Путешествие из Петербурга в Москву как памятник отечественной публицистики

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ МАССМЕДИА КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ «Путешествие из Петербурга в Москву как памятник отечественной публицистики». курсовая работа студента 1 курса дневного отделения факультета журналистики РГГУ Трояновского Дмитрия Витальевича Научный руководитель: профессор кафедры литературной критики д.и.н. О.И. Киянская Москва 2005 Содержание Введение… 3 Основная часть… 5 I….5 II… 7 Заключение… 16 Список использованной литературы… 17 Введение «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», (А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву, поэзия, публицистика», М. 1999 С. 199) - так в одной из своих статей писал А.Н.Радищев, выдающийся русский писатель и публицист XVIII века. Известнейшее из его произведений, «Путешествие из Петербурга в Москву», долгие годы лежало под запретом.

Это не помешало его имени пользоваться в России большой известностью. В 1823 году А.С. Пушкин укорял в своем письме А.А. Бестужева «…как можно в статье о русской словесности забыть Радищева? Кого же мы будем помнить?» (Энциклопедия мировой литературы, С-Пб 2000. С. 411). Но, великий поэт беспокоился зря – обстоятельства жизни Радищева и его творчество не забыты и по сей день. Итак, А.Н. Радищев родился в 1749 году в деревне Саратовской губернии.

Его отец был богатым помещиком и образованным человеком, не лишенным гуманистических настроений.

Он не угнетал своих крестьян, за что те во время пугачевского бунта спасли от смерти его и его семью. В возрасте восьми лет Радищев был отправлен в Москву на обучение, а в 1766 – за границу для овладения юридическими и другими науками. Через два года произошла борьба русских студентов с Бокумом, мелким негодяем, которого императрица приставила к ним. Этот бунт совпал с волнениями немецких студентов против палочной дисциплины и бюрократизма университетского начальства.

В этой атмосфере и складывались взгляды будущего литератора. В конце октября 1771 года Радищев и его друзья Кутузов и Рубановский вернулись в Петербург. Несколько лет он проработал в сенате протоколистом, потом вышел в отставку и женился. Крепостное право и бюрократизм вызвали у Радищева нерадостные впечатления. Именно тогда началась его активная творческая деятельность.

Позже Радищев продолжал службу, но она уже не могла поглотить его целиком. Он сделался борцом за свободу. Его творчество – в первую очередь публицистика. Радищев написал много статей, критикующих существующие порядки. Часть из них вышли в журналах выдающегося русского журналиста Новикова. Помимо этого Радищев занимался переводной и поэтической деятельностью. Самое известное его стихотворений – ода «Вольность». О! дар небес благословенный, Источник всех великих дел, О вольность, вольность, дар бесценный, Позволь, чтоб раб тебя воспел. (А. Н. Радищев.

Ода «Вольность», там же. С. 321). С начала и до конца своей оды поэт воспевает свободу и народную борьбу за нее, описывает великое будущее без рабства и царей. Позже это стихотворение будет включено в наиболее крупное и известное произведение Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Именно оно принесло автору наибольшую славу и самые сильные страдания. Работа над этой книгой продолжалась в течение примерно пятнадцати лет. В произведение были включены некоторые статьи, написанные Радищевым ранее.

В 1790 году «Путешествие» было опубликовано, тогда же Радищева арестовали. Императрица Екатерина Вторая назвала его «Бунтовщиком хуже Пугачева». Вначале Радищева приговорили к смерти, потом «просвещенная» государыня заменила наказание десятилетней ссылкой в Сибирь, что, в сущности, было равносильно казни. Только благодаря тому, что в 1796 году на престол взошел император Павел, Радищев был возвращен из ссылки.

На свободе он создал еще несколько произведений, а в 1801-1802 даже работал в «Комиссии сочинения законов». Но после возвращения из Сибири дни писателя были уже сочтены – в Комиссии ни одна из его идей не была поддержана, а в ночь с 11 на 12 сентября 1802 года уже больной и растерявший все надежды Радищев покончил с собой.

Основная часть

Описаний пути в книге Радищева куда меньше чем размышлений. Проснулся он только на почтовой станции в Софии. В эпоху самодержавия, крепостного права, бюрократии и неграмотности, у... В Завидове герой воочию видит жестокое и несправедливое отношение силь... Старик отказывается от рубля, но автор дает ему платок, который нищий ...

Заключение

Заключение Публицистика обычно не только указывает на какую-то проблему, но и к чему-то призывает. «Путешествие» - призыв к революции. Причем творимой не узким подпольным кружком заговорщиков, а всем народом, который сам волен решать свою судьбу. Должно произойти массовое восстание, в котором падут оковы рабства, и самодержавие будет свергнуто.

В идеальном обществе, по мнению Радищева, интересы всех и каждого должны быть едины. Права людей там должны быть равными и всегда стоять на первом месте. В таком обществе жизнь человека – главная ценность, хотя убийство тирана восставшими рабами приветствуется (глава «Зайцово»). Все это отмечает в своих работах выдающийся ученый ХХ века, Ю.М. Лотман. Хотя Пушкин и критиковал Радищева, всем известно стихотворение «Памятник». Его последние строчки звучат так: И в свой жестокий век восславил я свободу, И милость к падшим вызывал. (А.С.Пушкин, там же, Т.3, С.376). Но в первоначальном варианте, не пропущенном цензурой и потому измененном, конец «Памятника» был другим: И вслед Радищеву восславил я свободу, И милость к падшим вызывал.

Таким образом, великий поэт признает неоспоримую роль Радищева в русской литературе. В наши дни «Путешествие из Петербурга в Москву», конечно же, утратило свою актуальность ведь многие вопросы, поставленные в этой книге Радищевым, сегодня утеряли свое значение.

Великий писатель отразил проблемы именно своего времени, своего «сегодня». А именно злободневность и есть основополагающий элемент настоящей публицистики.

Список использованной литературы

Список использованной литературы 1).А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву, публицистика, поэзия», М. 1999. 2).А.С.Пушкин. «Путешествие из Москвы в Петербург», «Александр Радищев» // Полное собрание сочинений в 10 томах, том 7, М.; Л 1949. 3).Ю.М.Лотман «Отражение этики и тактики революционной борьбы в русской культуре конца XVIII века» // Ученые записки Тартуского государственного университета, выпуск 167, Л 1965. С. 3-32. 4).Ю.М.Лотман «Комментарии к «Путешествию из Петербурга в Москву» // XVIII век. – Сб. 12: А.Н.Радищев и литература его времени, Л 1977. С. 29-39. 5).Энциклопедия мировой литературы, С-Пб 2000.