Место Ипполита в романе

Место Ипполита в романе. Замысел романа “Идиот” появился у Федора Михайловича Достоевского осенью 1867 года и в процессе работы над ним претерпел серьезные изменения. В начале центральный герой – “идиот” - был задуман как лицо морально уродливое, злое, отталкивающее.

Но первоначальная редакция не удовлетворила Достоевского и с конца зимы 1867 года он начинает писать “другой” роман: Достоевский решает воплотить в жизнь свою “любимую” идею – изобразить “вполне прекрасного человека”. Как ему это удалось - впервые читатели смогли увидеть в журнале “Русский вестник” за 1868 год. Интересующий нас более всех прочих действующих лиц романа Ипполит Терентьев входит в группу молодых людей, персонажей романа, которых сам Достоевский в одном из писем охарактеризовал как “современных позитивистов из самой крайней молодежи” (XXI, 2; 120). Среди них: “боксер” Келлер, племянник Лебедева – Докторенко, мнимый “сын Павлищева” Антип Бурдовский и сам Ипполит Терентьев.

Лебедев, выражая мысль самого Достоевского, говорит о них: “…они не то, чтобы нигилисты… Нигилисты все-таки народ иногда сведущий, даже ученый, а эти – дальше пошли-с, потому что прежде всего деловые-с. Это, собственно, некоторые последствия нигилизма, но не прямым путем, а понаслышке и косвенно, и не в статейке какой-нибудь заявляют себя, а уж прямо на деле-с” (VIII; 213). По мнению Достоевского, не раз высказываемому им в письмах и записках, “нигилистические теории” шестидесятников, отрицая религию, являвшуюся в глазах писателя единственной прочной основой нравственности, открывают широкий простор для различных шатаний мысли среди молодежи.

Рост преступности и аморальности Достоевский объяснял развитием этих самых революционных “нигилистических теорий”. Пародийные образы Келлера, Докторенко, Бурдовского противопоставлены образу Ипполита. “Бунт” и исповедь Терентьева раскрывают то, что сам Достоевский в идеях молодого поколения склонен был признавать серьезным и заслуживающим внимания.

Ипполит – фигура отнюдь не комичная. Федором Михайловичем Достоевским была возложена на него миссия идейного оппонента князя Мышкина. Кроме самого князя, Ипполит – единственное действующее лицо в романе, которое имеет законченную и цельную философско-этическую систему взглядов систему, которую сам Достоевский не принимает и старается опровергнуть, но к которой относится с полной серьезностью, показывая, что взгляды Ипполита – это ступень духовного развития личности.

Как оказывается, в жизни князя был момент, когда он переживал то же, что и Ипполит. Однако разница в том, что для Мышкина