рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Духовное и нравственное воспитание современной молодежи

Духовное и нравственное воспитание современной молодежи - раздел Литература, Нравственное и духовное воспитание современной молодежи Духовное И Нравственное Воспитание Современной Молодежи. Для Научной Конферен...

Духовное и нравственное воспитание современной молодежи. Для научной конференции я выбрала тему «Нравственного и духовного воспитания современной молодежи», для чего и решила заглянуть во времена Древней Руси. Почему именно эту тему? Ведь нас отделяют века и столетия, но именно там я нашла истинные жизненные ценности: дружбу, любовь, чувство долга, ответственности и, прежде всего, патриотизма, который уже в наше время ч тал дефицитом! Мы просто стесняемся произнести это слово вслух.

Поэтому я полностью согласна с мнением А.С. Пушкина: «Чтобы понять настоящее, надо знать прошлое». Я попыталась раскрыть тему нравственного и духовного воспитания для моего поколения.

Ведь что такое духовность? Это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над моральными. Именно это свойство души и характерно для Сергия. Кем же он был? Наставник, учитель или Духовный пророк? У каждого писателя свой Сергий. Первый человек, попытавшийся написать биографию Преподобного Сергия, был его ученик Епифаний.

Автор жития преследовал, прежде всего, задачу дать такой образ святого, который соответствовал бы представлению об идеальном церковном герое, изображая Сергия обычным крестьянином XIV века: «Святого в худой одежде, разодранной и много раз заплатанной, копающего землю». Именно этот первоначальный источник послужил фундаментом для произведения Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» и Балашова «Похвала Сергию». А какой же Сергий в изображении уже более современных авторов? У Зайцева это, прежде всего, человек не заключенный в определенные рамки святого: «А Сергий был все так же прост – беден, нищ и равнодушен к благам, как остался и до самой смерти. Ни власть, ни разные «отличия» его вообще не занимали.

Но этого он не подчеркивал. Как удивительно естественно и незаметно все в нем? О, если бы его увидеть, слышать. Думается, он ничем бы сразу и не поразил. Негромкий голос, тихие движения, лицо покойное, святого плотника великорусского» (Зайцев, «Осенний свет», с. 486). С одной стороны Сергий – обладатель обширными знаниями и талантом, мужеством и искренностью. С другой – человек, которого не покидало чувство страха: «Видимо более всего подвергался Сергий искушению страхом, на древне мало-наивном языке «страхованию». Будто слабость, куда он впадал, брошенный братом, была сомненье и неуверенность, чувство тоски и одиночества» (Зайцев, «Осенний свет», с. 493). Написанием такой житейской повести послужила для Зайцева миграция в Париж. Но даже там он не забывал о Родине: «Все написанное здесь мною выросло из России, лишь Россией дышит». Так и появилось первое произведение, несущее в себе память о России – «Преподобный Сергий Радонежский». Писатель жил в век гражданской войны.

Я считаю, что поэтому он и выбрал XIV век, который ему так сродним, век татаро-монгольского нашествия.

Он показал читателю свою эпоху через это произведение. Борис Зайцев был изгнанником. Ему грозила смерть, в случае, если бы он ступил на родную землю.

Пережитые страдания и потрясения вызвали в нем религиозный подъем. С этой поры писатель стал увлекаться художественным и философским исследование духовности, его корней и сути, на примере высоконравственного жития лесного отшельника, одного из самых страстных патриотов земли русской. Эта работа, по-моему, повлияли и на судьбу автора. Он продолжил свое художественное и философское освоение проблемы духовности, но не с точки зрения религиозной, а с позиции общечеловеческого познания этого высшего проявления нравственности, он посетил много святых мест и написал философско-публицистический триптих о русской духовности.

Это непосредственно было сделано для того, чтобы, на мой взгляд, пробудить все самые добрые, нежные чувства с сердцах читателей, дать им задуматься над проблемами окружающего мира. Поэтому, прежде всего, Преподобный Сергий Радонежский для Зайцева – неотъемлемая часть России. Образ, нарисованный автором, более яркий, чем в житие и, по-моему, более понятный для современного читателя: «Сергий подавал во всем пример.

Сам рубил кельи, носил воду в двух водоносах, в гору, варил пищу, кроил и шил одежду. Летом и зимой ходил в этой же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу (воду и хлеб) был очень крепок, имел силу противу двух человек» (Зайцев, «Осенний свет», с. 453). Таков первоначальный облик Сергия в изображении Зайцева. А каков же он в описании Балашова? Здесь нам предстает совсем еще юный образ Сергия – маленького мальчика, который был последним сыном в семье ростовского боярина, очень трудолюбивым, усердным, а самое главное добрым и отзывчивым.

Уже в этом возрасте его волновало прежде всего духовное воспитание, и к 23 годам он точно решил посвятить свою жизнь служению Богу во благо русского народа. Пока я все больше стала узнавать детство Сергия, у меня возник вопрос. Почему же автор затронул именно это период жизни Преподобного. И, на мой взгляд, я нашла ответ: «Все чем будущий Сергий впоследствии изумлял братью свою, все его много различные умения были приобретены им теперь (т.е. в детстве), в эти радонежские годы». Он с детства установил у себя строгую, полумонашескую жизнь.

А сможет ли современный человек также пожертвовать своим социальными положением, всеми развлечениями, интересами ради чего-то более высокого? Я уверена, Балашов хотел передать, что именно в эти годы закаляется характер. По этому поводу я с ним полностью согласна, потому что лично для меня детство – очень важный период жизни, именно тогда начинается формирование личности, проявляются и закрепляются первые знания, накапливается опыт. Это очень характерно для Балашова.

Ведь он сам перенес тяжелое детство. Еще будучи подростком, он пережил страшную зиму блокады 1941 – 1942 гг которая отняла у него отца. Сравнивая образы Сергия в произведениях, я заметила, что Балашов, например, слишком подробно описывает внутренний мир героя и окружающий его мир, отображая быт и разговоры крестьян.

Этот писатель больше внимания уделяет картинам природы: «Шла весна. Подтаивали сугробы. Рушились пути. Кони призывно ржали, катились по мокрому снегу. Орали птицы. Влажные, пухлые облака плыли по синему, безмерному, омытому влагой и продутому весенними ветрами океану неба» (Роман-газета, №3, 1993 г с.33). Я была восхищена таким описанием природы, потому что Зайцев в изображении Сергия вообще не использует каких-либо картин живой природы, а хотя именно пейзаж непосредственно взаимосвязан с характером главного героя.

И все же я заметила то общее, что существует в обоих жизнеописаниях. Это прежде всего размышления авторов на интересующую их тему, рассмотренную в произведении. Например, у Балашова: «Откуда само зло? Вечная рознь братьев-князей, убийства, неправый суд, жестокость, бедность, леность, зависть, болезни и, паче всего, равнодушие людское? Что должен думать и творить верующий? Как все это согласить с благостью Божией? Ведь Господь злого не творит! Не должен творить!» (Балашов, том I, 1991, с. 563) Насколько же эти проблемы актуальны и для нашего времени. Если вдуматься, то сколько нерешенных вопросов.

Но почему же так получается? Как ликвидировать в себе все эти отрицательные черты характера? А вот мысли Зайцева: «Бог тем более поддерживает, окрыляет и заступается за человека, чем больше устремлен к нему человек, любит, чтит и пламенеет, чем выше го духовнопроводность. Ощущать действие этого промысла может и просто верующий, не святой. Чудо же, нарушение «естественного порядка», чудо «простому смертному не дано». Именно благодаря таким отступлениям и в той и в другой повести чувствуется незримое присутствие автора, его личное мнение.

Читая произведение Балашова, видно, что писатель досконально рассматривает юную жизнь не только Сергия, но и его отношение к крестьянам, служащим в доме боярина, их быт. И как я узнала, это связано с тем, что он занимался фольклорной работой. И даже специально для того, чтобы глубже понять его суть, он уехал в деревню, где и продолжил исследования.

Свои увлечения он непосредственно передал и своему герою, который большую часть свободного времени проводил с крестьянами: «Постоянно таскаясь в челядню, где он обучался всяческому ремеслу у всезнающего тюхи, Варфоломей наслушался всякого. Уже и приметы, и вера в птичий грай сделались ему ведомы. Он все запоминал молча, не вмешиваясь ни в бабьи пересуды, ни в толковню мужиков, и, возвращаясь в себе в терем, открывая твердые доски книжного переплета, думал о том, как теперь совместить не для себя, для них! – все это, слышанное только что, и высокие слова церковных поучений (Балашов, том I, 1991 г, с. 499). В изображении Балашова, как и у Зайцева, Сергий прежде всего человек, который испытывал «безвыходное отчаяние и томление духа, до потери веры, до ропота к Господу своему.

Бог такой большой и сильный, Бог может все! А он, Варфоломей, такой слабый и маленький. Разве трудно Богу помочь Варфоломею? Поддержать, ободрить его, поставить на путь Или Бог не добр? Или не всесилен? Зачем же тогда он?» (Балашов, том I, 1991 г с.562). По моему, у многих людей в определенный период жизни возникают подобные мысли.

Они будто потерялись в себе, не знают, что для них будет лучше, к кому обратиться за помощью, как найти выход из данного положения. Почему же на протяжении уже нескольких столетий не угасает интерес к личности Сергия? Что это за человек? Прочитав жизнеописание знаменитого русского святого 14 века, я отметила одну особенность в его облике, Зайцеву, видимо, очень близкую.

Это скромность подвижничества: «Как осторожен и нетороплив Варфоломей в выполнении давнего намерения, так же он скромен в вопросе с церквью» (Роман-газета-3, 1993г с.75) . Скромность – качество его всегдашнее, и Зайцев приводит один рассказ, связанный с бедностью монастыря силою веры, терпения, сдержанностью самого Сергия рядом с большой слабостью некоторых из братии. Кстати, мне кажется, что терпение должно присутствовать в душе каждого человека.

Оно притягивает окружающих. Это поистине русская черта характера. Недаром в жизнеописании своими человеческими приметами, Сергию противопоставляется другой католический святой – Франциск Ассизский: «Св. Франциск ушел, конечно бы, отряхнул крах от всего житейского, в святом экстазе ринулся бы в слезы и молитвы подвига. Варфоломей сдержался. Выжидал.» (Роман-газета-3, 1993 г с. 85). Я думаю, именно так автор хотел показать терпеливость, упорство русского народа.

И я полностью согласна с мнением Зайцева. В произведении Балашова эта черта характера формируется с самого детства. Пусть тогда он еще не был отмечет даром красноречия, особенным талантом. Он «беднее» способностями, чем старший брат Стефан, Но зато излучает свой тихий свет незаметно и постоянно. Борис Константинович утверждал, что главное для человека состояние души – это спокойствие, трудолюбие, а самое главное – жизнелюбие. Он вообще с интересом воспринимал весь окружающий мир, принимал его именно таким, какой он есть. Да, конечно, порой были тяжелые моменты, но он терпел, и добивался поставленной цели. И подтверждением этому является то, что он неуступно следовал главному намерению всей своей жизни – служению Богу. На мой взгляд, его силе воли позавидовал бы любой современный подросток. Да, даже не подросток, а взрослый человек.

А вот, что присуще Сергию в жизнеописании Дмитрия Балашова: упорство в достижении целей, терпимость, умение верить и завоевывать людское доверие.

Кто враз и навсегда выбрал свой путь и шел по нему от истока лет и до конца, не сбиваясь и не уставая, так точно, как шел по своему пути, во младенчестве начатому, отрок Варфоломей. Эти черты вырабатывались уже в столь юном возрасте. Он старался помочь всем окружающим делами, порой советами или просто своими предположениями. У меня возник вопрос. А не хочет ли автор показать через героя повести свое мировоззрение, свои интересы? Ведь все вышеперечисленные качества это есть лучшие качества Балашова.

За многие годы он сумел соединить в сердце любовь к родной земле с глубокими знаниями специфики образа жизни русского крестьянина. Многие из этих качеств никогда не покидали Зайцева. Не покидают они и Сергия. Так, например, в его произведении я увидела практическую школу благонравия, в которой сверх религиозно-иноческого воспитания главными науками были умение отдавать всего себя на общее дело, навык к усиленному труду, и привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах.

Наставник вел ежедневную терпеливую работу над каждым отдельным братом, приспособляя их к целям всего братства: «Вначале монастырь на Маковице тоже был особночистый. Уже упоминалось, что до поры до времени Пр. Сергий дозволял монахам даже некоторую собственность в кельях. Но с ростом монастыря и братии это становилось неудобным. Возникала разность в положении монахов, зависть, нежелательный дух вообще. Преподобный хотел более строгого порядка, приближавшего к первохристианской общине.

Все равны, и все бедны одинаково. Ни у кого ничего нет. Монастырь живет общиною» (Роман-газета-3, 1991 г с. 87). Наверное, именно благодаря этому по следующей самостоятельной деятельности учеников преподобного Сергия видно, что под его воспитательным руководством лица не обезличивались, личные свойства не стирались, каждый оставался самим собой. Наблюдение и любовь к людям дали умение тихо и кротко настраивать душу человека и извлекать из нее, как из хорошего инструмента, лучшие ее чувства. Именно поэтому я полагаю, что и Зайцев прежде всего на первое место ставил интересы личности, ее внутренний мир: «Сергий постригал не сразу.

Наблюдая, изучая пристально душевное развитие прибывшего. Прикажет одеть пришельца в блинную свитку из грубого, черного сукна, и велит проходить какое-нибудь послушание вместе с прочими братьями, пока тот не навыкнет всему уставу монастырскому, потом облечет его в одежду монашескую; и только после испытаний пострижет уже в мантию и даст клобук. А когда видел, что который либо инок опытен уже в духовном подвиге, того удостаивал и святой схимы.» (Роман-газета-3, 1991 г с.98). По моему мнению, современному человеку необходимо понять, что все в этом мире одинаковы.

Бог с самого начала никого не выделял, мы все равны. Так что, наверное, не стоит считать себя лучше, или более счастливым, ведь это порой проявляется в издевательских упреках в адрес окружающих. Балашов показал, что уже в детстве у Сергия зарождалась мысль о совмещении духовного мира с миром обычного народа, как быть вместе со всеми, но в то же время быть ближе к Богу, жить другой жизнью.

Так уже в более зрелом возрасте в описании Зайцева Сергий остается тверд и непреклонен – в своей кротости, смирении, скромности: «Когда братия монастырская вдруг начала роптать, игумен не в пал в гнев пастырский, не принялся обличать своих «за греховность». Он, уже старик, взял посох свой и ушел в дикие места, где основал скит Киржач.

И другу своему, митрополиту московскому Алексею, не позволил возложить на себя золотой крест митрополичий: «От юности я не был злотоносцем, а в старости тем более желаю пребывать в нищете». Он даже похоронить завещал себя на общем кладбище.» (Роман-газета-3, 1991 г с. 81). Простота. Вот что так притягивало людей к Сергию. Я уверена, до сих пор сердца многих людей хранят память о его благодеяниях. Но что же так запомнилось? Что же нашли в нем люди такого, что вызывает у них восхищение и по сей день? На мой взгляд, прежде всего это патриотизм, которого так не хватает современному человеку.

У обоих писателей эта черта характера главного героя проходит через все произведения. Да и сами авторы – истинные патриоты родины. В юности Сергий всегда был послушным ребенком и безумно любил своих родителей: «маленький Варфоломей не только никогда не мучил зверей, но и не позволял другим мучить, какого бы возраста и роста не был обидчик. Он трогательно заботился о младшем братике и несомненно оставил след в узком кругу своей семьи.

Родственники, братья, родители запомнили его тихим, готовым в любую минуту помочь мальчиком. Благодарный Варфоломей, не забыв заботу и ласку своих родителей, решил до конца быть вместе с ними, и теперь уже не они, а он заботился о них: «Украсим память их панихидами, и литургиями, и милостынями по убогим и нищим» (Роман-газета-3, 1991 г с. 60). А сможем ли мы так позаботиться о своих родителях? Отплатить добром на добро? Мне кажется, что в произведении Зайцева патриотизм главного героя раскрыт более глубоко и подробно, чем в жизнеописании Балашова.

Зайцев больше внимания уделяет прежде всего описанию поступков и событий, в которых участвует Сергий, и после каждого он непосредственно высказывает свою точку зрения для читателя, по-моему, очень схожую: «Самая победа - грандиозна, и значение ее прежде всего моральное доказано, что мы, мир европейский, христианский, не рабы, а сила и самостоятельность» («Осенний свет», 1990 г с. 455). У меня появилась такая мысль: «Наверное, такой высоконравственный духовный человек несомненно оставил свой след не только в душах людей, но и должны существовать реальные предметы, оставшиеся после его смерти». Ответ на этот вопрос я нашла только у Зайцева, т.к. Балашов, изображая определенный период жизни Сергия, не затронул эту тему, по-моему, имеющую огромное значение.

А вот другой автор словно делает

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Нравственное и духовное воспитание современной молодежи

Этот человек “дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников,… Но сравнить не только образы, но мысли, чувства, переживания самих авторов.… Наверное, более глубокое понимание этой проблемы приходит с возрастом. Человек начинает более серьезно относиться к…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Духовное и нравственное воспитание современной молодежи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги