рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Место и время постмодернизма в мировом искусстве

Место и время постмодернизма в мировом искусстве - раздел Литература, Место и время постмодернизма в мировом искусстве Место И Время Постмодернизма В Мировом Искусстве. Пути И Тенденции Развития М...

Место и время постмодернизма в мировом искусстве. Пути и тенденции развития мировой культуры хх в. своими противоречиями и парадоксальными явлениями породили широкий диапазон оценок, от наименования их деструкцией, кризисом культуры О.Шпенглер, Н.А.Бердяев до понимания их как новаторских экспериментов, рождения новой души культуры Х.Ортега-и-Гассет. Все эти мнения, несмотря на противоречия, склоняются к одному XX век знаменуют собой существенный перелом в истории человечества и формах его культурной деятельности. Мы фиксируем не просто границу в смене картин мира, а некий глобальный разрыв с предшествующими тенденциями искусства, причем новые поиски не укладываются в единую формулу, не сводятся к единому стилю.

Основным явлением, приводящим к этому выводу, является явление постмодернизма.

Характеризуя постмодернизм, стало традиционным выводить его из противоречий с модернизмом - в связи с похожестью и неудачностью термина. Модернизм изначала указывал на все новое, стремление к новому, которое отрицало старое, классическое искусство, отталкивалось от него, спорило с ним, являя собой диалектическое противоречие.

Модернизм признавал целостную иерархию, заявляя о приоритете нового над старым, сравнивания себя со старым. Постмодерн возник не после модерна - философии XIX в а рядом с ним. Уже в ХIХ в современник и ученик Гегеля датский ученый Кьеркегор выступил против притязаний разума. В это же время Ш.Бодлер, по сути, сформулировал стратегию культуры постмодерна. Художнику предлагалось завоевывать пространство и время будущего, не ориентируясь при этом на какие бы то ни было указания, нормы, образцы он просто рвался к новому, не зная при этом ни пути, ни ориентиров.

Таким образом, постмодерн отказался от иерархии, от оценок, от какого бы то ни было сравнения с прошлым. Это подчеркивает отсутствие всякой связи его с модерном. Поэтому не совсем верно выстраивать хронологическую цепочку модерн - постмодерн. По мнению У.Эко, принципиальное различие этих явлений в том, что модернизм, открещиваясь от прошлого, разрушает образ, отменяет образ, доходит до абстракции, до безобразности, до чистого холста, до дырки в холсте, до сожженного холста. Но наступает предел, когда авангарду модернизму дальше идти некуда, поскольку им выработан метаязык, описывающий его собственные невероятные тексты то есть концептуальное искусство. Постмодернизм - это ответ модернизму раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности. 60 101-102 В ХХ в. разрушение старой картины мира проявилось во всех областях культуры и науки, которые вышли на новый уровень познания.

Возникает новое чувство жизни, новое чувство времени, приводящее к рождению нового качества интеллекта.

Научные открытия порождают большое количество новых вопросов. Весь узел проблем эпохи, ускоряющийся темп жизни утверждает рациональное недоверие к рациональному. Этот принцип жизни и культурного бытия сметал любые авторитеты. Новая картина мира еще более разоружила человека, поставив его перед множеством нерациональных факторов, управляющих миром.

А новая форма культурного самосознания привела к смене собственно художественного видения мира. Именно в этот период оказалась востребованной философия постмодернистических мыслителей Кьеркегора, Ницше, Паскаля. Их настроения привлекли также внимание З.Фрейда, М.Хайдаггера, Ж.Деррида. Таким образом, в начале ХХ века постмодернизм получил толчок в развитии в контексте мировой культуры.

Постмодернизм - явление, первоначально появившееся и теоретически оформившееся в западном искусстве. Среди литературоведов термин впервые применил Ихаб Хасан в 1971г первый манифест постмодернизма получил Лесли Фидлер, а в 1979г. вышла книга Ж-Ф.Лиотара Постмодернистское состояние, в которой философски осмысливается состояние мира в период развития средств массовой коммуникации, способствующих замене реального мира компьютерной иллюзией. В западном искусстве особенно в кино, широкое распространение получили симулякры - жизнеподобные фикции, копии, у которых отсутствует подлинник. Это были образы отсутствующей действительности, за которыми не стояла никакая реальность.

Но они были настолько правдоподобны, что создавалась иллюзия их реального существования различные чудовища, биороботы, пришельцы, трансформеры и т.д По словам Нефагиной, в условиях, когда реальный мир был потеснен иллюзией, подрывается авторитет разума, интеллекта. Дегуманизация общества ведет к тому, что культура замыкается на самой себе. Постмодернизм возникает в постиндустриальном обществе, где господство видеокоммуникаций создает отчуждение человека от действительности. 46 152-153 Но отчуждение человека перестает в иллюзорном мире отделять свое от чужого.

Чужие языки, культуры, знаки воспринимаются как собственные, из них строится свой мир. Их можно по-своему компоновать, перечислять, комбинировать. Отсюда постмодернистское произведение не готовая вещь, а процесс взаимодействия художника с текстом, текста - с пространством культуры, с материей духа, текста с художником и с самим собой.

При заявлении о себе как транскультурный и мультимедийный феномен, предполагающий диалог на основе взаимной информации, открытость, ориентацию на многообразие духовной жизни человека. По словам Скоропановой, в политике это выражается распространением различных форм постутопической политической мысли, в философии - торжеством метафизики, пострационализма, постэмпиризма, в этике - появлением постгуманистических концепций антиутилитаризма, нравственной амбивалентности, в эстетике - ненормативностью постнеклассических парадигм в художественной жизни - принципом снятия, с удержанием в новой форме характеристик предыдущего периода. 53 9 Основной чертой постмодернистского сознания является неприятие какой бы то ни было иерархии, оценки, отсутствие ограничений.

Поэтому трудно выделить набор определенных черт этого явления - согласно постмодернистской философии, его просто не существует. Однако можно очертить круг явлений постмодернизма хотя бы условно.

В постмодернистском философском тексте отсутствует все объясняющий концепт за описываемыми явлениями нельзя обнаружить никакой глубины, сущности, будь то Бог, Абсолют, Логос, Истина и т.д. Это влечет за собой потерю смыслового центра, создающего пространство диалога автора с читателем, и наоборот. Такой текст допускает бесконечное множество интерпретаций, он становится многосмысленным. Отсутствие центра превращают авторов в субъектов бесконечной коммуникации.

Источник информации, равно как и адресат, становится неопределенным. Гораздо важнее становится то, как выражается информация. Философия теряет свои границы, очертания философского текста размываются и начинают существовать в каком-то рассеянном виде - внутри стихов, фильмов, литературной прозы и т.д. Художник-постмодернист уже изначально философ. Философствование практически уже не требует специальной подготовки, оно становится непрофессиональной деятельностью, и к числу философов постмодернизм причисляет, например, А.Белого, В.Хлебникова, М.Пруста, Е.Шварца, Эйзенштейна, Феллини и др. 25 327 В основу эстетики постмодернизма легли также достижения таких направлений, как семиотика теория знака, постструктурализм борьба с тотальностью во всех видах, деконструктивизм децентрация и деконструкция иерархий и др. Появление этих направлений было обусловлено развитием философии и общественной мысли.

Итак, философия постмодернизма отказалась от классики, открыв новые способы и правила интеллектуальной деятельности, что явилось своеобразным ответом на рефлексивное осмысление происходящих в ХХ веке глобальных сдвигов в мировоззрении.

Основными базовыми понятиями этой деятельности стали Во-первых отказ от истины. Взамен вводится термин след, как единственное, что остается вместо прежней претензии знать точную причину. Во-вторых Неприятие категории Сущность, появляется понятие Поверхность Ризома. Предпочтительными становятся игра, случай. В-третьих Отказ от категории Истина , Сущность , Цель , Замысел есть по сути отказ от категориально-понятийной иерархии.

В-четвертых Постмодернизм противопоставляет метафизике иронию, а трансцендентному - имманентное. В-пятых Постмодернизм тяготеет к неопределенности, делая это понятие одним из центральных в своей интеллектуальной практике. И, наконец, постмодернизм нацелен не на созидание, синтез, творчество, а на деконструкцию и деструкцию, т.е. перестройку и разрушение прежней структуры интеллектуальной практики и культуры вообще.

Отвязавшись от всякой традиции, постмодерн в своем свободолюбии пошел на крайность стер имена и даты, смешал стили и времена, превратил текст в шизофренистическое приключение, в коллаж анонимных цитат, начал играть с языком вне всяких правил грамматики и стилистики, смешивая и уравнивая святое и греховное, высокое и низкое 25 329 Суть постмодернизма сводится к игре с мертвым формами 22 419 , к опровержению самого себя, парадоксальности.

Наиболее ярко постмодернизм проявился в литературных текстах. Причем эти тексты были одновременно и философскими, точнее они растворили в себе философию постмодернизма. До сих пор нет одного мнения насчет того, что же называется постмодернизмом. По мнению В.Курицына, нет ничего такого, к чему можно было бы однозначно приложить существительное постмодернизм. Это не течение, не школа, не эстетика. В лучшем случае это чистая интенция, не очень к тому же связанная с определенным субъектом.

Корректнее говорить не о постмодернизме, а о ситуации постмодернизма, которая на разных уровнях ив разных смыслах отыгрывается - отражается в самых разных областях человеческой жестикуляции . 29 В силу более удачных условий существования постмодернизм со всем размахом появился и развернулся в США и Западной Европе. Первые наиболее устойчивые его проявления отмечены в 60-х гг. ХХ в. Тогда в редких критических работах стали проскальзывать отдельные черты постмодернизма.

Лесли Фидлер в своей статье Пересекайте границы, засыпайте рвы Плейбой, декабрь 1969 г. оценил постмодернизм как сочетание элитарного и массового, что способствует соединению публики и художника и чисто физически расширяет функции литературы. В то же время быстро становится модным многоуровневое письмо, тексты, заключающие в себе несколько историй, как бы предназначенных для разного типа читателей в одном произведении сочетается бульварный детектив и философский трактат - например, Имя розы Умберто Эко, Парк юрского периода Майкла Крайтона и др. Не менее важные характерные черты постмодернизма рассмотрел Жан Франсуа Лиотар в работе Ситуация постмодернизма он подчеркнул, что существует великое множество языков, а мир - место и способ реализации языковых игр, причем в этих играх не может быть ни победы, ни консенсуса, иначе это будет обозначать конец игры. Цель этой игры заключается в паралогичности.

Паралогия - это противоречивое разумение, призванные сдвигать структуры разумности, как таковые 37 286 Постмодернизм ничего не отвергает, он, напротив, утверждает пребывание как-бы-ушедшего в иерархическом контексте современности.

Ж.Делез и Ф.Гуаттари на место древесной картины мира вертикальной связи между небом и землей, линейной однонаправленности развития выдвигают ризоматическую модель. Ризома - особая грибница, являющаяся как бы корнем самой себе в ней нет участка, который был бы для какого-то другого участка корневым или находился бы по отношению к нему в метапозиции все они одинаково принадлежат субстантивному множеству, не связанному с идеей единства.

Они же вводят и раскрывают и понятие симулякра Симулякр не есть деградировавшая копия, он содержит в себе позитивный заряд, который отрицает и оригинал, и копию, и образец, и репродукцию. 29 204 В 1968 г. Р.Барт констатирует смерть автора в постмодернистском произведении. Это происходит потому, что - изжита идея линейности, в русле которой автор предшествует тексту, порождает текст - ныне текст представляет собой многомерное пространство, составленную из цитат, отсылающих ко многим культурным источникам нет такого элемента текста, который мог бы быть порожден лично и непосредственно автором.

М.Фуко подчеркивает изменение отношения к тексту исчезает пространство для нормального секса - современный секс не имеет ни метаисточника идеи предка, ни результата идеи потомка. Происходит стирание субъектности, то есть моделирование подходящих к ситуации гениталий.

Рассматриваются любые сексуальные практики, конкретные характеристики которых зависят от ситуации и контекста. И, наконец, Ж.Деррида формулирует идею деконструкции - разрушения существующей реальности и создания этим же путем новой. Он так же пытается снять оппозицию устной и письменной речи путем создания категории архиписьма как праисточника письма и устной речи, пространства непрерывной циркуляции смыслов, существующих в естественном виде именно в этом процессе перетекания.

Всякий остановившийся смысл требует немедленной деконструкции. Таким образом, западная традиция постмодернизма позволяет нам зафиксировать четыре группы признаков постмодернистской литературы, которые, однако, не являются обязательными, а лишь наблюдаемыми в разных комбинациях и составах в этой литературе. По В.Курицину 29 Первая группа характеристик - Замена вертикальных и иерархических связей горизонтальными и ризоматическими - Отказ от идеи линейности - Отказ от идеи метадискурсивности, от убежденности в возможности метакода, универсальности языка - Отказ от мышления, основанного на бинарных оппозициях Вторая группа характеристик - Виртуальность мира эпохи постмодернизма феномен двойного присутствия.

Двойное присутствие - это значит, что художник в каждой ситуации выступает как минимум в двух функциях, присутствуя одновременно Здесь и Там - в качестве субъекта и объекта, являясь сразу и автором текста и его героем, и сторонним наблюдателем. Третья группа характеристик - Проблематичность категории инаковости - Интерфейсность - интертекстуальность Постмодернизм - опыт непрерывного знакового обмена, взаимопровокаций и перекодировок.

Этим вполне объясняется пресловутая постмодернистская центонность и интерконтекстуальность постоянный обмен смыслами стирают различия между своим и чужим словом, введенный в ситуацию обмена знак становится потенциальной принадлежностью любого участника обмена. Причем участники, субъекты постмодернистской игры обнаруживают удивительную способность к метаморфозам мультфильм Пластилиновая ворона. М.Эпштейн в этих условиях выделяет метаболу - образ, не делимый надвое, на прямое и переносное значение, на описанный предмет и привлеченное подобие, это образование двоящейся и вместе с тем единой реальности.

Четвертая группа признаков - преимущественное внимание к контексту - интерес к маргинальным практикам и жанрам - кризис авторства Периферийные явления приобретают статус центральных. В связи с этим становятся популярными второстепенные жанры дневники, словари, примечания, комментарии, жанр письма E-mail, мэйл-арт, джанк-мейл письма от неизвестных фирм и др Уходит иерархия жанров, иерархия жестов.

Постепенно постмодернизм, начав с утверждения стирания границ между реальностью и чудом на письме, пришел к тому, что уничтожает границы в жизни круглосуточное прямое вещание CNN и др Такими вот чертами, в основном, и характеризуется Западная постмодернистская традиция. В нашей стране эта линия искусства во многом сходна, сохраняет формальные и прочие черты постмодернизма.

Но все же здесь имеются и значительные расхождения. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Место и время постмодернизма в мировом искусстве

В его основе лежит некий глобальный разрыв с предшествующими тенденциями искусства. Отмена канонов, многоголосие различных тенденций, не уступающих… Несмотря на элитность, сложность, труднодоступность новых тенденций, они… Это явление более глобальное, существующее как отдельное мировоззрение, философия, постепенно принимающая массовые…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Место и время постмодернизма в мировом искусстве

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности эстетики русского постмодернизма
Особенности эстетики русского постмодернизма. Появление и развитие постмодернизма было обусловлено развитием искусства как в США и Западной Европе, так и в России СССР . Причиной этого процесса был

Глава II. Роль постмодернистических тенденций в произведениях современной русской литературы
Глава II. Роль постмодернистических тенденций в произведениях современной русской литературы. Элементы постмодернистических тенденций в романе А.Битова Пушкинский дом. Для того, чтобы выделить пост

Пелевина Омон Ра в контексте русской постмодернистской литературы
Пелевина Омон Ра в контексте русской постмодернистской литературы. Личность Виктора Пелевина и его творчество вызывают в обществе сильный резонанс. Подобной популярностью не может похвастать

Задачи и специфика факультативов
Задачи и специфика факультативов. Факультативное изучение литературы начинается в 9 классе, когда интересы школьников уже определились, а их способность к самостоятельной интеллектуальной де

Виды заданий на факультативных занятиях
Виды заданий на факультативных занятиях. Дадим краткую характеристику типичных заданий 21 8-9 Работа с хронологической таблицей. от темы к теме повышается объем пояснений к датам, событиям,

Факультатив в старших классах
Факультатив в старших классах. Факультативная форма обучения очень важна и необходима, т.к. воспитание читателя, являющееся целью школьного изучения литературы, не может быть осуществлена ли

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги