Тематика государства будущего

Тематика государства будущего. В романе «Когда спящий проснется» (When the Sleeper Wakes, 1899) Уэллс прибегает к своему излюбленному приему — фиксации тенденций современности в их предельно резком, крайнем выражении.

Однако писатель отказывается от фантастической символики «Острова доктора Моро» и «Вой¬ны миров». Он переносит нас в «реальное» государство далекого будущего с его классовыми конфликтами, показанными здесь в неопосредствованной форме. Развитие капитализма привело к образованию всемирного треста, главный комитет которого, так называемый «Белый совет», держит в подчинении все человечество.

Высокое раз¬витие производительных сил в этом государстве сочетается с безудержной эксплуатацией и террором. Рабочие — на пути к состоянию морлоков. Существует двенадцать видов полиции. Грандиозные возможности, открывшиеся в результате прогрес¬са науки, используются во вред человечеству. «Белый совет» не видит больше смысла прикрывать свое господство авторитетом традиции и представительными учреж¬дениями.

Английский король спился и подвизается на сцене второразрядного мюзик-холла. Парламент превратился в про¬стой пережиток старины. На него никто больше не обращает внимания. Создание «мирового государства» не привело к уни¬чтожению шовинизма, напротив, его всячески раздувают с целью ослабить сопротивление трудящихся. Прибегая и парадоксу, Уэллс показывает, что национальная рознь является по су¬ществу лишь замаскированным способом осуществления клас¬совых интересов буржуазии.

Когда в Париже вспыхивает восстание рабочих, правительство привозит из Африки негров, и они с пением стихов Киплинга о «бремени белого человека» идут на штурм рабочих кварталов. Окончательно выродившаяся церковь с «ускоренным исполнением треб для занятых деловых людей» тоже находит свое место в системе «мирового государ¬ства». Из персонажей романа наиболее интересен инженер Острог— своего рода Гриффин, но показанный на более широком обще¬ственном фоне. Острогу, который ведет демагогическую аги¬тацию против «Белого совета», удается с помощью обманутых рабочих организаций на время захватить власть.

Острог — представитель научного знания, направленного против народа. Цель его прихода к власти — предотвратить социальную ре¬волюцию, которая грозит «мировому государству» в результате недальновидной политики «Белого совета», и сохранить старый порядок вещей. Новая революция свергает Острога, На этот раз Уэллс не видит в революции угрозы цивилизации — на¬против, она оказывается единственным способом сохранить достижения культуры, спасти человеческую личность от гибели.

Через несколько лет Уэллс снова вернулся к своему рома¬ну для того, чтобы подвергнуть его основательной редактуре. Переработанный роман, получивший несколько иное название, «Спящий просыпается» (The Sleeper Awakes, 1910), не вытеснил, однако, вариант 1899 г. «Когда спящий проснет¬ся»; он продолжал переиздаваться в своём первоначальном виде и после выхода в свет его переделки.

Свое представление о государстве будущего Уэллс излагает в романе-трактате «Современная Утопия» (A Modern Utopia, 1905). Утопия — счастливое государство, организованное на основах фабианского социализма или, попросту говоря, госу¬дарственного капитализма. В Утопии установлена государ¬ственная собственность на землю и природные ресурсы и муни¬ципальная собственность на энергию. Промышленность и сельское хозяйство отданы на концессионных началах частным владельцам и кооперации.

Право наследования, отменено, и благосостояние человека зависит исключительно от его трудо¬любия. Но не всякий человек по природе трудолюбив, рассуждает Уэллс, и поэтому в Утопии немало бедняков. Утопия создалась в результате целой эпохи политических потрясений, разрушивших старый общественный строй, что дало возможность интеллигентской партии, принявшей назва¬ние «самураев Утопии», построить свое идеальное государство. Самураи Утопии — это одновременно и политическая партия, подчиненная строжайшей дисциплине, и что-то вроде высшей интеллектуальной расы. Место классовых различий заняла классификация по интеллектам.

В Утопии существуют четыре класса ума: поэтический, аналитический, тупой и пошлый. Всякий, кто сумеет доказать, что принадлежит к одному из двух высших классов и пожелает подчиниться строгому уставу «самураев», может войти в эту партию. Однако Уэллс сам не очень верит в возможность осущест¬вления своей мечты. Способно ли современное общество пре¬образоваться и Утопию? «Суд Линча в Соединенных Штатах», «Погромы в царской России», «Бандитизм в Лондоне» — эти заголовки, прочитанные на газетном листе, заставляют автора кончить свою книгу нотой неумеренности и сомнения. «Огром¬ная сила чувствуется в этом мире,— пишет он в заключение книги.— Она бьет в нос, она сбивает с ног. Какая польза, семеня мелкими шагами по тротуару, рассуждать об Утопии, защищать ее, доказывать ее превосходство » 2.4