рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Полемика в романах Уэллса

Полемика в романах Уэллса - Реферат, раздел Литература, Жизнь и творчество Герберта Уэллса Полемика В Романах Уэллса. Романы Уэллса Глубоко Полемичны. Автор Не Просто В...

Полемика в романах Уэллса. Романы Уэллса глубоко полемичны. Автор не просто вы¬сказывает свою точку зрения на происходящее. Он жестоко воюет с идейными противниками. Уже первый его роман — «Машина времени»— представлял собой ответ шовинистической пропаганде, пытавшейся убедить рабочий класс, что англичане — единая нация, противостоящая всем иностранцам, и в особенности колониальным народам.

В обществе далекого будущего, которое рисует Уэллс, трудящиеся и эксплуататоры представляют собой даже не «две нации», а две разные породы людей. Рабочие, в течение многих тысячелетий лишенные благ культуры, выродились в звероподобных морлоков, а «высшие классы», привыкшие жить плодами чужого труда, превратились в изнеженных, не¬жизнеспособных элоев.

Современное общество разделено на трудящихся и бездельников, и это неизбежно ведет к его вы¬рождению, предупреждает Уэллс. Правящие классы ожидает историческое возмездие. Морлоки Уэллса продолжают кормить элоев, но потому лишь, что употребляют их в пищу. В неменьшей мере полемичны и другие фантастические романы Уэллса. Каждый из них, ставя проблему, характерную для какого-нибудь значительного периода истории, в то же время исторически конкретен и в более узком смысле слова — находится в самом центре идейной борьбы своего времени.

Роман «Первые люди на луне» (The First Men in the Moon, 1901) содержит острую критику философии Спенсера, популяр¬ной тогда в буржуазных кругах. «Лунное общество» органи¬зовано в полном соответствии с взглядами Спенсера, рабочие в нем действительно только «руки общества», правящие клас¬сы — только «мозг». Это общество функционирует безупречно, но как оно бесчеловечно и холодно жестоко! В романе «Война миров» Уэллс выступает против демагогии империалистов, заявлявших в те годы, что они «тоже коллективисты», поскольку стоят за единую Британскую империю и являются противни¬ками системы «мелких», «разобщенных» государств.

По мнению Уэллса, действительная идеологическая основа капиталисти¬ческого общества — отнюдь не «коллективизм», а звериный индивидуализм. Эта мысль отражена в романе в образе сол¬дата-артиллериста, краснобая, разглагольствующего о буду¬щем объединении человечества, но на самом дело заинтересованного лишь в том, чтобы никто не подобрался к его запасам пищи. «Остров доктора Моро» явился своеобразным откликом на «Книгу джунглей», к которой Киплинг, критикуя буржу¬азную цивилизацию справа, утверждал «Закон джунглей». Против идеологии звериного индивидуализма направлен и роман «Человек-невидимка». Судьба Гриффина, главного героя произведения, до неко¬торой степени выражает мысли Уэллса о тяжелом положении науки в буржуазном обществе.

Гриффин совершает свое вели¬чайшее открытие, не только не пользуясь поддержкой общества, но и встречая прямое сопротивление с его стороны.

Всем, чего он добился, Гриффин в буквальном смысле слона обязан только себе самому. Уэллс восхищается упорством Грнффина, его творческой силой. Но «Человек-невидимка» — не только роман о положении дерзновенного творца в обществе нищих духом. Основная тема романа — вопрос об общественной роли науки. И если рассматривать Гриффина под этим углом зрения, то он совершенно утрачивает признаки положительного героя.

Гриффин противостоит обществу лавочников как человек смелой мысли, но не как человек иных общественных убеж¬дений. Он использует свое могущество совершенно так же, как это сделал бы любой из его противников. Став, как ему представляется, выше окружающего общества, Гриффин ока¬зался в действительности лишь наиболее ярким выразителем его характерных свойств — индивидуализма, своекорыстия, жестокости. Борьба Гриффина с обществом — это не столкно¬вение различных принципов, а одно из проявлений борьбы всех против всех, непрерывно кипящей в буржуазном обществе.

Уэллс заканчивает роман замечательным художественным штрихом. Трактирщик Томас Марвел, в руках которого очу¬тились гениальные труды Гриффина, мечтает сам сделаться невидимкой. Правда, в книгах покойного ученого он ничего понять не может, но мечты своей он не оставляет и каждый день на сон грядущий читает несколько строк, состоящих из каких- то таинственных цифр, крестиков и закорючек.

Создавая образ Гриффина, Уэллс осудил ницшеанский культ «сверхчеловека», презрение к народу. Более того — он показал Гриффина — безумца, маньяка-убийцу, мечтающего о власти над человечеством, как плоть от плоти буржуазного общества, как его порождение. Восхищаясь силой и возможностями науки, Уэллс пони¬мает, что прогресс науки не обязательно связан с прогрессом общества. В том, с. какой целью - на пользу или на вред че¬ловечеству — будут употреблены достижения науки, он спра¬ведливо видит проблему политическую.

Этой проблеме — центральной для всего раннего творче¬ства Уэллса — посвящен его роман «Война миров». 2.2 «Война миров» на «Острове доктора Моро» «Война миров» дает наиболее полное представление о свое¬образной художественной форме ранних романов Уэллса. Рассказывая о вторжении на землю марсиан, писатель ведет свое повествование в форме подробного научного отчета, окра¬шенного эмоциями рассказчика, который сообщает не только о своих выводах, но и о ходе наблюдений, и обстоятельствах, при которых они сделаны.

Уэллс предусматривает самые раз¬личные возможные последствия вторжения марсиан на Землю, включая изменения людской психологии, земной флоры и т. д. Но рассказчик — не безразличный наблюдатель. Он не просто очевидец интересного эпизода, добросовестно, но бесстрастно повествующий о нем, а один из тех, кто на собственном опыте пережил крушение земной цивилизации. Правда, в отличие от других участников этих событий, он глубоко задумывается над происходящим и видит в победе марсиан не результат не¬ожиданного вмешательства какой-то посторонней силы, а след¬ствие внутренней противоречивости и слабости современного общества. Человечество оказалось на краю гибели потому, что оно было разобщено, закоснело в своих предрассудках, отстало в развитии технических и научных знаний.

Более глубоко та же мысль раскрывается писателем через обобщенный образ марсиан. В этих фантастических существах воплотились тенденции современного собственнического обще¬ства, доведенные до предела.

Уже в первой главе романа автор замечает, что жестокость марсиан, поставивших себе целью истребить большую часть человечества, не может удивить того, кто достаточно знаком с нравами буржуазной цивилизации. «Прежде чем судить их слишком строго,— пишет Уэллс,— мы должны припомнить, как беспощадно уничтожали сами люди не только животных но и себе подобных представителей низших рас. Жители Тасмании, например, были уничтожены до последнего за пятьдесят лет истребительной войны, затеян¬ной иммигрантами из Европы.

Разве мы сами уж такие апостолы милосердия, что можем возмущаться марсианами, действовав¬шими и том же духе?» Прибытие первого «цилиндра с Марса» застаёт героя романа за работой над статьей о развитии нрав¬ственности в связи о общим прогрессом цивилизации. То, что он увидел во время вторжения марсиан, заставляет его оставить статью недописанной. Марсиане, которые в своих научных и технических позна¬ниях намного опередили человечество, совершенно лишены человеческих чувств.

Единственного рода эмоция, которую они испытывают, это удовольствие при пожирании пищи. Марсиане бесчеловечны, но их жестокость — лишь форма осу¬ществления экономической (в данном случае физиологической) необходимости, и тем она страшнее. Картина «царства марсиан» списана Уэллсом с натуры. Для человека, воспитанного буржуазным обществом и при¬нимающего его нормы, господство марсиан не принесет ничего по существу нового. У него «нет мужества, нет силы, нет гор¬дости. А без них человек — ничто Для таких людей марсиане будут просто благодетелями: чистые, просторные клетки, пи¬тательный корм, порядок и уход, полное спокойствие.

Про¬бегав на пустой желудок с недельку по полям и лугам, они сами придут проситься в клетку Они будут удивляться, как это раньше жили без марсиан Среди них появятся разные на¬правления, секты Найдется немало откормленных глупцов, которые просто примирятся с новым положением, другие будут мучиться тем, что это несправедливо и что они должны что-нибудь сделать.

Когда надо на что-нибудь решиться, слабые и те, которые сами себя расслабляют бесконечными рассуждениями, изобретают религию, бездеятельную и заносчивую, проповедующую смирение перед насилием, перед волей божьей. В этих клетках будут набожно распевать псалмы и молитвы. А другие, не такие простаки, займутся эротикой Может быть, марсиане воспитают из некоторых людей своих любим¬чиков, обучат их разным фокусам Может быть, им вдруг жалко станет какого-нибудь мальчика, который вырос у них на глазах и которого надо зарезать.

Некоторых они, быть мо¬жет, обучат охотиться за нами » Уже в романе «Остров доктора Моро» писатель впервые поставил вопрос о результате развития современною общества. Молодой биолог Эдуард Прендик в результате корабле¬крушения попал на остров, где в пределах жизни одного поко¬ления протекает вся история цивилизации. Действие романа развертывается сразу в двух планах—реальном и фантастико-символическом.

Доктор Моро, которого встречает Прендик, — смелый ученый-экспериментатор, человек огромного творческого дерзания, не сумевший ужиться среди ханжей и филистеров и уехавший на необитаемый остров, чтобы произ¬водить там свои опыты по очеловечиванию зверей. Но по ходу романа образ Моро вырастает в грандиозную символическую фигуру, олицетворяющую тенденции буржуазного прогресса. Процесс роста человечества в условиях буржуазного общества очень противоречив. В своей лаборатории, которую обитатели острова назвали «домом страдания», Моро превращает зверей в людей, нo звери очеловечиваются только до определенного предела.

Чтобы держать их в подчинении, Моро приставил к ним уродливое существо, именуемое «чтец закона», который грозит возвращением в «дом страдания» тем, кто нарушит «закон». Сцена чтения «закона» одна из самых сатириче¬ски-острых в этом романе. «Не ходить на четвереньках», «не лакать воду языком», «не охотиться за другими людьми» - таковы предначертания «закона». Следом за чтецом люди-звери тянут в своей пещере эту полубезумную литию, повторяя после каждой фразы «разве мы не люди?» В буржуазном об¬ществе человек очеловечен лишь отчасти.

Наполовину он еще подчиняется законам животного царства, с его звериным за¬коном борьбы всех против всех. В методах «очеловечивания» на острове доктора Моро скры¬та бесчеловечность, противная принципу, ради которого оно, по видимости, совершается. На острове вспыхивает возмуще¬ние, люди-звери освобождаются. «Мы любим Закон и будем соблюдать его, но для нас навсегда исчезли страдания, госпо¬дин и бичи»,— говорят они. Однако революция, по мнению Уэллса, тоже несет в себе внутреннее противоречие. Направлен¬ная против жестокости современного общества, она сама осу¬ществляется через жестокость.

Этой мысли подчинена финальная часть романа. Несмотря на благие намерения людей-зверей, человеческое в них исчезает в процессе ре¬волюции. Они снова опускаются на четвереньки. Цивилизация гибнет. 2.3

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Жизнь и творчество Герберта Уэллса

Иначе обстоит дело, когда в руки ему попадают только что вышедшие кни¬ги его вчера еще неизвестного современника. О человече¬ском облике писателя на первых порах приходится судить по его… Но еще до этого он рассказал о себе во множестве романов. Перед нами раскрылся изменчивый и вместе с тем цельный образ…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Полемика в романах Уэллса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Начало творческого пути
Начало творческого пути. Герберт Уэллс пришел в литературу из мира пауки. Почти двадцать лет выходили в свет его романы, повести и рассказы, а первая его книга — учебник биологии, изданный и 1892—

Характерные черты творчества
Характерные черты творчества. Творческое наследие Уэллса очень велико. Уэллсу принад¬лежит около сорока романов, множество публицистических работ, киносценарии, из которых наиболее известен «Облик

Фантастический роман в творчестве Уэллса
Фантастический роман в творчестве Уэллса. Уэллс, собственно, пишет романы не столько о науке, сколь¬ко об её возможностях и о тех силах, которые мешают ей служить людям. Последний вопрос име

Тематика государства будущего
Тематика государства будущего. В романе «Когда спящий проснется» (When the Sleeper Wakes, 1899) Уэллс прибегает к своему излюбленному приему — фиксации тенденций современности в их предельно резком

Общество по Уэллсу и связь с просветительством
Общество по Уэллсу и связь с просветительством. Тем не менее в следующем романе-трактате «Новый Маккиавелли» (The New Machiavelly, 1910) писатель призывает реформировать современное общество усилия

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги