Дно жизни

Содержание. Введение…2 I Обитатели ночлежки….6 Глава II Проблема правды и лжи в пьесе М. Горького «На дне». а) Утешитель Лука…11 б) Сатин и его знаменитый монолог.Разоблачение Луки…13 в) Третья спорящая сторона - Бубнов… 16 Глава III Что лучше - истина или сострадание? а) проблема гуманизма в пьесе Горького "На дне"……18 б) Бубнов - Лука….20 в) автор - Лука… 20 г) Лука - Сатин… 21 д) тема сострадания…23 Заключение… 26 Список использованной литературы… 27 Введение. В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис.

После каждого неурожая массы разорившихся крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляются огромное количество босяков, которые опускаются на “дно” жизни. Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие “ бывшие люди”. Написанная в 1902 году пьеса изображала жизнь этих людей.

Пьеса Горького - новаторское литературное произведение. Сам Горький писал о своей пьесе “ Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей”, к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще “ люмпен-пролетариев”, но и некоторую часть интеллигентов, “размагниченных”, разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни.

Я очень рано почувствовал и понял, что люди эти - неизлечимы. Много сходных черт у героев Достоевского и Горького: это тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров. Только он еще более страшно и реалистично показан Горьким. Это второе драматическое произведение Горького-драматурга после “Мещан” ( 1900 - 1901 ). Сначала автор хотел назвать пьесу “Дно”, “На дне жизни”, “Ночлежка”, “Без солнца”. В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый мир отверженных.

Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Горький в этой пьесе показал ужасающие картины русской действительности, людские пороки, бесчеловечные условия существования в России, “свинцовые мерзости жизни”. Писатель в этой пьесе выступал против самозванных “ пророков”, которые присваивают себе право решать, какую долю правды надо сообщить “толпе”, и какую не надо. Пьеса звучит призывом к народу самому добиваться правды и справедливости. “Мы получаем лишь то количество правды, которого умеем добиваться” так развивал мысль горького замечательный немецкий писатель Бертольт Брехт. Эта пьеса, как и “Мещане” вызывала страхи у властей.

Власти опасались демонстраций в честь Горького. Ее разрешили к постановке лишь потому, что сочли скучной и были уверены в провале спектакля, где на сцене вместо “ красивой жизни” были грязь, мрак и бедные, озлобленные люди. Цензура долго калечила пьесу.

Особенно возражала против роли пристава. Хлопоты, однако, увенчались частичным успехом: из Петербурга, из цензуры пришла телеграмма: “ Пристава без слов выпустить можно”. Но зрителям и так была ясной роль властей в существовании дна. Против постановки возражал министр внутренних дел Плеве. “ Если бы была достаточная причина я бы ни на минуту не задумывался сослать Горького в Сибирь” говорил он и приказал больше не разрешать постановки пьесы. “На дне” имело невиданный успех.

Передовой читатель и зритель верно поняли смысл пьесы: условия, превращающие людей в жильцов ночлежки Костылева, должен быть уничтожен. Зрительный зал, по словам Качалова, принимал пьесу бурно и восторженно как пьесу - буревестник, которая предвещала грядущие бури и к бурям звала. В успехе спектакля большая заслуга великолепной постановки МХАТа, руководимого К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко, а также замечательной игрой артистов - И. М. Москвина (Лука), В. И. Качалова (Барон), К. С. Станиславского (Сатин), В. В. Лужского (Бубнов) и других.

В сезоне 1902 - 1903 года спектакли “Мещане” и “На дне” составили больше половины всех спектаклей МХАТа. Пьеса создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем которые на разных этапах исторического развития приобретают новую актуальность. Это объясняется и сложностью, противоречивостью авторской позиции.

Повлияло на судьбу произведения, на его восприятия то, что сложные, философски неоднозначные идеи писателя были искусственно упрощены, превращены в лозунги, взятые на вооружение официальной пропагандой недавних лет. Слова: “Человек…это звучит гордо!” становились нередко плакатными надписями, почти такими же распространенными, как “Слава КПСС! ”, а сам монолог Сатина дети заучивали наизусть, правда, предварительно его корректировали, выбрасывая некоторые реплики героя (“Выпьем за человека, Барон!”). Сегодня пьесу “На дне хочется перечитывать заново, непредвзято взглянув не ее персонажей, внимательно вдумавшись в их слова и вглядевшись в их поступки.

Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если он яркий, мы вдруг задумываемся над тем, какое значение имеет для нас это произведение, что оно дало нам. Знаменитые слова Сатина, сказанные на заре ХХ века, определяли творческую линию писателя.

Он любил людей, поэтому его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о великом призвании человека, рождало такие изумительные образы, как Данко. Но он же выступал и со страстным, горячим протестом против всего, что принижало человека. Пьеса - грозный обвинительный акт строю, порождающему ночлежки, в которых гибнут лучшие человеческие качества - ум (Сатин), талант (Актер), воля (Клещ). И до Горького на театральной сцене появлялись” униженные и оскорбленные”, люди дна, босяки.

Драматурги и актеры будили у зрителя жалость к ним, филантропически призывали помочь падшим людям. Горький заявлял пьесой другое: жалость унижает человека, надо не жалеть людей, а помогать им, изменить самый строй жизни, порождающий дно. Но в пьесе перед нами не только картина жизни обездоленных, несчастных людей. “На дне” не столько бытовая, сколько философская пьеса, пьеса-размышление. О жизни, о правде размышляют герои, размышляет автор, заставляя размышлять читателя и зрителя.

В центре пьесы не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей ее безысходностью и правдой для персонажей - людей “дна”, или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных и причудливых формах они ни представляли. Что надо человеку: “Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!” - главная тема пьесы-размышления.

Сам Горький указывал, в чем состояла главная проблема пьесы: “Основной вопрос, который я хотел поставить, что это - что лучше, истина или состраданье? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?” За этой фразой автора стоит глубокая философская мысль. Точнее, вопрос: что лучше - истина или сострадание, правда или ложь во спасение. Пожалуй, этот вопрос так же сложен, как и сама жизнь. Над разрешением его бились многие поколения.

Тем не менее, попытаемся найти ответ на поставленный вопрос. Целью моей работы над рефератом является – рассмотреть проблему правды и лжи, истины и сострадания в пьесе Горького «На дне». Цели обуславливают следующие задачи: 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Определить значение и проблематику пьесы. 3. Охарактеризовать систему персонажей пьесы. 4. Выявить, что лучше: истина или сострадание. 5. Охарактеризовать проблему гуманизма в пьесе. Актуальность: В последние годы очень остро встал вопрос о более глубоком изучении творчества Горького, и в частности, пьесы «На дне». Проблемы, поднимаемые Горьким в пьесе, актуальны и по сей день. Применение: Данная работа может быть использована на семинарах, лекциях, посвящённых творчеству Максима Горького, научно-практических конференциях и уроках литературы в школе. Глава

I Обитатели ночлежки

В нём единственном нет озлобленности и агрессивност. Но какими бы они ни были, они стоят по своим нравственным качествам не... Этим качеством с избытком обладал сам Горький, наделял он им и своих г... Лука верит в силу мечты: “Человек - все может… Лишь бы захотел…” - и п... Этим Лука хочет лишний раз подтвердить, насколько спасительная для люд...

Заключение

Заключение. В пьесе М. Горький стремится показать, что сострадание и утешение - злейший враг для личности.

Что жалость унижает человека. Из пьесы видно, что сострадание Луки в итоге ни к чему не привело. Позиция Горького ясна - сострадание к людям, доведенное до утешительного обмана отрицательно влияет на общество. Горький разоблачает несостоятельность образа Луки. Но ведь все зависит от самого человека. Лука дает им шанс, а воспользоваться им, принять все сказанное не как утешение, а как стимул к борьбе за лучшее - это уже дело каждого человека.

Ведь не будь в мире сострадания, вся земля была бы наполнена ожесточенными и озлобленными людьми. Ведь все-таки появление Луки сплотило обитателей ночлежки. Несостоятельность образа Луки заключается в людях, окружающих его. Они вконец сломаны суровой жизнью, и что у них осталось так это только неосуществимые мечты. Но обвинять их в бездействии тоже нельзя, так как у них нет средств к воплощению своей мечты. Что лучше истина или сострадание это трудный вопрос. Выходит, что теоретически лучше правда.

Но подчас горькая правда ломает человека. А все-таки сострадание делает людей добрее и для кого-то она является отдушиной в жестоком мире. Все-таки ответить на поставленный вопрос однозначно нельзя. Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества, выбрасывающего людей “на дно”. Нет и не может быть счастья пока человек несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому уже, что он Человек! Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда призываем “милость к падшим”, пьеса Горького обретает иное значение.

Это не только исторический документ, не просто выдающееся творение человеческого ума, это и произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.

Список использованной литературы

Список использованной литературы : 1. Басинский П. («Правда и ложь в пьесе Горького «На дне».) «Литература». – 1996г №17 2. Троицкий В.Ю. «Литературная критика» №8, 1996г. 3. Юзовский Ю. «Горький и его драматургия» – №3, 1957г. 4. Удодов А.Б. «Пьеса М. Горького «На дне»» 1989г. 5. Паина Э. «Русская литература» – №3 ,1959г. 6. Кормушина Г. «Советская культура» ,1961г. 7. Данилов С.С. «Искусство». ,1958г. 8. Касторский С.В. «Драматургия М. Горького» ,1963г. 9. Кулова Г. «Новая правда о человеке.

М. Горький и его дооктябрьская драматургия» 1968г. 10. Новиков В.В.»Творческая лаборатория М. Горького- драматурга» 1965г. 11. Эвентов Н.С. («О драматургическом эпосе М. Горького».) Русская литература – №2, 1984г. 12.Бялик (« Проблема гуманизма драматургии Горького».) «Знания» - кн.3, 1976г. 13. Бялик Б.А. «М. Горький – драматург» 1977г. 14. Погонин Н.Ф. «Театр и жизнь» 1953г. 15. М. Горький «Пьесы», 1986г.