рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Петербург. Заграничные путешествия. Педагогика. Женитьба

Петербург. Заграничные путешествия. Педагогика. Женитьба - раздел Литература, Лев Николаевич Толстой Петербург. Заграничные Путешествия. Педагогика. Женитьба. В Начале Ноября Тол...

Петербург. Заграничные путешествия. Педагогика. Женитьба. В начале ноября Толстой был отправлен курьером в Петербург, куда прибыл 19 ноября 1855 года. Он остановился у И. С. Тургенева, в его квартире на Фонтанке, у Аничкова моста. Они уже были знакомы заочно. Имение Тургенева Спасское-Лутовиново Орловской губернии находилось рядом с Покровским, где, выйдя замуж за В. П. Толстого, жила Мария Николаевна, сестра Льва Николаевича. Тургенев бывал у М. Н. Толстой, выражал ей свое восхищение талантом ее брата из Покровского Иван Сергеевич написал первое письмо Толстому, в котором убеждал его оставить военную службу и целиком посвятить себя литературе, благодарил за посвящение ему рассказа Рубка леса. Тургенев был старше Толстого на 10 лет, и когда по приезде Льва Николаевича в Петербург он близко сошелся с ним лично, то испытал к нему чувство, похожее на отцовское Толстой отвечал Тургеневу искренней дружеской приязнью, переписывался с ним, часто встречался, гостил в Спасском.

В 1855 году в Петербурге Тургенев ввел Толстого в круг известных петербургских литераторов, способствовал его литературному успеху.

Особенно сблизился Толстой с писателями, группировавшимися вокруг Возглавившее современник Некрасов и Чернышевский стремились содействовать возмужанию реалистического таланта начинающего писателя. Я люблю в вас великую надежду русской литературы писал Некрасов Толстому для которой вы уже много сделали и для которой вы еще более сделаете, когда поймете, что в нашем отечестве роль писателя - есть прежде всего роль учителя и, во возможности, заступника за безгласных и приниженных. В твоих статьях, посвященных ранним произведениям Толстого, Чернышевский тонко определил своеобразие его таланта.

Но Толстой еще не сделал окончательного выбора. Жизнь его была неустроенной, он метался из Петербурга в Москву, в Ясную Поляну, в Покровское, снова в Петербург Как будто стремительный духовный рост, что происходил в нем, не давал ему покоя, гнал с места на место.

Неукротимая энергия и свежесть его духовных сил привлекали и очаровывали окружающих. Один из друзей Толстого, П К. Анненков. заметил просто изумительно, как много мыслил этот человек о нравственности, добре и истине и с каких ранних пор! Настойчивые советы Тургенева оставить военную службу все-таки имели действие на Толстого он подал прошение об отставке и в ноябре 1856 года получил увольнение от военной службы, а в начале 1857 года отправился в свое первое заграничное путешествие через Варшаву в Париж. Здесь он застал Некрасова и Тургенева.

В письме из Парижа Тургенев сообщал их общему другу Толстой здесь - в глядит на все, помалчивая и расширяя глаза, поумнел очень во все еще ему неловко с самим собою - а потому н другим с ним не совсем покойно. Но я радуюсь, глядя на вето это, говоря по совести, единственная надежда В Париже Лев Николаевич знакомился с культурной и общественной жизнью Франции посещал лекции, концерты, Лувр, Национальную библиотеку. Его восхищало здесь чувство социальной свободы. Но в то же время Толстой остро чувствовал противоречия буржуазной цивилизации.

То. что ему довелось увидеть в Париже, потрясло его на всю жизнь. Это была казнь на площади Рокетт. На глазах у Толстого гильотина отсекла голову осужденному. Я видел иного ужасов на войне и на Кавказе, но ежели бы при мне изорвали на куски человека, это не было бы так отвратительно. как эта искусная и элегантная машина, посредством которой в одно мгновение убили сильного, свежего, здорового человека - так под непосредственным впечатлением происшедшего писал Толстой своему другу.

Он поспешно выехал из Парижа в Швейцарию, где природа больше всего дает это высшее наслаждение жизни. Но и среди швейцарской природы своим острым взглядом он подмечал контрасты, разрушавшие иллюзию идиллической жизни. Встреча с нищим певцом у роскошного отеля Швейцергоф в Люцерне послужила Толстому сюжетом для рассказа Люцерн. В этом рассказе, как ив повести Детство, писатель показал истинное благородство и душевную тонкость в человеке из народа, а под респектабельной внешностью богатых туристов - духовную ограниченность и эгоизм.

В 1860 году Толстой отправился во второе заграничное путешествие. В это время он увлекся школьным делом, и целью его поездки было ознакомление со школами Западной Европы. Тяжелым событием в жизни Толстого стала смерть любимого брата Николеньки на юге Франции, в Гиере. Он умер на руках Льва Николаевича. Скоро месяц, что Николенька умер. Страшно оторвало меня от жизни это событие записал Толстой в Дневнике Николенькина смерть - самое сильное впечатление в моей жизни. Эта утрата заставила Толстого снова болезненно ощутить свое I сиротство.

В письме А. А. Толстой он высказал вполне, кем был для него брат Мало того, что это один из лучших людей, которых я встречал в жизни, что он был брат, что с ним связаны лучшие воспоминания моей жизни это был лучший мой друг. Из Франции Толстой в начале марта 1861 года прибыл в Лондон.

Здесь ему посчастливилось присутствовать на лекции Чарльза Диккенса, который был одним из самых любимых писателей Толстого его портрет он поместил в своем яснополянском кабинете среди портретов близких людей. В Лондоне Толстой встретился с А. И. Герценом. Продолжая дело декабристов в годы николаевской реакции, Герцен возвысил свой голос против самодержавного гнета и подвергся преследованиям правительства. Он покинул Россию и был основателем вольной русской прессы за границей.

Его Полярную звезду и Колокол, запрещенные в России, жадно читала передовая русская молодежь. Читал их и Толстой. Его особенно интересовали материалы о декабристах, которые публиковались в Полярной звезде. Герцен также был знаком с сочинениями молодого писателя, высоко ценил их. Огромный авторитет Герцена не смутил Толстого, и при встрече он горячо, порой даже яростно отстаивал перед Герценом свои взгляды на коренные вопросы исторического развития России. В письме Тургеневу Герцен шутя жаловался, что Толстой в спорах как под Севастополем берет храбростью и натиском. Каждый отстаивал важность своего дела Герцен - дело революционной пропаганды вольным русским словом, Толстой - дело народного просвещения, которым в то время был одержим организацию сельских школ, университетов в лаптях, то есть учительских курсов.

Толстой мечтал о преобразовании русской жизни мирным путем, мысль о насильственной революции его отталкивала. Однако, страстно споря, Толстой и Герцен были друг другу близки.

Толстой до конца дней восхищался Герценом и хранил память о своей единственной с ним встрече. На память о встречах в Лондоне Герцен подарил Толстому фотографию, на которой он сфотографирован вместе со своим другом, поэтом Н. П. Огаревым. Живой, отзывчивый, умный, интересный вспоминал Толстой много лет спустя Герцен сразу заговорил со мною так, как будто мы давно знакомы, и сразу заинтересовал меня своей личностью. Я ни у кого уже потом не встречал такого редкого соединения глубины и блеска мыслей В письме к Герцену Толстой впервые упоминает о том, что начал писать роман о декабристе. Это было несколько глав, в которых описано возвращение декабриста Петра Лабазова с женой, дочерью и сыном из сибирской ссылки.

Впоследствии из этого замысла выросла эпопея Война и мир. Из Лондона Толстой возвращался в Россию через Брюс- сель. Здесь он сфотографировался. Снимок запечатлел происшедшую в нем перемену мы видим его возмужавшим, энергичным, сильным, с черной, слегка курчавой бородой.

Таким запомнился первым ученикам ясно-полянской школы их учитель. Таким он изображен на детском рисунке того времени. О том, как важны и значительны были для Толстого его занятия с крестьянскими детьми, общение с ними, мы узнаем из его письма к А. А. Толстой Есть и у меня поэтическое, прелестное дело, от которого нельзя оторваться - это школа Классы рядом в саду под яблонями, куда можно пройти нагнувшись, так все заросло. И там сидит учитель, а кругом школьники, покусывая травки и пощелкивая в липовые и кленовые листья.

Учитель учит по моим советам, но все-таки не совсем хорошо, что и дети чувствуют. Они меня больше любят. И мы начинаем беседовать часа 3-4, и никому не скучно. Нельзя рассказать, что это за дети - надо их видеть Дом школы теперь почти отделан. Три большие комнаты - одна розовая, две голубые заняты школой. В самой комнате, кроме того, музей. По полкам кругом стен разложены камни, бабочки, скелеты, травки, цветы, физические инструменты и т. д Экспонаты для школьного музея Толстой собрал во время заграничной поездки.

Дом школы, о котором идет речь флигель яснополянской усадьбы. Однажды, занимаясь с детьми и желая приохотить их писать сочинения, Толстой предложил ученикам придумать рассказ на тему народной пословицы или поговорки. Школьникам это понравилось. Толстому удалось пробудить в детях творческое начало. Сочинения крестьянских ребят восхищали Толстого серьезностью взгляда на жизнь, выразительностью языка.

Лучшие рассказы Ложкой кормит, стеблем глаз колет и Солдаткино житье Толстой напечатал в приложении к педагогическому журналу Ясная Поляна, который он издавал в 1862 году. Школа еще более сблизила Толстого с жизнью народа, по-новому раскрыла для него его талантливость. Писатель отдавал силы народному образованию ради спасения тонущих Пушкиных и Ломоносовых, а они, по его наблюдениям, кишат в каждой школе. Занимаясь с детьми, Толстой с восхищением наблюдал, как в крестьянском ребенке обнаруживается художник. Толстой утверждал даже, что творчество крестьянских детей открывало перед ним великие законы искусства.

Об этом он писал в статье Кому у кого учиться писать - крестьянским детям у литераторов или литераторам у крестьянских детей. Выходило так, что учиться надо у детей. В этом выводе, по существу, отражено то, что дала Толстому-художнику школа заглядывая в душу крестьянского ребенка, он усваивал народный взгляд на окружающее. Это была одна из необходимых предпосылок для создания народно-героической эпопеи о войне 1812 года - Войны и мира. Вскоре важное событие в жизни Толстого отдалило его от школьных занятий в сентябре 1862 года он женился на Софье Андреевне Берс, дочери давних хороших знакомых, московского врача Андрея Евстафьевича и его жены Любови Александровны.

Их дочерей Лизу, Соню и Таню Лев Николаевич знал еще девочками сестры Берс привлекали своей жизнерадостностью, непосредственностью, отсутствием манерности. Особое очарование отличало младшую Таню. Впоследствии, когда Толстого спрашивали, с кого списан образ Наташи Ростовой, он отвечал шутя Я взял Таню, перетолок ее с Соней, и вышла Наташа.

Сразу же после свадьбы Лев Николаевич и Софья Андреевна уехали в Ясную Поляну, где прожили почти безвыездно 20 лет. Толстой обрел наконец семейное счастье. В Софье Андреевне он нашел прилежную помощницу в своем литературном труде. Она бесконечное число раз разбирала и переписывала трудные для чтения рукописи писателя, счастливая тем, что первая читает его произведения.

Я дожил до 34 лет и не знал, что можно так любить и быть так счастливым признавался Толстой своим друзьям. Одним из первых сочинений, переписанных набело рукой Софьи Андреевны, была повесть Казаки. Толстой работал над ее завершением зимой 1862 года. Повесть была напечатана в 1 Русского вестника за 1863 год. Образ главного героя повести Оленина автобиографичен. Сознание ничтожества пустой светской жизни, стремление начать другую, новую жизнь, простую и здоровую, какой живут казаки, было мечтой и самого Толстого. Впервые в русской литературе поэтически и правдиво описана жизнь казачьей станицы, народные праздники и обычаи.

В галерею русских народных характеров вошли образы казачки Марьяны, Лукашки, дяди Ерошки. Война и мир Выбор давно сделан. Литература, искусство, педагогика и семья - этой записью в Дневнике обозначен новый, необычайно плодотворный период в жизни писателя. Софья Андреевна и появившиеся вскоре дети - Сережа, Таня, Илья - вносили оживление в уединенную яснополянскую жизнь.

Лев Николаевич с увлечением занимался хозяйством, воспитанием детей, по вечерам - чтением, музыкой играл на фортепьяно в четыре руки с Софьей Андреевной сонаты и симфонии Моцарта и Бетховена, пьесы Шопена. Толстой работал над новым романом. Семь лет упорного труда потребовало осуществление его замысла. Завершая работу, уже в окончательной редакции он озаглавил произведение Война и мир. Он находился в расцвете своих творческих сил и осознавал это вполне, испытывал ощущение свободы от того, что в гармоническом соответствии раскрывались все стороны его громадного таланта склонность к философским обобщениям, одержимость и дотошность историка, проницательность художника. Обращение к исторической теме не было для Толстого случайно.

Оно не было и стремлением укрыться от жгучих вопросов современности в своем счастливом яснополянском уединении. С юности Толстой испытывал неутолимую потребность знать ход истории, чтобы найти в жизни свою цель и свое место.

О закономерностях исторического развития он горячо спорил с Герценом в Лондоне. Теперь, два года спустя, в тишине комнаты под сводами Толстой заново переживал вихрь недавних впечатлений Севастополь в огне, шум парижских улиц, накаленную атмосферу политических споров в доме Герцена. Еще громче и явственнее звучали в его сознании голоса, спорящие об исторических судьбах Европы и России. Чем глубже Толстой задумывался над сущностью своих исторических взглядов, тем очевиднее становилось их родство со взглядами декабристов.

Звено исторической цепи, разорванной царем-жандармом на Сенатской площади, чудесным образом оказывалось в его руке. Толстой снова обратился к замыслу описать историю жизни возвратившегося из Сибири декабриста. Его глазами Толстой хотел увидеть и с его позиции объяснить свою Россию. В то же время художник стремился понять, как сложился особенный характер его героя, а для этого он должен был проследить эпохи его развития. Молодость героя совпадала с славной для России эпохой 1812 года. Толстой погрузился в изучение материалов эпохи.

Он прочел исторические сочинения о войнах с Наполеоном русских и французских историков А. И. Михайловского-Данилевского, М. И. Богдановича, А. Тьера и других. Чтение глубоко разочаровало его в сочинениях этих, где собрано множество фактов и подробностей, отсутствовал тон правды, что, по мнению Толстого, было необходимым условием подлинно исторического сочинения.

Он прочел также русские и французские романы об эпохе наполеоновских войн сочинение Жермены де Сталь Дельфина, роман М. Загоскина Рославлев, или Русские в 1812 году , Р. Зотова Леонид, или Некоторые черты из жизни Наполеона и роман Александра Дюма Наполеон, вышедший в Париже в 1846 году. Но в этих романах Толстой остро ощущал условность литературного изображения жизни. Значительно интереснее оказались для него воспоминания самих участников сражений, людей той эпохи. В их рассказах он находил богатый материал для творческой обработки.

В яснополянской библиотеке и поныне хранятся Походные записки русского офицера И. Лажечникова, Записки о 1812 годе Сергея Глинки, первого ратника Московского ополчения, сочинения Д. В. Давыдова, Записки современника с 1805 по 1819 год С. Жихарева. На страницах этих книг - пометы, сделанные Толстым во время работы. Особенно он ценил сочинения поэта-партизана Дениса Давыдова. Но пожалуй, для писателя было еще важнее прикоснуться к подлинным документам того времени, например прочитать письма, написанные в 1812 году, и это оказалось возможным через знакомых Толстой получил пачки написанных по-французски писем.

Их писала московская барышня Мария Аполлоновна Волкова своей подруге, Варваре Ивановне Ланской, в Петербург. Письма понравились Толстому, в них эпоха оживала в мельчайших подробностях, необходимых для романиста, и он почерпнул отсюда некоторые черты действительной жизни и придал их своим героям, людям, которых никогда не было. Из Москвы 24 июня 1812 года М. А. Волкова сообщала Гагарины тоже достойны сожаления.

Кн. Андрей решается отправиться в поход и предоставляет жене справиться с родами, как знает И перед нами сразу же I возникают образы толстовского романа - князь Андрей Болконский небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами и его жена, маленькая княгиня. Однако писателю стоило огромного труда вылепить эти образы, найти из множества возможных вариантов тот, который неотразимо воздействует на читателей.

Успеху творческих исканий способствовала обстановка Ясной Поляны, где живы еще были предания дедовских времен. О них напоминали своим звучным боем старинные нор-тоновские часы в футляре из красного дерева в форме башенки, фамильные портреты в зале, аллеи посаженного старым князем Волконским парка. В шкатулках хранились письма отца и матери, альбомы с рисунками и стихами 1810-1820-х годов. Толстой предполагал озаглавить роман Три поры. Об этом свидетельствует второй вариант начала, носящий подзаголовок Часть 1-я 1812 год. Три поры - три важнейшие исторические эпохи жизни героя-декабриста 1812 год - 1825 год - 1856 год. Но и этот вариант отброшен.

Вот как сам Толстой объяснял причину изменения замысла Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам Между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерными лицами великой эпохи, личность моего героя отступила на задний план, а на первый план стали, с равным интересом для меня, и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того времени Произведение обретало подлинно эпический характер, интерес к отдельной, пусть выдающейся личности сменился интересом к жизни народа в целом.

В Войне и мире я любил мысль народную вследствие войны 1812 года скажет позднее Толстой. Мысль народная - душа, сила сцепления всех элементов произведения. Войну и мир мы называем эпопеей не только за широту охвата действительности, но за истинную народность, выразившуюся в глубоком постижении русского национального характера, как он проявился в исторических событиях.

Одна из особенностей повествования в Войне и мире - сочетание эпического и лирического начал. На все изображаемые в романе события автор смотрит как бы сверху, он сразу видит всех участников действия, и от него не ускользает ни одно слово, ни одно движение в толпе действующих лиц. В то же время он сан как бы участвует в изображаемых событиях, всякий раз принимая облик того или другого из своих любимых героев - Андрея Болконского на Праценских высотах, когда он, раненный в Аустерлицком сражении, видит высокое и мрачное небо , Пьера Безухова на батарее Раевского во время Бородинского сражения, то Николая Ростова, то Пети Ростова ночью, на партизанском бивуаке, то Николеньки Болконского, мечтающего совершить таков подвиг, как совершали герои Плутарха.

Это перевоплощение позволило Толстому достичь такой правдивости, достоверности в описании исторических событий, что совершенно исчезает ощущение литературного повествования и достигается полная иллюзия, что перед нами жизнь, как она есть. Главные герои романа - Андрей, Пьер, Наташа, Николай и Петя Ростовы, Николенька Болконский соединены глубоким внутренним родством в каждого из них художник вложил часть себя. Он насытил их внутреннюю жизнь своим богатым духовным опытом.

Первые части романа под заглавием 1805 год печатались в журнале Русский вестник за 1865 год. Произведение имело успех, и Толстой хотел издать его отдельной книгой с иллюстрациями.

Он заказал рисунки М. С. Башилову и очень заинтересовался работой художника, переписывался с ним, давал советы. В письмах Толстого к М. С. Башилову содержатся дополнительные черточки к характеристикам героев. Рассказ о грандиозных исторических событиях не отвлекает Толстого от важной для него темы природа и человек, напротив, события жизни человеческой постоянно соотнесены в романе с жизнью природы.

Описывая подробно сражения, он столь же подробно описывает сцену охоты Ростовых. Она для него важна, потому что во взаимодействии с природой наиболее глубоко и полно выявляются существенные черты характера и жизни людей. Писатель противопоставил в романе вечные, природные начала временному, суетному царства рушатся - простые человеческие радости неизменны. В этом противопоставлении - особенность толстовской философии истории. Подлинная кульминация романа-эпопеи - Бородинское сражение к нему сходятся и от него расходятся нити повествования этим событием проверяются характеры главных героев романа, в нем раскрывается вполне характер всего народа - главного вершителя исторических судеб, по мысли Толстого.

Подготовка к описанию Бородинского сражения потребовала от писателя особенно много сил. Не полагаясь на изучение известных исторических источников, Толстой 25-27 сентября 1867 года совершил поездку на Бородинское поле, взяв с собой Степу Берса, младшего брата Софьи Андреевны.

На местности он сделал необходимые записи. Впоследствии С. А. Берс вспоминал Два дня Лев Николаевич ходил и ездил по той местности Он делал свои заметки и рисовал план сражения Пристальное изучение народной жизни, опыт Севастополя, знание своей России - все это помогло Толстому достичь подлинно реалистического изображения народно-освободительной войны. Создавая Войну и мир. Толстой выступал художником-новатором, он опрокидывал сложившиеся литературные приемы описания исторических событий и воинских подвигов, укоренившиеся представления о героическом и героической личности.

Он все время на протяжении повествования вступал в спор с официальными историками, с сочинителями военных донесений, с писателями-романтиками его произведению свойствен полемический пафос. Толстой разоблачал лживое, с его точки зрения, представление о герое, сопоставляя в романе Наполеона и Кутузова он был убежден в том, что, как бы ни изменялись формы человеческого общежития, всегда останется один постоянный закон добра.

Развенчивая буржуазный культ сильной личности примером такой личности был Наполеон, он утверждал Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Толстой не отрицал роли личности в истории, напротив, он стремился постичь значение каждой бесконечно малой в сумме миллионов равнодействующих, из которых складывается историческое движение. Он писал Движение народов производит не власть, но деятельность всех людей. Мысль народная романа-эпопеи не только в изображении освободительной войны народа против иноземного нашествия, но и в глубокой вере в торжество добра и справедливости, в победу жизни над смертью.

В эпилоге романа жизнь торжествует над смертью в любви Наташи и Пьера, княжны Марьи и Николая Ростова, в сыне Андрея Болконского Ннколеньке, который вырастет декабристом. С 1867 года стало выходить отдельное издание Войны и мира в шести частях последняя часть вышла в свет в 1869 году. Роман сразу же привлек внимание читающей публики и раскупался нарасхват.

В газетах появились сообщения о блистательном успехе романа, о том. что его прочла вся Россия. Среди первых читателей, высоко оценивших роман, были историк М. П. Погодин, писатели Н. С. Лесков, М. Е. Салтыков-Щедрин. И. С. Тургенев, назвавший Войну и мир одной из замечательнейших книг нашего времени. Вскоре появились переводы Войны и мира на иностранные языки, и Толстой был признан одним из великих писателей XIX столетия. Анна Каренина Еще отсылались в Москву из Ясной Поляны корректуры последних частей Войны и мира, а Толстой был уже полон новых творческих замыслов.

Его снова привлекает педагогика, и он задумывает создать свою Азбуку и книги для первоначального чтения. С этой целью он перечитывает множество русских народных былин и сказок, у него даже является мысль начать роман, героями которого будут былинные богатыри. Осенью 1871 года Толстой приступил к работе над Азбукой и, чтобы заново проверить свои педагогические методы, на основе которых он ее создавал, возобновил занятия с крестьянскими детьми.

Теперь ему помогали проводить занятия Софья Андреевна и старшие дети. Сережа и Таня успешно обучали ребят начальной грамоте, но Илья, которому не было еще семи лет, подрался со своими учениками Толстой считал, что создание книг для детей требует особых знаний и мастерства. Он писал А. А. Толстой Эта Азбука одна может дать работы на сто лет. Для нее нужно знание греческой, индийской, арабской литератур, нужны все естественные науки, астрономия, физика и работа над языком ужасная - надо, чтоб все было красиво, хорошо и, главное, ясно. Для Азбуки и Русских книг для чтения Толстой написал рассказы Филипок , Косточка , Лев и собачка , Кавказский пленник, хорошо известные теперь всем детям.

Новая азбука Толстого, вышедшая в 1875 году, пользовалась большим успехом, особенно в сельских школах, и выдержала 28 изданий при жизни писателя. Одновременно с созданием Азбуки Толстой увлеченно работает над романом из эпохи Петра I изучает исторические материалы, набрасывает разнообразные варианты.

Петровская эпоха привлекала его потому, что в ней ему виделся узел русской жизни, начало того исторического процесса, последствия которого совершались на его глазах. Однако, потратив много труда на разработку исторического замысла, Толстой неожиданно стал писать роман на современную тему, в окончательной редакции получивший название Анна Каренина. В этот начальный период работы Толстого над Анной Карениной художник И. Н. Крамской написал в Ясной Поляне первый живописный портрет писателя.

Роман, над которым работал Толстой в 1873-1877 годы, в одном из первоначальных вариантов был им озаглавлен Два брака. И хотя заглавие он впоследствии изменил, в композиции произведения сохранилась эта главная параллель первоначального замысла в ней отчетливо прослеживается последовательность и сочетание двух сюжетных линий - линии Анны Карениной, ее брак был несчастлив и привел к трагической развязке, и линии Константина Левина, семейная жизнь которого сложилась вполне счастливо.

Но созданные художником образы тем и прекрасны, что полны жизни и не укладываются в рамки простой схемы. Счастливый семьянин Левин страдает, отчаивается, испытывает отчуждение от жизни, потому что маленькое семейное счастье его не может удовлетворить, он мучительно ищет пути к всеобщему счастью и справедливости. Образ Левина автобиографичен. Недаром фамилию героя Толстой образовал от своего имени Лев - Левин. В романе о современности Толстой исследовал жизнь как художник-историк, он остро схватывал изменения, происшедшие в жизни общества, чутко улавливал готовящиеся социальные сдвиги.

В рамках семейного романа он дал широкую картину жизни пореформенной России, где после отмены крепостного права в 1861 году все переворотилось и только укладывается. Если в с Войне и мире превратности исторических судеб противопоставлена незыблемость семейного начала, торжество простых человеческих радостей, то в Анне Карениной вихрь истории вторгается в тот вечный круг бытия, который писатель ранее полагал недоступным этому вторжению.

Все переворотилось - и социальные изменения! роковым образом отозвались в сфере семейных отношений, человеческих страстей, в самом мироощущении человека. Роман начинается словами Все смешалось в доме Облонских. Несчастлива не только Анна, несчастлива Долли, жена ее брата, добродушного и легкомысленного эгоиста Стивы Облонского. Сиена семейных неурядиц, разлада, крушения устоявшегося быта сразу вводит в ту атмосферу неблагополучия, в которой развертывается действие романа.

Неудачи преследуют всех главных героев неудачей кончается первое объяснение Левина с Кити и рушатся его надежды на семейное счастье с. оскорблена первая любовь Кити - ей изменяет Вронский рушится семейное благополучие и служебная карьера Алексея Александровича Каренина изломана жизнь Вронского - в конце романа он уезжает добровольцем на Балканы, чтобы найти смерть на войне и, наконец, Анна, казалось бы созданная для счастья, ввергнута в ужасную душевную борьбу, осуждена обществом, доведена до предела отчаяния и гибнет под колесами поезда.

Образ Анны Карениной - один из лучших женских образов в мировой литературе. Но такой, какой мы ее знаем, Анна явилась не сразу - образ героини изменялся в процессе создания романа, приобретая все более привлекательные и выразительные черты. Толстой упорно добивался совершенства пластического образа. Так, естественная, завораживающая красота Анны Карениной родилась в поисках наиболее точного описания известны четыре черновые редакции описания внешности Анны. Одна из характерных черт внешности Карениной - своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивавшиеся на затылке и висках была списана Толстым с натуры. По свидетельству Т. А. Кузминской, писатель придал Анне Карениной черты внешности дочери Пушкина Марии Александровны Гартунг лист 17 . Встретив однажды М. А. Гартунг на балу в Туле, Толстой заметил у нее породистые арабские завитки на затылке и этой чертой ее внешности особенно восхищался.

Прочитав Анну Каренину , И. С. Тургенев сказал о Толстом Он теперь первый писатель не только в России, но и во всем мире. Некоторые его страницы, например, свидание Анны Карениной с сыном какое совершенство! Когда я читал эту сцену, у меня книга из рук выпала.

Да! Неужели говорил я мысленно можно так хорошо написать? Сцена, когда Анна приходит на свидание с отнятым у нее сыном в день его рождения, исполнена драматизма и правды, в ней передан вихрь чувств, охвативших отчаявшуюся мать. Эта сцена изображена талантливым художником современником Толстого М. А. Врубелем.

Раскрывая трагедию женщины-матери, Толстой с поразительной тонкостью воплотил в романе столь важную для него тему детства. К замечательной галерее детских портретов, созданных писателем, где рядом с Николенькой Иртеньевым и Володей Козельцовым Петя Ростов к Николенька Болконский, принадлежит и Сережа Каренин.

В двух-трех сценах художник раскрывает историю детской души, пострадавшей от соприкосновения с жестоким и несправедливым миром взрослых. Итог романа - осуждение современного общества, в котором нет места для простого человеческого счастья. Герой романа Левин ищет выход из непримиримых социальных противоречий, что наблюдает вокруг, мечтает о бескровной революции. Левину приходится проделать огромную внутреннюю работу, чтобы осознать свое место в мире. Одолев путаницу изменяющейся жизни, он сближается с народом, стремится усвоить мужицкую веру и приходит к убеждению, что закон добра неизменен, как природа, как мироздание.

В истории Левина отразилось начало духовного кризиса, который пережил сам Толстой. В 1878 году, закончив работу над Анной Карениной, он снова вернулся к своему давнишнему замыслу романа о декабристе. Работа над декабристской темой оказалась чрезвычайно важной для самого писателя в процессе этой работы совершился резкий перелом в его отношении к самодержавию.

Глубокий кризис мировоззрения заставил Толстого зимой 1879 года оставить незавершенными свои художественные замыслы.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лев Николаевич Толстой

Здесь все освещено светом вдохновенной творческой мысли писателя. Толстой необыкновенно живо ощущал свою глубокую, неразрывную связь с породившей… Со стен яснополянского зала из золоченых рам на мальчика смотрели суровые и… Это Сергей Федорович приобрел сельцо Ясная Поляна в окрестностях так называемой посольской дороги - пути, который вел…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Петербург. Заграничные путешествия. Педагогика. Женитьба

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Исповедь . Произведения
Исповедь. Произведения. х годов. Воскресение Трудное время внутреннего перелома совпало для Толстого с изменением обычного яснополянского распорядка жизни с осени 1881 года семья по зимам стала жит

Толстой в наше время
Толстой в наше время. Ныне исполнились пророческие слова В. И. Ленина о том, что произведения Толстого всегда будут ценимы и читаемы массами, когда они создадут себе человеческие условия жизни. Вел

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги