Дьявол и его свита в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

СОДЕРЖАНИЕ 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА 2. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОЛЬ СИЛ ЗЛА В РОМАНЕ 2.1 САТИРИЧЕСКАЯ 2.2 ФИЛОСОФСКАЯ 3. ИСТОРИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛАНДА И ЕГО СВИТЫ 3.1 Воланд 3.2 Коровьев-Фагот 3.3 Азазелло 3.4 Бегемот 3.5 Гелла 4. ВЕЛИКИЙ БАЛ У САТАНЫ КАК АПОФЕОЗ РОМАНА 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” не был завершен и при жизни автора не публиковался.

Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.

Время начала работы над “Мастером и Маргаритой” Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. В первой редакции роман имел варианты названий “Черный маг” , “Копыто инженера” , “Жонглер с копытом” , “Сын В.” , “Гастроль” . Первая редакция “Мастера и Маргариты” была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы “Кабала святош” . Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: “И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…” Работа над “Мастером и Маргаритой” возобновилась в 1931 г. К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник – будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей буйной свитой.

Вторая редакция, создававшаяся до 1936 г имела подзаголовок “Фантастический роман” и варианты названий “Великий канцлер” , “Сатана” , “Вот и я” , “Черный маг” , “Копыто консультанта” . Третья редакция, начатая во второй половине 1936 г первоначально называлась “Князь тьмы” , но уже во 1937 г. появилось хорошо известное теперь заглавие “Мастер и Маргарита” . В мае – июне 1938 г. полный текст впервые был перепечатан. Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя, Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: “Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?” … Булгаков писал “Мастера и Маргариту” в общей сложности более 10 лет. Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться роман-судьба, роман-завещание. Роман вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений: московский быт, запечатленный в очерках “Накануне” , сатирическая фантастика и мистика, опробованная в повестях 20-х годов, мотивы рыцарской чести и неспокойной совести в романе “Белая гвардия” , драматическая тема судьбы гонимого художника, развернутая в “Мольере” , пьесе о Пушкине и “Театральном романе” … К тому же картина жизни незнакомого восточного города, запечатленного в “Беге” , готовила описание Ершалаима.

А сам способ перемещения во времени назад - к первому веку истории христианства и вперед – к утопической грезе “покоя” напоминал о сюжете “Ивана Васильевича” . Из истории создания романа мы видим, что он был задуман и создавался как “роман о дьяволе” . Некоторые исследователи видят в нём апологию дьявола, любование мрачной силой, капитуляцию перед миром зла. В самом деле, Булгаков называл себя “мистическим писателем” , но мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя… 2.

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОЛЬ СИЛ ЗЛА В РОМАНЕ

А грехов у него целый воз: “… вообще они докладывает Коровьев, говоря ... Но с него за это особый спрос, ведь это руководитель писательской орга... 2.2 . Силы ада играют в “Мастере и Маргарите” несколько необычную для них ро... И вот за все это всего лишь вынужденная прогулка в Ялту.

ФИЛОСОФСКАЯ

Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое доб... Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все дерев... А все это уже проходит по ведомству сатаны, князя тьмы, повелителя тен... И кто знает, чего во всем этом больше: всемогущества сатаны или фантаз...

ИСТОРИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛАНДА И ЕГО СВИТЫ

ИСТОРИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛАНДА И ЕГО СВИТЫ. То, что есть у смерти – это лишь испоганенная ею жизнь же. Диалектическое единство, взаимодополняемость добра и зла наиболее плот... У Булгакова Воланд в буквальном смысле возрождает сожженный роман Маст... 3.4 Бегемот Этот кот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый за...