рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности изображения родной природы в творчестве М.М. Пришвина

Работа сделанна в 2007 году

Особенности изображения родной природы в творчестве М.М. Пришвина - раздел Литература, - 2007 год - Елецкий пейзаж в творчестве М.М. Пришвина Особенности Изображения Родной Природы В Творчестве М.м. Пришвина. В 1920-Е Г...

Особенности изображения родной природы в творчестве М.М. Пришвина. В 1920-е годы М.М. Пришвин писал М. Горькому, что человека без земли и неба он не признает, а литература, лишенная связи с родной природой, по его мнению, не отражает полноту бытия.

Большое место поэтому в творчестве Пришвина уделяется изображению родной природы, ее пейзажей. Пейзажи М.М. Пришвина уникальны по насыщенности материей отмечает Т.Я. Гринфельд-Зингурс Они конкретны и пластичны, благодаря чему и лирико-философское повествование, стихия чувств, и логика размышлений воспринимаются зримо, достоверно, в изиобилии выразительных предметов, чудесных мелочей и неожиданных подробностей из быта флоры и фауны Гринфельд-Зингурс Т Я. Природа в художественном мире М.М. Пришвина Саратов, 1989, 129. Наиболее живописные полотна Пришвина связаны с родной природой, среднерусским подстепьем.

Пришвин - писатель, чувствующий гармоничность природы родного края. Прекрасно, что зреет рожь, отдельные колоски зацветают, что великаны колосья маячат на высоких соломинах, что бесхвостая сорока села на ближайшее дерево, все другие прилетели к ней. Иногда образы родной природы навевают воспоминания о произведениях искусства, созданных человеком Хмель местами вовсе обвил ольху и черемуху, и одна зеленая ветвь, пробиваясь из-под хмеля, старого, прошлогоднего, была похожа на Лаокоона, обвитого змеями Пришвин М.М. Календарь природы.

Фацелия. Осударева дорога Воронеж, 1979, 327, 307 Природе присуще чувство соразмерности и ритма Есть в природе постоянное стремление к ритму. Бывает, встанешь рано, выйдешь на росу, радость охватит и тут решаешь, что надо каждое утро так выходить. Почему же каждое? Потому что волна идет за волной Пришвин М.М. Календарь природы.

Фацелия. Осударева дорога Воронеж, 1979, 327, 307 Живописность изображения родной природы Пришвиным связана с общей тенденцией искусства 1 пол. XX века - запечатление наряду с гражданскими идеями сознание жизненной ценности и собственной вечной значимости окружающего мира. Природа переносилась на полотна осязаемо и с уважением к ней Гринфельд-Зингурс Т Я. Природа в художественном мире М.М. Пришвина Саратов, 1989, 130 Так, В.Д. Поленов никогда не прибегал отделкой деталей 3, 4 История русского искусства.

Т.9. Кн.1 М 1965, 14 405. И.И. Шишкина за удивительную верность матери считали портретистом-психологом природы он писал реальный облик лесных стволов, изображенных трещинами-морщинками 5 Репин И.Е. Далекое и близкое Л 1982, 363. И.Е. Репин писал в воспоминаниях Далекое и близкое Мой главный принцип в живописи материя как таковая 6 Замечательные полотна Л 1966, 289. Общеизвестны слова К.А. Савицкого о Корабельной роще И.И. Шишкина сосной на выставке запахло! Солнца, свету прибыло К.А. Савицкий, страстно защищая в картинах Шишкина эпичность и торжественность, также заинтересованно отстаивал физическую точность отражения.

М.М. Пришвин воспринимал природу родного края в четких и ясных контурах. В тщательности вырисовки картин природы его можно сравнить с И.И. Шишкиным. Мое настоящее искусство - живопись говорил Пришвин - но я не могу рисовать, и то, что должно быть изображено линиями и красками, я стараюсь делать словами, подбирая из слов цветистее, из фраз то прямые, как стены древних храмов, то гибкие, как в завитках рококко Пришвин М.М. Из дневника Литературная газета 1968 14, 8 Стремясь показать красоту родной природы, ее насыщенность красками, Пришвин создает живописные картины в своих повестях и миниатюрах. Разольется река и неодетые деревья там и тут верхушками торчат из-под воды, и на этих сучках собирается столько всяких маленьких темных зверушек, что иная веточка от них кажется похожей на гроздь черного винограда 2, 3 Пришвин М.М. Избранные произведения М 1991, 137, 312. Соберитесь в себе до конца в лесной тишине, и тогда, может быть, усмотрите, как, напряженным лбом своим белым и мокрым под красным, ярко-желтым или лиловым платочком, поднимает сыроежка над собой земляной потолок с мохом, хвоинками, веточками и ягодками брусники 4 Гринфельд-Зингурс Т.Я. Природа в художественном мире М.М. Пришвина Саратов, 1989, 141 Чувственно воспринимаемая природа все более приближается к человеку, создается иллюзия ощущения материального.

Это и есть тот эффект, которого добивается автор, устанавливая родственные отношения с миром средней полосы России. Поэтому, по мысли Т.Я. Гринфельд-Зингурс, природа, благодаря верному глазу художника и его терпеливым раскопкам, воссоздается земной, с ощущаемой массой, весом, с пятнами и щербатинами, иногда ясной и светлой, иногда с ужасным холодом и гримасой распадков и оврагов, народной и узнанной. Хорошо зная природу родного края, Пришвин описывал в своих произведениях мельчайшие ее детали - травинки, хвоинки, веточки, насекомых Какое чудесное утро и роса, и грибы, и птицы Но только ведь это уже осень.

Березки желтеют, трепетная осина шепчет Нет опоры в поэзии роса высохнет, птицы улетят, тугие грибы все развалятся в прах Нет опоры И так надо мне эту разлуку принять и куда-то лететь вместе с листьями.

Пришвин М.М. Календарь природы.

Фацелия. Осударева дорога Воронеж, 1979, 141. Описание природы среднерусского подстепья требовало от Пришвина неярких, приглушенных красок.

Это тоже было отчасти связано с тенденциями реалистического изображения действительности в русском искусстве I пол. XX века. Отказываясь от парадных звучных красок классицистов, они художники-реалисты приближали искусство к действительности, писали серые облака, родные сумерки и пасмурные окрестности Гринфельд-Зингурс Т Я. Природа в художественном мире М.М. Пришвина Саратов, 1989, 184 Так, Ф. Васильев, испытывая тяготенье к передвижникам, выражал тональное единство картины в значительном погашении цветности Федоров-Давыдов А.А. Ф. Васильев М 1977, 38. Художники выполняют пейзажи с оттенками, не утрируя естественных красок среднерусского облачного неба. Устоявшаяся манера Пришвина в изображении цвета - определенность, основные цвета, отсутствие сложенных оттенков. Редко можно прочесть у него переливчато-сине-зеленом жучке, о неожиданной для средней России оранжевой заре, на которой отпечатались силуэты избушек, овинов, лозин.

Как отмечает Н.В. Борисова, цветовая палитра Пришвина глубоко символична и несомненно подчинена художественному замыслу Борисова, 1996, 91 Т.Я. Гринфельд-Зингурс сопоставляет цветовую гамму в пейзажах М.М. Пришвина и К.Г. Паустовского Гринфельд-Зингурс Т Я. Природа в художественном мире М.М. Пришвина Саратов, 1989, 150 Симфония красок К.Г. Паустовского говорит о том, что автор воспринимает среду не только романтически яркой, звонко-звучной, но и продолжает в своей прозе живописные традиции И.А. Бунина.

Певец светлых начал и романтических характеров, К.Г. Паустовский был его сторонником преимущественно ярких красок Ачкасова Л. Пейзаж К. Паустовского О мастерстве писателя Ф.Н 1959 - 4, 8л. по мнению ученых, сравнивающих цветовые и световые эпитеты М.М. Пришвин следовал народной разговорной манере определять цвета, К.Г. Паустовский же вырос в литературных традициях Куликова Н.С. Семантико-стилистическая характеристика атрибутивных именных словосочетаний На материале световых и цветовых прилагательных в произведениях Паустовского и Пришвина Ак. Фн Л 1966, 9-13. Цвет при изображении природы может меняться в зависимости от того, взглядом какого героя он открыт.

Так, показателен момент смены цвета в восприятии персонажа - Алпатова в романе Кащеева цепь и автора.

Алпатов, мечтая в тюрьме о скором освобождении и о встрече с невестой, даже через решетку видит мир природы в изысканных тонах снег матовый, лес шоколадный. И рядом слышен авторский голос, схватывающий цвет и смысл точно, вне какой бы то ни было красивости опустились сизые тучи, пошел мелкий дождь, и на окнах тюрьмы показались первые серые слезы весны Пришвин М.М. Кащеева цепь М 1984, 239. Серые слезы - здесь и цвет, и идея. Образ многозначен.

Иногда при изображении родной природы у Пришвина встречаются обозначения цвета, похожие на постоянные эпитеты, как в народных песнях В лесу пестро где белое, где черное, на черном виднеются зеленые листики 4, 5 Пришвин М.М. Календарь природы.

Фацелия. Осударева дорога Воронеж, 1979, 301, 307 Ели цветут красными свечами и пылят желтой мучицей. У Пришвина в произведениях о родной природе часты обозначения черный - белый - красный. По мнению Л.В. Зубовой, выделение группы белое - черное - красное свойственно и символике первобытных ритуалов, и философии христианства, унаследовавшей и преобразовавшей некоторые элементы языческой символики Зубова Л.В. Поэзия Марии Цветаевой. Лингвистический аспект Л 1989, 110. Количественное преобладание белого, красного и черного прослеживается в самых разнообразных сферах проявления русского национального сознания.

Замечено, что самыми частотными цветами русского народного костюма являются красный и белый. Красный был символом солнца и огня, символом радости и скорби ср. в народных песнях белый цветик - символ неразделенной любви. Но в женских костюмах для сенокоса он был посланцем красного солнца, символом его союза с землей.

Тот же цвет, олицетворяющий праздник и радость, в темных и тусклых оттенках получал значение символа скорби. Например, на Рязанской земле в день похорон женщине полагалось быть в поневе из ткани красно-бурого цвета - цвета застывшей крови. Белый цвет, наряду с красным, является самым частотным в расцветке традиционного народного костюма. Если красный был символом солнца, радости и веселья речь идет о чистом красном цвете, то белый - это цвет снега, покрывающего саваном землю. Белый цвет - это символ смерти.

Белым платком покрывали голову и почти всю фигуру невесты, потому, что считалось, что замужество - это принципиально новый этап жизни женщины, еще неведомой, а потому пугающей. Л. Ефимова отмечает, что одежда из белого холста с вышивкой белыми нитями, как и белый домотканый платок, была обрядовой горючей одеждой в ней хоронили, в белых платьях ходили на кладбище Ефимова Л. Русский народный костюм М 1989, 125. Третий по частности цвет - черный. Воронежские рубахи - детали женского крестьянского костюма - расшивались черными нитями.

Ученые полагают, что это удивительное пристрастие к черному цвету, характерное для отдельных местностей Воронежской и Тамбовской губерней, восходит, по-видимому, к весьма древним пластам культуры в костюмах южных славян, в частности, в болгарском, тоже использовалась вышивка черным цветом. Это связывалось с культом матери-земли. Генетическая память нации до настоящего времени сохранила первоначальное значение составляющих рассматриваемой триады.

Анализируемые цвета, которые на протяжении тысячелетий обрастали множеством символических значений, являются самыми частотными у большинства русских писателей и поэтов, в том числе и у Пришвина. Видя в родной природе человека, Пришвин создает антропоморфозные образы Возле меня стояла береза на обнаженных корнях, как на шести ногах. Две ноги впереди, две позади, а середина той и другой стороны каждая раздваивалась, и между ногами росла наполненная водой белая сыроежка 1, 2 Пришвин М.М. Календарь природы.

Фацелия. Осударева дорога Воронеж, 1979, 316, 321. Нижняя огромная еловая ветвь в поисках света кругом обогнула ствол березы и выглянув на ту сторону, нашла там маленькую ель-белолапку и накрыла ее от морозов и солнечных ожогов она искала свет для себя, а вышло на пользу маленькой дочки. Метафора пронизывает всю миниатюру. Специфика пришвинского метафорического образа в том, что материал его - особый и всегда один отмечает Г.П. Трефилова Писатель, всю жизнь известный как путешественник, открыватель того, что невидимо для нас происходит рядом - в лесу и в поле, на болоте и на озере, в любой части родной страны, именно знание русской природы испольховал для создания своего образа.

Мне необходимо нужен какой-нибудь кончик природы, похожий на человека говорил Пришвин Трефилова Г.П. М.М. Пришвин История русской советской литературы В 4т т.3 М 1968, 220 С утра до вечера дождь, ветер, холод. Слышал не раз от женщин, потерявших любимых людей, что глаза у человека будто умирают иногда раньше сознания, случается, умирающий даже и скажет что-то, милые мои, не вижу вас - это значит, глаза умерли и в следующее мгновение, может быть, откажется повиноваться язык. Вот так и озеро у моих ног, в народных поверьях озера - это глаза умерли, и тут вот уж я знаю там наверное - эти глаза раньше всего умирают и чувствуют умирание света, и в то время, когда в лесу только-только начинается красивая борьба за свет, когда кроны иных деревьев вспыхивают пламенем и, кажется, сами собою светятся, вода лежит как бы мертвая и веет от нее могилой с холодными рыбами Пришвин М.М. Глаза земли М 1981, 138 Вряд ли еще у кого-нибудь природная метафора фигурирует так часто и разработана с такой тщательностью, как у Пришвина.

Мышление этого художника в своей первооснове есть мышление образами природы. Реализм, которым занимаюсь я писал Пришвин в одной из своих миниатюр есть видение души человека в образах природы.

Аналогия, взятая из жизни природы и приобретающая переносный, метафорический характер, оказывается в произведениях писателя инструментом познания и объяснения мыслей автора или душевных движений героя.

Пришвин не только чувствовал и понимал явления родной природы отмечает К.Н. Давыдов Наша русская природа нашла в нем передатчика своих настроений. Его мятущаяся душа сливалась с душой природы, проникалась ее порывами, ее размахом. Читая Пришвина, каждый невольно почувствует, что автор говорит языком природы, мыслит ее мыслями.

Живя всеми своими чувствами в связи с природой, Пришвин в то же время ставил себе основной задачей искать в природе прекрасные черты человеческой души. Человеческое от природы неотделимо говорил он она есть часть человеческого общества. Я пишу о природе, а сам только о человеке и думаю Давыдов К.Н. Мои воспоминания о М.М. Пришвине воспоминания о Михаиле Пришвине М 1991, 37. Сам хорошо зная родные поля и леса, особенности их растительного и животного мира, Пришвин призывает к созерцанию и соучастию читателя - своего земляка, того человека, который, как и он, внимателен к красотам природы Все, кто ходил по еловому лесу, знают - корни у елки в землю не погружаются, а плоско, как бы на блюдце, лежат Пришвин М.М. Календарь природы.

Фацелия. Осударева дорога Воронеж, 1979, 316, 340 Пришвин считал, что человек должен прислуживаться к окружающему миру, чтобы научиться жить в дружбе с самим собой Яблоков Е.А. Философско-этические и эстетические взгляды М.М. Пришвина 20-х - начала 30-х годов Вестник Московского университета. Сер.9. Филология 1998 6, 8 Человеку должно быть присуще активное сознание эволюции природы и мира, когда человек признается ответственным за ее дальнейший ход Семенова С. Сердечная мысль. М. Пришвина Волга 1980 3 Пришвин призывал, чтобы каждый человек охранял родную природу, оберегал и защищал ее. Окружающая Пришвина жизнь была сложной жесткой и радостной. Радость приносила сопричастность к миру природы, ее красоте, что впоследствии стало важной темой пришвинского творчества.

Пейзаж, его первозданность, его красота составляли дивную прелесть жизни писателя.

Естественность природы запечатлевалась в слове, откладывалась навсегда в душе, чтобы затем стать мотивами рассказов, романа Кащеева цепь и других произведений. Жажда творчества, талант заставляли Пришвина постоянно обращаться к образам природы. Корни великих литературных открытий уходят в родную почву, в ее поэтическую первозданность и глубину. До конца дней писатель хранил он память сердца, память родины, родного края, который был наполнен глубочайшей поэзией и питал его творчество. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Елецкий пейзаж в творчестве М.М. Пришвина

Т. 3 М 1965, с. 455. и поныне хранящими память о выдающихся творцах национального искусства. Тула не мыслится без Ясной Поляны, Орел без Спасского-Лутовинова, Ярославль… И как недостаточно было бы знание художественного наследия известных русских писателей-земляков вне их духовной связи…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности изображения родной природы в творчестве М.М. Пришвина

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Елецкие корни М.М. Пришвина и влияние малой родины на мировоззрение писателя
Елецкие корни М.М. Пришвина и влияние малой родины на мировоззрение писателя. Михаил Михайлович Пришвин родился 5 февраля 23 января по старому стилю 1873 года в небольшом имении Хрущево Елецкого уе

Проблемы сохранения наследия М.М. Пришвина на елецкой земле
Проблемы сохранения наследия М.М. Пришвина на елецкой земле. Подоспело, накатило время Михаила Пришвина - сказал известный Елецкий литературовед В.Н. Турбин. Эти слова тонко характеризуют то обстоя

Город Елец в изображении М.М. Пришвина на материале романа Кащеева цепь
Город Елец в изображении М.М. Пришвина на материале романа Кащеева цепь. Имя Михаила Пришвина, по наблюдениям Т.П. Климовой, имеет два плана - реальный и созданный. С одной стороны, имеются

Изображение характеров в произведениях Пришвина о елецком крае
Изображение характеров в произведениях Пришвина о елецком крае. К каждому я стремился как к другу. М.М. Пришвин. Через все творчество Пришвина - рассказы, повести, роман Кащеева цепь, дневни

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги