эразма Руководство христианскому воину 1504 . Здесь, как и в ряде других произведений, посвященных вопросам нравственности и веры, Эразм борется за евангельскую чистоту первоначального христианства, против культа обрядов, против языческого поклонения святым, против формализма ритуала, против внешнего христианства - всего того, что составляло основу могущества католической церкви.

Признавая существенным для христианства лишь дух веры, а не церемонию обряда, Эразм вступает в противоречие с ортодоксальной теологией. Богословские работы Эразма вызывали самые страстные и ожесточенные споры и давали противникам немало поводов обвинять его во всех ересях. Главным трудом своей жизни Эразм считал исправленное издание греческого текста Нового завета 1516 и его новый латинский перевод.

Этим тщательным филологическим трудом, в котором текст Священного Писания освобожден от вкравшихся на протяжении веков ошибок и произвольных толкований, Эразм нанес удар авторитету церкви и принятого ею канонического латинского текста Библии так называемой Вульгаты. Еще существеннее то, что в комментариях к своему переводу и в так называемых парафразах толкованиях книг Священного Писания, применяя научные методы исторической критики связь Библии с древнееврейскими нравами и прямую интерпретацию вместо аллегорической или казуистической, характерной для средневековых схоластов, подвергая сомнению аутентичность отдельных книг и выражений и обнажая противоречия в священном тексте, Эразм подготавливал почву для позднейшей рационалистической критики Библии.

Отвергая авторитеты позднесредневековой схоластики, он неустанно издавал труды первых отцов церкви. Отредактировать и издать девять томов сочинений св. Иеронима стоило Эразму, по его собственному замечанию, больше труда, чем автору их написать.

Так же он публикует сочинения ранних христианских писателей Иоанна Златоуста, Илария, Амвросия, Лактанция, Августина, Василия Великого, текстологически их выверяет, пишет к ним предисловия и комментарии. Он переиздает примечание к Новому Завету итальянского гуманиста Лоренцо Валы - первое произведение библейской критики эпохи Возрождения. Это обращение к первоисточникам было формой движения вперед, так как множило в умах сомнения в бесспорности установленных церковью догм, относительно которых, как оказывалось, во многом расходились и сами отцы церкви.

Но тем самым Эразм обосновывал принцип широкой терпимости в вопросах веры, которые - за исключением немногих самых общих положений - должны были, по его мнению, стать частным делом каждого верующего, делом его свободной совести и разумения. Призывая своих последователей переводить Библию на новые языки и оставляя за каждым верующим право разобраться в священном писании как единственном источнике веры, Эразм открывал доступ в святая святых богословия всякому христианину, а не только первосвященникам теологии.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Эразм Роттердамский и его «Похвала глупости»

Ему изумляется, его воспевает и превозносит писал Камерарий каждый, кто не хочет прослыть чужаком в царстве муз . Как писатель Эразм Роттердамский… Оружие христианского воина только при жизни автора выдержало болеем пятидесяти… Сразу же после выхода в свет была переведена на европейские языки и разошлась в десятках тысяч экземпляров Похвала…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Труды Эразма Роттердамкого и их влияние на современников

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Биография Эразма Роттердамкого
Биография Эразма Роттердамкого. Эразм родился в Роттердаме Голландия. Был незаконнорожденным сыном бюргера. Рассматривая жизненный путь Эразма, мы уже в самом его начале видим благоприятный

Анализ Похвалы Глупости
Анализ Похвалы Глупости. Со слов самого Эразма мы знаем, как возникла у него идея Похвалы Глупости. Летом 1509 года он покинул Италию, где провел три года, и направился в Англию, куда его приглашал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги