рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общество по Уэллсу и связь с просветительством

Общество по Уэллсу и связь с просветительством - Реферат, раздел Литература, Жизнь и творчество Герберта Уэллса Общество По Уэллсу И Связь С Просветительством. Тем Не Менее В Следующем Рома...

Общество по Уэллсу и связь с просветительством. Тем не менее в следующем романе-трактате «Новый Маккиавелли» (The New Machiavelly, 1910) писатель призывает реформировать современное общество усилиями капиталистов и ученых, не разрушая его. Фантастические романы Уэллса, написанные в начале XX в. — вплоть до первой мировой войны,— значительно слабее его ранних произведений.

Каждый из них посвящен доказательству какого-нибудь определенного умозрительного тезиса, вытекающего из ошибочных теоретических построений Уэллса, и сильно теряет из-за этого в своей художественной ценности.

В романе «Пища богов» (The Food of the Gods, and How It Саше to Earth, 1904) писатель говорит о тех возможностях построить счастливое общество, которые, по его мнению, та¬ятся в биологическом улучшении человеческого рода. Сходный тезис лежит и в основе романа «В дни кометы» (In the Days of the Comet, 1906), в котором, как писал Уэллс в предисловии к первому русскому собранию своих сочинений, «представлены все последствия внезапного роста нравственных чувств в че¬ловечестве». Прошедшая мимо земли комета оставила в атмо¬сфере зеленый газ, который морально преобразует каждого человека в отдельности и тем самым — все человечество це¬ликом.

С этого момента на земле покончено со злобой, ревностью, со взаимным непониманием.

Заодно покончено с войной и общественной несправедливостью. Шире охват социальных явлений в романах «Война в воз¬духе» (The War in the Air, 1908) и «Освобожденный мир» (The World Set Free: A Story of Mankind, 1914), в которых писатель высказывает надежду, что надвигающаяся война разрушит старый социальный строй, поскольку массы на собственном опыте поймут его порочность, а государственный аппарат ока¬жется настолько расшатанным, что не в силах будет противо¬стоять стихийному образованию нового порядка.

В романе - «Освобожденный мир» писатель рассказывает о том, как соби¬рается мировой конгресс, который объединяет мир. «Мы — не созидатели, мы — только следствие — говорит один из его участников, король Эгберт. — Сегодня не мы значим что-ни¬будь, а тот дух убежденности, который собрал нас сюда». О характере нового социального строя Уэллс, впрочем, гово¬рит скупо и неопределенно.

Отказ от радикализма ранних романов, естественно, ска¬зывается на характере критики современности. Ни один из этих романов не достигает разоблачительной силы «Острова доктора Моро» или «Войны мирон». Творчество Уэллса но многом связано с, традициями лите¬ратуры Просвещения. Фантастика является для Уэллса способом сатирического обобщения тенденций современности.

Сатира Уэллса лишена смягчающего юмора, она достигает силы гротеска и одновре¬менно деловито-фактографична, как у Свифта. Мелкие под¬робности часто являются средством характеристики больших социально-исторических категорий. Видимая наивность на¬блюдателя-рассказчика прикрывает издёвку над современным обществом. Для Уэллса, как и для просветителей, существует понятие «естественного человека» в его философско-этическом смысле. Вера в способность человека к постоянному умственному и моральному совершенствованию, борьба за то, чтобы он имел возможность раскрыть все неисчерпаемые силы своего духа и разума, роднят Уэллса с демократическими традициями английского Просвещения.

В ранних романах Уэллса можно без труда обнаружить типично просветительские мотивы кри¬тики современного общества, где нарушена «гармония чувства и разума». Эти просветительские, гуманистические стороны творчества Уэллса резко противопоставляли его декадентской литературе, стремившейся опорочить человека.

Однако связь Уэллса с просветительством имела и свою оборотную сторону. К Просвещению Уэллс обращался не только в период своего творческого подъема, но и в годы упадка, заимствуя из идеологии просветителей ее наиболее ограни¬ченные, исторически изжитые стороны. Он безоговорочно принимает идеи просветителей о человеческом обществе как меха¬нической сумме индивидов, принимает их идеализм в понима¬нии исторического процесса. Фантастика в этом случае пере¬стает служить Уэллсу средством концентрированного выражения тенденций современности; она отражает теперь фантастич¬ность, нереальность, предвзятость социальных идей писателя. 3.1 Период творческого кризиса Первая мировая война и последовавшие за ней годы озна¬меновались для писателя тяжелым творческим кризисом.

С начала военных действий Уэллс публикует серию статей, посвященных проблемам военного времени. Они были выпу¬щены им вскоре отдельной книгой под заглавием «Война, которая покончит с войнами» (The War that will end War, 1914). Эта книга, отражавшая настроения широких слоёв интелли¬генции, была написана смело и критично по отношению к ан¬глийской буржуазии и правительству, но тем не менее объек¬тивно она служила английскому империализму, помогая ему, в конечном счете, скрыть от народа истинный характер и цели войны.

В первых статьях сборника писатель целиком поддер¬живает официальную точку зрения, согласно которой война началась в силу международных обязательств Англии ради сохранения её престижа, и ведется для того, чтобы уничтожить германский милитаризм. От грехов, в которых обвиняется Германия, по мнению Уэллса, несвободны и Англия, и Аме¬рика, но надо уничтожить «источник заразы» - страну, в ко¬торой наиболее полно воплотились в жизнь идеи шовинизма и милитаризма, называемые Уэллсом вкупе «тевтонским кипленгизмом». Незадолго до войны Уэллс выражал надежду, что война разрушит старый мир и приведёт к установлению нового по¬рядки на земле. Как ни скромна была программа Уэллса, не затрагивавшая основ частной собственности, его никто не желал слушать.

Продолжалась война — но не война идей, не «война против войны», а империалистическая война 1914—1918 гг. Из публицистики Уэллса данного периода выделяется книга «Россия во мгле» (Russia in the Shadows, 1920), представляю¬щая собой запись впечатлений, вынесенных из его кратковре¬менной поездки в Петроград и Москву осенью 1920 года. Во время пребывания в Москве Уэллс был принят В. И. Лениным и беседовал с ним. Период творческого кризиса Уэллса затянулся вплоть до конца двадцатых годов.

После опыта военных лет новый удар реформистским иллюзиям писателя был нанесен провалом широко разрекламированных английской буржуазией планов послевоенного переустройства жизни.

Но теперь, в обстановке нарастающих социальных конфликтов и приближающейся всеобщей забастовки, Уэллс делает иные

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Жизнь и творчество Герберта Уэллса

Иначе обстоит дело, когда в руки ему попадают только что вышедшие кни¬ги его вчера еще неизвестного современника. О человече¬ском облике писателя на первых порах приходится судить по его… Но еще до этого он рассказал о себе во множестве романов. Перед нами раскрылся изменчивый и вместе с тем цельный образ…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общество по Уэллсу и связь с просветительством

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Начало творческого пути
Начало творческого пути. Герберт Уэллс пришел в литературу из мира пауки. Почти двадцать лет выходили в свет его романы, повести и рассказы, а первая его книга — учебник биологии, изданный и 1892—

Характерные черты творчества
Характерные черты творчества. Творческое наследие Уэллса очень велико. Уэллсу принад¬лежит около сорока романов, множество публицистических работ, киносценарии, из которых наиболее известен «Облик

Фантастический роман в творчестве Уэллса
Фантастический роман в творчестве Уэллса. Уэллс, собственно, пишет романы не столько о науке, сколь¬ко об её возможностях и о тех силах, которые мешают ей служить людям. Последний вопрос име

Полемика в романах Уэллса
Полемика в романах Уэллса. Романы Уэллса глубоко полемичны. Автор не просто вы¬сказывает свою точку зрения на происходящее. Он жестоко воюет с идейными противниками. Уже первый его роман — «Машина

Тематика государства будущего
Тематика государства будущего. В романе «Когда спящий проснется» (When the Sleeper Wakes, 1899) Уэллс прибегает к своему излюбленному приему — фиксации тенденций современности в их предельно резком

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги