Другая Россия в романе "Машенька" В. Набокова

Реферат по литературе на тему: «Другая Россия в романе «Машенька» В. Набокова» Выполнила: ученица 11 «А» класса средней школы № 89 Тарасова Оксана Содержание: Вступление. 2 Глава 1. Биография В. Набокова. 2 Глава 2. Обзор творчества писателя. 2 Глава 3. Художественный мир В. Набокова 2 Глава 4. Роман «Машенька». 2 Глава 5. Современники и критики о Набокове и его произведениях. 2 Заключение. 2 Используемая литература 2 Вступление. О Набокове написаны тысячи страниц: сотни литературных портных попытались раскроить по своим лекалам тонкую скользящую набоковскую ткань.

Он - видный русский и американский прозаик, поэт, переводчик и ученый-литературовед и энтомолог, более известный произведениями других жанров; один из классиков русской эмигрантской и американской литератур XX века, редкий случай двуязычного писателя, одинаково блестяще писавшего и по-русски, и по-английски.

Для России судьбу Набокова можно сравнить с редкой бабочкой, которая случайно попала в руки баловнице Судьбе: была поймана и засушена меж страниц толстой энциклопедии. И лишь спустя много лет нам повезло случайно наткнуться на этот удивительный экземпляр, аналогов которого просто нет. И вот мы рассматриваем, сравниваем, изучаем. И ловим себя на мысли, что слишком много прошло времени.

Мы утратили навыки обращения с такими бабочками. Мы плохо понимаем их строение. И, к тому же, далеко не все хотят разобраться, гораздо легче отвернуться, забыть, будто никогда ничего подобного и не было. Но азарт первооткрывателя пьянит истинных любителей и заставляет погружаться все дальше и дальше в творчество писателя. Нам уже мало просто увидеть, нам хочется понять. Но тут-то мы и натыкаемся на прозрачную стену, которой окружил себя Набоков. Он как бы играет с нами, машет нам оттуда, подбадривая, но остается все же неуловим.

И мы начинаем удивляться, как это вообще можно было поймать такую бабочку. Но «пусть критики расходятся во мнениях художник остается верен себе». «Писатель (по определению самого Набокова) – это человек, волнующийся по пустякам». Очевидно поэтому он не желал выражать в своих книгах чьих-либо политических убеждений и отражать «текущий момент общественной жизни». Лишь однажды в 1939 году вместе с другими выдающимися людьми (Бунин, Бердяев, Рахманинов и другие) он подписал протест против вторжения Советских войск в Финляндию.

В дальнейшем о своем отношении к политике Набоков говорил так: «Мои политические взгляды остаются строгими и неизменными, как старая серая скала. Они классически, почти до банальности. Свобода слова, свобода искусства. Социальный или экономический строй идеального государства меня интересует мало. Желания мои весьма скромные. Портреты главы государства не должны размером превышать почтовую марку. Никаких пыток, никаких казней». Можно считать, что Набоков окончательно перешел на сторону Искусства.

Настоящее Искусство отражает у Набокова не жизнь, а наскоки жизни на искусство. Никогда Набоков не скрывал, что пишет только для себя; только для того, чтобы избавиться от идеи романа, он переносил ее на бумагу. У писателя и в мыслях не было что-то объяснять, кого-то учить и, тем более, кого-то обличать. Всем своим творчеством Набоков как бы говорил, что «в сущности Искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». После написания «Лолиты» Набокову пришлось пережить бурный поток нападок и обвинений в распущенности сюжета.

Обвиняли его и в том, что ради обеспечения материального благополучия он создал конъюнктурное и низкопробное произведение. Но время подтвердило истину: «Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все». В хоре недоброжелателей нашлись и такие, кто утверждал, что Набоков раньше порочил Россию, а с выходом «Лолиты» очернил и Америку.

Этим людям можно было бы посоветовать перечесть «Портрет Дориана Грея» (Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все). Но сам Набоков нанес более четкий и разящий выпад: «Искусство писателя – вот его паспорт». Вернемся же к бабочке, с которой мы начинали. Под лучами солнца и наших горящих глаз бабочка Набокова вдруг оживает прямо в руках. Затрепетали крылья, задрожали усики, и вот она уже над нами. Теперь мы все можем видеть Набокова, читать его книги, пьесы, стихи.

И никто больше не смеет скрыть его от нас (кроме нас самих). Никто не сможет его больше засушить и спрятать. И, дай Бог, чтобы его книги стали нашими постоянными и верными спутниками. Глава 1.

Биография В. Набокова

Мать из старообрядческой семьи сибирского золотопромышленника и миллио... Что касается ностальгии по России, то писатель то заклинает ее «отказа... Таковы рассказ «Истребление тиранов» (1936), романы «Приглашение на ка... Относительно своих ориентаций в предшествующей литературе сам Набоков ... К тому же уродливая тень полицейского государства и не развеется ещё п...

Обзор творчества писателя

Исторической ситуацией и личной судьбой Набоков был, как и все писател... Здесь он подлинный интернационалист. Она им решительно заменяется – либо на красивый этнографический муляж ... Ещё в 1930 году Набоков писал брату Кириллу, поэту: «Бойся шаблона». И.

Художественный мир В. Набокова

Внешняя свобода в выборе разнообразных тем соединяется у Набокова с по... Валет» (1928 год), Набоков не спешил или, точнее, не смог отделаться о... Роман начинается эпиграфом из «Евгения Онегина»: «Воспомня прежних лет... Настоящее неприятно Ганину, вызывает у него недоумение и краску стыда. И наконец в финале Ганин идет встречать поезд, на котором приезжает из...

Современники и критики о Набокове и его произведениях

Это не так: его появление было сразу же замечено, с выходом его, ещё о... Интерес к нему все возрастал, и ни один из писателей его поколения ник... Ходасевич Все дело в необыкновенном даре переимчивости, которым облада... В основе этого поразительно блестящего, чуть что не ослепительного тал... Всякий его персонаж – everyman старинной английской мистерии: любой че...

Заключение

Заключение. О Набокове можно написать еще сотни страниц, потому что он удивительный и необычный писатель, но, к сожалению, это выйдет за рамки моего реферата.

Хочется отметить, что, несмотря на долгое отсутствие, он сумел вернуться в Россию, но не через сто и не через двести лет, а на много раньше – в 80-е годы того же века, в котором покинул Россию. Он вернулся и живет в своих книгах, по которым мы, люди совсем иного поколения, привычек и взглядов, учимся понимать Россию, по-новому оценивать отношение к Родине, как продолжение самого себя, собственного «я», состоявшегося как человека или нет в зависимости от подлинности патриотического чувства.

Набоковский мир – это мир истинно русского человека, способного за его пределами сохранить высокий, аристократический дух. Владимир Набоков действительно один из величайших писателей XX века, обогативший и англоязычную культуру, и мировую культуру в целом, серебряными буквами навсегда вписавший свое имя в русскую литературу.

Используемая литература

Используемая литература : • «Русские писатели. XX век», библиографический словарь, Москва, «Просвещение», 1998 год • Газета «Литература», № 13 2000 год • «Русская литература XX века», Москва, «Русское слово», 1999 год • «В. Набоков.

Избранное», Москва, АСТ Олимп, 1996 год • «Владимир Набоков. Собрание сочинений», Москва, издательство «Правда», 1990 год • «Русская литература XX века. Часть 2», Агеносов, 11 класс, Москва, «Дрофа», 2001 год • «В. В. Набоков в жизни и творчестве», Л. Н. Целкова, «Русское слово», Москва, 2002 год • Газета «Литература», № 35, 2000 год.