рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философские искания Т.С.Элиота

Философские искания Т.С.Элиота - Реферат, раздел Литература, Эклистенциальные мотивы в творчестве Т.С.Элиота Философские Искания Т.с.элиота. Основополагающие Принципы Литературно-Критиче...

Философские искания Т.С.Элиота. Основополагающие принципы литературно-критической теории Элиота, рассмотренные нами, касаются главным образом проблемы поэтической формы, но в их основе лежат некие общие идеи о мире и человеке.

Бесплодная земля, являясь высшей точкой философских и творческих исканий раннего Элиота, дополняет наше понимание этих общих идей. Но если в критике они реализуются в виде рассуждений частного порядка, то в поэме они воссоздаются при помощи сложной системы художественных образов.

Элиот, создавший весьма оригинальную литературно-критическую теорию, не был новатором в области этики и философии. Он не разработал собственной этико-философской системы и его воззрения отличались крайним эклектизмом. Общее понимание проблемы бытия, вселенной и человека не выходило в его представлениях за рамки традиционной христианской этики, которая была опосредована некоторыми философскими Бергсон, Брэдли, культурологическими И.Бэббит, П.Э.Мор, Ш.Моррас и антропологическими Дж. Фрэзер, Л.Леви-Брюлль теориями.

Элиотовскую картину мира, конечно, усложняло его увлечение восточными верованиями, в частности буддизмом и индуизмом. Согласно воззрениям Элиота, отразившимся в его эссеистике и поэтическом творчестве, причиной вечной трагедийности бытия людей является их собственная человеческая природа. Первородный грех разделил человека и Бога. Возможность приблизиться к Богу заложена в смирении, в осознании человеком своего места в системе мироздания по отношению к Богу. Однако история человечества, как ее мыслит Элиот, представляет собой не движение к Богу, а извечное повторение первородного греха.

Человек подчиняет свою жизнь земным желаниям, отказываясь признать власть Бога, внеположенных абсолютных ценностей над собой. Греховное начало вытесняет в его душе божественное. Он сам стремится к власти, к обладанию миром, т.е. принимает на себя роль Бога. Пренебрежение этическими нормами приводит к распаду внутренней целостности. Человек замыкается в сфере собственных обыденных чувств, иными словами в сфере своего сугубо человеческого я, отчуждаясь от Бога, первоосновы всего сущего, от мира и от людей.

Его речь перестает быть адекватным выражением восприятия мира. Такими Элиот видит своих современников. Именно человек начала ХХ века, эпохи распада всех ценностей, и то состояние, в котором он пребывает, становятся предметом размышлений автора Бесплодной земли. Перед нами последовательно развертывается сознание человека и художника, принадлежащего пост-романтической культуре.

В этом смысле поэма неотделима от своего времени. И, несмотря на категорическое нежелание Элиота быть причисленным к тем писателям, которые говорили о проблемах потерянных, по своему духу, настрою, определенным мотивам поэма все же неразрывно связана с литературой потерянного поколения. Конфликты эпохи за счет смещения временных планов перерастают у Элиота во вселенскую катастрофу, в универсальные проблемы бытия человека, и этот момент всегда следует иметь в виду при анализе Бесплодной земли. Человек как субъект мира, утратив ощущение абсолютных ценностей, существующих вне его я, лишается источника жизни, своего рода плодородной почвы для существования.

Он замыкается в сфере своей обыденной личности. Его способность прозревать в окружающей реальности божественное начало и, следовательно, видеть в реальности смысл исчезает.

Сама реальность и собственная жизнь стала для человека, героя Бесплодной земли, чередой непрерывно сменяющих друг друга конечных форм и пустых понятий. Человек художник как субъект культуры также оказался предоставлен самому себе. Романтизм уничтожил традицию систему устойчивых эстетических принципов, которая была для художника источником творчества. Современный художник пытается обрести вдохновение, обращаясь к своему обыденному я, но подлинное творчество связано не с обыденной личностью, не с импульсивным вдохновением, а с традицией.

Последняя же разорвана в сознании героя Бесплодной земли. Прошлое и настоящее культуры изолированы друг от друга. Прошлое замкнуто на себе самом и возникает в поэме в виде обрывочных воспоминаний, бессвязного нагромождения вырванных из контекста цитат и образов. Настоящее в свою очередь не несет в себе прошлого, ибо герой не ощущает и не осознает из глубинной тождественности той метафизической основы, которая их объединяет.

Следовательно, и прошлое, и настоящее лишены для него смысла. Е.Ганнер полагает, что возникающие в пятой части Бесплодной земли видения повествователя, которые символизируют крушение западной культуры заставляют его искать истину в восточной мудрости. Идеи буддизма и индуизма создают, по мнению исследовательницы, нравственную основу для возрождения героя. 22, С. 133 С этим утверждением вряд ли можно согласится, ибо поэтический текст делает очевидным, что постулаты Бхагават-гиты и Упанишад превратились в современном мире в пустые абстракции и утратили всякий смысл.

Восточная мудрость - такая же бесплодная пустыня для героя, как и западная. Распад европейской культуры Элиот мыслил не только в историческом, но и в синхроническом срезе. Ее жизненность заключена в единстве всех ее составляющих, т.е. национальных культур. Такое единство, по мнению поэта, со всей очевидностью демонстрировало позднее средневековье. Однако с течением времени произошло обособление национальных культур, поскольку у европейцев исчезло ощущение актуальности для современной жизни основы всей европейской культуры - античности.

Идея распада европейского древа передается Элиотом в Бесплодной земле при помощи смешения различных языков. Цитаты на семи языках, которые включаются в английскую речь повествователя, создают ощущение языковой сумятицы, Вавилонского столпотворения, которое достигает кульминации в финале поэмы London Brige is falling down falling down falling down Poi sascose nel foco che gli affina Le Prince dAquitaine a la tour abolie This fragments I have shored against my ruins Why then Ile Fit you. Hieronimos mad againe.

Datta. Dayadhvam. Damyata. Shantih Shantih Shantih 2. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Эклистенциальные мотивы в творчестве Т.С.Элиота

Биография Элиота представлена в работах таких авторов, как А.Зверев, С.Павлычко и др. Т.С.Элиот родился в 1888г. в США в Сент-Луисе. Тот факт, что в… Так, например, Михальская, Аникин, Катарский рассматривают Элиота как… Известно, что его перу принадлежат как исследования по произведениям его современников, так и собственные…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философские искания Т.С.Элиота

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности литературы экзистенциализма
Особенности литературы экзистенциализма. Экзистенциализм в литературе от позднелат. Exsistentia - существование - течение, выявляемое с достаточной отчетливостью лишь во Франции накануне, в

Мировоззрение Т.С.Элиота в поэме Бесплодная земля
Мировоззрение Т.С.Элиота в поэме Бесплодная земля. Весь этот комплекс идей представлен в поэме двумя центральными темами. Первая из них традиционно обозначается в элиотоведении как смерть-в-жизни .

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги