Греческие племена и наречия

Греческие племена и наречия. Творцом греческой литературы и искусства, имеющих мировое значение, был народ, который в историческую эпоху называл себя “эллинами” , а у нас обычно называется “греками” - именем, взятым нами у римлян.

Греческий народ не имел политического единства и жил, преимущественно, маленькими политическими общинами - “полисами” - по берегам Средиземного, Черного, Мраморного и Азовского морей.

Однако, несмотря на политическую разобщенность и племенную обособленность, греки в цветущую пору своей истории дошли до высокого сознания своего национального и культурного единства, противопоставляя себя всем другим народам как “варварам” . Это сознание с особой силой пробудилось во время войн с персами в начале V в. до н.э. 4. Язык древнегреческой литературы. По языку древние греки принадлежали к так называемой индоевропейской группе.

Грамматический строй греческого языка чрезвычайно близок к строю италийских, кельтских, германских, славянских, индоиранских и других языков этой группы. Вместе с тем, словарный состав греческого языка содержит некоторые элементы из других языков - более древнего населения (пеласгов греческой традиции) или даже языков Малой Азии. Недавно прочитанные критские, микенские и пилосские надписи, относящиеся ко II тысячелетию до н.э дают основание утверждать, что перед нами образцы греческого языка1. Но в названиях некоторых местностей и богов сохраняются черты иноязычные. В начале исторической эпохи мы застаем греков, разделенными на множество мелких родоплеменных групп, изолированных друг от друга горами и говоривших на местных говорах.

Однако они не теряли сознания своего единства и принадлежности к одному народу.

Главными из этих племен, значительно отличавшихся по своему наречию (диалекту) , считались эолийцы, ионийцы и дорийцы.

Вследствие исключительно важной роли Афинского государства, образовалась особая ветвь ионийцев и их языка аттическое наречие. Эти четыре диалекта легли в основу литературных наречий для отдельных жанров: ионийский - для эпоса, эолийский - для лесбосских поэтов, дорийский - для торжественной лирики, аттический диалект, как язык руководящего государства, приобрел особенно важное значение в литературе.

Всякий литературный язык - язык до некоторой степени искусственный. К разговорной аттической речи был близок язык комедии. Он содержит много искусственно придуманных слов и выражений или пародий на речь других жанров - эпоса, лирики и трагедии. Еще ближе к разговорной речи язык надписей, отражающий особенности местных диалектов, и из поздних поры тексты писем и различных записей простых людей, сохранившиеся на египетских папирусах.

Древнегреческий язык обладает большим лексическим и морфологическим богатством. Словарь его отличается обилием синонимов, выражающих всевозможные оттенки мысли. В языке греков, как народа по преимуществу приморского, поражает множество слов, обозначающих море и характеризующих его эпитетов, а также названий предметов и занятий, связанных с ним. Морфология содержит большое разнообразие форм склонения и спряжения.

Склонение имеет четыре падежные формы. Глагольные формы в разнообразии времен и наклонений передают многообразные оттенки действия или состояния, длительность и моментальность действия (аорист) . В фонетическом отношении древнегреческий язык сильно отличается от современного языка и от других европейских языков своими мелодическими свойствами. Слоги в нем различались по “количеству” : одни - долгие, другие - краткие; долгий слог произносился приблизительно вдвое протяжней, чем краткий, и обладал большей высотой звука1. Это создавало основу для музыкального ритма. Лишь в III - IV вв. до н.э. в греческом языке произошли изменения, вследствие которых утвердилось экспираторное ударение, основанное на силе выдуваемой струи воздуха, и стихосложение перешло на тоническую систему, которая в настоящее время находит применение у большинства европейских народов.

II. Истоки древнегреческой литературы. 1. Народнопоэтическое творчество и мифология.

Источником древнегреческой литературы, как и всякой другой, было устное народное творчество и, прежде всего - мифы, в которых содержалась целая сокровищница сюжетов и образов. В. Г. Белинский, развивая ту же мысль, указывал еще на жизненное значение мифологических образов. “Мифология была выражением жизни древних” - писал он, -“и их боги были не аллегориями, не риторическими фигурами, а живыми понятиями в живых образах” 2. Миф - это вымысел, сказка, с помощью которой мысль первобытного человека пыталась не только объяснить себе непонятные и грозные явления окружающего мира, но и найти ключ к овладению силами природы и подчинить их себе. Много интересных высказываний мы находим у А. М. Горького. “Чем древнее сказка и миф,” - писал он -” тем с большей силой звучит в них победное торжество людей над силами природы… почти во всех древнейших мифах человек терпит наказание от богов за его службу людям” . Фантазия древнейших мифов имела резко выраженную материалистическую окраску. Поэтому миф - не бесплодная фантазия, а в основе своей - реальная истина, дополненная воображением и призванная руководить жизнедеятельностью коллектива.

Миф есть коллективное создание народа, а не измышление отдельного, хотя бы и гениального человека.

Поэтому он не представляет чего-нибудь устойчивого и постоянного: он растет и развивается по мере развития общественного сознания. Вместе с тем в мифах находили отражение и явления общественной жизни - различные этапы в развитии семьи и брака, черты быта первобытных охотников и пастухов, материнского права и т.д. Мифологические черты, раз сложившись еще в эпоху доклассового общества, продолжали держаться в памяти людей в виде пережитков и в позднейшие эпохи.

Так, воспоминания о первобытном людоедстве сохранялись в мифе о людоеде циклопе Попифеме, о человеческих жертвоприношениях - в рассказе о жертвоприношении Ифигении и т.п. Таким образом, создание больших и сложных мифологических повествований было делом многих поколений, причем в первоначальную мифологическую канву вкраплялись воспоминания об исторических событиях. 2. Сказки, басни (Эсоп) , загадки и пословицы.

Близка к мифу и неотделима от него сказка; только подчеркнутая недостоверность рассказа отличает ее от мифа. В историческую эпоху Греции сказки рассказывались преимущественно в гинекее, т.е. в женской половине дома. Они содержали фантастические рассказы о прекрасном царевиче, о страшных чудовищах, о необыкновенных чудовищах и т.п. Басня также должна быть причислена к древнейшим созданиям устного народного творчества.

В ней сохраняются черты животного эпоса, возникновение которого связывается с жизнью первобытных охотников и скотоводов. Многочисленные басни, имевшие хождение в народе в V в. до н.э обычно приписывались какому-то фригийскому рабу - горбуну Эсопу. Под именем Эсопа сохранился целый сборник басен (их 426) в прозаическом изложении. Состав этого сборника весьма пестрый: наряду с хорошо известными сюжетами есть и просто анекдоты, и принадлежат они к самым различным эпохам.

Плодом долголетних наблюдений и коллективного опыта у греков было большое количество поговорок, пословиц и ходячих изречений. Когда выработались определенные стихотворные размеры, многие поговорки были обличены в стихотворную форму. Многие изречения народной мудрости были приписаны древним мудре[U1]цам VI - VII вв. Предание выделило из них группу семерых: Фалес, Биант, Сопон, Питтак, Клеобул, Периандр и Хилон. 3. Народная песня, ее происхождение и формы.

В мифах, сказках, пословицах, устных рассказах и песнях находили выражение взгляды народа на окружающий мир. Но прочно удерживалась в памяти только такая речь, которая была обличена в ритмическую форму, имела вид песни. Поэтому история литературы и должна начинаться с изучения народной песни. Исследование первобытных форм песни показывает, что возникновение ее надо связывать с первобытной магией и обрядами, а особенно с трудовым процессом.

У первобытных людей песня не является простым развлечением, а имеет практическое значение - помогает в работе или даже организует ее. Древние писатели называют много песен, которыми сопровождались разные виды трудового процесса: песни при жатве, при выжимании винограда, при пряже, тканье и т. д1. Часто эти песни сопровождались мимическими телодвижениями, изображавшими сам процесс работы. Сохранилась любопытная песня горшечников. В ней выразилось мировоззрение древних ремесленников - гончаров со всеми их примитивными невериями.

Известно, что греческие корабли часто приводились в движение веслами; для этой цели на них помещались флейтисты, с тем, чтобы в такт их музыке гребцы поднимали и опускали весла. Так бывало и при других коллективных работах. К сожалению, не сохранилось ни одной такой песни. Из обрядовых песен у греков получили особенно большое развитие, как и у других народов, песни свадебные и похоронные. Первые упоминания об этих песнях мы находим в поэмах Гомера.

Свадебная песня называется “Гименей” , а песни погребального обряда назывались “френами” . У первобытных народов они имели религиозное значение. Приведенные данные позволяют нам восстановить в общих чертах основные формы первобытного народного творчества. В нашей литературе первым обратил внимание на значение греческих народных песен Н. И. Гнедич. Он дал перевод нескольких “Простонародных песен нынешних греков” 2. III. Поэмы Гомера. 1.