Античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы

Содержание.I. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой литературы 1. Предмет и значение литературы Древней Греции 2. Античное рабовладельческое общество Греции 3. Греческие племена и наречия 4. Язык древнегреческой литературы II. Истоки древнегреческой литературы. 1. Народно-поэтическое творчество и мифология. 2. Сказки, басни (Эсоп) , загадки и пословицы. 3. Народная песня, ее происхождение и формы III. Поэмы Гомера. 1. Сказание о Троянской войне 2. Общий характер поэм 3. Главные образы поэм. 4. Значение поэм Гомера. IV. Формы лирической поэзии. 1. Греческая лирика и ее формы. 2. Элегия и ямб. 3. Эпиграммы 4. Основные жанры прозаической литературы V. Литература эллинизма. 1. Общая характеристика эпохи эллинизма. 2. Эллинистическая образованность. 3. Реализм и натурализм. VI. Конец античной греческой литературы и ранняя христианская литература. 1. Последние греческие поэты 2. Греческая литература на рубеже с византийской. VII. Значение греческой литературы для мировой цивилизации. VIII. Список литературы I. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой литературы. 1. Предмет и значение литературы Древней Греции. Под названием “греческая литература” мы должны разуметь всю вообще литературу греческого народа, написанную на греческом языке.

За продолжительный срок много раз и коренным образом изменялись исторические условия жизни греческого народа, также изменился и язык. При таком широком понимании предмета, всю историю греческой литературы можно разделить на четыре больших периода: 1) античный, совпадающий с эпохой рабовладельческого общества - с самых ранних времен (X - IX вв. до н.э.) до начала IV в н.э. с кратким примыкающим к нему периодом перехода к феодальному строю - от IV до начала VI в н.э. ; 2) византийский, занимающий время от утверждения феодальной византийской империи при Юстиниане (527 - 565 гг.) до завоевания Константинополя (Византии) турками в 1453 г. ; 3) период турецкого владычества - 1453 - 1829 гг. ; 4) новогреческий - со времен освобождения от турецкого владычества (1829 г.) до наших дней. Из четырех обозначенных периодов, наибольшее значение для истории мировой культуры и литературы представляет первый период - античный.

Так как вся европейская культура строилась на развалинах античной, то вполне естественно, что элементы этой последней вошли органически в наши общественные понятия, в наше мышление, язык, художественные образы, и многие стороны современной жизни были бы непонятны без знаний античной культуры.

Идеями и образами античности вдохновлялись величайшие представители литературы, искусства и науки: Данте, Петрарка, Микеланджело, Шекспир, Мильтон, Байрон, Гете и многие другие.

Высокое значение греческой литературы признается выдающимися нашими писателями и критиками М. В. Ломоносовым, А. Н. Радищевым, А. С. Пушкиным, В. Г. Белинским, А. И. Герценом и другими. 2. Античное рабовладельческое общество. Общество, разделившееся на рабов и рабов, освободившихся от труда, позволило посвятить себя искусству.

Разделение общества на два основных класса - рабов и рабовладельцев - привело к образованию своеобразной формы античного государства, которую греки называли “полис” . Эта форма совмещает в себе два понятия - и государства и города. Имеется в виду город с небольшой прилежащей к нему территорией.

Для удобства рассмотрения истории древнегреческой литературы мы устанавливаем следующие четыре периода: 1) начальный - период разложения первобытного родового строя (с конца II до начала I тысячелетия до н.э.) , время нераздельного господства устного народного творчества; 2) эллинский или классический - время образования и процветания свободных государств-городов - приблизительно с IX до конца IV до н.э. В этот период получили развитие, в соответствии с отдельными фазами общественной жизни, три сменявших друг друга жанра: эпос, лирика и драма.

Он включает в себя и краткий период назревания новых условий - перехода к эллинизму; 3) эллинистический - время господства больших эллинистических монархий III - I вв. до н.э время значительного ослабления творческих сил народа и преобладание изысканных форм в искусстве; 4) императорский или эллинистическо-римский - время римского владычества (I - V вв. н.э.) и конца античного общества с кратким переходом к установлению феодального строя, время замирания старых традиций и возникновения новых христианско-византийских. 3.

Греческие племена и наречия

Творцом греческой литературы и искусства, имеющих мировое значение, бы... Это сознание с особой силой пробудилось во время войн с персами в нача... Миф - это вымысел, сказка, с помощью которой мысль первобытного челове... Предание выделило из них группу семерых: Фалес, Биант, Сопон, Питтак, ... д1.

Сказание о Троянской войне

. То же самое можно сказать и об “Одиссее” , где рассказывается о послед... Чтобы представить себе связь между всеми упоминаемыми в поэме событиям... Среди всех выделялся силой и доблестью юный сын Пелея. Во главе похода стал старший брат Менелая Агамемнон, царь Микен и Арго...

Общий характер поэм

Общий характер поэм. В. Белинский показал удивительное богатство и разнообразие содержания поэ... “Илиада” есть поэма о гневе Ахилла, и все внимание поэта сосредоточено... Как бы дополнением выступает XXIV песнь, рассказывающая о свидании Оди...

Главные образы поэм

В “Илиаде” он выступает и как воин, и как мудрый советник, но также и ... Менелай - спартанский царь, муж похищенной Парисом Елены - главное заи... Престарелый троянский царь Приам обрисован исключительно привлекательн... В “Одиссее” живо обрисована личность Телемаха. 4.

Греческая лирика и ее формы

Эти формы называются специальным словом “мелос” , т.е. Простейшими формами лирики являются элегия и ямб, рано оторвавшиеся от... 2. Гексаметр шестистопный дактилический стих, такой же, как и в эпических... Пентаметр - пятистопный стих.

Эпиграммы

Сюда относятся история, философия и ораторское искусство. . Эпиграммы. Эпиграмма близка к жанру элегии. 1. Литература эллинизма.

Общая характеристика эпохи эллинизма

Эпоха эллинизма занимает последние три столетия до н.э. Громадные богатства, захваченные в странах Востока, сосредоточились в ... Наплыв рабов из завоеванных стран и торговля ими достигли в это время ... относится наибольшее количество восстаний рабов. 2.

Эллинистическая образованность

Школа киников (циников) , основанная Антисфеном, учеником Сократа, дер... Большим авторитетом пользовалось учение школы стоиков. Представителем этого направления был Сотад (начало III в. Сохранилось немного отрывков из “Мелиямбов” Керкида. Мимиямбы - маленькие бытовые сцены с двумя-тремя действующими лицами.

Последние греческие поэты

Последние греческие поэты.

Время разложения античного общества характеризуется творческим бессилием, вследствие которого греки были уже неспособны создавать что-нибудь новое и оригинальное. Поэзия ограничивалась переработкой старых мотивов. Таковы, например, попытки возродить эпический жанр, сделанные поэтами: Квинтом Смирнским, Нонном Панопольским, Шиллером, Анакреоном, Григорием Богословским, Палладом и др. 2. Греческая литература на рубеже с византийской.

Большинство монархов, чтобы прославиться приближали к себе представителей культуры: литераторов, музыкантов, поэтов, философов, и отпускали на развитие культуры огромные средства. VII. Значение греческой литературы для мировой цивилизации. Развитие древней греческой литературы на протяжении почти полутора тысяч лет: ее зарождение из чисто народных основ, пышный рассвет ее в условиях рабовладельческого общества, длительное постепенное угасание и наконец, перерождение в новые формы византийской литературы.

Творческие силы греческого народа нашли яркое выражение в созданиях искусства и литературы, запечатлевших характерные черты жизни и воплотившие лучшие идеалы народа. Греческая культура обогатила римскую и, слившись с ней, легла в основу всей европейской культуры. Европейская литература до сих пор продолжает пользоваться наследием Греции и перерабатывать это наследие. Замечательные поэты Греции - Гомер, Алкей, Сапфо. В Греции же возникли и первые формы романа.

Греческие философы, историки, математики, врачи, механики, инженеры и т.д. создали науку, из которой выросла современная наука, и многие их труды не потеряли своего значения и для нас. VIII. Список литературы. 1. Радциг С. И. “История древнегреческой литературы” 2. Под ред. Блаватского В. Д. “Античная цивилизация” , М 1973 3. “Всемирная история” , т. 1-3, М 1955-1957 4. Гаспаров М. Л. “Об изучении античной литературы в СССР” 5. Под ред. Соболевского С. И. “История греческой литературы“, в 3-х т М 1946-1950 6. Троянский И. М. “История античной литературы” , 3-е изд Л 1957 1 Лурье С. Я. “Язык и культура Микенской Греции” , М. -Л 1957; Whitman C. H. “Homer and the heroic tradition” , Cambridge - Mass, 1958, p. 22-26. 1 Шантрен П. “Историческая морфология греческого языка” , пер. Боровского Я. М М 1953, с. 9 - 12,277 - 318 Денисов Я. И. “Основания метрики древних греков и римлян” , М 1888, с. 8 2 Белинский В. Г. “Сочинения А. Пушкина” , полн. собр. соч т. 7, с. 108 1 Афиней, XIV, p. 618 C-11, p. 620 A. 2 Гнедич Н. И. “Стихотворения” , 1956, с. 207 - 221 1 Белинский В. Г. Полн. собр. сочин т. 7, с. 318 1 Белинский В. Г. “Разделение поэзии на роды и виды” , Полн. собр. соч т. 5, с. 34 1 Белинский В. Г. “Сочинения А. Пушкина” , Полн. собр. соч т. 7, с. 403 2 В IV в. Платон (“Законы” , II, 11, р. 669 DE) отмечает как недостаток современных поэтов, что они стали отрывать мелодии от слов и писать стихи без музыки, а музыканты - музыку без слов. 1 Белинский В. Г. “Руководство к всеобщей истории” , Полн. собр. сочин т. 6, с. 92 1 См: Цицерон “О законах” (1,2,5) ; Квинтилиан “Образование оратора” (X, 1,31).