Особенности современной женской прозы

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 ФЕНОМЕН МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2 СПЕЦИФИКА И «ЖЕНСКИЙ ПОЧЕРК» В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ 13 3 Л. ПЕТРУШЕВСКАЯ – ПРОЗА НОВОЙ ВОЛНЫ 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28 ВВЕДЕНИЕ 90-е годы ХХ века, «грань веков» всегда ответственные период.Что будет представлять переход от ХХ к XXI веку и как назовут его в последствии потомки – зависит от творчества современных писателей, их достижений и художественных открытий.

В достаточной степени объективные данные сформировались только в отношении творчества давно работающих писателей старшего поколения. Но во многом еще предстоит разобраться, и начинать разбираться будем именно мы, современники. Время может впоследствии внести коррективы в наши оценки, однако дать их мы просто обязаны. Мы сами – люди этой «грани веков», она – наше настоящие, в котором мы живем. Невозможность посмотреть из будущего, с некоторой исторической дистанции на то, «что имеем» восполняется тем, что мы способны зато непосредственно, живо воспринимать литературу конца XX века, чувствовать ее. Именно на нашу догадливость рассчитаны все намеки, аллюзии, подтексты и «затексты», которые вводят современные писатели в свои произведения.

Те особенности литературы, которые связаны с проблемами, встающими сегодня перед обществом, нам ясно видны, понятны и внутренне близки, ибо мы сами живем этими проблемами такой ясности время объективно лишит читателя будущего, взявшего в руки книгу нашего современника, а литературоведу будущего придется предварительно специально изучать нашу эпоху, «вживаться в нее». Нередко нами изначально известно то, до чего литературоведам других эпох придется специально «докапываться». Попробуем суммировать наглядно проявляющиеся интонационные особенности современной литературы. Прежде всего обращает внимание то, как «прилипчиво» неотступна в литературе 90-х годов ирония.

Похоже, наша жизнь стала столь колоритна, что непременно выводит писателя сегодня на стезю насмешки и сатиры.

Другая черта, которая сопутствует вышеотмеченной иронии это повышенная тяга к экзотике некоторых авторов 90-х годов. Масс-культурный «экзистенциализм» - тоже характерная примета литературы ХХ-го века. Пессимистические интонации, разлитые в литературе 90-х, особенно остры в «женской» прозе с ее повышенной эмоциональностью интуитивизмом. Целью данной работы является подробное рассмотрение особенностей женского почерка в современной прозе.

Проведен анализ интересов российского читателя в параллели с детективом. Рассмотрен феномен современной массовой литературы. Во второй главе на примере нескольких произведений современных писательниц выявлены особенности женского почерка. В заключительной главе на примере произведений Л. Петрушевской подведены итоги исследования. 1

ФЕНОМЕН МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Писатель Олег Павлов справедливо отмечает: «За последние пятьдесят лет... Отрадно видеть, что сейчас этот процесс очень медленно, но все же нача... Героя посетила очень интересная мысль: «Я редко встречаю людей, которы... Ничего особенного нет в истории, рассказанной автором читателю: она о ... Почти все персонажи токаревской прозы лишены гармоничной «формы личног...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исторические, художественные, стилистические процессы, происходящие в литературе, отражаются в своеобразии заглавий произведений массовой литературы. В текстах массовой литературы заглавию отводится особая роль. Именно по нему читатель находит свою книгу (книги для женщин, для интеллигентного, искушенного читателя, для читателя с низким культурным уровнем и примитивным словарным запасом, для людей со сниженным порогом чувствительности). Заглавие призвано маркировать начало текста, тем самым представляя его в виде товара.

Несомненно, важную роль в современной литературе играет женская проза. Она является одной из наиболее читаемых жанров в России. Историки литературы XIX века решают проблему обстоятельно рассказывая о классиках и об остальных лишь бегло упоминая.

Исследователь современной литературы не может перенять этот подход – ему еще в ряде случаев предстоит в ходе анализа понять «кто есть кто». Но перед ним живой литературный процесс, и если он при всем желании не может рассказать «обо всех», то может отметить основные тенденции, использовав для их конкретного освещения и определенные писательские имена, и произведении. Исследователь должен исходить из того, что произведения, о которых он рассказывает еще неизвестны или мало известны читателю; но только через конкретное знакомство с текстами писателя можно приблизится к пониманию его стиля, его личного литературного мастерства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. «Знамя» (журнал) – Москва, 1992, №10, стр. 199-200. 2. «Литературная газета» - Москва, 1989, №6, стр. 4. Сергей Чупринин «Два мнения» 3. Сборник современной прозы «Последний этаж» – Москва, 1989, стр. 198-210. 4. «Звезда» (журнал) – Санкт-Петербург, 1993, №4, стр. 191-195 Виктор Топоров «Так кто же прав?». 5. Сборник современной российской прозы В.Токаревой «Хэппи Энд» – Москва, 1995, стр. 5-509. 6. Хрестоматия по литературе для 10-11 классов – Астрахань, 1994, стр. 601. 7. «Аргументы и факты» – Москва, 1997, №11, стр. 8. 8. «Литературная газета» – Москва, 1997, №27, стр. 11. 9. Минералов Ю.И. История русской литературы 90-е годы ХХ века – Москва, 2002. 10. «Литературная газета» – Москва, 1996, №11, стр. 4. 11. Сборник произведений (трехтомник) В.Токаревой – Москва, 1994. 12. Бурвикова Н.Д Костомаров В.Г. Особенности понимания современного русского текста // Русистика: лингвистическая парадигма конца ХХ века. Сб. в честь профессора С.Г. Ильенко.

СПб 1998. 13. Гудков Л.Д. Массовая литература как проблема.

Для кого? // Новое литературное обозрение, 1996, № 22. 14. Жуховицкий Л. Писатель за 10 часов // Книжное обозрение. 2000. № 33. 15. Караулов Ю.Н. О состоянии русского языка современности: Доклад на конф. «Русский язык и современность.

Проблемы и перспективы развития русистики». М 1991.