рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Место и время постмодернизма в мировом искусстве

Место и время постмодернизма в мировом искусстве - раздел Литература, Соликамский Государственный Педагогический Институт Кафедра Теории И Истории...

Соликамский государственный педагогический институт Кафедра теории и истории литературы Воробьева Оксана Геннадьевна Постмодернистские тенденции в современной прозе А.Битов, В.Пелевин и факультативное изучение данной темы в школе.Выпускная квалификационная работа студентки V курса очного отделения гуманитарного факультета Научный руководитель доцент, кандидат филологических наук Зимин А.Л. содержание введение 3 Глава I. Постмодернизм как эстетическая теория второй половины ХХ в. 1. Место и время постмодернизма в мировом искусстве 2. Особенности эстетики русского постмодернизма 14 Глава II. Роль постмодернистических тенденций в произведениях современной русской литературы. 1. Битова Пушкинский дом . 2. Пелевина Омон Ра в контексте русской постмодернистской литературы. 33 Глава III Методика факультативного курса Современные тенденции в развитии русской литературы 1. Факультативные занятия по литературе. 1. Задачи и специфика факультативов. 2. Виды заданий на факультативных занятиях. 3. Факультатив в старших классах. 4. Формы учебного процесса на факультативных занятиях по литературе. 5. Содержание факультатива. 2. Факультативный курс Современные тенденции в развитии русской литературы . 60 Заключение. 72 Литература 75 ПРИЛОЖЕНИЕ 79 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 82 ПРИЛОЖЕНИЕ 84 Приложение 88 Приложение 89 Приложение 90 Приложение 7. 91 введение Большинство исследователей, выстраивавших траектории художественных циклов в истории европейской культуры, помещали искусство ХХ в с теми или иными оговорками, в точку замерзания, деструкции, кризиса.

В его основе лежит некий глобальный разрыв с предшествующими тенденциями искусства. Отмена канонов, многоголосие различных тенденций, не уступающих друг другу в значимости, мировоззренческое стремление человека стать равным Богу хотя бы в искусстве вылились к концу века в совершенно новый подход к жизни, к творчеству, получивший в критике и в философской литературе название постмодернизма.

Несмотря на элитность, сложность, труднодоступность новых тенденций, они весьма привлекают внимание как западных, так и отечественных культурологов, литературоведов, философов. Объяснить это можно тем, что постмодерн не ограничивается присутствием в каком-либо виде искусства, например, в кино, литературе, музыке или телевидении.

Это явление более глобальное, существующее как отдельное мировоззрение, философия, постепенно принимающая массовые формы, проникая в сознание общества.

И, как результат, проявление этого мировоззрения в культуре, искусстве и других сферах жизни.

Искуссво постмодернизма охватывает всю совокупность художественных течений, развивавшихся после мировой войны до настоящего времени.

Как художественное явление, постмодерн был зафиксирован и рассмотрен на Западе. Его теоретиками выступили такие исследователи, как Лесли Фидлер, Ж.Делез, Ф.Гуаттари, Р.Барт, М.Фуко, Ж.Деррида, Ж Ф.Лиотар. Каждый из них, анализируя новые тенденции, выделил свои особенности, а в целом их исследования составили хоть и не конкретную, но довольно подробную картину особенностей западного, или классического постмодернизма.

Большинство их наблюдений относятся к литературе, и тексту, как ее продукту. В нашей стране феномен постмодернизма также нашел свое место. Правда, здесь существовали совсем другие предпосылки, условия возникновения и развития постмодернистских тенденций, несмотря на то, что основными образцами, оказавшими влияние, были тексты западных писателей. В связи с этим, а так же учитывая особенный менталитет, традиции и мировоззрение населения России будет закономерно предположить некоторые отличия российского постмодернизма от западного.

Эта проблема уже и рассматривалась немногочисленными исследователями, в основном, ее теоретические аспекты. Глубоко занимаются этой проблемой А.Генис, И.Ильин, В.Курицин, В.Лавров, М.Липовецкий, Г.Л.Нефагина, С.Рейнгольд, К.Степанян, М.Эпштейн. Судя по их исследованиям и наблюдениям за современной русской культурой, можно сделать вывод о все возрастающей роли тенденций постмодернизма в нашей жизни.

В литературе это проявляется более концентрированно и ярко, поэтому на ее примере вполне можно рассмотреть особенности русского постмодернизма, его роль в культуре и перспективы развития. В связи с этим мы признаем необходимость изучения постмодернизма, как явления культуры, в общеобразовательных учебных заведениях. Учитывая сложность и неоднозначность темы, мы считаем, что наиболее успешным вариантом ее изучения будет организация факультативного курса Современные тенденции в развитии русской литературы, который предназначен для учебных заведений с гуманитарным профилем, гимназий, лицеев, т.к. имеет узкую направленность.

Необходимость подобного курса подтверждается еще и тем, что школьные программы не учитывают этой культурной тенденции. Однако, в сжатом, обзорном виде понятие постмодернизма дается в учебнике Русская литература ХХ века для 11 классов под ред. В.В.Агеносова. Учебник одобрен Федеральным экспертным советом Министерства образования Российской Федерации и включен в Федеральный комплект учебников на 1996 97 учебный год. Все вышесказанное обусловило выбор темы исследования Постмодернистские тенденции в современной прозе А.Битов, В.Пелевин и факультативное изучение данной темы в школе. Предмет исследования роман А.Битова Пушкинский дом, роман В.Пелевина Омон Ра, как тексты, относящиеся к разным этапам русского постмодернизма. Цель исследования заключается в анализе черт постмодернистической эстетики в этих произведениях и на основе полученных результатов выявление особенностей русского постмодернизма по сравнению с западным.

А также на основе изученного материала разработать методику факультативного курса Современные тенденции в развитии русской литературы. В соответствии с данной целью были определены задачи исследования проанализировать критическую литературу по данной теме и выяснить основные теоретические положения русского постмодернизма проанализировать вышеназванные произведения с точки зрения постмодернистской эстетики и выяснить их особенности выявить особенности русского постмодернизма по сравнению с западным предположить перспективы развития постмодернизма в России определить особенности, основные формы учебной деятельности на факультативе по литературе разработать содержание и тематический план факультативного курса, провести его апробацию. Методологическую основу исследования составляют монографические труды по теории и истории постмодернизма, раскрывающие причины его возникновения и философские основы, а также критические и литературоведческие статьи, посвященные конкретным постмодернистским произведениям и особенностям русского постмодернизма, теоретическая литература по методике факультатива.

Исследование проводилось в несколько этапов Первый этап - 1996-1997 гг - изучение состояния вопроса в критической, литературоведческой литературе, овладение основными категориями постмодернистской эстетики, знакомство с постмодернистскими текстами.

Второй этап - 1997-1998 гг - определение целей, задач исследования, анализ изучаемых текстов.

Третий этап - 1998-2000 гг - обработка и анализ полученных данных, проверка теоретических и практических положений исследования, оформление результатов работы. Научная новизна и теоретическое значение исследования заключается в раскрытии особенностей современных тенденций в развитии русской литературы, учитывая, что эта область мало исследована.

Практическая значимость исследования состоит в анализе произведений с точки зрения эстетики постмодернизма, что входит в программу вузовской специальности Русский язык и литература. Также на основе исследований был разработан факультативный курс Современные тенденции в развитии русской литературы для 11 класса специализированных школ и гуманитарных лицеев.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические положения исследования обсуждались на внутривузовских научно-практических конференциях преподавателей и студентов Соликамского государственного педагогического института 1997-2000 гг. и нашли свое отражение в статье Роль постмодернистских тенденций в произведении А.Битова Пушкинский дом сборника материалов конференции 1999г а также апробация одного из уроков факультативного курса прошла в 11 классе средней школы 8 г. Березники.

Структура исследования Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

Глава I. Постмодернизм как эстетическая теория второй половины ХХ в

Глава I. Постмодернизм как эстетическая теория второй половины ХХ в . 1.

Место и время постмодернизма в мировом искусстве

Постмодернизм - это ответ модернизму раз уж прошлое невозможно уничтож... Философствование практически уже не требует специальной подготовки, он... Во-вторых Неприятие категории Сущность, появляется понятие Поверхность... 29 В силу более удачных условий существования постмодернизм со всем ра... В нашей стране эта линия искусства во многом сходна, сохраняет формаль...

Особенности эстетики русского постмодернизма

Появление и развитие постмодернизма было обусловлено развитием искусст... вошли трости, женщины, подавание блюд к столу, писание на бумаге черни... На выявление мнимости того, что полагается как реальность, направлен п... Ерофеева. Немаловажным и серьезным явлением русского постмодернизма ст... Например, произведение может опираться на насыщенное состояние культур...

Глава II. Роль постмодернистических тенденций в произведениях современной русской литературы

34 188 Дед, дядя Диккенс, отец, Альбина, Фаина лишь носители определен... 12 363 Комментарии вылились, неожиданно для автора, в отдельное произв... М.Липовецкий разделил все образы очень строго Модест Одоевцев, как оли... Поэтому Левушка не находит общего языка. В.Пелевина.

Пелевина Омон Ра в контексте русской постмодернистской литературы

Первая публикация - сказка Колдун Игнат и люди, напечатанная в журнале... В своем произведении Пелевин создает новую художественную реальность, ... Рефлексирующий герой, рефлексирующий автор является устойчивым признак... В имени Бамлаг Байкало-амурская магистраль лагерь заложено идеологичес... Например, стихи о Луне - это переделанные стихи русских классиков Луны...

Глава III Методика факультативного курса Современные тенденции в развитии русской литературы

Глава III Методика факультативного курса Современные тенденции в развитии русской литературы 1.

Факультативные занятия по литературе

Факультативные занятия по литературе . 1.1.

Задачи и специфика факультативов

Работая с относительно небольшим числом заинтерисованных учеников, учи... В этой работе возможны свежие наблюдения, имеющие интерес для науки ху... Умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текс... Умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста. 6.

Виды заданий на факультативных занятиях

Виды заданий на факультативных занятиях. Дадим краткую характеристику ... от темы к теме повышается объем пояснений к датам, событиям, именам, н... Применение наглядных пособий, аудиовизуальной техники диапроэктора, ма... с постепенным включением их в другие виды работы - заочные экскурсии, ... К основным видам работы присоединяются на разных этапах работы факульт...

Факультатив в старших классах

Их содержание, настроение, методическое воплощение требует сложного вн... В школе мы не готовим литературоведов. Факультативы, по нашему убеждению, должны расширять представления школ... При этом характер проблемы, центральной для факультатива, необходимо с... 1.4.

Формы учебного процесса на факультативных занятиях по литературе

Формы учебного процесса на факультативных занятиях по литературе.

Все действующие факультативные курсы по литературе имеют прямую связь с основным школьным курсом старших классов русская литература первой половины ХIХ в. 9 класс, второй половины ХIХ в. 10 класс, литература народов СССР советского периода 11 класс, курсы зарубежной литературы 9-11 классы . 44 230 . Факультативные курсы развивают и дополняют содержание и ведущие идеи основного курса литературы и образуют в сочетании с ним программу повышенного уровня среднего литературного образования.

До сих пор, однако, среди методистов и учителей-словесников нет единства во взглядах на цели и задачи факультативных занятий по литературе. Часто можно услышать мнение о том, что эти занятия не должны иметь учебный, научно-систематизированный характер, а должны приближаться к свободным чтениям, беседам кружкового студийного, клубного типа с необязательным, не зафиксированным программами содержанием и образовательными задачами, иметь как можно меньше общего с уроком литературы 48 120 . Во многих, часто априорных, суждениях о факультативных занятиях по литературе нередко проявляется стремление концентрировать внимание только на отличиях факультативных занятий от урока литературы.

Между тем, как показывает школьная практика, для углубленного изучения литературы на факультативных занятиях в высшей степени актуальна и другая сторона проблемы - общность процессов литературного образования во всех его организационных формах, прежде всего единства факультативных занятий с уроком литературы.

Образовательно-воспитательные цели факультативных занятий по литературе позволяют сделать вывод об общем и специфическом в изучении литературы на уроках и факультативных занятиях. Общим для основного и факультативного курсов являются цели изучения литературы в школе, главные задачи литературного образования, воспитания и развития, сама структура учебного предмета.

Можно с уверенностью сказать, что не существует каких-то особых методов и приемов факультативного обучения, так же как и форм организации учебного процесса, которые в тех или иных сочетаниях не применялись бы на уроках литературы, во внеклассной работе. Вместе с тем важнейшими специфическими признаками факультативного изучения литературы являются свободный выбор учениками литературы как предмета изучения и целенаправленное развитие литературных интересов и способностей учащихся на основе более глубокого, чем в основном курсе, толкования творчества писателей и литературного процесса, усвоения дополнительных теоретико- и историко-литературных знаний и развития устойчивых сложных умений, обеспечивающих адекватность, глубину и концептуальность художественного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных фактов и явлений.

Здесь в особенности четко проявляется основное предназначение факультативов - совершенствование результатов изучения литературы по основной программе, прямые и обратные связи урока и факультатива, перенос знаний и умений учащихся в новую ситуацию, закрепление и углубление их на новом материале.

В известном смысле факультативные занятия занимают промежуточное положение между основными уроками в классе и разнообразной внеклассной работой по литературе. В отличие от внеклассной работы факультативы имеют строго образовательную направленность, предусматривают систему знаний, определенных учебной программой, и т.д. Вместе с тем на факультативах используются некоторые формы внеклассной работы - элементы игры и соревнования, приемы занимательности, викторины, выставки, литературные композиции, иная, более свободная, по сравнению с уроком, обстановка занятий.

Можно сказать, что учебный процесс на факультативных занятиях включает в себя все основные виды внеклассной литературной работы. Говоря об учебном процессе, мы подозреваем под ним систему организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой лежит органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения учебный процесс направлен на достижение целей обучения и воспитания он включает в себя все виды формы обязательных учебных занятий и внеклассной работы учащихся 52 99 . Мы считаем возможным отнести к основным, наиболее специфическим формам учебного процесса на факультативных занятиях беседы, лекции, практические занятия и семинары.

При этом имеется в виду, что на факультативных занятиях применяются, в основном, те же методы обучения, что и в классной работе при изучении основного курса литературы.

Многообразие методов и форм учебной работы - необходимое качество, второй наряду с содержанием обучения источник развития познавательных интересов школьников. Беседа требует для своего проведения значительного учебного времени, а при сравнительно небольшом составе факультативной группы 10-15 человек открывается возможность участия в беседе подавляющего большинства учеников и создается обстановка большей, чем в классе, непосредственности общения учителя и учеников.

Беседа на факультативных занятиях имеет универсальный характер, она фрагментарно включается в лекцию, становится разновидностью практических и семинарских занятий. Применение в процессе беседы эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой деятельности учащихся повышает познавательную активность учащихся и эффективность обучения. Лекция учителя служит введением и заключением к теме, содержит в себе новый, преимущественно обобщающий материал, в ней освещаются основополагающие теоретические и методологические проблемы, излагаются основы системы знаний по соответствующей теме. Восприятие лекции требует от учащихся устойчивого произвольного внимания готовность и умение слушать и конспектировать серьезную лекцию составляют предмет специальных обучающих воздействий со стороны учителя в том числе в форме заданий по составлению плана, тезисов и конспекта лекции учителя и своей собственной. Практические занятия имеют, как правило, тренировочный характер, они способствуют развитию сложных литературных умений учащихся на основе повторения и обобщения теоретико - литературных знаний школьники выполняют много самостоятельных работ сравнительно небольшого объема и конкретного содержания, преимущественно в процессе самих занятий.

Здесь обогащаются и совершенствуются принципы и методы анализа литературного произведения в целом и отдельных его сторон, приемы работы с художественным текстом, критическими статьями, научными текстами, мемуарами, развиваются библиографические навыки и умения. Семинары -форма учебных занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся при работе над художественным текстом, научной и критической литературой на семинарах создаются благоприятные условия для обмена мнениями, для дискуссии.

Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам, выдвинутым докладчиками или предложенным руководителем, вступительное и заключительное слово учителя по общим проблемам семинара. Кроме того, для семинара, диспута большое значение имеет такая форма обучения как консультация для всех слушателей факультатива и особенно для докладчиков.

На факультативных занятиях применяемы в равной мере фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы беседа и лекции носят, по преимуществу, фронтальный характер, на практических занятиях, семинарах и диспутах применяются, кроме того, индивидуальные и групповые формы учебной деятельности учащихся, которые также сочетаются в различных комбинациях на конкретных занятиях в зависимости от целей и задач.

Все формы учебного процесса на факультативных занятиях требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учеников.

Это влечет за собой индивидуализацию обучения и еще более поднимает руководящую роль учителя, потому что методическое обеспечение эффективной самостоятельной работы учеников нуждается в серьезной, продуманной подготовке со стороны учителя. Для беседы и диспута учитель готовит темы и вопросы, он разрабатывает задания и упражнения для практических работ, темы и планы семинаров.

Однако недостаточно распределить темы между учащимися и дать им общие указания. Необходимо развивать индивидуальные умения школьников, а так же знакомить их с библиографией по теме 2-3 учебных часа в факультативном курсе учитель должен отвести на фронтальные занятия, связанные с техникой подготовки сообщения, доклада, реферата, с библиографической информацией, формированием библиотечных и библиографических навыков.

Так, например, приступая к изучению творчеству Пушкина на факультативе в 9 классе, учитель в целях научно-библиографической информации проведет визуальное знакомство учеников с научными изданиями сочинений Пушкина, даст характеристику пушкинских библиографических и специальных справочников и словарей, образцов научных исследований творчества поэта, научно-популярных и художественно-исторических книг о Пушкине.

Занятия по современной литературе советского периода в 11 классе учитель начнет вступительной лекцией или беседой, которые желательно предварить читательской анкетой, выявляющей круг чтения одиннадцатиклассников в области современной литературы, их литературные интересы и предпочтения, степень знакомства с текущей литературной периодикой. На основе анкетных данных учитель даст основные ориентиры для знакомства с современной литературой назовет выдающиеся произведения последних лет, а также продемонстрирует ученикам современные литературные журналы, охарактеризует их, покажет массовые издания типа Литературной газеты , Роман-газеты и т.д. Для того, чтобы ученики овладевали умением самостоятельной работы с критическими и научными источниками, учитель проводит общую консультацию, на которой знакомит слушателей с элементами библиографической работы каталоги, справочники, правила цитирования, ссылок и др демонстрирует рабочие материалы самого учителя или учащихся прошлых лет подборки литературы по вопросу, картотеки выписок, конспекты, тезисы и варианты доклада, сам доклад с подборкой цитат.

Здесь же актуализируются и систематизируются знания учащихся об основных отличительных признаках аннотации, конспекта тезисов, доклада, реферата.

Школьники знакомятся с основными требованиями к докладу реферату соответствие теме, глубокое ее раскрытие, наличие плана изложения в том числе деления текста на части - главы, параграфы, абзацы выделение главных мыслей, формулирование основных положений желательно приложение тезисов, стилистически и грамматически правильное оформление текста, правильное оформление цитат и ссылок приложение списка использованной художественной и критической литературы.

Учитель не может полностью полагаться на самостоятельность ученика при подготовке им первого сообщения, доклада, реферата, да и во второй - третий раз, если тема достаточно сложная, ученик нуждается в помощи учителя.

Поэтому индивидуальные консультации имеют очень важное обучающее значение. На первой из них учитель помогает докладчику определить предмет и границы темы, рекомендует литературу или дает ученику необходимые книги и указывает нужные фрагменты. На второй консультации, после того, как ученик прочитал и законспектировал материал, учитель помогает выработать концепцию доклада, выделить круг проблем, составить план. На третьей консультации учитель знакомится с текстом доклада и выступает его редактором эта консультация для опытных докладчиков уже необязательна.

На практических занятиях и семинарах возможно широкое использование групповой работы, при которой все участники занятий делятся на группы в 3-5 человек. Каждая группа получает задание, вместе готовит его, обсуждает результаты работы и выдвигает докладчика или распределяет сообщения по отдельным вопросам между собой другие члены группы дополняют выступающих.

Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Все группы могут получать одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии или получать разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю информации в раскрытие этой темы. Учитель наблюдает работу групп, в случаях затруднений помогает выработать план их действий, при необходимости ставит наводящие вопросы, а после выступлений представителей групп делает заключения.

К групповой работе на факультативных занятиях мы относим также выполнение небольшими коллективами учащихся долговременных исследовательских в учебном смысле заданий, которые не могут быть выполнены на основа одной-двух обобщающих работ, а требуют отбора сведений из разных и многочисленных источников, например Макаренковцы в жизни реальные прототипы героев Педагогической поэмы их жизненные судьбы или очерк жизни и творчества одного из молодых поэтов, павших на фронтах Великой Отечественной войны Павла Когана, Николая Майорова, Михаила Кульчицкого и др 55 131 по групповым заданиям проводится подготовка литературных композиций, обзоров текущей литературы и периодики, выставок, викторин, литературных бюллетеней и других подобных работ, которые затем демонстрируются на факультативных и классных занятиях, школьных вечерах и т.п. В отличие от вузовского, школьный семинар должен основываться на большем разнообразии видов самостоятельной работы учащихся с учетом разных уровней их общего и литературного развития, разных возможностей и способностей учеников, их склонностей к той или иной деятельности. 1.5. Содержание факультатива.

Содержание факультатива обычно определяется потребностями общества, общей направленностью его развития, социально-идеологическим содержанием обучения.

Кроме того, содержание определяется спецификой учебного заведения. Так, до начала перестройки всего нашего общества в целом и образования в частности, содержание факультативных курсов определялось конкретными рекомендациями Министерства Просвещения и заключало в себе различные ответвления школьной программы, рассмотренные более широко, углубленно, например Русская литература первой половины XIX в второй половины XIX в литература советского периода, литература, посвященная Великой Отечественной войне и т.д. 44 234 . После начала перестроечных, реформаторских процессов, которые значительно затронули и образование, содержание факультативов перестало быть столь регламентированным, как ранее.

Педагоги получили большую свободу в выборе тем для дополнительных занятий с учащимися, после чего можно наблюдать значительное разнообразие тем. Хотя, в основном, новые, оригинальные формы факультативов разрабатываются методистами с более четкой ориентацией на специальные учебные заведения, как то гимназии, лицеи с гуманитарной направленностью, углубленным изучением литературы, лингвистических дисциплин и т.д. 43 . Причем педагогами выбираются темы, имеющие актуальность в современном образовании.

Например, для школ с углубленным изучением английского языка предлагаются такие факультативные курсы, как Американские классики Н.П.Михальская , Английская литература писатель и время Н.П.Михальская 43 ,что значительно расширяет кругозор ученика в литературе, обычаях, мировоззрении англоязычных государств, играющих в настоящий момент в мире значительную роль. Также популярными становятся факультативные курсы по литературе, совмещенной с краеведением, например Литературные традиции Тамбовской земли В.Е.Андреев 43 ,что кроме овладения искусством слова развивает в учениках еще и трепетное, уважительное отношение к своей малой родине, усвоение знаний по истории родного края. Таким образом, в последнее время тематика факультативных курсов значительно расширилась, причем часто она сочетается с различными видами искусств или же посвящается истории литературного процесса, что способствует более глобальному пониманию школьниками литературы. 2. Факультативный курс Современные тенденции в развитии русской литературы. Нами разработан факультативный курс Современные тенденции в развитии русской литературы, включающий в себя сведения как из теории, так и из истории мирового искусства и, в частности, русской литературы.

Его содержание позволяет сформулировать название следующим образом Современные тенденции в развитии русской литературы. Однако, учитывая обширный объем этой темы на современном этапе развития русской литературы, значительное количество литературных течений и методов, их сложность для понимания школьниками старших классов, мы решили ограничиться, лишь тенденциями постмодернистической эстетики в русской литературе.

Однако это направление также достаточно сложно для понимания, требует знания большого объема русской классической литературы, всех его этапов, знания основных философских идей, взглядов XIX и XX веков.

Подобный уровень в какой-то мере доступен лишь ученикам одиннадцатых классов, т.к. они ознакомились с основной частью классической и приступили к изучению современной литературы. Данный курс мы рекомендуем для гуманитарных гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением литературы и истории.

Основная цель курса - познакомить школьников с постмодернистской эстетикой и ее местом, в русской литературе, и, в частности, в литературе.

Задачами курса являются 1 Знакомство с эстетическими положениями постмодернизма. 2 Анализ и выявление постмодернистских черт в произведениях А.Битова и В. Пелевина. 3 Обзорное знакомство с произведениями других авторов, работающих с использованием постмодернистских приемов. 4 Обобщение литературоведческих знаний, введение новых терминов постмодернизм, концептуализм, поп-арт, соц-арт и др. 5 Попытка определить место и роль постмодернистской эстетики в современной русской литературе.

Кроме общеобразовательных задач данный факультативный курс преследует и воспитательные, согласно возрастным особенностям старших школьников - формирование основ мировоззрения школьника, создать ситуацию профессионального и нравственного самоопределения, формировать адекватную самооценку учащихся - дать учащимся понятие эстетического вкуса - усилить интерес к культурным явлениям, не входящим в школьную программу, расширить кругозор, развить самостоятельность мышления Данный факультатив рассчитан на 35 часов в год 1час в неделю или 2 часа в две недели. Основными формами занятий предполагаются беседа, лекция, практические занятия, семинар, самостоятельная работа.

Актуальность данной темы видится в том, что постмодернизм как философия, как эстетика, как мировоззрение, с момента зарождения последние десятилетия приобретает все большее значение в мировой культуре.

В нашей стране первые ростки постмодернизма появились в начале XX века как противостояние авангардной парадигме и как результат прогресса общественной мысли и философии.

Постепенно сторонники этой эстетики появляются во многих видах искусства - в литературе, киноискусстве, изобретательном искусстве и др. С появлением сетей массовой коммуникации, Internet, с усилением в нашей жизни роли компьютеров появилась возможность замены реального мира компьютерной иллюзией. Таким образом, теперь мы все в большей или меньшей степени соприкасаемся с виртуальной реальностью, существование которой ставит под сомнение существование действительной реальности.

Именно на этом сомнении, как основном принципе и строится все произведения постмодернистской эстетики. К тому же подобный взгляд на мир вскоре станет составной частью нашего мировозрения. Именно поэтому необходимо знакомить школьников с одной из основных философско-эстетических мыслей XX века. При этом необходимо учитывать, что исследователи, философы, филологи, искусствоведы, считают, подобную ситуацию весьма перспективной и значительной для развития русской и мировой культуры, хотя эта проблема пока однозначно не решена.

Мы считаем, что знакомство с постмодернистской литературой, с ее чертами и философией для школьников гуманитарной направленности необходимо, т.к. этап постмодернизма в истории мировой и русской культуры начинает играть существенную роль, хоть и не определенную до конца. Учитывая сложность темы, предлагаем в процессе факультатива ограничиться знакомством с некоторыми признаками постмодернизма, в основном формальными, а также изложить основополагающие философские взгляды, которые будут наиболее доступны для понимания школьников.

Данные теоретические положения рекомендуется рассмотреть на примере рассказов В.Пелевина Спи , Девятый сон Веры Павловны для того чтобы они были более понятыми в последствии. Основная часть курса будет заключаться в прочтении и анализе произведений двух представителей постмодернистской эстетики - А.Битова Пушкинский дом и В.Пелевина Омон Ра. А.Битов интересен нам как представитель поколения шестидесятников. Он одним из первых в нашей стране стал последовательно использовать формальные приемы постмодернизма.

Виктор Пелевин писатель молодого поколения, быстро набирающий популярность и имеющий влияние на молодежь разной степени образованности. Он представитель крайней ветви постмодернизма - поп-арта в своем творчестве обнаруживает сходство с западным постмодернизмом. Эти два писателя - представители разных направлений, и нам необходимо рассмотреть их творчество, чтобы дать наиболее полную критику этого явления. При анализе этих произведений необходимо будет найти их своеобразие и черты, присущие постмодернизму, а также познакомиться с личностью писателей, их основными работами.

Нелишним будет и знакомство со стихотворным творчеством и поэтами, примыкающими к данной эстетике. Завершающим этапом курса станет совместная со школьниками характеристика постмодернизма как культурной и философской эстетики. Что касается практических рекомендаций по распределению занятий, то мы считаем что более удобным будет проводить спаренные занятия раз в две недели в течении всего учебного года, так тематический план предусматривает занятия объемные, охватывающие широкую тему, требующую подробного рассмотрения.

Для таких занятий одного часа в неделю будет недостаточным. К тому же учащимся будет необходимо время для прочтения рекомендуемых произведений, критических статей, дополнительной литературы, выполнения домашних заданий. Тематический план факультатива Современные тенденции в развитии русской литературы. ТЕМА КолЧас тип занятия Примечание 1. Постмодернизм как фило- Софская эстетика.

Основ- ные черты. На примере рассказа 9-ый сон Веры Павловны В.Пелевина. 2 лекция Желательно, чтобы рассказ был прочитан заранее. 2. Рассказ Спи В.Пелевина. Знакомство с романом А. Битова Пушкинский дом . 1 1 практическое занятие. лекция 3. Композиция романа Пуш- кинский дом. Роль приме- чаний. 2 беседа Повторить понятие композиция . 4. Поэтика номинаций рома- на как черта постмодер- низма. 2 практическое занятие Ввести терм. цитата, ал- люзия, реми нисценация . 5. Проблема героя в произве- дении.

Герои - функции. 2 семинар Дать план. Ввести поня- тие симулякр 6. Автор-личность и автор- Повествователь в произве- дении. 2 беседа, практическое занятие Ввести поня- тия субъект повествова- ния и его виды. 7. Роман Пушкинский дом как обличение симуляции реальности. Идейное напол- нение произведения. 2 беседа Повторить понятие идея 8. Знакомство с творчеством В.Пелевина и его романом Пушкинский дом . 2 лекция Доклад учащегося 9. Композиция романа.

Роль второй главы. 2 практическое занятие 10. Главный герой романа В.Пелевина Омон Ра 2 беседа 11. Роль и значение имен и названий в романе. 2 практическое занятие Подготовить- ся дома 12. Черты соц-арта в произведении. Тема подвига. 2 беседа, прак- тическое заня тие Сообщения учащихся о соц-арте и его чертах 13. Роль буддизма в произве- дении Пелевина. 2 семинар 14. Роман В.Пелевина - много- уровневое произведение. 2 беседа 15. Современная поэзия Д. А. Пригов, Вс. Некрасов, Т. Кибиров 2 лекция, практическое занятие.

Несколько экз. текстов 16. Постмодернизм как значительная литературная тенденция в современном искусстве. 2 семинар-беседа Требует тщательной подготовки. 17. Заключительная игра Постмодерн пикчерз представляет 2 КВН, творч. задания Две команды. Некоторые за-дания дать заранее. Содержание факультативного курса. 1. Постмодернизм как философская эстетика.

Основные черты. Цель занятия дать понятие постмодернизма как философской эстетики, раскрыть его основные черты и показать их на примере рассказа В.Пелевина 9-ый сон Веры Павловны. Содержание занятия - Рассказать об истоках постмодернизма за рубежом и в нашей стране Познакомить с основными идеологами, фиксировавшими черты постмодернизма Раскрыть основные черты русского и западного постмодернизма Познакомить с основными чертами, доступными для понимания учащихся Закрепление их на примере рассказа 9-ый сон Веры Павловны Важно усвоение основных принципов и черт постмодернистской эстетики, а также умение видеть их в тексте.

На занятии дается основной список литературы. 2. Рассказ Спи В.Пелевина. Чтение и анализ рассказа на занятии. Самостоятельный поиск учащимися формальных и содержательных черт постмодернизма. на примере композиции, идеи, основных содержательных средств. Знакомство с романом А.Битова Пушкинский дом. Цель познакомить учащихся с А.Битовым и его романом Битов как представитель поколения шестидесятников, стремящийся к новым веяниям, достижениям в литературе и одновременно остающийся приверженцем классической традиции Роман Битова как начальный этап русского постмодернизма. 3. Композиция романа Пушкинский дом. Роль примечаний.

Цель выявить особенности композиции романа и рассмотреть роль к композиции в постмодернистской эстетике. Найти основные части романа предисловие, Курсив мой - А.Б , главы, примечания, попытаться выяснить цель такого деления Преподаватель раскрывает роль предисловия, примечаний в постмодернистском произведении. 4. Поэтика названий и имен романа как черта постмодернизма.

Цель научиться находить в тексте и определять роль номинаций, цитат, аллюзий, реминисценций Ввести термины цитата, аллюзия, реминисценция Поиск их в тексте, определение происхождения Выяснить их роль в тексте как основной формальной черты постмодернизма. 5. Проблема героя в произведении. Персонажи-функции. Семинар.

Цель определить особенности постмодернистского героя Две версии семьи героя. Цель введения второго варианта Герой Лева Одоевцев, его метаморфозы, отношения с другими героями. 6. Автор - личность и автор - повествователь в романе. Цель Определить особенности субъекта повествования Ввести понятие субъект повествования и его виды Определить разницу Автора-Андрея Битова, автора-повествователя, их соотношение и цель введения разных субъектов повествования в произведение. 7. Роман Пушкинский дом как обличение симуляции реальности.

Цель Определить основное идейное наполнение романа Какую идею выражают все основные художественные средства композиция, система образов, главный герой, номинация глав и частей и т.д. 8. Знакомство с творчеством В.Пелевина и его романом Омон Ра. Цель познакомить учащихся с основными произведениями и принципами творчества В.Пелевина О личности В.Пелевина. Начало творчества. Рассказы. Малая Букеровская премия Романы Пелевина Чапаев и Пустота , Жизнь насекомых , Поколение П . Обзор. Пелевин - представитель поп-арта Роман Омон Ра . 9. Композиция романа.

Роль второй главы. Цель выяснить особенности композиции романа. Работа с текстом, анализ. Проследить отражение последующих событий романа во второй главе. 10. Главный герой романа Омон Ра. Цель Выявить особенности героя романа Детство героя, его воспоминания Разбор основных художественных средств изображения внутреннего мира героя Философские проблемы, затронутые автором Соотношение автора и героя повествования. 11. Роль и значение имен и названий в романе.

Цель Поиск и определение роли номинаций в тексте Практическая работа с текстом. Поиск перекличек, аллюзий, ассоциаций. 12. Черты соц-арта в произведении Пелевина. Тема подвига. Цель познакомиться с одной из ветвей постмодернизма - соц-артом, его основными чертами, происхождением и видеть эти особенности в тексте С помощью преподавателя готовится сообщение учащегося о чертах соц-арта и его происхождении.

После - практическая работа с текстом. 13. Роль буддизма в произведении Пелевина. Семинар. Цель выяснить степень присутствия и роль философии буддизма в романе Буддизм как восточная философия. Доклад Мировоззрение главного героя Роль буддизма в романе. 14. Роман В.Пелевина - многоуровневое произведение. Цель поиск и обсуждение разных уровней повествования Внешний, фабульный уровень Аллюзийный уровень - Уровень философских вопросов. 15. Современная поэзия Д.А.Пригов, Вс. Некрасов, Т.Кибиров. Цель познакомить с основными направлениями современной поэзии Ввести термин концептуализм Познакомить с яркими представителями течений, с их творчеством Разбор текстов, выявление основных художественных приемов творчества. 16. Постмодернизм как значительная литературная тенденция в современном искусстве.

Цель подвести итоги всего курса. Рассмотреть место и роль постмодернизма в современном искусстве Подготовить сообщение о представителях постмодернизма в разных видах искусства. Совместное обсуждение и предположения о роли постмодернизма в настоящем и будущем искусства. 17. Заключительная игра Постмодерн-пикчерз представляет Цель игры повторить пройденный материал, развить творческие способности учащихся и создать положительный эмоциональный настрой.

Важно заранее организовать и настроить команды, продумать задания. Планы семинарских занятий факультатива. Проблема героя в произведении. Персонажи-функции. План 1. Первый вариант героя и его семьи. 2. Второй вариант героя и цель введения его автором. 3. Лева Одоевцев в системе образов романа.

Середина контраста . 4. Персонажи-функции как черта постмодернизма. 5. Особенности постмодернистского героя. Литература 1 Лавров В. Три романа А.Битова или воспоминания о современнике. Нева, 1997 5 С. 185-196. 2 Липовецкий М.Разгром музея. Поэтика романа А.Битова Пушкинский дом НЛО, 1995 11 С. 230-244. Роль буддизма в произведении В.Пелевина. План 1. Буддизм как восточная религия и философия. Основные положения. 2. Мировоззрение главного героя. 3. Роль буддизма в романе Пелевина.

Литература 1 Курицын В. Группа продленного дня. В.Пелевин Жизнь насекомых. М. Вагриус, 1997 С.7-12 2 Философские словари, справочники, энциклопедии. Постмодернизм как значительная литературная тенденция в современном искусстве. План 1. Основные черты постмодернизма в современной русской литературе. 2. Постмодернизм в других видах искусства. Доклад. 3. Беседа на тему Роль постмодернизма в современном искусстве и его перспективы. Литература 1 Кривцун О.А. Эстетика Учеб М. Аспект - Пресс,1997 576с. 2 Культурология.

Учеб. пособие для студ-ов вузов Р на-Д. Феникс, 1997 576с. 3 Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х - нач. 90-х гг. ХХв. Учеб. пособие для студентов филфаков вузов Минск, 1997 231с. 4 Рейнгольд С. Русская литература и постмодернизм. Знамя, 1998 4 С.209-220. Произведения, которые необходимо прочитать учащимся по курсу 1. Битов А. Пушкинский дом М. Известия, 1990 399с. 2. Пелевин В. Сочинения В 2 т. Т.1 Омон Ра Роман Бубен нижнего мира Рассказы М. Терра, 1996 368с. 3. Агеносов В Анкудинов К. Современные русские поэты М 1998 364с. Критическая литература для подготовки к факультативному курсу 1. Антонов А. Внуяз. Грани, 1995 177, С.125 - 148. 2. Битов как состояние и достояние.

Книжное обозрение, 1998 37 С.13. 3. Генис А. Виктор Пелевин границы и метаморфозы Знамя, 1995 12 С.210 - 214. 4. Кривцун О.А. Эстетика Учебник М. Аспект - Пресс, 1998 430с. 5. Культурология.

Учебное пособие для студентов вузов М. Феникс, 1997 576с. 6. Курицын В. Группа продленного дня Пелевин В. Жизнь насекомых М. Вагриус, 1997 С.7 - 12. 7. Лавров В. Три романа Андрея Битова, или воспоминания о современнике. Нева, 1997 5 С.185 - 196. 8. Липовецкий М. Разгром музея. Поэтика романа А.Битова Пушкинский дом НЛО, 1995 11 С.230 - 244. 9. Литературный энциклопедический словарь М. Советская энциклопедия, 1985 752с. 10. Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х - нач.90-х гг. XX в. Учебное пособие для студентов филфаков вузов Минск, 1997 231с. 11. Рейнгольд С. Русская литература и постмодернизм.

Знамя, 1998 4 С.209 - 220 12. Русская литература ХХ века. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Ред. Агеносова В.В М. Дрофа 1998 352с. Заключение. Целью нашего исследования было рассмотреть с точки зрения эстетики постмодернизма два произведения современной русской литературы роман А.Битова Пушкинский дом и роман В.Пелевина Омон Ра, и на их примере определить особенности русского постмодернизма по сравнению с западным. В процессе исследования нами было выявлено, что А.Битов использует основные формальные черты постмодернизма, такие как постоянная рефлексия автора и героя, сложную систему субъектов повествования, вариативности и изменчивость главного героя, использование второстепенных героев-функций, дискретную композицию романа, нарочито игровое использование цитат, аллюзий в номинациях глав, разделов и др с конкретной целью запечатлеть симулятивность эпохи, современной культуры, ее совершенный отрыв от реальности, и бытие на основе символов ушедшего культурного пласта.

Наличие в произведении четко прочитываемой идеи позволяет отнести это произведение к реалистической традиции русской литературы.

Приемы, используемые автором, служат развитию иди, углубляют его идейное и философское звучание, расширяют возможности автора, активизируют интеллектуальные способности читателя. Роман В.Пелевина Омон Ра относится к русскому постмодернизму 90-х гг который по формальным и содержательным особенностям ближе к западному, чем роман А.Битова.

Так, например, в романе Омон Ра В.Пелевин не старается отобразить существующую реальность, как вся литература до постмодернизма, а создает другую действительность, совершенно новый художественный мир, который становится возможным благодаря постмодернистскому принципу виртуальной реальности. Герой Пелевина тоже живет по этому принципу, создавая свой собственный мир. Большое значение имеет знаковая, смысловая игра с читателем, которая делает процесс чтения не менее важным, чем его результат.

Субъектно-объектная организация текста также вполне соответствует постмодернистской эстетике. Но идейно-тематическая и философская монолитность и содержательность не позволяет безоговорочно отнести роман Пелевина к постмодернизму. Развенчание мифа о советской космонавтике и мироощущение буддизма, которым пропитано все произведение, позволяет утверждать наличие некоей дидактической задачи автора, чего не может быть в трудах западных постмодернистов.

То есть оба рассмотренные нами произведения, несмотря на то, что представляют они различные по временным и содержательным рамкам этапы русского постмодернизма, имеют одну особенность все формальные и содержательные элементы постмодернизма предназначены и подчинены выражению авторской идеи. Опираясь на результаты исследования, мы можем сделать следующие выводы об особенностях русского постмодернизма - Как правило, классические формулы постмодернизма на уровнях формы и содержания в русском постмодернизме выполняют иные цели и задачи В связи с наличием мощной рефлексивной традиции русской классической литературы, современный российский постмодернизм, используя все формальные признаки своего направления, все-таки выходит на более высокий уровень соотнесения с реальностью, чем в текстах западного постмодернизма Как ни парадоксально, положительное влияние на возникновение, развитие и современное функционирование постмодернизма оказала эстетика соцреализма.

С нашей точки зрения, это проявляется в двух аспектах 1. тенденция отталкивания от официальной идеологии, попытка создать противоположное соцреализму явление В.Пелевин, мир, который подчинен как сознанию автора, так и сознанию героя А.Битов, но рационализм писателей вступает в противоречие с самим понятием сознания, строением образа, ситуации 2. построение художественного мира произведения на изначально определенных позициях, которые внутренне обязаны изменяться.

В казалось бы статичном образе заложено долженствование развития - это особенно характерно для творчества постмодернистов второй волны, что оказывает сильное влияние на творческую манеру писателей, ориентирующихся на другие эстетические положения О.Ермаков Свирель Вселенной - здесь именно воспоминание, сознание героя определяет фабульную событийную сторону Чистый постмодернизм по западным меркам в русской литературе не существовал и не может существовать, так как чрезвычайно сильны традиции классической литературы и соцреализма.

Правда, это не мешает русским постмодернистам успешно использовать свежие и потенциально сильные приемы, как то игра с читателем, раздвижение временных и пространственных рамок, эксперименты с языком и др. для достижения своих дидактических задач.

Перспектива развития постмодернизма в русской литературе представляется несколько туманной, хотя его внедрение привело во многих случаях к конвергенции, гармоничному соединению различных эстетических направлений, течений, движений.

Подобная свобода и отмена классических канонов увеличивает возможности литературы, раздвигает границы художественного творчества. Что касается методики факультативного курса, то при его разработке мы попытались охватить все вопросы, все особенности взятой нами темы, чтобы представить ее в наибольшей полноте. У организатора подобного курса могут возникнуть проблемы с изучаемыми текстами, теоретическим материалом, но при достаточной подготовке учителя подобных проблем можно избежать.

Нами был проведен пробный урок в 11 классе средней школы 8 г. Березники по теме Современная поэзия концептуализм, соц-арт. Основной его целью было проверить, откликнутся ли учащиеся на столь необычный материал. Апробация прошла успешно, тема была воспринята с интересом, но у учащихся обычной средней школы недостаточна эрудиция в литературном материале, а это необходимое условие для успешной работы над произведениями. Именно поэтому мы предположили, что данный факультативный курс будет более успешным в специализированных гуманитарных заведениях.

Литература 1. Аверин Б. История моего современника А.Г.Битова. Звезда, 1996 1 С.194-179. 2. Агеносов В. Анкудинов К. Современные русские поэты. Справочник - антология М 1998 - 364с. 3. Айзенберг М. Возможность высказывания. Знамя, 1994 6 С.191 - 198. 4. Активные формы преподавания литературы лекции и семинары на уроках в ст. классах. Р.И.Альбеткова, С.Г.Герке, Л.Б.Гладкая и др. Сост. Р.И. Альбеткова М. Просвещение, 1991 175 с. 5. Антонов А. Внуяз. Грани, 1995 177 С.145 - 148. 6. Антоненко С. Пост - постмодерн? Москва, 1998 8 С.175 - 180. 7. Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы в 4 кн. Кн.4 Литература нового времени М. Просвещение, 1997 336с. 8. Барт Р.Избранные работы Семиотика.

Поэтика пер. с фр М. Изд. Группа Прогресс , 1994 616с. 9. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы М. Наука, 1983 191с. 10. Берг М.О. О литературной борьбе.

Октябрь, 1993 2 С.184 - 192. 11. Битов как состояние и достояние. Книжное обозрение, 1998 37 С.13 12. Битов А. Пушкинский дом М. Известия, 1990 399с. 13. БСЭ в 30 т. Гл. ред. А.М.Прохоров М. Советская энциклопедия, 1978. 14. Возрастная и педагогическая психология Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. 2121 Педагогика и методика нач. обучения М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф.Прокина и др. Под ред. М.В.Гамезо и др М. Просвещение, 1984 256с. 15. Войцеховский Б. Виктор Пелевин Ельцин тасует правительство по моему сценарию! Комсомольская правда, 1999 25 августа С.12 - 13. 16. Генис А. Беседа седьмая Горизонт свободы.

Саша Соколов. Звезда, 1997 8 С.236 - 238. 17. Генис А. Виктор Пелевин Границы и метаморфозы. Знамя, 1995 12 С.210 - 214. 18. Иванов А. Как стеклышко. Вен. Ерофеев вблизи и издалече. Знамя, 1998 9 С.170 - 177. 19. Иванова Н. В полоску, клеточку и мелкий горошек перекодировка истории в современной русской прозе. Знамя, 1999 2 С.176 - 185. 20. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия эволюция научного мифа М. Интрада, 1998. -225с. 21. Качурин М.Г Матольская Д.К. Методика факультатива по литературе в восьмом классе.

Пособие для учителя М. Просвещение, 1980 128с. 22. Кожинов В. Статьи о современной литературе М. Советская Россия, 1990 544с. 23. Корнев С. Столкновение пустот может ли постмодернизм быть русским и классическим? НЛО, 1997 28 С.244 - 259. 24. Кривцун О.А. Эстетика Учебник М. Аспект - Пресс, 1998 430с. 25. Культурология.

Учебное пособие для студентов вузов Р на-Д. Феникс, 1997 576с. 26. Курицын В. Постмодернизм новая первобытная культура. Новый мир, 1992 2 С.225 -232. 27. Курицын В. Время множить приставки к понятию постмодернизма. Октябрь, 1997 7 С.178 - 183. 28. Курицын В. О некоторых попытках противостояния авангардной парадигме. НЛО, 1996 20 С.331-357. 29. Курицын В. К ситуации постмодернизма. НЛО, 1995 11 С.197-223. 30. Курицын В. Концептуализм и соц-арт тела и ностальгии. НЛО, 1998 2 С.306-310. 31. Курицын В. Очарование нейтрализации.

Литературная газета, 1992 11 марта 11 С.4. 32. Курицын В. Группа продленного дня. В.Пелевин. Жизнь насекомых М. Вагриус, 1997 С.7-12. 33. Кутырев В. Постмодернизм. Москва, 1998 9 С.6-9. 34. Лавров В. Три романа А Битова или воспоминания о современнике. Нева, 1997 5 С.185-196. 35. Лосева И.Н Капустин Н.С Кирсанова О.Т Тохтамышев В.П. Мифологический словарь Р на-Д. Феникс, 1997 576с. 36. Липовецкий М. Разгром музея. Поэтика романа А.Битова Пушкинский дом. НЛО, 1995 11 С.230 - 244. 37. Липовецкий М. Паралогия русского постмодернизма.

НЛО, 1998 2 С.285-304. 38. Липовецкий М. Изживание смерти. Специфика русского постмодернизма. Знамя, 1995 8 С.194-205. 39. Липовецкий М. Патогенез и лечение глухонемоты. Новый мир, 1992 7 С.213-223. 40. Липовецкий М. Апофеоз частиц, или диалоги с хаосом. Знамя, 1992 8. С.214-224. 41. Липин. Г.В. Майкл Муркок - пророк новой волны. Литературное обозрение, 1998 4 С.35-37. 42. ЛЭС М. Сов. Энциклопедия, 1997 752с. 43. Литература.

Факультативные курсы. 2-е издание М. Просвещение, 1997 32с. 44. Методика преподавания литературы Уч. для студентов пед. ин-тов по спец-ти 2101 Русский язык и литература Под ред. З.Я. Рез 2-е изд дораб М. Просвещение, 1985 368с. 45. Мин -во общего и профессионального образования РФ. Программы для общеобр. Учреждений. Литература 1-11 классы. под ред. В.Г.Городецкого, Т.Ф.Курдюмовой, В.Я.Коровиной М. Просвещение, 1997 96с. 46. Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х - нач. 90-х гг. ХХв. Уч. пособие для студентов филфаков вузов Минск, 1997 231с. 47. Новиков В. Заскок.

Знамя, 1995 10 С189-199. 48. Поиск новых путей из опыта работы. сост. С.Н.Громцева М. Просвещение, 1990 191с. 49. Пелевин В. Сочинения в 2 т. Т.1 Омон Ра Роман Бубен нижнего мира Рассказы М. Терра, 1996 368с. 50. Рейнгольд С. Русская литература и постмодернизм. Знамя, 1998 4 С.209-220. 51. Русская литература ХХв. В 11 кл. Учеб. Для общеобразоват. учеб. Заведений в2-х частях.

Ч. 2 В.В.Агеносов и др. Под ред. В.В.Агеносова М. Дрофа, 1996 352с. 52. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения Пособие для учителя 4 изд испр - М. Просвещение, 1985 288с. 53. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература учебное пособие М. Флинта Наука, 1999 608с. 54. Степанян К. Кризис слова на пороге свободы. Знамя, 1999 8 С.204-214. 55. Урок литературы пособие для учителя. сост. Т.С.Зепанова, Н.А.Мещерякова М. Просвещение, 1983 160с. 56. Федотов Г. Статьи о культуре.

Вопросы литературы, 1990 Февраль С.189-238. 57. Философский словарь под ред. И.Т.Фролова М. Изд-во политической литературы, 1991 560с. 58. Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб М. Высшая школа, 1999 398с. 59. Цветков А. Судьба барабанщика. Иностранная литература, 1997 9 С.229 - 238. 60. Эко У. Заметки на полях Имени розы. Иностранная литература, 1988 10 61. Эпштейн М. Метаморфозы. М.Эпштейн Парадоксы новизны М 1988 С139-176. 62. Эпштейн М. Поле карнавала, или Вечный Веничка.

Золотой век, 1993 4 С.84-92. 63. Эпштейн М. Концепты Метаболы О новых течениях в поэзии. Октябрь, 1988 С.194-203. 64. Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе. Знамя, 1991 1 С.217-231. 65. Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодернизма. Звезда, 1996 8 С.166-188. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Занятие 4. Тема Поэтика названий романа Пушкинский дом как черта постмодернизма. практическое занятие. Цель Выяснить роль и значение номинаций романа. Задачи 1. Рассмотреть встречающиеся номинации и выявить пере- клички, ассоциации. 2. Познакомить учащихся с терминами цитата, аллюзия, реминисценция . 3. Выявить их роль и назначение.

Оборудование Литературный энциклопедический словарь на доске- определения цитата, аллюзия, реминисценция. План урока 1. Оргмомент. 2. Вступительное слово учителя, теоретическое введение термины . 3. Выделение номинаций и поиск перекличек составление таблицы . 4. Обсуждение роли, назначения реминисценций в данном произве- дении. 5. Подведение итогов занятия. 6. Инструктаж домашнего задания. Ход урока I. Оргмомент.

II. Тема сегодняшнего занятия - поэтика номинаций романа Пушкинский дом как черта постмодернизма. Мы уже знаем с вами, что основная функция постмодернистского произведения - это интеллектуальная игра с читателем. Именно к организации такой игры и стремится автор постмодернистского текста. Но не всегда можно сразу понять, для чего нужен автору тот или иной прием. Одним из самых главных формальных приемов в постмодернистском тексте является наличие множества цитат, намеков, отсылающих ко многим культурным источникам.

В литературе этот прием не нов, но функции его со временем меняются. В начале и в течение ХХв. Писатели и поэты стремились с помощью намеков и ассоциаций создать особый неразделимый целостный художественный образ, используя при этом опыт всей предыдущей культуры. Последователи постмодернизма стремятся к оживлению интеллектуальной игры за счет отсылок к прошлой культуре, причем они бесцеремонно соединяют несоединимое, моделируют коллаж, чем еще более привлекают к своим текстам.

Вы уже заметили, что номинации глав, разделов в романе Пушкинский дом во многом являются точными цитатами названий произведений классической литературы. На сегодняшнем занятии нам предстоит выяснить, случайны ли такие перемычки, и какую роль они играют в произведении. Но сначала запишите в тетради определения различных видов цитат. Цитата - точное использование отрывка того или иного произведения в тексте.

Аллюзия - намек на реальное литературное, историческое, политическое явление, которое мыслится как общественное и поэтому не доказывается. Реминисценция - напоминание о других литературных произведений через использование характерных для них образов, мотивов, речевых оборотов. Рассчитано на память и ассоциативное восприятие читателя. Нам предстоит найти переклички, определить их вид и назначение. III. Для того, чтобы работать было легче давайте составим таблицу в процессе работы и разделимся на группы.

Домашним заданием было повторить сюжет и главных героев следующих произведений Отцы и дети И.Тургенев Герой нашего времени М.Лермонтов Медный всадник А.С.Пушкин Маскарад М.Лермонтов Дуэль А.С.Пушкин Выстрел А.С.Пушкин. Группам дается задание ответить на вопросы по разделам - о чем произведение русской литературы с таким же названием, каковы его главные герои что общего у сюжета и героев вашего раздела и одноименного произведения, чем они отличаются? I раздел Отцы и дети - 1-ая группа.

II раздел Герой нашего времени - 2-ая группа. III раздел Бедный всадник , Маскарад , Дуэль , Выстрел - 3-я группа. На подготовку дается 15 минут, после этого группы докладывают о результатах работы, остальные заполняют таблицу колонки названы номинациями глав. IV Если выводы неверны, неполны, учитель задает наводящие вопросы, помогают другие группы Для чего нужны автору названия классических произведений Для чего он хочет, чтобы читатель вспомнил о них и их героях В чем разница между людьми прошлого века и нынешнего? V После обсуждения выявляется неестественность реальности романа, его героев основная форма их существования - это влезание в старые рамки, создание новой реальности из обломков старой.

Вывод записывается в тетрадь, подводятся итоги урока. VI Домашнее задание учитель дает план семинара Проблема героя в произведении. Герои-функции. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Занятие 10. Тема Главный герой романа Омон Ра. Беседа. Цель Выяснить основные черты героя, его мировоззренческие взгляды.

Задачи 1. Проследить изменение личности героя в произведении. 2. Выяснить его основные взгляды. 3. Определить роль основных героев. План урока 1.Оргмомент. 2.Работа с текстом. проверка домашнего задания . 3.Обсуждение личности героя, его философских взглядов. 4.Обсуждение образной системы. 5.Подведение итогов занятия. 6.Инструктаж домашнего задания. Ход урока. I.Оргмомент. II.Ученики отвечают на вопросы учителя по тексту 1 Кто такой Омон Кривомазов? 2 Почему его так назвали? 3 Каким было его детство? 4 Какие фрагменты из детства он вспоминает, почему? 5 Как дальше складывается его судьба? 6 Почему он хотел стать космонавтом? Итак, мы выяснили, кто такой Омон Кривомазов, почему он хотел стать космонавтом, к чему стремился.

Полет был для него самым главным в жизни, ее смыслом. Давайте разберемся, почему так случилось, как складывалась его мечта, его мировоззрение. -Как начиналась мечта Омона о небе? -Как она трансформировалась в его играх? -Когда сложился его основной жизненный принцип? -Как этот принцип повлиял на его дальнейшую жизнь? Беседа о философских взглядах героя, об его ощущении себя творцом мира. Основные выводы обсуждения учащиеся записывают в тетради. - Какие еще персонажи присутствуют в романе? -Что мы о них узнаем? -Нам известны их характеры, прошлое? -Как, с какой последовательностью они появляются в романе? -Как о них рассказывает герой, как к ним относится? -Что для него важно в них? -Как называются такие герои? Вспомните героев А.Битова. -Какие функции они выполняют? - Какую роль среди них играет герой? -Почему он выступает творцом мира? V.Итак, повествование концентрируется вокруг одного героя, который обладает философским мировоззрением и оценивает себя как творца собственного мира. Остальные персонажи являются лишь Функциями, необходимыи герою для создания мира. Вывод записывают в тетрадь.

VI.Домашнее задание Выписать все имена и названия, которые вызывают смысловые ассоциации. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Занятие 15 Тема Постмодернистские направления современной поэзии концептуализм, соц-арт. Цель Познакомить с творчеством поэтов, представителей концепту- лизма и соц-арта Д.А.Пригов, Вс. Некрасов, Т.Кибиров. Задачи 1.Познакомить с личностью поэтов и их творчеством. 2.Ввести и повторить термины концептуализм соц-арт, центон . 3.Познакомить с особенностями творчества этих поэтов. 4.Развитие аналитических способностей учащихся.

Оборудование распечатки стихов, термины на доске.

Тип урока комбинированный урок. Вид урока лекция с элементами практического занятия.

План урока 1.Оргмомент. 2.Вступительное слово учителя, сообщение темы и цели занятия. 3.Рассказ о Вс. Некрасове и знакомство с его творчеством. 4.Лекция о Д.А.Пригове. Знакомство с его стихами, с элементами анализа. Выделение особенностей концептуализма. 5.Рассказ о Т.Кибирове, рассмотрение его творчества. 6.Подведение итогов занятия. 7.Инструктаж домашнего задания. Ход урока I.Оргмомент. II. Сегодня мы познакомимся с современной поэзией.

Кого вы знаете из современных поэтов? Сейчас я прочту вам стихотворение, а потом вы скажете, понравилось оно вам или нет, о чем оно, и т.д. Учитель читает стихотворение Вс. Некрасова Я помню чудное мгновенье, учащиеся делятся впечатлениями, пытаются сформулировать идею. III. Это стихотворение принадлежит Вс. Некрасову. Его творчество одни критики считают поэзией, другие - нет. Сегодня вы составите свое мнение об этом поэте и других, с которыми мы познакомимся Всеволод Николаевич Некрасов род. В 1934 г. Это поэт, критик. Начал писать свои стихи рано, когда еще господствовала советская идеология.

За то, что его стихи не укладывались в рамки традиционной литературы, Некрасова исключили из московского пединститута им. В.И.Ленина. После такого неприятия он стал заниматься переводами и издавал книжки для детей, куда вкраплял и свои стихи. При этом издавался в самиздате и за границей. Он утверждал, что между поэзией и речью нет разницы, и раскрывает эти возможности в речевой поэзии, поэзии без поэзии. Он делает объектом поэзии одно слово нити, месяц, вода или одну синтаксическую конструкцию Свобода есть свобода.

Некрасов - поэт минималист - Пытается раскрыть внутренний мир в речевом высказывании - Такое его отношение к слову значительно повлияло на современную литературную ситуацию. Знакомство со стихами Свобода есть , Нить и нить , Календарь , Месяц. Определение идеи, цели написания, художественных средств.

IV.У Некрасова были последователи. Он - один из основателей школы концептуалистов. Не менее интересный автор - Дмитрий Александрович Пригов р.1940г - поэт, прозаик, скульптор. Интересная судьба. Работал на заводе. Окончил художественное училище, работал в архитектурном управлении г. Москвы. Стихи пишет с детства. Является одним из основателей московской концептуальной школы. Концептуализм - одно из течений в современной русской поэзии, развивающееся в рамках постмодернизма. Концептуализм устраняет из поэзии лирического героя, текст строится на игре с готовыми, сложившимися в прошлую эпоху идеологическими штампами концептами. Лирическая искренность в концептуализме невозможна в любом высказывании выявляется идеологический или стилистический стереотип, причем автор воспроизводит его академически спокойно.

Стилевые приметы концептуализма - цитатность, использование пародийной техники, повышенная театральность авторского поведения. Что общего у постмодернизма и концептуализма? ответ учащихся Д.А.Пригов - яркий сторонник концептуализма.

Его стихи - пародия на традиционную поэзию. Основной объект иронии - само понятие поэзии как таковой. Для этого Пригов пользуется приемом маски, пародирующей лирического героя. Эта маска может выражать что угодно, от соцреалиста до авангардиста. Автор издевается над застывшими стереотипами мышления разных времен и одновременно над поэзией, претендующей на решение вечных философских, нравственных, политических проблем. Пригов стремится создавать мнимое искусство. Иронизирует он и над формой.

Далее - знакомство со стихами Милиционер , Выходит слесарь в зимний двор , Выдающийся герой , Течет красавица-Ока , Женщина в метро меня лягнула. Анализ по плану -Тема -Идея -Выразительные средства стереотипы, пародии, концепты . -Язык Д.А.Пригова косноязычие Вывод об особенностях поэзии Д.А.Пригова. V. Еще один представитель современной поэзии - Тимур Юрьевич Кибиров р.1956 . Начинал творческую деятельность как представитель концептуализма и соц-арта. Соц-арт - вариант концептуализма, рещающий характерные для него проблемы на базе языка советской культуры.

Идеал позднего концептуализма - простой человек, обыватель, живущий своей личной жизнью, принимающий мир и не желающий его переделывать. Т.Кибиров ввел в свою поэтику принцип каталога светское общество характеризовалось им как бесконечный список бытовых и социально-политических реалий. Он создает сверхдлинные стихи и намеренно ориентируется на испорченную поэзию.

Кибиров часто использует переосмысленные цитаты из других авторов. Его излюбленный прием - центон - литературный текст, полностью составленный из строк разных литературных произведений. Знакомство со стихами Шагане ты моя, Шагане , Вступление. Выявление художественных средств, центонов, деталей. V.Итак, мы познакомились с тремя представителями концептуализма и соц-арта, с их художественными принципами. Теперь ответьте на такой вопрос, который является проблемным не только для нас, но и для всего современного литературоведения можно назвать эти стихи поэзией, или нет? обсуждение VI.Домашнее задание повторить основные принципы постмодернизма. Подготовить сообщение о постмодернизме в литературе и поэзии.

Приложение 4. Дмитрий Александрович Пригов. родился в 1940 г поэт, драматург, прозаик, художник, скульптор, автор визуальных и манипулятивных текстов. Представитель московского литературно-художественного андеграунда, один из зачинателей концептуализма в русской литературе.

Окончил скульптурное отделение Московского высшего художественно-промышленного училища. Работал архитектором. 10 лет возглавлял студенческий театр. С 1972 г. свободный художник. Работы Пригова - художника представлены в Бернском музее, музее Людвига и других зарубежных музеях. Печатается в 60-п.п. 80 гг. в самиздате А-Я , Ковчег , Эхо Париж , Культурпласт Германия , Каталог , Берклификенревью США , Новостройка Великобритания. В годы гласности начал публиковаться и на родине.

Печатает радиопьесу Революция 1990 г. и пьесу для театра Черный пес 1990 г выступает со статьями по вопросам литературы и искусства Нельзя не впасть в ересь , Сакро-куляризация и др Приложение 5. Тимур Кибиров. Запоев Тимур Юрьевич Родился в 1955 г поэт. Начал как представитель литературного андеграунда, получил известность благодаря поэмам Когда Ленин был маленьким , Жизнь К.У.Черненко , Сквозь прощальные слезы, цитатно-пародирующим каноны официального искусства. В 1990 г. произведения Кибирова печатаются в коллективном сборнике поэзии.

С этого времени Кибиров систематически выступает в периодической печати. В 1993 г. выпускает альбом-портрет Стихи о любви, имеющий нарочито-аляповатое оформление, имитирующий соцреалистические книги. В 1994 г. выходит его книга Сантименты, в которой его творчество 1986 -1991 гг. представлено с наибольшей полнотой. Сантименты включают в себя разделы Лирико-дидактические поэмы , Рождественская песнь квартиранта , Сквозь прощальные слезы , Три послания , Стихи о любви , Послание Ленке и другие сочинения , Сортиры. Опасение прослыть певцом восстания борцов с тоталитаризмом не позволило К. включить в основные сборники поэму Когда Ленин был маленьким. Она выходит отдельным изданием в 1995 г. в оформлении Митька А.Флоренского.

В целом ряде случаев К. не отказывается от лирического Я , хотя для самовыражения пользуется цитациями, преимущественно пародийными. Чрезвычайно важен для Кибирова элемент интимности, выявляющей себя в использовании жанра дружеских послений, насыщение произведений автобиографическим материалом, явственно выраженной ориентацией на свой круг. Приложение 6. Битов Андрей Георгиевич.

Родился в 1937 г прозаик, эссеист, публицист, киносценарист, поэт, автор статей, посвященных проблемам литературы и искусства. Начинает творческую деятельность как поэт в период оттепели. Посещает лит.объединение Ленинградского горного института руководитель - Г.Семенов. Знакомится с такими же молодыми представителями самых разнообразных литературных групп - от абсолютных авангардистов до почвенников. Осознает, что его призвание - проза.

В 1960 г. посещает литобъединение под руководством М.Слонимского, с этого же года начинает печататься альманах Молодой Ленинград. В 1963 г. издает первый сборник рассказов Большой шар. Учится на высших сценических курсах в Москве, где в дальнейшем и живет. После свертывания оттепели Битов занимает позицию литературной оппозиции, эволюционируя в направлении к неявно-диссидентской.

Поэтому не все его произведения оказались проходными. Свою главную книгу-роман Пушкинский дом 1964-1971 гг - 1978-1990 гг. на родине удалось издать только в года гласности. Через год после завершения романа Битов становится аспирантом института мировой литературы, печатает статьи о Пушкине, проблеме художественного творчества. В произведениях использует форму путевых записей, репортажей, воспоминаний, очерка, раскрывает свои взгляды на различные явления жизни, выявляет отношения человека и природы.

В поисках новых художественных форм Б. Пишет роман Преподаватель симметрии 1987 г имитируя перевод с английского, создает речь условно русскую. На протяжении лет писатель работает над постмодернистским романом-странствием Оглашенные изд. 1995 г куда входят повести Птицы, или Новые сведения о человеке 1971-1975 гг , Человек в пейзаже 1988 г роман Ожидание обезьян 1993 г Наиболее интересует позднего Битова сфера духовной жизни, экология природы и культуры.

Битов - автор киносценария Заповедник 1964, 1972 гг. С 1991 г президент Русского Пенклуба. Приложение 7. Некрасов Всеволод Николаевич. Родился в 1934 г поэт, автор статей по вопросам литературы и искусства Экология искусства , Как это было и есть с концептуализмом и др Представитель неофициальной русской культуры. Начинал в 50-е годы как участник лионозовской школы, а в середине 70-х явился одним из создателей московского поэтического концептуализма. Первый этап его творчества связан с усвоением и развитием принципов игровой поэзии, интересом к примитивизму и конкретизму.

Второй этап - работа художника с концептом, создание нового типа стиха. Как представитель неофициальной русской литературы Некрасов имел возможность публиковаться лишь в самиздате журнал Тридцать семь и за границей Тваш , Аполлон-71 , Ковчег , А-Я . В СССР до периода гласности печатал лишь стихи для детей. В настоящее время на родине изданы книги Некрасова Стихи из журнала 1989 г Соло 1991 г Вестник новой литературы 1991 г. и другие статьи и стихи разных лет.

– Конец работы –

Используемые теги: место, время, постмодернизма, мировом, искусстве0.094

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Место и время постмодернизма в мировом искусстве

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Мировое хозяйство и его эволюция. Место России во всемирном мировом хозяйстве
Мировая экономика, или мировое хозяйство это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, в движении, обладающих растущими… Идеология недавнего прошлого привносила во все сферы познания непременные… В связи с этим, традиционно в литературе по проблемам международных экономических отношений фигурировало понятие…

Мировые редигии и система искусств
Именно поэтому формы художественного отражения мира в значительной степени совместимы с образностью религиозного сознания, а его имманентное… Миф стоит как бы между религией и искусством, в большей степени тяготея к… Так, для древнейшей индусской мифологии характерно пантеистическое естественное соединение в единое целое микро- и…

МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА
На сайте allrefs.net читайте: "МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА"

РОЛЬ ИСКУССТВА В ПОЗНАНИИ МИРА: НОВАТОРСТВО И ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРЫ
План... Искусство как феномен... Функции искусства...

«Мир искусства». Балетная музыка: обновление жанра
Хочу сказать несколько слов об источниках Во первых в своей работе я использовала книгу знаменитого танцовщика известного во всем мире... Сергей Павлович родился в Селищинских казармах в Новгородской губернии... В году когда Сергею Дягилеву исполнилось лет семья переехала в Пермь где поступил в пермскую гимназию...

Развитие военного искусства в Первой мировой войне.
Планы сторон были рассчитаны на скоротечную войну, что обусловило развертывание их армий в один стратегический эшелон.Такое построение не… Стремление добиться победы в одном генеральном сражении только с… На Восточном фронте хотя и сохранялись еще условия для ведения маневренных операций, но и там все определенней…

Об одном дипломатическом казусе во время Второй Мировой войны
И наоборот, одна неудачная фраза дипломата могла привести к гибели его державы из-за того, что вкритический момент военные союзники покидают е или… Сталинбыл в парадной маршальской форме. Вместе с ним пришли Молотови… День был жаркий, но к вечеру из старинного парка потянулосвежестью. К приходу Сталина и других советских приглашенных…

Место США в мировом капиталистическом хозяйстве
Курс на органическую интеграцию американской экономики в мировое капиталистическое хозяйство приобретает для США все более важное значение. Сегодня на внешних рынках реализуется уже около 10 ВВП страны и почти 30 всех… Основу экспортной экспансии американских монополий составляют машины , оборудование и продукция сельского хозяйства.

Место России в современном мире
Глубинным основанием международной роли страны является ее геополитическое положение.Геополитическое положение страны связано с особенностями ее… Особое значение имеет наличие или отсутствие выходов в Мировой океан, легкость… Современные международные отношения имеют как межгосударственный, так и транснациональный характер.В своей работе я…

Место США в мировом хозяйстве. Особенности современного этапа развития.
Национальные экономики все более интегрируются в мировое хозяйство. Возникает процесс глобализации, который характеризует растущую взаимосвязь и… Но даже если влиятельные силы выкажут свое несогласие с однополярной системой, порушить ее чрезвычайно трудно.При этом…

0.043
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Антич ный человек в мире искусств И может показаться, что время неумолимо стирает их следы из книги Мнемозины (Памяти). Но если сравнить наши знания об античности с теми, какими… История античности  это не только далеко от нас отстоящая, но и… Знание античных корней культуры может обогатить понимание того, что мы можем утратить, и опытом общения человека с…
  • Структура мирового хозяйства. Центропериферическое строение мирового хозяйства Субъектами мировых хозяйственных отношений являются: Государства, Транснациональные корпорации (ТНК) и их долгосрочные альянсы, Международные… Отсталость, хроническая нехватка инвестиционных ресурсов, односторонняя… Государственный сектор создавался, прежде всего, путем расширения его позиций за счет нового строительства в…
  • Структура мирового хозяйства. Центропериферическое строение мирового хозяйства Субъектами мировых хозяйственных отношений являются: Государства, Транснациональные корпорации (ТНК) и их долгосрочные альянсы, Международные… Отсталость, хроническая нехватка инвестиционных ресурсов, односторонняя… Государственный сектор создавался, прежде всего, путем расширения его позиций за счет нового строительства в…
  • Мировоззрение. Место философии во внутреннем мире человека Античные философы высказывая предположения о строении вещества были недалеки от того представления которое сейчас считается правильным... Многие предположения основанные на повседневном наблюдательном опыте... Правильно было указано предположение о наличии мельчайших частиц ограниченности их количества в теле передаче...
  • О жизни и о смерти. Древняя Русь и Великая Смерть. Время печали. Друзья из иного мира На сайте allrefs.net читайте: "О жизни и о смерти. Древняя Русь и Великая Смерть. Время печали. Друзья из иного мира"