Михаил Юрьевич Лермонтов

ПЛАН. 1. Краткая биография поэта. 2. Образ положительного героя в лирике Лермонтова. 3. Образ современного поэта. 4. Позиция возвышения и ограничения искусства. 5. Лирический герой – трагическая фигура. 6. «Поэзия действительности» 7. Зрительная выразительность в лирике Лермонтова 8. Кристаллизация мыслей и образов поэтов во второй половине 30-х годов. 9. Возникновение символических и аллегорических стихотворений. 10. Проблемы и темы в содержании баллад. 11. Стихотворение «Дума» - ключ к пониманию гражданского подхода Лермонтова. 12. Сравнение стихотворений «Прощай немытая Россия» и «Жалобы турка». 13. Тема вольной «беззаконной» подруги героя в лермонтовской лирике. 14. Индивидуализация героинь в лирике. 15. Новый образ России в творчестве Лермонтова. 16. Три стадии развития поэзии писателя. 17. Отношение современников к творчеству писателя. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. Жизнь его была коротка и трагична.

Детство поэта, омраченное несложившимися отношениями родителей, ссорой отца с бабушкой, ранней смертью матери, прошло в Тарханах.

Болезненный ребенок остался на попечении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, которая нежно любила его, возила в Подмосковье и на Кавказские воды. Затем благородный пансион при Московском университете и университет, из которого Лермонтов ушел в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

По окончании ее он стал офицером Лейб-гвардии гусарского полка. За стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов был выслан на Кавказ. После он снова попал на Кавказ за дуэль с сыном французского посланника. В ту пору он уже приобрел известность. Однако, оставить службу не удалось, власти не разрешили выйти в отставку. На Кавказе Лермонтов и погиб: у подножья горы Машук во время дуэли пуля сразила поэта.

В 1837 году Лермонтов появился в печати, уже как зрелый поэт, имеющий богатый опыт в лирике, прозе и драме. Но для читателей он был открытием, неизвестным сильным поэтом (слова Белинского). Зрелая лирика Лермонтова является величайшим взлетом и победой, совершенной творческим гением и всей русской литературой. В лирических стихотворениях Лермонтова развертывается и углубляется центральный для них образ положительного героя своего времени.

Стихотворениями, открывающими период зрелости в лирике Лермонтова, следуем считать «Бородино» (1837) и «Смерть поэта» (1837). Каждое из этих прославленных стихотворений по-своему знаменательно. В одном из них преобладает утверждение, в другом – отрицание. «Бородино» представляет собой первое произведение Лермонтова, в котором, с точным соблюдением национального и исторического колорита, была развита тема русского народа как активной силы в истории и очерчен образ простого человека – ветерана- раcказчика.

В стихотворении на смерть Пушкина с поразительной для того времени политической остротой подымается вопрос о трагической судьбе «дивного гения» России, ставшего жертвой светской черни и придворной олигархии. Для дальнейшей эволюции Лермонтова идеи и творческие принципы, реализованные в этих стихотворениях, имели первостепенное значение. Большую роль они сыграли в развитии магистральной для Лермонтова лирической темы поэта и толпы. Создавая

Образ современного поэта

«Пророк», 1841). Любовь к свободе, порывы страсти, беспокойства и негодования сочетаютс... В содержании этих баллад также отражаются проблемы и темы, распростран... Закревской («Портрет»). Лермонтов все заметнее индивидуализирует своих героинь, превращает их ...

литература во всем ее объеме как ее органический элемент, как одна из ее живых действующих сил. Великая слава и великая роль Лермонтова в потомстве достались ему не случайно.

Как и все гениальные художники Лермонтов работал не только для своего времени, но и для будущего. Лермонтов умел вглядываться в глубину жизни и улавливать те скрытые течения, которые несли в себе будущее. Не «темная старина», не ее «заветные придания» притягивали Лермонтова: «… она вся в настоящем и будущем» - записывает он о России незадолго до своей гибели. Лирика Лермонтова повернута к будущему, озарена мыслью о независимом и гордом человеке, свободно связанном со своей страной и со всем миром.

Эта «тайная дума», сквозящая в лермонтовском творчестве, то разгоравшаяся в нем, то отступавшая в сумерки эпохи является одним из опознавательных знаков, который помогает и будет помогать читателям всех поколений найти Лермонтова, понять и принять.