рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Античный мир в трагедиях Еврипида "Ипполит" и Сенеки "Федра"

Античный мир в трагедиях Еврипида "Ипполит" и Сенеки "Федра" - Курсовая Работа, раздел Литература, Содержание 1. Задание На Курсовую Работу 2. Реферат 3. Введение 4. Сравнитель...

СОДЕРЖАНИЕ 1. ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ 2. РЕФЕРАТ 3. ВВЕДЕНИЕ 4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАГЕДИЙ 5. ВЗГЛЯДЫ ПОЭТОВ НА ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ 5.1 ТРАКТОВКА РЕЛИГИИ И БОГОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЕВРИПИДА "ИППОЛИТ" И СЕНЕКИ "ФЕДРА"; 5.2 ИППОЛИТ – "ЧЕЛОВЕК ДОБРА"; СУДЬБА СМЕРТНОГО В РУКАХ БОГОВ; 5.3 ФЕДРА – СТЕПЕНЬ ТРАГИЗМА ОБРАЗА В ОБОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ; 5.4 ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ПРОИЗВЕДЕНИЙ – "ЧТО ЕСТЬ ЗЛО ?" 6.ВЫВОДЫ 7.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 219 ЗАДАНИЕ для курсовой работы студентки Бехтеевой Светланы Владимировны 1. Тема работы Античный мир в трагедиях Еврипида «Ипполит» и Сенеки «Федра» 2. Время сдачи студентом законченной работы 3. Исходные данные к работе Тексты произведений Сенеки и Еврипида, литературоведческие и философские работы, посвященные данной проблеме. 4. Перечень вопросов, которые следует рассмотреть 1.Сравнительный анализ трагедий. 2.Трактовка религии и богов в произведениях Еврипида «Ипполит» и Сенеки «Федра». 3.Понятие «человека добра» и судьба смертного в руках богов. 4.Трагизм образа Федры в трагедиях Еврипида и Сенеки. 5.Осознание вопроса «Что есть зло?» авторами рассматриваемых трагедий. 5. Дата выдачи задания РЕФЕРАТ текст курсовой работы 19 с 8 источников. Объектом исследования в данной работе являются тексты художественных произведений Еврипида ( «Ипполит»), Сенеки («Федра», «Письма к Луцилию»), биографические источники и философские тезисы.

Целью работы является изучение проблемы литературных традиций античности через исследование частных примеров художественно-философских миров Еврипида и Сенеки.

В ходе исследования предполагается решить следующие задачи: – Установить основные особенности и различия в манере написания произведения греческим и римским авторами; – Выявить степень социального влияния и исторический базис обеих трагедий и творчества данных авторов в целом; – Найти первопричину различных подходов авторов к проблемам, поднятым в произведениях; – Осуществить самостоятельный анализ межтекстовых связей и различий, их зависимости от социального окружения авторов.

Методы исследования – метод системного анализа и сопоставительный. Научная новизна данной работы состоит в попытке выявить прямую зависимость исторического базиса, социального окружения и взглядов двух авторов античности, Сенеки и Еврипида, их подходам к современным им проблемам и сюжету одного и того же древнего мифа в частности.

Область применения – преподавание литературы, философии.

ЧЕЛОВЕК ДОБРА, ТРАГИЗМ ОБРАЗА, ИСТОРИЧЕСКИЙ БАЗИС, СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ, СТОИЦИЗМ, «НОВЫЙ» СТИЛЬ, ПОЛИСНАЯ СИСТЕМА, РОК, ПРОВИДЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ Сквозь века, из глубокой античности, приходят к нам герои мифологичеслих сюжетов, сохраняя свои нравы, обычаи, саьобытность.

Но, проходя через призму времени и расстояния, меняются их основные идеи, частично характеры, взгляды и сама суть их поступков. Не есть исключением и сюжет, в котором Федра, жена афинского царя Тесея (Фесея), влюбилась в своего пасынка Ипполита. Отвергнутая им, она кончает жизнь самоубийством, опорочив при этом Ипполита и обвинив его в покушении на ее честь. Так этот сюжет был использован великим греческим трагиком Эврипидом, Сенекой, римским мастером «нового стиля», и Расином в его произведении «Федра», написанном в лучших традициях французского классицизма(1677 г.). Конечно, каждое произедение есть детищем не только своего автора, но, и народа, социального положения в обществе, политического строя, существовавшего на тот момент, и, нередко, только зарождающихся новых помыслов и веяний, как это было с произведением Эврипида «Ипполит». Так вот найти различия и пидибия в произведениях Эврипида и Сенели причины их возникновения и степень влияния общественного мнения и окружающей действительности на них – наша задача.

На мой взгляд, корни темы, идеи каждого произведения и причины, побуждающие на это автора, стоит искать в его происхождении, образовании, образе мыслей и ддействия и окружающей действительности.

Обособление личности и критическое отношение к тмифу – обе эти тенденции нового мировоззрения находились в резком противоречии с идеологическими основами трагедии Эсхила и Софокла; тем не менее они получили свое первое литературное воплощение в пределах трагического жанра, оставшегося ведущей отраслью аттической литературы V в.[1,710] Новые течения греческой общественной мысли нашли отклик в произведениях Эврипида – третьего великого поэта Афин. Драматическое творчество Эврипида протекало почти одновременно с деятельностью Софокла.

Эврипид родился около 406 г. первые его пьесы бли поставлены в 455 г и с этого времени онб в течении почти целого полувека, был самым видным соперником Софокла на Афинской сцене.

Успеха у современников он достиг не скоро; успех был не прочным. Идейное содержание и драматургические новшества его трагедий встречали резкое осуждение у консервативной части афинян и служили предметом постоянных насмешек комедии V в. Свыше двадцати раз он выступал со своими произедениями на трагических состязаниях, но афинское жюри за все это время присудило ему всего лишь пять призов, последний раз уже посмертно.

Зато впоследствии, в период разложения полиса и в элиистическую эпоху, Эврипид стал любимым трагическим поэтом греков. Наиболее достоверные биографические источники рисуют Эврипида уединенным мыслителем – книголюбом. Он был обладателем довольно значительного книжного собрания. В политической жизни Афин он не принимал активного участия, предпочитая досуг, посвященный философским и литературным занятиям. Этот непривычный для граждан полиса образ жизни нередко приписывался у Эврипида даже мифологическим героям.[1,289] Кризис традиционной полисной идеологии и поиски новых основ и путей мировоззрения нашли в трагедии Эврипида очень яркое и полное отражение.

Уединнный поэт и мыслитель, он чутко откликался на животрепещущие вопросы социальной и политической жизни. Его театр представляет собой своеобразную энциклопедию умственного движения Греции во второй половине V в. В произведениях Эврипида ставились разнообразные проблемы, интересовавшие греческую общественную мысль, излагались и обсуждались новые теории, античная критика называла Эврипида философом на сцене.[2,395]. Однако, он не являлся сторонником какого-либо философского учения, и его собственные взгляды не отличались ни последовательностью, ни постоянством.

Немаловажно для нас, что отрицательное отношение вызывает у Эрипида агрессивная внешняя политика демократии. Он – –афинский патриот и враг Спарты. Эврипиду чужды философские взгляды римского общества. Сенека, как и Эврипид, был сыном своего государства, и это повлияло на хакрактер его произведения «Федра», как и на все его творчество.

Структура империи, созданной Августом («Принципат»), продержалась свыше 200 лет после смерти его основателя, вплоть до кризиса III в. Военная диктатура оказалась единственной государственной формой, в которой античное общество, разъедаемое противоречиями рабста, могло продолжать свое существоание после распада полисной системы. При всей видимости расцвета очень скоро стали проявляться симптомы наступающего разложения рабовладельческой системы.

Именно в Италии резче всего обнаруживаются признаки хозяйственного упадка,[3,28] но в то время, как эономический упадок только надвигался, общетвенный и моральный упадок римского общества был уже налицо. Всеобщему бесправию и утрате надежды на возможностьлучших порядков соответствовала всеобщая апатия и деморализация. Основная масса населения требовала лишь «хлеба» и «зрелищ». И государство считало своей прямой обязанностью удовлетворить эту потребность.

Раболепство, откровенная погоня за материальными благами, ослабление социальных чувств, непрочность семейных уз, безбрачие и падение рождаемости – характерные черты римского общества I в. На этом грунте уровень римской литературы понижается, и отдельные блестящие исключения не меняют общей картины. Характерная черта «серебряного века» –появление большого числа провинциалов в среде литературных деятелей. В частности, Испания, старейшая и культурно наиболее выросшая из романизированных западных провинций, дала целый ряд значительных писателей–Сенека, Лукан, Квинтилиан и прочие.[4,407] Стиль, создававшися «декламаторами» времени Августа, получил наибольшее распространение в середине Iв. Писатели Iв. называют его «новым » стилем, в отличие от «старинного» стиля Цицерона, чьи длинные речи, философские рассуждения, строго уравновешенные периоды казались теперь вялыми и скучными.

Литературные традиции «азианизма» нашли благодарную почву в Риме начала I в. с его жаждой блеска, стремлением к гордой позе и погоней за чувственно-яркими впечатлениями. [5,378] лучший мастер «нового» стиля в середине Iв. –– Луций Анней Сенела.

Родился в Испании, в городе Кордубе, но вырос в Риме. Сенека получил образоварие в духе новой риторики и раширил его философскими знаниями. В молодости он увлекался свежими философскими течениями, а в 30-х годах занялся адвокатской деятельностью и попал в сенат. Но, пройдя круги ада политических интриг, взлетов и падений, он отдалился от двора и занялся литературной и философскй деятельностью.

Философские взгляды Сенеки, как и Эврипида, не отличаются ни последовательностью, ни постоянством. Размышления егососредоточены вокруг вопросов душевнойжизни и практической морали. Философия – лекарство для души; познание окружающего интересует Сенеку преимущественно с религиозно-этической стороны, как средство познания слитого природой божества («Что есть бог? душа вселенной») и для очищения души от ложных страхов,[4,415] а в логических исследованиях он видит лишь бесплодное умствование.

Подобно большинству своих современников, Сенека любит яркие краски, и ему лучше всего удаются картины пороков, сильных аффектов, патологических состояний. Он неотступно придерживается лозунгов «нового» стиля – «страстность», «стремительность», «порывность». В коротких заостренных фразах Сенеки, насыщенных образными противопоставлениями, «новый» стиль получил наиболее законное выражение. На этом стилистическом искусстве была основана огромная литературная популярность Сенеки,[1,724] и именно эти характерные особенности прослеживаются в его трагедии «Федра». Таким образом, большое временное разделение, жизнь в государствах разного политического устроя, разные общественные философии, окружавшие греческого и римского трагиков, их жизненные оказали большое влияние на их подходы к сюжету, теме и идее античного мифа. Главная задача данной работы – ответить на вопросы: – сравнительный анализ трагедий Сенеки и Эврипида; – трактовка богов и религии, как философских взглдов на бытие; – Федра–главная героиня, трагизм ее судьбы; – Ипполит–судьба человека в руках богов; – главные вопросы произведений «Ипполит» и «Федра»–«Что есть зло?», «В чем его причины?». СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАГЕДИЙ Наряду с критикой традиционного миросозерцания в творчестве Эврипида отражен характерный для периода кризиса полиса огромный интерес к отдельной личности и ее субъективным стремлениям ему чужды монументальные образы, высоко вознесенные над обыденым уровнем, как воплощение общеобязательных норм.[1,312] Он изображает людей с индивидуальными влечениями и порывами, страстями и внутренней борьбой.

Отображение динамики чувства и страсти особенно характерно для Эврипида.

Он впервые в античной литературе отчетливо ставит психологические проблемы, в особенности раскрытие женской психологии.

Значение творчества Эврипида для мировой литературы – прежде всего в создании женских образов. Благодарный материал для изображения страстей Эврипид находит, используя тему любви.

Особенно интересна в этом отношении трагедия «Ипполит». Миф об Ипполите – один из греческих вариантов сюжета о коварной жене, которая клевещет перед мужем на целомудренного пасынка, не пожелавшего разделить ее любовь. Федра, жена афинского царя Фесея, влюблена в молодого юношу Ипполита, страстного охотника и почитателя девственной богини Артемиды, избегающего любви и женщин. Отвергнутая Ипполитом, Федра несправедливо обвиняет его в попытке обесчестить ее. Исполняя просьбу разгневанного отца, бог Посейдон посылает чудовищного быка, который нагоняет страх на коней Ипполита, и он гибнет, разбившись о скалы.

В произведении Сенеки внешние формы старой греческой трагедии остались неизмененными – монологи и диалоги в обычных для трагедии стиховых формах чередуются с лирическими партиями хора, в диалоге не принимают участия больше трех действующих лиц, партии хора делят трагедию на пять актов. Но структура драмы, образы героев, самый характер трагического становятся совершенно иными. Трагедия Сенеки выглдит более упрощенной.

Идейная сторона греческой пьесы не была актуальной для Сенеки. Эти вопросы у него устранены, но не заменены никакой другой проблематикой. Там, где Эврипид дает почувствовать сложную драму отвергнутой женщины. Борьбы между искушением страсти и сохранением чести: И щеки горят от стыда…возвращаться К сознанью так больно, что кажется, лучше, Когда б умереть я могла, не проснувшись. (Федра, «Ипполит») Сенека перенолсит центр тяжести на мстительную ярость отвергнутой женщины.

Образ стал более однотонным, но зато в нем усилились моменты сознательной, волевой целеустремленности: «Стыд не покинул душу благородную. Я повинуюсь. Направлять нельзя любовь, Но можно победить. Не запятнаю я Тебя, о слава. Выход есть из бед: пойду За мужем. Смерть предотвратит несчкстье.» (Федра, «Федра») Количество действующих лиц уменьшилось, и само действие стало проще. Трагедия Сенеки риторична: роль прямо воздействующего слова возрастает в них за счет опосредованно воздействующего изображения действия.

Бедность внешнего драматического действия и даже внутреннего психологического действия бросается в глаза,[4,416] высказывается все, за словами героя нет никакого остатка, который требует иного, несловесного выражения, тогда как Эврипид выражается намеками, боясь, очевидно, навлечь на себя угрозу. Трагедия написана по античному обычаю, на мифологическую тему; Сенека интересно использует лишь один мифологический намек, который создает богатую смыслом ассоциацию, непосредстенно связанную с сюжетом драмы.

В «Федре» – между преступной любовью героини к ее пасынку и любовью ее матери к быку. Это создает дополнительный смысл, делает более интенсивными детали сюжета, – но, конечно, замедляет общее движение. Другая причина статичности трагедии Сенеки – в характере ее исполнения. По-видимому, она никогда не предназначалась для постановки на сцене. А исполнялась только в виде рецитации–публичного чтения вслух.

Нагнетание жестоких подробностей должно было компенсировать ослабленное ощущение трагизма обычного сюжета. Все знали, как погибнет Ипполит, но, если у Эврипида описание его гибели занимает неполных 4 строки, то Сенека посвящает этому 20строк, в которых «разрываемая плоть» (у Эврипида) превращается в «терзаемое острыми каменьями лицо», «тело, разорванное впившимся в пах острым суком», «терновые шипы, раздирающие полуживую плоть, так что на всех кустах висят окровавленные клочья». Третья причина «бездейственности» трагедии–в ее философской установке. Предлагая нам свой мифологический сюжет, он старается как можно скорее взойти от частного события к общему поучительному правилу.

Каждая ситуация в трагедии Сенеки либо обсуждается в общих терминах, либо дает повод высказать общую мысль.[5,384] Как и Эврипид, Сенека старался внести в произведение собственное видение проблемы. Писал он так не ради моды, а потому, что это позволяло ему создать ощущение внелитературности, разговорности, интимности, живой заинтересованности.

Это приближало его к читателю.

ВЗГЛЯДЫ ПОЭТОВ НА ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

«Если боги совершают позорные поступки, то они не боги». Как часть божественной воли человек добра воспринимает и смерть. И критерием оказывается этическая ценность жизни – возможность иполнят... Таким образом, в вопросе о самоубийстве Сенека расходится с правоверны... Сравнивая образы Эврипида и Сенеки, приходим к выводу, что образы посл...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Античная драма / Под редакцией И.В.Абашидзе, И.Айтматов и др. – М.: Художественная литература, 1970. – 765 с 2. Античная Греция.

Проблемы полиса / Под редакцией Е.С.Голубцова и др. – М.: Наука, 1983. – 383 с. 3. .Нравственные письма к Луцилию. Трагедии / Под редакцией С.Аверинцева, С.Апта и др. – М.: Художественная литература, 1986. – 544 с. 4. Тронский И.М. История античной литературы. – М.: Высшая школа, 1988. – 867 с. 5. Чистякова Н.А Вулих Н.В. История античной литературы. – М.: Высшая школа, 1971. – 454с. 6. Античная древность и средние века. Проблемы идеологии и культуры / Сборник научных трактатов / Под редакцией М.А.Поляковская и др. – Свердловск: УрГУ, 1987. – 152[2] с. 7. Лосев А.Ф Сонкина Г.А Тахо–Годи А.А Античная литература. – М.: Художественная литература, 1980. – 492 с. 8. Мифологический словарь / Под редакцией Е.М.Метелинского. – М.: Советская энциклопедия, 1991. – 736 с. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ Запорожский государственный Университет Факультет Иностранной филологии Кафедра Зарубежной литературы Курсовая работа на тему: Античный мир в трагедиях Эврипида «Ипполит» и Сенеки «Федра» Выполнила Бехтеева Светлана Владимировна ст. группы Руководитель доцент Эмирсуинова Н.К. Нормоконтролер.

– Конец работы –

Используемые теги: Античный, мир, трагедиях, Еврипида, Ипполит, Сенеки, Федра0.104

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Античный мир в трагедиях Еврипида "Ипполит" и Сенеки "Федра"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Подходы к античному миру и мифологическому сюжету в трагедиях Еврипида “Ипполит” и Сенеки “Федра”
Хотя, когда проходит время, то они приобретают какие-то новые черты, характерные для конкретной эпохи. Меняются основные идеи, частично характеры,… Содержание произведения зависит не только от выдумок своего автора , но и от… Несмотря на это, черты нового мировоззрения получили первое литературное воплощение в жанре трагедии, оставшемся…

Глобализация проблемы войны и мира в современном политическом мире
Происхождение наций, образование межгосударственных границ, формирование и изменение политических режимов, становление различных социальных… Их значение возрастает еще больше в наши дни, когда все страны вплетены в… Точно не известно, сколько раз за обозримый период времени наша цивилизация стояла на грани катастрофы.

Мировой кредитный рынок и его роль в глобализации мировой экономики
Этот рынок, являясь наиболее динамичным сектором международного рынка ссудных капиталов, в наибольшей степени подвержен влиянию изменений в мировом… Однако банковское кредитование продолжает играть значительную роль в операциях… Во времена финансовой нестабильности фондовые рынки имеют тенденцию к сужению и в некоторых случаях даже исчезают как…

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ Реферат по дисциплине «Современная научная картина мира»
Минздравсоцразвития России... Кафедра медицинской физики математики и информатики...

Мир исламской культуры. Картина мира. Идея последовательного монотеизма.
Но существовали и оазисы, которые посредничали в торговых операциях между различными странами. Одним из этих торговых центров была Мекка, населенная… Прежде чем прославиться, Мухаммед поработал пастухом и посредником в торговых… Но вместе с успехом он познал злобу богатых соплеменников, и ему в 622 г. с группой близких последователей пришлось…

Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.
На сайте allrefs.net читайте: Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии....

Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.
На сайте allrefs.net читайте: Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии....

Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.
На сайте allrefs.net читайте: Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии....

Структура мирового хозяйства. Центропериферическое строение мирового хозяйства
Субъектами мировых хозяйственных отношений являются: Государства, Транснациональные корпорации (ТНК) и их долгосрочные альянсы, Международные… Отсталость, хроническая нехватка инвестиционных ресурсов, односторонняя… Государственный сектор создавался, прежде всего, путем расширения его позиций за счет нового строительства в…

Мир человека и человек в мире: философско-теоретические и научно-методологические аспекты
Обращаясь к классическому наследию философской и социологической мысли, мы еще раз убеждаемся, что основанием гуманитарных наук был и остается… И теперь, более чем 250 лет после написания Ж.Ж.Руссо Прогулок одинокого… Это - системное многообразие знаний о человеке, синергии процесса и результата его творческой активности в мире. Оно…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Борьба за выход России из Первой мировой войны. Брестский мир Цель моей работы - по возможности окрасить эти пятна. Российская история уникальна своими загадками. Отчасти это связано с политикой… Предметом исследования моей работы является политическая обстановка в России и за ее пределами в период с конца 1917…
  • Население мира и мировое хозяйство Сейчас численность населения мира составляет более 5,7 млрд чел причем темпы прироста населения несколько снизились.Численность населения зависит… Выделяют два типа воспроизводства населения. Первый "демографическая зима" с… СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ Половая структура населения зависит от возраста людей и социально-экономических условий.Во всем…
  • Античный мир: Крито-Микенская культура XV век до н.э. Например, грамматика - наука о правилах письма, арифметика - наука о числах, география - описание земли, и т.д. Сочинения греческих историков,… Из греческого алфавита возник славянский, а затем и русский. Латинским… От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяют две с половиной тысячи лет. Но сила и слава античного…
  • Великие женщины мировой истории. 100 сюжетов о трагедиях и триумфах прекрасной половины человечества Великие женщины мировой истории сюжетов о трагедиях и триумфах прекрасной половины человечества...
  • Динамика научного познания мира, или борьба в мире науки Но вместе с тем мы все же время от времени слышим о научных открытиях или изобретении чего-то совершенно нового.Открыта звезда, яркость которой… Задачу эту можно изложить всего в нескольких словах. Страны, граничащие друг с… Математики решили выяснить, насколько универсален этот полученный опытным путем результат: действительно ли для любой…