рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Нравственное и духовное воспитание современной молодежи

Нравственное и духовное воспитание современной молодежи - раздел Литература, Содержание Введение 3 Духовное И Нравственное Воспитание Современной Молодеж...

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Духовное и нравственное воспитание современной молодежи 4 Материал Введение Что выводило Россию и русских из катастроф? Духовная вера, высокое нравственное чувство, беспредельное мужество в борьбе за Отечество в самый тяжелый момент. Таким тяжелым моментом в истории был XIV век – век Татаро-монгольского Ига. Почему я выбрала именно этот период? Потому что он сродни нашему времени.Войны в Чечне, Афганистане, множество катастроф чуть ли не каждый день. Но больше всего меня заинтересовала одна личность.

Этот человек “дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озарявший их светоч» (В.О. Ключевский). Этим человеком бы Сергий Радонежский. Я решила взять два романа русских писателей Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» и Д. Балашова «Похвала Сергию» и сравнить образы Преподобного.

Но сравнить не только образы, но мысли, чувства, переживания самих авторов. Так лучше воспринимается их мировоззрение. Я уверена, задача, которую преследовали писатели, была едина: в эти тяжелые времена ободрить, наставить на путь истинный, вселить надежду в сердце каждого. Поэтому и взяли они для примера деяния Сергия Радонежского. По-моему, жизнь Сергия не должна быть только примером, прежде всего, это эталон духовного и нравственного воспитания.

Наверное, более глубокое понимание этой проблемы приходит с возрастом. Человек начинает более серьезно относиться к жизненным ситуациям, на основе предыдущего опыта. А что же современные подростки? Как нам преодолеть трудности? Сделать правильный выбор? Кто нам поможет? И получится ли у нас встать на путь духовного возрождения России? Ведь только от нас зависит светлое будущее наших детей.

Духовное и нравственное воспитание современной молодежи

Это очень характерно для Балашова. Ведь он сам перенес тяжелое детство. Если вдуматься, то сколько нерешенных вопросов. Но почему же так получ... Это поистине русская черта характера. Уже упоминалось, что до поры до времени Пр. А когда видел, что который либо инок опытен уже в духовном подвиге, то...

выводы всей жизни Преподобного: «Сергий пришел на свою Маковицу скромным и безвестным юношей Варфоломеем, а ушел православнейшим старцем.

До Преподобного на Маковице был лес, вблизи – источник, где жили медведи в дебрях по соседству. А когда он умер, место сильно выделилось из лесов и из России. На Маковице стоял монастырь – Троице-Сергиева Лавра, одна из четырех Лавр нашей Родины. Вокруг расчистились леса, поля явились, реки, овсы, деревни. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч. Через 30 лет по смерти были открыты мощи Сергия – и на поклонение к ним ходили богомольцы нескольких столетий – от царей до баб в лаптях, проложивших тропки торные по большаку к Сергиеву Посаду» («Осенний свет», 1991 г с. 498). Автор даже сам предлагает читателю рассмотреть благодеяния Сергия: «Присмотримся немного, что же он оставил.

Прежде всего – монастырь. Первый крупнейший и прекрасный монастырь Северной России. Если кельи Лавры он рубил собственноручно, если сам построил Благовещенский монастырь на Киржаче, то бесчисленные обители, возникшие по его благословлению, основанные его учениками – и проникнуты духом его.» («Осенний свет», 1991 г с.467). Из этих слов я поняла, насколько сильно влияние этого духовного человека на народ русский.

Его помыслы, мысли, чувства, деяния – все так живо! И на мой взгляд, наша задача состоит в том, чтобы сохранить пламя этого высоконравственного эмоционального костра в душах наших. Сопоставляя цитаты из разных произведений, я увидела, что, конечно, у Балашова нет таких точных и полных описаний благодеяний Сергий, чем у Зайцева, который даже давал оценку его действиям, поступкам.

Поэтому здесь я больше на стороне Зайцева, т.к. его текст мне более близок и понятен. Чем же запомнился этот тяжелый 14 век? Прежде всего это татаро-монгольское нашествие. И каково же отношения Сергия к происходящим событиям? он не остался к ним равнодушен. По моему мнению, Преподобный и история нашего многонационального Российского государства связаны нерушимыми узами.

Не прошли эти события и мимо Зайцева. Писатель непосредственно затронул и эту сторону жизни Сергия: «Преподобный не был никогда политиком, как не был он и «князем церкви». За простоту и чистоту дана ему судьба, далекая от политических хитросплетений. Если взглянуть на его жизнь со стороны касания государству, чаще всего встретишь Сергия-учителя и ободрителя, миротворца.» (Роман-газета-3, 1993г, с. 98). Князь Дмитрий шел за благословлением к Сергию, за надеждой: «Теперь отшельник стоял перед трудным делом: благословления на кровь.

Благословил бы на войну, даже национальную – Христос? И кто отправился бы за своим благословлением к Франциску?» («Осенний свет», 1991 г, с. 452). Но даже, несмотря на столько вопросов и сомнений, терзающих его душу, Сергий решается на столь опасный шаг: «Он не за войну, но раз она случилась, за народ и за Россию, православных. Как наставник и утешитель он не может оставаться безучастным» («Осенний свет» 1991 г с. 463). Я думаю, Зайцев смог передать, насколько велика роль Сергия в истории.

Ведь это именно он своими советами, молитвами, незапятнанной духовностью, стойкостью воскресил духовную веру, высокое нравственное чувство, всеобщее объединение, беспредельное мужество в борьбе за отечество в самый тяжелый момент. Как же не хватает такого человека нашему государству, современной России, полностью погрязшей во мраке войны и различных катастроф. Таков Сергий, как политический деятель, в изображении Зайцева. А как же с этой стороны описывает Сергия Балашов? Точной связи его с государством писатель не рассматривает. Но уже в юном возрасте в Преподобном видны черты ободрителя, наставника, способного вызвать высоконравственный подъем в человеке.

Прежде всего это его спокойствие: «Рушился дом. Вместо прибытков, доходов и кормов оставалось все меньше слуг, наваливало все больше работы на плечи сыновей, и где там на ученье книжное» (Балашов, том I, 1990 г с. 451). Я считаю, что тяжелые детские годы надолго остались в памяти Сергия.

И поэтому уже в более зрелом возрасте Преподобный не хотел видеть угнетенный, измученный народ от нашествия Батыя. И, мне кажется, именно этим и объясняется его вера в Дмитрия, вера в победу. Сравнивая два случая из произведений Зайцева и Балашова, мне показалось, что это словно две части, существующие одна неразрывно от другой. Первая у Балашова – это как исток, начало, а у Зайцева – продолжение, использование опыта, набранного в молодые годы. Поэтому здесь невозможно выбрать, что восприятие Сергия, как политического деятеля, более глубоко или близко для читателя.

Читая два произведения Балашова и Зайцева, сопоставляя их цитаты, мнения, я поняла: «Да, конечно они разные, но цель, к которой они стремятся, едина: она должна проникнуть в сердце читателя, показать истинные жизненные ценности совершенно ослепшим современным подростком». А вдохновителем для авторов служит Сергий, с которого и начиналось нравственное, политическое и духовное возрождение России.

Ну а что же случилось сейчас? Во что мы превратили наш мир? Поймем ли мы это? Услышим? Внемлем? И не запоздаем ли понять? в настоящее время, время раздоров, ожесточения и разорения, нам необходимо взаимопонимание, любовь ближнего. Созидать способна только любовь – та любовь, которую явил примером своего служения Богу, людям и Отечеству Преподобный Сергий Радонежский. Все мы должны служить своей Родине, ее спасению и ее благу, и тем самым служить Божьему делу. Каждый гражданин, какой бы ни была его национальность, должен, следуя указаниям долга и совести, служить на благо своей страны, для ее обновления и оправдания перед лицом Божьим.

Возрождение России теперь полностью зависит от нас, нашего воспитания. А сможем ли мы, дети XXI века, изменить окружающий мир? Внести в него лучик света, добра и справедливости? А еще я бы хотела обратить внимание на язык в жизнеописании Дмитрия Балашова. Не всякий бы решился сегодня заставить героев своих произведений говорить на языке, близком к реальному разговорному языку XIV века. А вот именно этого нет в житейской повести Зайцева.

Да, действительно, язык Балашова по праву можно назвать богатым, картины природы в изображении этого автора очень поэтичны: «Смеркалось. Уже угасли последние потоки расплавленного дневного светила, уже мохнатые руки туманов поднялись из болот, и глухо вдалеке ухнул филин, а он все бежал и шел, шатаясь от горя и усталости, и снова бежал, неведомо куда и зачем» (Роман-газета-3, 1993 г с. 35). Такое изображение пейзажа просто необходимо читателю для лучшего понимания внутреннего мира главного героя, не зря таким приемом воспользовался Дмитрий Михайлович.

А вот у Зайцева я не заметила ничего подобного. Тем не менее его жизнеописание очень интересно. Но что же так привлекает в этой повести? Да, конечно, здесь нет таких картин природы. Но зато как эмоционально автор рисует образ Сергия, прибегая к помощи ярких эпитетов: «Такой он даже на иконе – через всю ее условность образ невидного и обаятельного в задушевности своей пейзажа русского, русской души. В нем наши ржи и васильки, березы и зеркальность вод, ласточки и кресты, и несравнимое ни с чем благоухание России.

Все – возведено к предельной легкости, чистоте» («Осенний свет», 1991 г с. 431). И сразу же все становится ясно и понятно. Но все же эпитеты, употребленные Балашовым, я думаю, более художественные: «крохотные капельки воды», «знаменитый подвижник», «духовный склад», «ангельская красота», «сугубая твердота», «величавые своды», «внутренние усилия», «дубовые стены», «пьянящая кора», «сияющие глаза», «мировые события», «телесный плен» и другие.

Если собрать их всех вместе, несомненно, сложится именно тот образ, те мысли, что хотел нам передать автор. Но более всего меня поразило употребление таких сравнений: «воздух свеж, как юность», «темной, убеленной ветром, громадою высится терем», «облака стоят высокими омертвелыми громадами», «мохнатые руки туманов». Наряду с тихими меткими фразами, с безглагольными словами немаловажное значение имеют и олицетворения: «земля клубится, исходит соками», «снег подчеркнул и выкружил белою проресью каждое бревно», «в оснеженных крохотных оконцах смеркает короткий день», «ночная мгла беззвучно и легко выползает из чащоб, окутывая своею незримою фатою вершины деревьев». Зайцев, похоже, решил не прибегать к помощи сравнений, метафор, гипербол, т.к. в его повести их сравнительно меньше, чем у Балашова: «небольшая площадка высилась, как маковка». Но, несмотря на это, произведение Бориса Константиновича я представляю в виде единой объемной метафоры, ведь все изображенные им события несут в себе скрытый смысл.

И, наверное, только духовно развитый человек сможет его понять, постарается все осознать.

Чаще это случаи, связанные с видениями Сергия, то это «образы зверей и мерзких гадов», то появление Богоматери с Апостолом Петром и Евангелистом Иоанном. Но также я заметила деталь, объединяющую две повести – это риторические вопросы и обращения.

На них – то уже точно не скупились писатели. Я думаю, с помощью таких отступлений авторы хотят дойти до сердца каждого читателя, чтобы и они задумались и постарались найти ответы на такие вопросы, как «что такое чудо?», «что такое жизнь?», «как выбрать правильный путь, следует ли верить в Бога?» - следует! – однозначно говорят оба писателя. Они сами ищут ответы, много размышляют, делятся своими предположениями. А задумывались ли мы над такими проблемами, довольно-таки актуальными в наше время? Я уверена, больше половины населения ответят положительно.

Более глубокое осознание приходит с возрастом. Например, человек прожил определенный период жизни, что-то приобрел для себя, чему-то научился. А может быть стал даже сильнее духовно, преодолев какое-то испытание, поняв суть происходящего и сделав правильный выбор. Я чувствую, что в России еще не раз прозвучит слово Сергия Радонежского, которое призывает нас к объединению, зовет к возрождению Отечества.

Вот что самое главное! Великое бескорыстие, вдохновенное служение Родине, духовная высота, преданность Вере – как необходимо все это сегодня, как не достает этого нам! Где обрести сейчас благодатного заступника и печальника перед Богом, за нашу землю, за народ, за честь, достоинство и целостность нашей великой многонациональной Державы. Может быть вся наша греховность, наши несчастья заключаются в том, что мы утратили Бога в сердцах и делах, погасили в Себе Его огонь, растеряли искры святости и добра. И разрушили нравственные основы своей жизни.

Я просто восхищена нравственной чистотой образа Сергия. Ведь только благодаря ему его соотечественники, обратившись к делам веры и совести, чести и правды становились способны к подвигу жизни по вере и потому сумели отстоять историческое право Руси на государственное бытие и развитие. Так разве мы не способны на такой же рывок? Я уверена, творчество Зайцева и Балашова несомненно по достоинству оценены читателями, они повлияли на внутренний мир каждого человека, прочитавшего эти страницы русской истории.

Повлияли они и на меня. Часто задумываясь о том, почему же общество стало настолько мало развиваться духовно, просто игнорировать слово «Бог» и словосочетание «религиозный долг», почему многих современных подростков вообще не интересует более высокое познание окружающего мира. Здесь я бы хотела сказать словами Ж.Ж. Руссо: «Вся нравственность человека заключается в его намерениях». Я сможем ли мы реализовать свои намерения? Добиться истинного возрождения России? Воспитать в себе нравственные и духовные качества? МАТЕРИАЛ 1. Борис Зайцев «Осенний свет». – 1990 г. 2. Дмитрий Балашов, том 1, 1991 год. 3. Дмитрий Балашов «Похвала Сергию». – 1990 г. 4. Роман-газета-3, 1991 г.

– Конец работы –

Используемые теги: Нравственное, Духовное, Воспитание, современной, молодежи0.08

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Нравственное и духовное воспитание современной молодежи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Духовное воспитание подростков в процессе воспитания школьников
Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как… Школа переориентируется с сугубо образовательных обучающих технологий,… Специфика такого воспитания заключается в том, что его конечной целью выступает гармонически развитая личность. Оно…

ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
А и Б Стругацкие Хромая судьба... Только установление истории открывает нам истину и обосновывает концепции... Д С Лихачев История мать истины...

Духовная музыка как одна из граней духовного воспитания подрастающего поколения
Антропологический подход позволит нам взглянуть на проблему воспитания человека в комплексе. Становление человеческой субъектности, духовное… Нет и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него… А между тем, в младших классах при красочной подаче этих песен и неоднократном их повторении, они становятся одними…

Нравственное воспитание детей через ролевую игру
Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к… Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. … Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими…

Особенности патриотического воспитания в современной школе
Н.Г.Чернышевский Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые… На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого… За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. Резко возросла и…

Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе
В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по… Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников…

ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Спецификой предмета является изучение закономерностей физического воспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет
ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ... В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как... Цель физического воспитания ребенка это подготовка к жизни труду защите Отечества...

Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного… Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого.

Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися… Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах,…

Структурные элементы воспитания. Цели, содержание, источники воспитания
Поэтому на практике трудно выделить сфе¬ры исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на раз¬витие человека.А именно как его… Теория и методика воспитания являются разделами об¬щей педагогики, в которых… Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше…

0.043
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Проблема нравственной свободы в современной прозе Наверное, я не ошибусь, если скажу, что во всехразных произведениях есть нечто общее. Герои их трудно обретаютнравственную свободу и нелегко делают… В этом сочинении я смогу высказатьсятолько о некоторых героях романов… Но Зыбин ломает хитроумные ловушки палачей,опровергает их догмы, доказывает, что, попирая права человека на мысль,…
  • Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по… Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников…
  • Социальное неблагополучие современной молодежи Это и многочисленные разновидности незаконного применения силы, начиная с убийства на почве семейной неурядицы и кончая тщательно спланированным… Это различные порочные действия людей: коррупция, экономические, сексуальные… Сюда можно отнести самоубийство и уклонение от уплаты налогов, мошенничество в области получения жилья и других видов…
  • Сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми как условие нравственного воспитания Если он учитывает особенности воспитуемого, его потребности, эмоции, возможности, а так же стимулирует активность ребёнка, при этом, не подавляя… Так педагогическая деятельность из традиционной – субъектно-объектной… А значит, требует к себе особых, индивидуальных способов воздействия и форм общения.
  • Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков Причинами отклонений в поведении учащихся являются: дефекты семейного воспитания, недостатки учебно- воспитательного процесса школы, индивидуальные… По данным российских социологов в 90-х годах 20 в. на 30 % увеличилось… Контингент неблагополучных учащихся, который раньше наблюдался в основном в ПТУ, теперь в определенной мере…