О произведениях И.С. Тургенева

О произведениях И.С. Тургенева. Начальный период творчества И.С. Тургенева, имевший для него характер литературного ученичества, можно считать с 1834 года, когда Тургенев написал первую свою юношескую поэму “Стено”, и до 1843 года, когда вышло в свет произведение “Параша.

Рассказ в стихах”. “В 1843 году писал Тургенев в “Литературных и житейских воспоминаниях” в Петербурге произошло событие, и само по себе крайне незначительное и давным-давно поглощенное всеобщим забвением. А именно: появилась небольшая поэма некоего Т.Л. под названием “Параша”. Этот Т.Л. был я; этою поэмой я вступил на литературное поприще”. Оценивая на склоне лет произведения своей литературной молодости, Тургенев отнесся к ним очень сурово. “Я чувствую писал он С.А. Венгерову в 1874 году положительную, чуть не физическую антипатию к моим стихотворениям, и не только не имею ни одного экземпляра моих поэм, но дорого бы дал, чтоб их вообще не существовало на свете”. Высокую требовательность предъявил Тургенев даже к таким своим художественным удачам, как поэма “Параша”, получившая при выходе ее в свет, в 1843 году, очень лестный отзыв Белинского.

В письме к И.С. Тургеневу 8 июля 1848 года Белинский писал о поэме: “Я еще раз десять прочел ее: чудесная вещь, вся насквозь пропитанная и поэзией (что очень хорошо), и умом (что еще лучше, особенно вместе с поэзией)”. Несмотря на критическое отношение Тургенева к начальному этапу творчества, необходимо на этом этапе остановиться, так как без него нельзя понять в полной мере ни художественных особенностей “Записок охотника”, ни исторической закономерности всего творческого пути писателя.

Большинство ранних произведений И.С. Тургенева относится к 30-м и началу 40-х годов XIX века - к этому переходному периоду в истории русского общества.

Тургенев так характеризовал эту переходную эпоху, вспоминая о ней значительно позднее, в 1868 году. “Общество еще помнило удар писал он обрушившийся на самых видных его представителей лет двенадцать перед тем, и из всего того, что проснулось в нем впоследствии, особенно после 55 года, ничего даже не шевелилось, а только бродило - глубоко, но смутно - в некоторых молодых умах”. Молодой Тургенев в первых стихотворных опытах 30-х годов отдал известную дань увлечению романтическими образами и романтическим лексиконом Бенедиктова и Марлинского, но это влияние было очень кратковременно и неглубоко.

Некоторые следы этого увлечения можно найти в очень немногих стихотворениях, написанных Тургеневым в начальный период творчества. Так, в стихах, посвященных темам любви и природы, встречаются романтические преувеличения.

Любовь в этих стихах “мятежная”, “безумная”, “знойная”, лобзания - “жгучие”, картина утра (в стихотворении “Признание”) дается с излишней, вычурной пышностью: И, сходя с вершин Урала, Как дворец Сарданапала, Загорится ясный день Но в подавляющем большинстве стихотворных опытов молодого Тургенева общий характер его творчества был реалистическим. Подлинными его литературными учителями были Пушкин, Лермонтов и Гоголь. Что же представляло собой творчество Тургенева до “Записок охотника”, как расценивать его многочисленные стихотворения и поэмы, от которых он готов был отказаться в последующую, зрелую пору литературной деятельности? Если подходить к ним с той меркой, с какой подходил к ним Тургенев, они, действительно, не удовлетворяют необходимым требованиям ни с идейной, ни с художественной стороны.

В них слышатся перепевы то пушкинской (“Параша”), то лермонтовской (“Разговор”) поэзии, и хотя Тургенев подходит к разработке тематики своих литературных учителей по-своему, пытается дать самостоятельную трактовку “лишних людей” и “мятущихся” героев, но его позиции самому ему не ясны, и герои его поэм оставляют у читателей впечатление чего-то недосказанного и туманного.

Нет ясности мысли и в большинстве лирических стихотворений, посвященных темам любви и природы. Однако ни в коем случае нельзя сказать, что начальный этап литературной деятельности Тургенева был для него сплошной неудачей и, тем более, что он ничего не дал самому писателю в отношении его художественного роста.

Стихотворное творчество научило Тургенева компоновке материала, выработало у него умение отбирать из массы впечатлений и мыслей наиболее существенное и типическое, умение концентрировать материал и в немногом сказать многое. Уже Белинский выделял в раннем творчестве Тургенева такие стихотворения, как “Федя” и “Баллада”. Стихотворение “Федя”. “Баллада” (1842), написанная по мотивам народной песни о Ваньке-ключнике, была положена на музыку Рубинштейном и до сих пор живет в камерном исполнении. Это единственное стихотворение молодого Тургенева, которое широко известно и в наше время, что объясняется не только высоким качеством музыки композитора, но в неменьшей степени содержательностью, стремительностью в развитии действия и музыкальностью самой баллады.

В данном случае Тургенев осуществляет один из законов искусства, о котором говорил Белинский: “Художественная обработка характера в том и состоит, что если он дан поэтом в известный момент своей жизни, вы уже сами можете рассказать всю его жизнь и до и после этого момента”. Следует также отметить, как значительное творческое достижение молодого Тургенева, стихотворение “В дороге”, написанное в том же 1843 году и отличающееся, наряду с большой музыкальностью, искренностью чувства и задушевностью, строки которого известны всем без исключения: Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые И в поэмах И.С. Тургенева, обычно страдающих недостаточной ясностью в раскрытии характеров и основного идейного смысла, встречаются отдельные яркие бытовые сцены и пейзажи, показывающие, что Тургенев уже в эти годы умел подмечать в жизни и в природе существенное, характерное и находить для описания необходимые точные и выразительные слова. Наибольшей удачей среди поэм Тургенева была поэма “Помещик”, представляющая собой ряд живых зарисовок помещичьего быта. Белинский писал об этой поэме: “Наконец г. Тургенев написал стихотворный рассказ “Помещик” не поэму, а физиологический очерк помещичьего быта, шутку, если хотите, но эта шутка как-то вышла далеко лучше всех поэм автора.

Бойкий эпиграмматический стих, веселая ирония, верность картин, вместе с тем выдержанность целого произведения, от начала до конца все показывало, что г. Тургенев напал на истинный род своего таланта, взялся за свое, и что нет никаких причин оставлять ему вовсе стихи”. Тургенев уже был в 40-х хорошим поэтом.

Но всего лишь хорошим.

А его честолюбие требовало большего.

Одной из основных проблем, поставленных перед писателями во второй период русского освободительного движения, была проблема положительного героя, активно участвующего в осуществлении очередных задач общественно-политической и народнохозяйственной жизни, и в связи с этим — переоценка передовой дворянской интеллигенции, игравшей до сих пор в русском обществе руководящую роль. Эта проблема стояла и перед Чернышевским, и перед Гончаровым, и перед Писемским, и перед другими писателями.

Вплотную подошел к этой проблеме в середине 50-х годов и Тургенев. В 40-е годы повести и комедии не занимали основного места в творчестве Тургенева и не были его лучшими произведениями, — заслуженную славу в 40-е годы он завоевал не повестями и не комедиями, а “Записками охотника”. После 1852 года, повести и романы стали у него преобладающими жанрами. По тематике эти произведения значительно отличались от “Записок охотника”. Лишь в немногих из них Тургенев по-прежнему изображает крестьянство и рисует картины крепостнического быта; таковы повести “Постоялый двор”, “Господская контора” (отрывок из неизданного романа), рассказ “Муму” и позднее, в 1874 году, рассказ “Живые мощи”. В большинстве же произведений 50—70-х годов основным предметом изображения у Тургенева являются различные группы дворянского класса и прежде всего прогрессивная дворянская интеллигенция, обычно сопоставляемая с интеллигенцией разночинской, революционно-демократической. По преимуществу в этих произведениях вырабатываются и уточняются новые средства художественного мастерства Тургенева.