рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общность художественных приемов в страшных и сатирических рассказах Амброза Бирса

Общность художественных приемов в страшных и сатирических рассказах Амброза Бирса - Дипломная Работа, раздел Литература, Особенности жанра "страшного" рассказа А.Г. Бирса Общность Художественных Приемов В Страшных И Сатирических Рассказах Амброза Б...

Общность художественных приемов в страшных и сатирических рассказах Амброза Бирса. Значительную часть художественного наследия А. Бирса составляют произведения сатирического характера.

Если за Э. По прочно закрепилась слава поэта смерти, воспевающего темные стороны бытия, то Амброз Бирс в первую очередь известен как писатель-сатирик. Без рассмотрения этой стороны творчества представление о литературном наследии Бирса останется неполным. Сатирическая традиция в романтической литературе и, в частности, в литературе американского романтизма, напрямую связана с традицией Просвещения.

Вольтер, Дефо, Свифт, Монтескье определили общую идеологическую направленность сатиры в эпоху Просвещения. Безжалостному осмеянию подверглись бездуховность, мир прагматизма и стяжательства, падение нравственности. Критика социальных пороков цивилизации занимала не последнее место в творчестве американских писателей эпохи романтизма с самого момента его возникновения. Так или иначе эта тема затронута в творчестве Ирвинга, Купера, Готорна, Мелвилла, Лонгфелло и других.

Не был исключением и По. Но степень критического отношения к действительности у этих писателей не была одинаковой. Некоторые из них, такие, как Ирвинг и Эмерсон, допускали возможность исправления социальных недостатков, сохраняли веру в торжество идеалов демократии. Творчество Готорна и Мелвилла более пессимистично, но и они не впадали в безнадежность. У Бирса отрицание буржуазной действительности приобрело тотальный и бескомпромиссный характер.

Его мировоззрение приходило в яростное противодействие с окружавшим его миром бездуховности. Позднее Шарль Бодлер писал об Э. По, что Соединенные Штаты были для него лишь громадной тюрьмой, по которой он лихорадочно метался, как существо, рожденное дышать в мире с более чистым воздухом Цитата по книге Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность М 1968 . К Бирсу это замечание относится не в меньшей степени. Сатира По носила тонкий, завуалированный характер и была рассчитана на высокий интеллект читательского восприятия, а нигилизм его зачастую выходил за рамки общественно-политических нравов американского государства и приобретал глобальные масштабы.

По был уверен, что демократия невозможна в принципе и любая попытка установить всеобщее равенство неизбежно приведет к растворению индивидуальности в общей массе. Впрочем, произведения По неравноценны по наличию в них сатирического элемента. Этот элемент в них всегда основан на противопоставлении взглядов автора в области нравственности и объективно существующих принципов, регулирующих отношение человека и современному автору общества.

Зачастую внешне оформленное как пародия или комическая небылица произведение, благодаря наличию в нем элемента сатиры, получает совсем иное прочтение. Сатира Бирса являла собой полемику с официально декларируемыми ценностями современного ему американского общества. Многое, что считалось в его время положительным, прогрессивным, он видел в ином свете. Предприимчивость, страсть к накопительству, корысть как основной побудительный фактор, как двигатель прогресса, демократическое устройство государственной власти, ложные нравственные ориентиры его современников Бирс отрицает целиком и полностью.

Основной период сатирического творчества Бирса приходится на конец XIX века. Специфическая атмосфера конца столетия, время духовного смятения, крах идеалов, утрата веры не могла не повлиять на формирование взглядов, нашедших свое отражения в сатирических произведениях, основная масса которых написана на исходе его творческого пути. В 1894 году выходит сборник Незначительные рассказы, в 1899 - Фантастические басни, в 1906 - первое издание Словаря Сатаны. Несколько более ранних новелл сатирического плана были опубликованы в сборнике военных рассказов В гуще жизни в 1891 году. За свою жизнь Бирс прошел нелегкий путь от солдата, сражающегося за идеалы демократии в федеральной армии Севера, до пессимиста и скептика, разуверившегося во всем, даже в том, во что недавно свято верил и за что готов был отдать свою жизнь.

Между этими двумя этапами находилась многолетняя публицистическая деятельность, неравная борьба с пороками человеческого общества.

Как журналисту и обозревателю, пишущему на общественно-политические темы, ему яснее представляется картина американской действительности, нежели рядовому обывателю. Пользуясь трибуной, предоставленной ему периодическими изданиями Сан-Франциско, Бирс начинает неравную борьбу против хозяев страны.

Хотя многое в статьях Бирса и было легковесным и маловажным, значительная их часть состояла в обличении этой подлости, которая подобно раку разъедала американскую жизнь взятками, подкупами, сделками и всем тем, что сопровождало путь разбойников от капитала к власти, как писал его биограф Фэтаут. Взгляды Бирса отражены в его сатирических произведениях, где современное ему общество рассматривается сквозь призму особого видения Бирса-сатирика. В своих новеллах Бирс проявлял такую беспощадность к тому, что считал безнравственным, что это дало повод современникам обвинять его в цинизме и мизантропии.

Идеологическая направленность бирсовской сатиры недвусмысленна и сконцентрирована на проблемах взаимоотношений человека и семьи, религии и общественно-политического устройства общества. Для усиления сатирического эффекта Бирс, как и По, использует прием гротеска, создавая фантасмагорию чудовищного, но словно бы возведенного в норму поведения. По определению Л.Т. Тетеревой сатирические новеллы представляют собой эскизы общества античеловеков, ирония и злой сарказм становятся приемами сатирического отражения действительности и выступая средствами выражения авторского отношения к изображаемому, могут быть положены в основу самого сюжета новеллы Банкротство фирмы Хоуп и Уонделл , Сальто мистера Свиддлера , Город почивших и особенно рассказ Проситель, где ирония получает поистине трагедийное звучание. Создавая подобные эскизы общества античеловеков , Бирс не щадил чувства читателей, его рассказы поражают своей жестокостью, которую не смягчает внешне благодушная интонация повествования.

И хотя В. Брукс считает, что иронический стиль был лишь маской впечатлительного и легко ранимого человека, традиция, берущая начало от По и рассказчиков эпохи фронтира такова, что чем необычнее ситуация, тем спокойнее и суше должна быть интонация автора.

Когда же бесстрастие становится не под силу самому автору, в тоне рассказа появляется кривая усмешка или даже судорожный смех, построенный на расчете, что шутка в мертвецкой захватывает своей неожиданностью Проклятая тварь. Такими шутками в мертвецкой были многие ранние и все посмертно изданные рассказы Твена, таковы же и гротески и жуткие юморески Бирса, основанные на разряжающей напряжение гиперболе намеренной нелепости.

Почти все гротески и юморески Бирса, в отличие от его страшных рассказов на военную тему, скрыто или явно пародийны. Они написаны им большей частью в ранний калифорнийский и лондонский периоды, когда он работал фельетонистом в газете и отдавал дань распространенной тогда в Англии и США тенденции снижения традиции.

Пародия была в моде в Англии ей отдал дань Теккерей, в Америке - Брет Гарт и Марк Твен. Едкий пересмешник Бирс от них не отставал. Так, пародируя наукообразность, склонность к архаизации, любовь к стилизации, галлицизмы и неизменные эпиграфы Эдгара По, он пишет рассказ Человек и змея, которому предшествует иронический комментарий о том, что доподлинно известно и сие подтверждено мужами науки, что глазу змеиному присущ магнетизм, способный убить всякого, кто подпадет под его действие. Рассказ Проклятая тварь также написан с явным намеком на детали рассказа Эдгара По Сфинкс - мертвая голова. Персонаж рассказа Бирса вспоминает, что небольшое деревцо под самым окном он на миг принял за одно из больших деревьев, стоявших поодаль из-за искажения перспективы, но был поражен, почти испуган и это практически буквально повторяет мысль По, что ошибки в исследованиях обычно проистекают из свойственной человеческому разуму склонности недооценивать или же преувеличивать значение исследуемого предмета из-за неверного определения его удаленности от нас Э.А. По. Собр. соч. в 4 т - М 1993 Т.4 - с.262, воплотившуюся в приключении героя, принявшего маленькое насекомое за огромного чудовищного сфинкса.

Но Бирс по-своему обыгрывает эту ситуацию.

Семена наследственных суеверий, сокрытые в душе там же. каждого человека, к которым он относиться с иронией судебная комиссия решает, что Моргана загрыз горный лев или же хватила кондрашка, а свидетель его гибели - просто сумасшедший, дают, тем не менее, в его новелле мрачные и даже трагические всходы ее венчает цитата из дневника необъяснимым образом погибшего Хью Моргана - человеческий глаз - несовершенный инструмент есть цвета-лучи, неотделимо входящие в состав видимого цвета, которые мы не можем различить.

Я не сошел с ума. И да поможет мне Бог! Проклятая тварь была именно такого цвета. Но даже не смотря на этот непогрешимый научный вывод-сатиру на счастливый конец рассказа По, читатель остается в замешательстве, не в силах до конца поверить в объяснение из могилы. Скрытой пародией на прекраснодушные святочные рассказы Диккенса можно считать Просителя Бирса. В этой новелле резко обнажается жестокость и уродливость буржуазного мира, царящее в нем лицемерие.

Амос Эбершайз, некогда богатый буржуа, построивший на свои деньги убежище для престарелых, а теперь больной и нищий, просит принять его в это убежище.

Но опекункий совет отвергает просьбу несчастного филантропа из-за боязни повредить репутации богадельни. Амос Эбершайз замерзает в снегу у порога собственного заведения. Рассказ построен в характерно бирсовском духе маленький мальчик обо что-то спотыкается. Это начало и вместе с тем конец, который раскрывается во всем своем гротескном ужасе только в последнем абзаце. Что-то - это труп старика - основателя этого самого убежища для престарелых.

Казалось бы, дань церкви - отличный вклад в загробную жизнь и приют - хорошая вывеска для бизнеса, расходы, которые в конце концов должны окупиться. Так поступали многие богачи. Имя Эбершайза выведено на каменном фронтоне, и с каменной черствостью его отбрасывает в смерть то учреждение, цель которого - будто бы - принять, накормить, дать кров бездомным старикам. Работает каждая деталь споткнувшийся мальчик - сын председателя совета попечителей под чьим председательством и было решено отказать просителю.

Время действия - рождественское утро, когда люди, вспоминая о Христе, должны быть особенно добры друг к другу. Есть в рассказе диккенсовские интонации, прежде всего, в изображении смотрителя убежища Тилбоди. Это злобное существо мечтает только о том, чтобы вовсе освободить убежище от стариков, а пока ускоряет их переход в загробный мир. Ничто, ни один звук не смягчает леденящего ужаса. В рассказе прежде всего ирония ситуации. Подобные иронические ситуации возникают у Бирса подчас из простого недоразумения рассказы Банкротство фирмы Хоуп и Уондел , Сальто мистера Свиддлера и т.п а в рассказе Проситель само недоразумение выражает глубокую дисгармонию между внешностью и сущностью.

Писатель драматически сталкивает два факта замерз нищий старик и основатель убежища на своем опыте познал бесчеловечность созданного им учреждения. Благодушная интонация повествования обманчива. Сатирический гротеск представлял собой совершенно особый фон изображению событий в рассказах автора - столь неожиданное и оригинальное использование этого приема как нельзя более органично вписывалось в эстетику Бирса, что позволяет нам не соглашаться с некоторыми критиками, чересчур жестко разграничивающими по тематике новеллы Бирса на страшные иногда соединяемые с военными и сатирические.

Благодаря такому комбинированию стилистических средств, впечатление, производимое конкретным рассказом, заметно усиливалось. Бирс занимает позицию отстраненного наблюдателя, бесстрастно запечатлевающего картины нравов морально деградирующего общества, где возможны самые аморальные с точки зрения общепринятых представлений о нравственности события в рассказе Город почивших гротеск достигает чудовищной силы, доводя ситуацию до абсурда. В своих новеллах он дает шаржированные образы, которые являются в тоже время типическими.

Так, переосмысливая безудержный азарт грюндерства, когда создавалось великое множество разных трестов - мыльных пузырей, Бирс создает рассказ Город почивших о тресте под названием Гомолин. Гротеск Бирса остро социален.

Герой рассказа, открыв ту истину, что он беден потому, что работал, оказывает услугу знаменитому фальшивомонетчику и добывает себе диплом врача. И вот врач шарлатан начинает делать деньги. Своим невежеством он губит людей, так что в городе резко повышается смертность населения. Одновременно он покупает большой участок земли и устраивает новое кладбище. Я приобрел также очень доходные мраморные мастерские по ту сторону кладбища и обширную цветочную плантацию по другую.

Короче, я занялся весьма процветающим бизнесом. В самом деле, герой отправляет людей на тот свет, он же поставляет венки и мраморные памятники и предоставляет место на кладбище. Более того, выясняется, что герой использует возможности до дна он ухитряется часть трупов продавать в анатомические театры, а другую - на производство мыла в могилы же опускаются пустые гробы. Я приобрел фабрики мыла по всей стране и пустил их на полный ход. Превосходство моего туалетного мыла было засвидетельствовано десятками экспертов. Какая злая сатира на деятельность монополистов, создававших вертикальные и цепные тресты, и какой зловещий смысл имеет рассказ! С точки зрения предпринимательства герой идеально поставил дело, прямо-таки гениально. Но как это дико с обычной человеческой точки зрения! Убийственную сатиру на свободное предпринимательство представляет собой и рассказ Собачье мыло. Здесь показана семья жадных мещан.

Отец приготовляет мыло из собачьих трупов, мать содержит подпольный абортарий, а их сын уносит трупы младенцев и бросает их в реку. Однажды, прослеженный полицейским, мальчик скрывается в мастерской отца и бросает трупик в котел. Мальчик признается в своем проступке родителям, но они в восторге теперь детские трупы идут в котел, мыло стало лучшим по качеству.

Великолепно решена проблема использования отходов. Алчность родителей доходит до того, что каждый из них ночью ползет к постели другого с целью убийства.

В последовавшей драке жена наносит мужу рану ножом, а муж пытается бросить жену в котел. Оба свариваются в котле, обеспечив этим самым сырье на огромную партию мыла. У Бирса чудовищный гротеск, но гротеск оправданный, показывающий, как погоня за наживой убивает в людях все человеческое. В рассказе Настоящее чудовище безжалостно разрушается внешняя респектабельность буржуазного мира и проступает его подлинное страшное лицо. Веселая группа элегантных путешественников, прибывшая в заброшенный поселок, оказывается зловещей компанией, среди которой главные лица - миллионер бывший шулер и содержатель притонов и его жена, бывшая проститутка по кличке Молли, рваное ухо, сидевшая в тюрьме Синг-Синг. В рассказе есть одна, казалось бы, незначительная деталь - после смерти Молли на ее лице проступает огромный отвратительный шрам, который с помощью косметики ей удавалось скрывать при жизни.

Никаких аналогий автор читателю не навязывает, но эта деталь приобретает символический смысл не так ли воровская природа буржуазного мира прикрыта слоем косметики, флером приличия? Еще с большей силой мир буржуазных собственников разоблачен в рассказе Наследство Гилсона. Все здесь - начиная с ядовитого названия захолустного городка - Маммон-Хилл - и кончая изображением нравов его обитателей - предвосхищает твеновский рассказ Человек, который совратил Гедлиберг, созданный шесть лет спустя.

Гилсон, отщепенец, представитель социального дна, преследуемый шайкой дельцов, мстит одному из них самым эксцентричным образом.

Мистера Брентшоу, который особенно усердствовал, чтобы отправить его на виселицу, Гилсон делает перед казнью своим душеприказчиком. Если в течение пяти лет никто не докажет, что Гилсон воровал золото и занимался казнокрадством, то наследство переходит к мистеру Брентщоу. И вот в течение пяти лет Брентшоу борется с претендентами на наследство Гилсона. Он лжет, он клянется в честности Гилсона, он нанимает лжесвидетелей и т.п. В конце концов Брентшоу побеждает, и Бирс саркастически славит его победу И в последний достопамятный день, когда истек законный срок претензий по завещанию Гилсона, солнце засияло над краем, где нравственное чувство умерло, общественная совесть притупилась, сознание было принижено, ослаблено и затуманено.

Но мистер Брентшоу торжествовал Победа эта была куплена дорогой ценой пять лет борьбы и тревог, угрызений совести превратили Брентшоу в развалину. В финале наступает возмездие - Брентшоу умирает на кладбище от разрыва сердца, испугавшись какой-то тени. Характерный для Бирса гротеск в данных рассказах не перерастает в кошмарное видение мира, хотя мир, изображаемый писателем, страшен и уродлив.

Как это обычно у Бирса, жизнь разыгрывает над героями жестокие шутки и в этих рассказах, но художник умеет в данном случае показать, что не трагический рок тяготеет над людьми, а законы, управляющие их миром. В дальнейшем в творчестве Бирса возобладал культ отчаянья и смерти, жестокости, описания всего страшного и мучительного Несостоявшаяся кремация , Джордж Терстон и др В рассказе Несостоявшаяся кремация недостает только ссылки на фирму несгораемых шкафов, чтобы сделать эту историю об огнеупорных родителях пародией на распространенные в США рекламные рассказы.

В своих сатирических новеллах Бирс охотно прибегает к сказу и стилизации. От рассказчика устами гилбрукского летописца изложен Кувшин сиропа, сказом мотивированы нелепицы Несостоявшейся кремации, архаизирующий безличный сказ мы находим в Человеке и змее. По временам, как, например, в Просителе, где стилизуется туманная выспренная фразеология мистера Тилбоди, Бирс и сам с сожалением прерывает возможность поговорить, но в своем повествовании Бирс деловит и точен.

Он воспитался на языке военных приказов, донесений и телеграмм, а потому ведет рассказ ясно, сжато, стремительно. То эта точность профессионально - военная Без вести пропавший , Случай на мосту через Совиный ручей, то терминологическая, стилизованная под язык научных текстов Проклятая тварь , Заполненный пробел. Иногда Бирс и безотносительно к сказу сдабривает свое стремительное повествование с помощью образных выражений, которые здесь нет надобности приводить Наследство Гилсона или красотами и пышностями, а то и в высшей степени туманными рассуждениями.

Эту дань времени он приносил, но в лучших рассказах Бирса нет таких манерных мушек, как, например, описание заброшенного поселка в рассказе Настоящее чудовище От того пункта, где Индейский ручей впадает в реку Сан-Хуан-Смит, в доль обоих его берегов и вплоть до того места, где он впадает в каньон, растянулся двойной ряд заброшенных хижин, которые, казалось, сейчас упадут в объятья друг другу, чтобы вместе оплакать свою заброшенность. Обычно стиль Бирса терпеливо сносил эти чужеродные побрякушки, развлекавшие читателя, но иногда он брал реванш.

То Бирс дразнил читателя явным отсутствием логики и правдоподобия, то оглушал нагромождением ужасов в своих страшных рассказах, будоража воображение читателя неблагополучным концом.

Характерно, что скептика и позитивиста Бирса так привлекало все внешне необъяснимое, а сатирик в нем охотно разоблачал и высмеивал всех тех, кто мог поверить в возможность рассказанного. Сборник самых невероятных своих рассказов он иронически называет Может ли это быть а самой интонацией рассказов, постоянной ссылкой на очевидцев описываемых им событий заявляет читателям Сам я не верю в это, но вот что говорят достоверные свидетели.

Я просто перескажу, а то и дам свои объяснения. Подчеркнуто иронические авторские комментарии к ряду рассказов о привидениях которых у него немало , Бирс дал в своем Словаре сатаны Привидение - внешнее и видимое воплощение внутреннего страха. Бирс А. Заколоченное окно - Свердловск, 1989 - с.266 Вполне объяснимо поэтому, почему иные критики и исследователи его творчества нередко принимали подобные выпады Бирса за чистую монету и оставляли такие замечания Писатель создал большой цикл мистических рассказов, в которых здравый смысл отбрасывается, в которых безраздельно господствуют потусторонние силы. В этих рассказах - царство ужаса, отчаянья, гибели, мир роковой неизбежности.

Человек поставлен на колени перед эти фантастическим миром и его силами. Таковы рассказы Проклятая тварь , Лунная дорога , Галлюцинация Генри Флеминга , Ночные похождения мертвеца , Житель Каркозы , Смерть Хелпина Фрейзера и десятки других.

Это какой-то кошмар - сплошные безумия, убийства и самоубийства. Это парад смертников. Кашкин И.А. Для читателя - современника статьи и исследования М 1977 Но в основном творческой манере Бирса свойствен отказ от всего лишнего, уводящего в сторону, рассеивающего внимание на несущественные детали. Для него важно единое, покоряющее впечатление от рассказа. Его рассказы живут своей внутренней логикой, продиктованной волей автора, а не видимой алогичностью жизненного потока событий. Бирса надо знать, но его подчас трудно читать помногу вспомним, что собрание его сочинений занимает двенадцать томов. Неизменные ужасы притупляются, перестает действовать трюк неожиданной развязки, обнажаются литературные условности его экспериментов, самый стиль его с обязательной дозой прикрас и рассуждений начинает размываться.

И при всем том по силе впечатления лучшие, наиболее типичные его рассказы не уступают рассказам Э. По или гротескам Твена. Гротеск Бирса остро социален. Изображая общество нелюдей он протестует против бесчеловечной сущности мира, в котором все отчетливее проступают антигуманность и аморализм. В сборнике Фантастические басни жизнь современной Америки представлена как грязная возня у кормушки, где все и вся продается, а лицемерие представлено как основное качество, характеризующее действующих лиц. Каждый из героев, будь то сенатор, конгрессмен, прокурор - это вор, шантажист, негодяй.

В предельно сжатой форме Бирс дает убийственные характеристики своим персонажам, глубина нравственного падения которых представляется безмерной.

В новелле Фермер и его сыновья сатирически обыгран традиционный фольклорный мотив об отце и его нерадивых сыновьях, которых он испытывает на нравственную стойкость. Отец сообщает им о том, что в саду зарыт клад, и сыновья в его поисках выкопали все сорные травы, а заодно и виноградные лозы, забыв заметим! похоронить отца. Бирс не питает ни малейших иллюзий в отношение сущности природы человека. Царство зла безгранично и всеподавляюще.

Сквозь авторскую иронию ясно ощущается горечь отчаянья. Наибольшего накала острота бирсовского разоблачения достигает в Словаре Сатаны - вершине сатирического творчества Бирса. Это произведение основано на полемике автора с общепринятыми представлениями о нравственных ценностях. Основным средством выражения авторской позиции становится резкая критика современности. Отметим, что в первом издании произведение называлось Словарь циника, что подчеркивало отсутствие у автора веры и надежды на позитивные перемены в обществе. Бирс в наиболее ясной и точной форме воплощает универсальный нигилизм, отрицая, к примеру, что упорный труд может привести каждого к богатству и президентскому креслу, что церковь является духовным оплотом нации, что государство проявляет внимание и заботу к каждому из своих граждан и что государственная власть может обеспечить гарантию демократии, а каждый человек обязан быть патриотом.

Отрицание Бирса абсолютно универсально.

Он отрицает богатство и религию, государственное устройство, веру в прогресс, достижения научно-технической мысли, моду, понятие о дружбе, любви и привязанности. В разработке сатирических приемов и художественных средств Бирс, безусловно, также во многом следовал за Э. По. Для писателей характерна общая идеологическая направленность, лежащая в основе их сатирического видения. Оба в равной степени выделялись из общего числа критиков буржуазной действительности абсолютной непримиримостью и неприятием самих принципов, заложенных в основу построения буржуазного общества.

И По и Бирс отрицали общепринятые представления о возможности функционирования общества равных возможностей, не веря в то, что у их современников не вызывало никаких сомнений. Свобода политической деятельности, всеобщее избирательное право как средство достижения общественного согласия, целесообразность принципа большинства - все это воспринималось в то время как наивысшие достижения человечества, положившие конец вековой социальной несправедливости.

Бирс вслед за По приходит к выводу об ошибочности такого суждения. Можно говорить о прямом заимствовании Бирсом отдельных сатирических элементов, используемых По. Обоим писателям свойственна однозначная позиция все связанное с социально-политическим устройством демократического государства представлено в их сатирических произведениях исключительно в негативных тонах. Американские романтики, наряду с критическим отношением к действительности, были склонны к изображению в качестве своеобразного примера для подражания, некого идеального утопического общества, противопоставленного современной цивилизации индейцы в романах Купера, туземный рай племени тайпи Мелвилла. В их сознании существовало как бы два понятия о демократии - одно соотносилось с действительностью, другое - с неким более или менее абстрактным идеалом, к которому и надлежало стремиться.

Все, кроме По и позже Бирса. Подобный пессимизм Бирса проистекал из его уверенности в изначально порочной сущности человека.

Богатый жизненный опыт лишь укреплял эту уверенность. В этом убеждении коренятся причины приверженности Бирса к теории цикличного развития цивилизации, согласно которой человечество, пройдя определенный путь развития, вновь возвращается к первобытному состоянию. Прогресс условен и может носить лишь научно-технический характер, не затрагивая духовно-нравственного аспекта. Отсюда мысли о невозможности, даже в отдаленном будущем, совершенствования человека и построения справедливого общества.

Общество античеловеков Бирса соответствовало представлению По о выродившемся человечестве, изображенном в новелле Mellonta Tauta. Сомнения в нравственном здоровье человечества привели обоих писателей к тому, что сатирическое начало в их творчестве приобрело весьма масштабный характер. Наряду с социально-политическими реалиями буржуазного общества безжалостному осмеянию подвергались религиозные догмы, нравы, обычаи, и даже мода, нелепая с точки зрения здравого смысла. Зачастую сатира По и Бирса характеризуется отсутствием конкретной временной и пространственной привязанности.

В этом проявляется универсальность и тенденция к глобализации. Из всего вышесказанного следует, что тотальность отрицания - основное связующее звено сатирического творчества По и Бирса. Кроме общей идеологической основы, преемственность выражалась в схожести художественных приемов и средств выражения. Излюбленным приемом обоих писателей был гротеск, нередко граничащий с абсурдом. Принцип доведения сюжетной тематики, поведения героев до абсурда широко представлен в сатирических произведениях По и Бирса. Фантастичность, неправдоподобность ситуаций в новеллах писателей можно рассматривать как конечную точку этого процесса.

Вместе с тем оба автора обладали умением выражать свое отношение в двух-трех фразах, оброненных как бы мимоходом, но в них содержится столь высокая доля иронии и сарказма, что это неминуемо придавало всему произведению критический подтекст. Стремление к лаконизму основывалось на требовании рационального характера творчества.

Особая смысловая нагрузка возлагалась на деталь. А.Н. Николюкин писал, что деталь в рассказах По выполняет особую художественную функцию, она подчеркивает наиболее гротескную черту в персонаже, превращая нередко весь образ в одну гипертрофированную деталь. Какая-либо черта характера или духовного склада вырастает у него в образ, наделенный конкретными социально- историческими особенностями.

В сатирических произведениях Бирса деталь также чрезвычайно важна и выступает средством выражения авторской позиции. Нескончаемое соперничество научного и интуитивного способов познания реальности приобретает в творчестве Бирса совершенно уникальное воплощение именно в ирреальных ситуациях и положениях проявляется истинная сущность каждого героя, пограничные ощущения проливают свет на неведомые ранее бездны человеческой души наконец, фантастический гротеск в качестве сатирического приема, используется автором не только и не столько в собственно сатирических рассказах - наиболее ярко он проявляется именно в страшных новеллах писателя, придавая им еще большую глубину не случайно Бирс впоследствии переносил некоторые рассказы из одного сборника в другой.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Особенности жанра "страшного" рассказа А.Г. Бирса

Новеллистика его отличается тематическим разнообразием здесь и произведения, написанные в традиции страшных рассказов Эдгара По, и сатирические… После Гражданской войны он начинает писать стихи, рассказы, очерки, статьи… По возвращении Бирс становится одним из организаторов Клуба богемы, а в 1887 году - фактическим редактором…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общность художественных приемов в страшных и сатирических рассказах Амброза Бирса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенность традиции
Особенность традиции. Короткий рассказ новелла был достаточно распространенной в Америке жанровой формой в первой половине XIX века видимо, вошедшая в поговорку стремительность американской жизни в

Амброз Бирс и американский фольклор
Амброз Бирс и американский фольклор. В Калифорнии существовала богатая фантастическая традиция, сформировавшаяся под влиянием фольклора и устной народной литературы жанр страшного рассказа испытал

Роль двойной концовки в композиции новелл Амброза Бирса
Роль двойной концовки в композиции новелл Амброза Бирса. Наиболее значительный вклад Бирса в теорию композиции новеллы заключается в том, что ему удалось усовершенствовать структурную композицию, п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги