рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Жизненный путь Ханса Кристиана Андерсена

Жизненный путь Ханса Кристиана Андерсена - раздел Литература, Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен Жизненный Путь Ханса Кристиана Андерсена. Ханс Кристиан Андерсен Родился В Да...

Жизненный путь Ханса Кристиана Андерсена. Ханс Кристиан Андерсен родился в Дании, в Оденсе, в бедной семье, рано лишился отца, завербовавшегося в солдаты, чтобы избавить семью от нищеты.

Красные от бесконечной стирки руки матери — прачки и черные руки отца — башмачника — таковы первые жизненные впечатления. Заработка родителей не хватало. В доме часто не было хлеба, не говоря уже о новой одежде и обуви. Все детство маленький Ханс Кристиан проходил в деревянных башмаках и старой, но чистой и тщательно заплатанной одежонке. Но даже это существование в лишениях и труде казалось матери Андерсена прекрасным по сравнению с ее детством, когда маленькой Анн-Мари приходилось нищенствовать. «Я частенько,— вспоминала она позднее, — ходила с протянутой рукой. И так бывало мне совестно милостыню просить, что я пряталась под мостом.

А домой идти боялась, как бы отчим не прибил » Отец Ханса был сапожником. Но над их дверью не висело изображение двуглавого орла. Такие вывески имели право держать только члены цеха башмачников.

Отец Андерсена был слишком беден, чтобы платить взносы в цех. Небольшого роста, светловолосый, круглолицый, Ханс Андерсен, по всей видимости, отличался живым умом и охотно пошел бы учиться, но из-за бедности вынужден был довольствоваться судьбой сапожника. Но в этой бедной жизни были свои радости, свой особый мир, полный простых и вместе с тем необыкновенных вещей. Навсегда врезалась в память Андерсена чистая, тщательно прибранная комнатка в два окна, книжная полка, сапожный верстак. Еще маленькая кухня, ящик с петрушкой, и луком за окошком, куст бузины во дворе.

А вокруг был мир прекрасной фюнской природы. «Да, Фюн—чудесная страна», — напишет впоследствии Андерсен, называя родной остров «садом всего датского королевства». Маленький Ханс Кристиан хорошо знал раскинувшийся за рекой темный бор с глубокими рвами, сады и дворы, Заросшие гигантскими лопухами. На реке, поросшей листьями кувшинок, величаво плавали белоснежные лебеди, на лугах гордо вышагивали аисты.

По воскресеньям мальчик часто ходил гулять с отцом. Узкая проселочная дорога приводила их в буковый лес. Очень скоро отец, устав за неделю, погружался в дремоту, а мальчик, опьянев от чистого воздуха и приволья, бегал по полянам, плел венки и собирал землянику. Один раз в году, весной, к сыну и отцу присоединялась Анн-Мари. В этот майский день весенние цветы и зеленые ветки украшали бедную комнатку.

С детства любил он наблюдать жизнь животных и растений. Худенький, тщедушный, .с прозрачными голубыми глазами мальчик мог часами просиживать .на берегу реки у кротовой норы. И когда -хозяин выглядывал из своего жилища, ему ужасно хотелось расспросить его о том, что делается на другой стороне земли. Он первым веснами встречал из дальних стран мудрого аиста, который свил себе гнездо рядом с их домом. Больше всего тогда он желал бы выучить языки птиц и зверей В «Сказке моей жизни» —- автобиографии, удивительно красивой и одновременно страшной,—Андерсен пишет: «Детство мое прошло в одной-единственной комнатенке, почти целиком заставленной сапожным верстаком, кроватью и раздвижной скамьей, на которой я спал, зато стены были увешаны картинами, на комоде стояли красивые чашки, стаканы и безделушки, а под верстаком, у окна, висела полка с книгами и нотами Из кухни вела лестница на чердак, где в водосточном желобе между нашим и соседним домом стоял ящик с землей, в котором росли лук и петрушка, это был весь огород моей матери; он до сих пор цветет в моей сказке «Снежная королева». Несмотря на бедность родителей, мальчик жил вольно и беззаботно.

Его никогда не наказывали, и занимался он только тем, что непрерывно мечтал. (Это обстоятельство даже помешало Андерсену вовремя научиться грамоте.

Он одолел ее позже, чем его одногодки, и до пожилых лет писал не совсем уверенно.) Родители же мечтали сделать из сына хорошего портного. Мать учила его кроить и шить. «Но мальчик если что-либо и шил, то только пестрые платья для своих кукол А вместо кройки он научился виртуозно вырезать из бумаги замысловатые узоры и маленьких танцовщиц.

Этим своим искусством он поражал всех даже в годы своей старости». «Сказка моей жизни» создает впечатление, что детство Ханса Кристиана было счастливым. Хотя родители еле сводили концы с концами, мальчик получал все, что ему было нужно, и даже одет был, как ему казалось, роскошно. Однако идиллия продолжалась не так уж долго.

Когда Хансу исполнилось одиннадцать лет, умер отец. «Его унесла ледяная дева»,— печально сказала мать, и мальчик вспомнил, как недавно зимой замерзли окна и отец показал ему узор на стекле, похожий на деву с протянутыми руками. «Она хочет забрать меня»,— сказал он .тогда в шутку. Теперь шутка стала безжалостной правдой. Больше всего Андерсену хотелось стать актером, не работать, а жить в театре. Кто-то из друзей Андерсена сказал, что в обычной жизни он чувствовал себя как в театре, все время ожидая чудес, огорчаясь и досадуя, если чудес не случалось; а в театре ему казалось, что перед ним реальная жизнь.

Вот почему четырнадцатилетним подростком Ханс Кристиан Андерсен отправляется в Копенгаген. На сцену он не попадает, но его наивные драматургические опыты привлекли внимание дирекции. Андерсен получает право бесплатного обучения в латинской школе и стипендию. В эти трудные студенческие годы он напишет смешную и щедрую на выдумки книгу — «Прогулка на Амагерз», напишет также водевиль «Любовь на башне св. Николая». Эти первые произведения и были теми зернышками, из которых впоследствии произросли золотые колосья его сказок. К середине 30-х годов Андерсен стал европейски известным и признанным писателем.

Но ни самозабвенный труд, ни слава не принесли ему освобождения от нужды. Хотя Андерсен и пишет, что уже с конца 1828 и по 1839 год жил исключительно литературным заработком, — на самом деле это не совсем так. Гонорары были настолько низки, что писателю по-прежнему приходилось прибегать к помощи меценатов.

Андерсен пытается попасть на государственную службу библиотекарем в королевское книгохранилище. Эрстед дал ему рекомендацию, отмечая, что, помимо чисто писательских заслуг, Андерсен обладает «добросовестностью, аккуратностью и любовью к порядку». Но директор библиотеки обер–камергер Гаух отказал писателю на том основании, что он «слишком талантлив для такой тривиальной должности, как библиотекарь» . В погоне за куском хлеба Андерсен переводит пьесы для королевского театра, пишет оперные либретто по романам любимого им Вальтера Скотта — «Ламермурская невеста» и «Кенильворт». Критикам не нравились сказки Андерсена.

Их нападкам подвергалось, главным образом, то, в чем была сила и оригинальность сказок. Писателя осуждали за отсутствие морали и уважения к важным королевским особам. Боясь, что пострадает авторитет высоких особ, критики не пытались проникнуть в суть андерсеновской сказки, разобраться в ее философии.

Андерсену советовали следовать французским образцам, а некоторые критики, считая его сказки крайне незначительными, рекомендовали ему их вовсе не писать. Нападки критики были так сильны, что однажды, в шутку, сказочник сам написал о себе критическую статью, жестокую и придирчивую. В заключение он строго требовал: Андерсен должен побольше учиться и не забывать, сколь многим он обязан своим воспитателям. С этой критической статьей сказочник явился к знаменитому физику Эрстеду. Здесь как раз были гости, и Андерсен прочитал свою статью.

Все нашли, что критика слишком резка. — Резка-то, резка! — заметил Эрстед. — Но сдается мне, тут есть кое-что и основательное, показывающее верный взгляд на вас. — Еще бы — сказал Андерсен. — Коли я сам написал все это. Ответом были всеобщее изумление, смех и шутки. Материальная нужда и травля не могли не отразиться на внутреннем состоянии Андерсена. Будучи в 1838 году уже автором ряда получивших известность стихов, пьес, очерков, романа «Импровизатор», трех выпусков сказок, Андерсен пишет другу: «Меня часто мучит сомнение создал ли я хоть одну вещь, которая не умрет » Андерсен так много и так быстро работал, что ему почти невозможно было самому трезво и как бы со стороны судить о результатах своего труда.

Нужда лишала его возможности, написав новую вещь, положить ее в стол, чтобы спустя некоторое время подойти к ней как бы заново, взглянуть на нее свежими глазами Впоследствии, справедливо сетуя на вынужденную творческую торопливость, Андерсен писал: «Никто, пожалуй, не чувствует лучше, чем я, как я далек от истинного совершенства». Когда на Андерсена находило вдохновение, он писал много.

Большинство его гениальных сказок написаны одна за другой, а знаменитый «Соловей» — всего за сутки. Чем старше становился писатель, тем строже был к себе. Тщательно продумывал и прорабатывал наброски, работал над языком и формой, переписывал произведения по нескольку раз. Андерсен много читал, встречался с разными людьми, путешествовал.

И, куда бы ни шел, вглядывался и вслушивался во все новое. Он не надеялся на память (кстати великолепную). Поэтому еще в юности приучил себя вести дневник. В его сказках есть детали, которые обнаружены в записях двадцати-тридцатилетней давности. Гениальный сказочник был не только творцом по вдохновению, но и усердным тружеником. Творчество Андерсена отличается внушительными размерами. Он проявил себя почти во всех распространенных жанрах и для своих современников отнюдь не был лишь автором сказок.

Начинал он свой путь поэтом и драматургом, а позднее .взялся еще за роман и сказку, сказку, которая в будущем создала ему имя, стала венцом его творчества. Слишком много огорчений было в жизни писателя. «Слишком часто, даже в старости, — как пишет Паустовский, — Андерсену давали понять, что он «бедный родственник» в датской литературе и что ему—сыну сапожника—следует знать свое место среди господ советников и профессоров. Его замалчивали, на него клеветали.

За что? За то, что в нем текла «мужицкая кровь», что он не был похож на спесивых и благополучных обывателей, за то, что был истинный поэт, был беден и, наконец, за то, что он «не умел жить». «Все хорошее во мне топтали в грязь», — говорил о себе Андерсен. Говорил он и более горькие вещи, сравнивая .себя с тонущей собакой, в которую мальчишки швыряют камни, даже не из злости, а ради пустой забавы. Жизненный путь этого человека не был усыпан розами. Андерсен страдал, страдал жестоко. И можно только преклоняться перед мужеством этого человека. Он страдал, но он не покорялся.

Глава 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен

Сам Андерсен говорил о мире своих сказок следующее: «Сказочная поэзия - это самая широкая область поэзии, она простирается от кровавых могил… И все это потому, что сказка была для Андерсена не литературным понятием, не… Красные от бесконечной стирки руки матери — прачки и черные руки отца — башмачника — таковы первые жизненные…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Жизненный путь Ханса Кристиана Андерсена

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сказки Х. К. Андерсена
Сказки Х. К. Андерсена. Трудно сказать, что толкнуло Андерсена в область сказки. Мысль пересказывать народные предания ни в коей мере не была оригинальной. Почему же не попробовать себя на этом поп

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги