рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Александр Блок. Жизнь и творчество. Влияние творчества Блока на поэзию Анны Ахматовой

Александр Блок. Жизнь и творчество. Влияние творчества Блока на поэзию Анны Ахматовой - раздел Литература, План 1. Вступление 2. Из Воспоминаний О Блоке 3. Начало. Десятые Годы 1) . С...

ПЛАН 1. Вступление 2. Из воспоминаний о Блоке 3. Начало. Десятые годы 1) . Сборник "Вечер" 2) . Сборник "Четки" 4. Поэма без героя 1) "у шкатулки тройное дно " 2) "Возмездие", "Двенадцать", "Снежная маска" Блока и "Поэма без героя" 3) Параллели со стихотворением "Шаги Командора" 5. Стихи, посвященные Ахматовой Блоку Заключение Что ж сказала Анна Андреевна, я ничего тут не вижу. И Пушкин так всегда делал. Всегда.Брал у всех, все, что ему нравилось.

И делал навеки своим. Известным литературоведом В. М. Жирмунским было проведено крупное исследование, посвященное теме " блоковского текста" в творчестве Анны Ахматовой. Многие исследователи затрагивают в своих работах эту проблему: Чуковская Л. К Тименчик Р. Д Цивьян Т. В а также Топоров В. Н посвятивший этому вопросу многие статьи. Но все же пока еще сложно, да и рано подводить итоги поэтической перекличке двух поэтов. Очень много противоречивых фактов и мнений связаны с этой темой. Настоящая работа также не может претендовать на то, чтобы исчерпать этот вопрос, но в ней, в частности, предпринимается попытка обратиться к новому кругу источников, скрытых, однако, в тех же самых текстах (ахматовских) , которые давно известны исследователям.

Понятие легенды неоднозначно. Термин "легенда" применительно к истории своих отношений к Блоку употребляла сама Ахматова. "Вторая легенда", с которой я прошу моих читателей распроститься навсегда писала она в поздних автобиографических заметках, относится к моему так называемому "роману" с Блоком ", " Из чего была состряпана легенда о романе, просто ума не приложу, но что она нравилась и ее хотели, это несомненно". (№ 3 стр. 189) Понятие "легенда" употреблено здесь Ахматовой в очень узком, чисто биографическом и резко отрицательному смысле, как синоним "сплетни" , "нелепого вымысла". С этой "легендой" Ахматова в поздние годы жизни, по мнению многих исследователей, считала необходимым бороться, опровержению этой "легенды" (также по мнению некоторых литературоведов) в значительной степени посвящены ее "Воспоминания об Александре Блоке". В ином, значительно более широком смысле, применительно к творчеству Блока и его облику в сознании современников, употребил понятие "легенда" Ю. М. Тынянов.

В статье "Блок", написанной вскоре после смерти поэта, Тынянов писал: "Блок- самая большая лирическая тема Блока. ( ) Об этом лирическом герое и говорят сейчас.

Он был необходим, его окружает легенда, и не только теперь - она окружала его с самого начала, казалось даже, что она предшествовала самой поэзии Блока " (№ 12, стр. 94) . В своей работе мы пользуемся понятием "Блоковская легенда" в широком смысле, близком к пониманию Ю. Н. Тынянова, имея ввиду восприятие современниками и, в частности, Ахматовой поэтического образа Блока, его литературной личности, его лирического героя, его лирической темы. "ВОСПОМИНАНИЯ О БЛОКЕ" В рабочих тетрадях Ахматовой сохранилось большое число отрывков мемуарного характера, относящиеся к Блоку. Все они, как и печатные "Воспоминания", по шутливому определению самой писательницы, в сущности, написаны на тему: "О том, как у меня не было романа с Блоком". Все мои воспоминания о Блоке сообщает Ахматова в своих записях могут уместиться на странице обычного формата, и среди них интересна только его фраза о Льве Толстом". В черновых планах статьи перечислены все встречи Ахматовой с поэтом, они даже пронумерованы (девять номеров, однако список не доведен до конца) . Однако при всем поверхностном и мимолетном характере этих встреч "на людях", в литературных салонах и литературных вечерах, нельзя не заметить, что для Ахматовой они всегда были чем-то очень важным что она на всю жизнь запомнила, казалось бы внешне незначительные, но для нее по особенному знаменательные слова своего собеседника.

Это относится, например, к упомянутым выше словам Блока о Л. Н. Толстом.

В разговоре с Блоком Ахматова передала ему замечание молодого поэта Бенедикта Лившица, "что он, Блок, одним своим существованием мешает писать стихи". "Блок не засмеялся, а ответил вполне серьезно: " Я понимаю это. Мне мешает писать Лев Толстой". В другой раз, на одном литературном вечере, где они выступали вдвоем, Ахматова сказала: "Александр Александрович, я не могу читать после вас". Он- с упреком в ответ- "Анна Андреевна, мы не тенора". Сравнение это, надолго запечатлевшееся в памяти, было, может быть подхвачено через много лет в стихотворении, где Блок предстает как "трагический тенор эпохи" (1960) . Ахматова рассказывает дальше: "Блок посоветовал мне прочесть "Все мы бражники здесь". Я стала отказываться: "Когда я читаю "Я надела узкую юбку", смеются". Он ответил: "Когда я читаю: "И пьяницы с глазами кроликов"- тоже смеются". (№4, стр. 21) . Но наиболее впечатляющей была неожиданная встреча Ахматовой с Блоком в поезде на глухом полустанке между географически близкими Шахматовым (усадьбой Бекетовых) и Слепневым (имением Гумилевых) , скорее напоминающая не бытовую реальность, а эпизод из неправдоподобного любовного романа: "Летом 1914 года я была у мамы в Дарнице, под Киевом.

В начале июля я поехала к себе домой, в деревню Слепнево, через Москву.

Где-то, у какой-то пустой платформы, поезд тормозит, бросают мешок с письмами.

Перед моим изумленным взором неожиданно вырастает Блок. Я вскрикиваю: "Александр Александрович! ". Он оглядывается и, так как он был не только великим поэтом, но и мастером тактичных вопросов, спрашивает: "С кем вы едете? ". Я успеваю ответить: "Одна". Поезд трогается". И этот рассказ подтверждается свидетельством записных книжек Блока. Ахматова продолжает: Сегодня, через 51 год, открываю Записную книжку Блока и под (9 июля 1914 года читаю: " Мы с мамой ездили осматривать санаторию за Подсолнечной Меня бес дразнит Анна Ахматова в почтовом поезде". (№ 7, стр. 325) . В своих мемуарных записях Ахматова уделила немало места опровержению "легенды" о ее "так называемом романе с Блоком", или, как она пишет в другом месте, "чудовищных слухов о ее "безнадежной страсти к А. Блоку, которая почему-то до сих пор всех весьма устраивает. ( ) Однако теперь, когда она грозит перекосить мои стихи и даже биографию, я считаю нужным остановиться на этом вопросе". (№10, стр. 325) . Сплетня эта -"провинциального происхождения", она " возникла в 20-х годах, после смерти Блока", " уже одно опубликование архива А. А. Блока должно было прекратить эти слухи". (№10, стр. 325) . Гораздо существеннее для современного читателя восприятие Ахматовой поэтической личности Блока и те творческие связи между ними, о которых ниже пойдет речь. Ахматова писала в своих заметках: "Блока я считаю не только величайшим поэтом первой четверти Двадцатого века (первоначально стояло: "одним из величайших" В. Жирмунский - № 10, стр. 325) , но и человеком-эпохой, т.е. самым характерным представителем своего времени " К богатой мемуарной литературе о Блоке присоединяются еще несколько фрагментарных страниц содержащих воспоминания о Блоке Анны Ахматовой.

В этих воспоминаниях воспроизводятся 3-4 интересных высказывания Блока, ряд беглых впечатлений от встреч с ним и кое-какие любопытные подробности, но в целом они далеко не поражают обилием материала.

Информация, заключенная в них имеет значение не столько сама по себе, сколько тем, от кого она исходит.

Анна Ахматова избрала в своих кратких мемуарах жесткий, "пушкинский" принцип чистого фотографического повествования.

Рассказав о встречах с Блоком, она не поделилась своими мыслями о нем, промолчала о своем глубинном отношении к нему и о его поэзии и оставила при себе свои оценки его произведений.

В самом деле, А. Ахматова и ее старший современник А. Блок были знакомы друг с другом гораздо меньше, чем это многим представляется. " Анна Андреевна говорила мне пишет Д. Максимов что встречалась с Блоком редко, за всю жизнь - не более 10-ти раз и подолгу с ним не разговаривала, Эти встречи происходили на людях, иногда при совместных выступлениях.

У Анны Андреевны Блок ни разу не был. А она к нему зашла лишь 1 раз - в конце декабря1913 года, когда он жил на Офицерской.

Да и тогда она торопилась к себе в Царское село и просидела недолго, "минут сорок". (№11, стр. 188) . Легенду о романе с Блоком Ахматова решительно отрицала, и не случайно, читая Д. Максимову свои воспоминания, в шутку назвала их так: "О том, как у меня не было романа Блоком". "Как человек-эпоха Блок попал в мою поэму "Триптих" (Демон сам с улыбкой Тамары" ) , однако из этого не следует, что он занимал в моей жизни какое-то особенное место.

А что он занимал особенное место в жизни всего предреволюционного поколения, доказывать не приходится" . (№11, стр. 189) . Оригинал заметки - в Рукописном отделе Ленинградской публичной библиотеки) . В образной форме эта мысль воплощена в одном из более поздних стихотворений Ахматовой (1946) , посвященных исторической роли поэта, ее современника: Как памятник началу века, Там этот человек стоит Однако хотелось бы посмотреть на описанные выше факты с другой стороны.

В. М. Жирмунский пишет: "В своих мемуарных записях Ахматова уделила немало места опровержению легенды (о чем уже упоминалось выше) . Далее Жирмунский заключает: "Мы будем исходить в дальнейшем из этих неоднократно повторенных признаний А. А. Ахматовой и не считаем необходимым вообще углубляться в интимную биографию художника. " (№10, стр. 264) . Однако, как мне кажется, из этого не следует, что интерес к биографии поэта (в частности, а иногда и в особенности, к интимной) незаконен или, по меньшей мере, имеет малое отношение к изучению творчества.

Напротив, " любителю Словесности, скажу более, наблюдателю-философу приятно было бы узнать некоторые подробности частной жизни великого человека, познакомиться с ним, узнать его страсти, привычки, странности, слабости и самые пороки, неразлучные спутники человека" ("О характере Ломоносова" в кн. "Опыты в стихах и прозе" Константина Батюшкова.

Часть1. Проза. 1817, стр. 40) . В этой " приятности узнавания" скрывается "внутренний жест приемлюще-открытого, доверчивого и доверительного отношения к тексту и через него к автору" (№13, стр. 89) , убеждение, что текст начинается или продолжается в жизни автора (или вообще как-то связан с нею) , и, следовательно, его жизнь может помочь в более углубленном понимании текста. Интерес к биографии автора сродни попытке расширить "внешний" текст произведения и проверить правильность понимания текста через обращение к его творцу.

Следует обратить внимание на то, что в своих высказывания о Блоке (вне поэтических текстов) достаточно многочисленных (особенно если иметь в виду и устные) Ахматовой было легко, если не развеять "легенду", то разъяснить и отвести многие существенные детали. В действительности же, по мнению исследователя Топорова, в этих высказываниях была явная тенденция укоренить мысль о "легенде", о существовании этой "легенды". " следуя сформулированному ею же самой правилу Тайн не выдавать своих, Ахматова, не снимая своими высказываниями неопределенности, скорее, наоборот, увеличивает количество тайн заставляя читателя решать все более сложные и отвлеченные задачи, незаметно переключающие читателя из биографического плана в поэтический" (№13, стр. 10) Учитывая приведенные выше воспоминания Ахматовой о Блоке, мне кажется не приходится считать случайностью, что последние состоят в основном из цитации блоковских упоминаний о встречах с Ахматовой (в его "Записных книжках") , во-первых, что в них пропущены упоминания о ряде других встреч поэтов (что никак не может быть объяснено упущением памяти) , во-вторых, что в приписываемых Ахматовой встречах с Блоком опущено все то, что выходит за рамки всячески подчеркиваемой фактографичности, в-третьих.

Иначе говоря, в воспоминаниях о Блоке Ахматова "идет не прием удивительный по свое смелости: она заставляет Блока говорить об этих встречах, уступает ему право и первенство вспоминать. ( " От тебя приходила ко мне тревога и уменье писать стихи (из посвященья Блоку не экземпляре "Четок") , право и первенство вспоминать(" Недавно читала и перечитывала записные книжки Блока. Они как бы возвратили мне многие дни и события.

Чувствую: об этом нужно написать. это будут автобиографические заметки"(№4, стр. 242) . Ср : " и снова деревянный Исаакиевский мост, пылая плывет к устью Невы, а я с моим спутником с ужасом глядим на это невиданное зрелище, и у этого дня есть дата - 11 июля 1916г отмеченная Блоком. " (№4, стр. 48) при блоковской записи: "11 июля. Вечером я у мамы Ночью догорает на взморье дворцовый мост. Все очень тяжело". (№7, стр 314) . На следующее утро Блок уже ходил в швальню Измайловского полка, готовясь к отъезду в армию.) Таким образом строится некий двуединый текст, состоящий из 2-х голосов: один из них принадлежит Блоку непосредственно, другой же - тоже Блоку, но опосредованно - блоковские уста в устах Ахматовой.

Начало. Десятые годы

С. Вскоре Блок и Ахматова вновь встречаются в "Башне". 239) . Это уточнение датировки не препятствует, однако, сопоставлению ахматов... Первая же строфа: Муза - сестра заглянула в лицо, Взгляд ее ясен и я р...

– Конец работы –

Используемые теги: Александр, Блок, Жизнь, Творчество, Влияние, творчества, Блока, поэзию, Анны, Ахматовой0.131

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Александр Блок. Жизнь и творчество. Влияние творчества Блока на поэзию Анны Ахматовой

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Александр Блок. Жизнь и творчество. Влияние творчества Блока на поэзию Анны Ахматовой
Всегда. Брал у всех, все, что ему нравилось. И делал навеки своим. 14, стр. 104 Известным литературоведом В.М. Жирмунским было проведено крупное… Очень много противоречивых фактов и мнений связаны с этой темой. Настоящая… С этой легендой Ахматова в поздние годы жизни, по мнению многих исследователей, считала необходимым бороться,…

Александр Блок. Жизнь и творчество. Влияние творчества Блока на поэзию Анны Ахматовой
Всегда. Брал у всех, все, что ему нравилось. И делал навеки своим. 14, стр. 104 Известным литературоведом В.М. Жирмунским было проведено крупное… Очень много противоречивых фактов и мнений связаны с этой темой. Настоящая… С этой легендой Ахматова в поздние годы жизни, по мнению многих исследователей, считала необходимым бороться,…

Александр Блок. Жизнь и творчество. Влияние творчества Блока на поэзию Анны Ахматовой
Всегда. Брал у всех, все, что ему нравилось. И делал навеки своим. 14, стр. 104 Известным литературоведом В.М. Жирмунским было проведено крупное… Очень много противоречивых фактов и мнений связаны с этой темой. Настоящая… С этой легендой Ахматова в поздние годы жизни, по мнению многих исследователей, считала необходимым бороться,…

Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой
Подразумевалось, что именно ему Богом дано понять Истину – и объяснить её прочим. Каждый из поэтов ощущал себя немного пророком, на нём лежала… Но русская литература 20 века развивалась стремительными темпами. Свой вклад в… В семье было шестеро детей. Прабабушка Анны по материнской линии вела род от татарского хана Ахмата; поэтому юная…

Жизнь и творчество Анны Ахматовой
Самое сильное впечатление этих лет древний Херсонес, около которого мы жили. Читать я научилась по азбуке Льва Толстого. В 5 лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала… В Царском селе она в 1903 году познакомилась со своим будущим мужем Николаем Гумилевым. Он был частым гостем в доме е…

Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой
Из записи в метрической книге Преображенского собора г. Одессы Свидетельство 4379 30-го Апреля 1890 года выдано сие свидетельство в том, что в… Мой отец был в то время отставной инженер механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые…

Революция в творчестве Александра Блока
В известномстихотворении Фаб-рика он рассказывает о том, как недвижный кто-то, черныйкто-то медным голосом завет . Согнуть измученные спины.… Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтобы она… Эпизод самосудакак раз и является сюжетным стержнем сложной по композиции и художественнымсредст-вам поэмы о революции…

Тема любви в творчестве Анны Ахматовой
Очень много критиков изучали творчество Ахматовой. Среди них хотелось бы выделить Н.В.Недоброво, который был одним из первых, кто оценил творчество… Ахматова повествовала о горестях и блужданиях, обидах и власти, бурях и… Любовный роман, выразившийся в стихе, является отражением реальной жизненной истории, которая была трагичной.…

Тема родины в творчестве Александра Блока
Она прослеживается во всех его последующих произведениях, а вместе с ней и вся динамика блоковского развития. В стихотворении "Русь" перед нами… Течет, грустит лениво И моет берега.Над скудной глиной желтого обрыва В степи… Здесь же Блок явился новатором. Поэт не только наделяет Россию "прекрасными чертами", он любит ее, как раньше любил…

Развитие традиций русской классической школы XIX века в творчестве Анны Ахматовой
В. М. Жирмунский и А.И. Павловский, исследователи, наиболее полно отразившие в своих работах связь творчества Анны Ахматовой с творчеством поэтов и… В нашей работе мы попытались собрать и осмыслить разрозненный материал,… Целью нашей работы является изучение взаимосвязи творчества Анны Андреевны Ахматовой и русской классической школы 19…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Противостояние Александру Блоку в творчестве Николая Гумилева Вы выпиваете её, как глоток зеленого шартреза» писал Ин. Анненский в своей рецензии на «Романтические цветы». Однако каждая публикация Гумилева… Интересно, что стихотворение «Заблудившийся трамвай» содержит не только… Обвинения, которое уже никто не в силах отвести. Вяч. Иванов, с легкостью перемещаясь вслед за своим героем во времени…
  • Образ Родины в творчестве Александра Блока Мир ранней поэзии А.Блока - это мир прекрасной мечты, иэтой прекрасной мечтой окутан образ России.К постижению Родины подлинной, далекой от чарующей… Так, в стихотворении Незнакомка -лирический герой принадлежит двум мирам миру… Русьубаюкала ее на своих просторах.
  • Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене" Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…
  • Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене" Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…
  • Жизнь и творчество А. Блока В либеральной и “народолюбивой” семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных… Однако серьезное обращение к поэтическому творчеству, во многом связанное с увлечением юного Блока поэзией Жуковского,…