Отражение эпохи в произведениях Максима Горького

Отражение эпохи в произведениях Максима Горького.Сдал: Емельянов Павел 10 кл. Оценка: План: 1.Краткое вступление. 2.Биография писателя. 3.Горький - первый официальный советский писатель. 3. Художественный мир М. Горького. 4. Горький - поэт. 5.Анализ произведений: а) «На дне» б) «Мать» в) «Васса Железнова» г) «Сказки об Италии» 6.Мир горьковского произведения - особый мир. 7.М. Горький - буревестник революции! Список Литературы: 1.Н.Пиксанов «Горький - поэт» Ленинград 1940 г. 2.Н.Г.Калустова «СЕРДЦЕ МАТЕРИ и правда революции» Москва «Просвещение» 1985 г. 3.И.А.Ревякина «МАКСИМ ГОРЬКИЙ страницы творчества» Москва «Русский язык» 1991 г. 4.А.Роскин «Максим Горький» «Детгиз» 1946 г. 5.С.В.Касторский «Повесть Горького - «МАТЬ»» 6.М.М.Голубков «Максим Горький» 1997 г. 7.«333 лучших школьных сочинения» 1998 г. М.А. Горький(1886-1936) - фигура в русской литературе яркая и видная.

Судьба многих русских писателей простого звания, писателей-разночинцев, была трагична. Едва достигнув полной зрелости, они умирали в своих трущобных жилищах или на койках больницы для бедняков.

Судьба Горького была ещё труднее. Она словно соединяла в себе все испытания, выпадавшие на долю этих писателей. Его истязали, уничтожали публично. Он работал на Волге. Правда впервые в тюрьму он попал, будучи уже взрослым человеком, но ещё, когда ему было 17 лет, Горький превратился в "арестантика" булочника Семёнова, а это было, может быть, похуже тюрьмы.

В возрасте четырёх лет, Горький болел холерой, в восемь лет - оспой. Его избивали дома и в людях так, что однажды пришлось везти его в больницу. Работая на барже, он упал в трюм и тяжело разбился. Смертельные болезни, озверелые люди и несчастные случаи заполнили биографию молодого Горького. Он рано ощутил всю тяжесть своей жизни и ужас существования тех, кто его окружал. В 1886 году он приезжает в Казань и устраивается на работу в крендельное заведение и булочную А.С. Деренкова, которая именовалась в жандармских донесениях "местом подозрительных сборищ учащейся молодёжи. Казанский период для Горького - время активного самообразования и знакомства с марксистскими идеями.

В это время он посещает марксистские кружки, изучает труды Плеханова. В 1888г. он предпринимает первое длительное путешествие по Руси, а в 1891 г. покидает Нижний Новгород. В 1905 г. Горький познакомился с Лениным. Это знакомство переросло в дружбу, исполненную подчас драматическими конфликтами, особенно обострившимися в 1918-1921 годах, когда Горький, по настоянию Ленина, вынужден был уехать за границу - во вторую свою эмиграцию.

Первая же состоялась в 1906г когда во избежание репрессий за поддержку революции 1905 года писатель эмигрирует сначала в США, а затем на Капри в Италию. В это период Горький сближается с А.А. Богдановым, видным революционером, философом, теоретиком искусства. В 1906 г. они и А.В. Луначарский организуют партийную школу на Капри, где Горький читает лекции по истории русской литературы.

Основная задача этой школы состояла в совмещении русского богостроительства с революционными идеями, что отразилось в повести Горького - Исповедь(1908). Каприйский период очень плодотворен для Горького в творческом плане. В это время он создаёт пьесу "Последние", первую редакцию "Вассы Железновой", повести "Лето", "Городок Окуров", роман "Жизнь Матвея Кожемякина", который он считал национально значимым произведением.

В образе главного героя отразились негативные черты национального характера: неспособность человека распорядиться своей жизнью, пассивность в отношении к действительности, которая, которая оборачивается трагедией несостоятельной, бессмысленно прожитой жизни. Эта тема станет ведущей для Горького в 20-30-е годы. В 1913 г. после амнистии писатель возвращается в Петербург, где живёт до своей второй эмиграции. Революцию 1917 года, Горький принял неоднозначно. Искренне веря в её необходимость, он опасался искажения её идеалов в крестьянской стране, полагая, что крестьянство, неспособная к движению и развитию масса, по сути своей не может быть революционным.

Поражённый сценами уличных самосудов, пьяных погромов, разграбления и уничтожения культурных ценностей неграмотными и презирающими культуру людьми, Горький приходит к пессимистическому выводу о революции как о разрушении жизни, культуры, государства. В середине 1918 г. "Новая жизнь" была закрыта большевиками и отношения Горького с новой властью обострились ещё более. «1» И в конце концов, ему пришлось снова эмигрировать в Италию.

Но как не парадоксально, ни первая, ни вторая эмиграции не отразились в художественном творчестве писателя. Писал он только о русской дореволюционной действительности, не упоминав ни о зарубежье, ни о жизни после революции в Советской России. Вернувшись в Россию в 1931 г. он стал первым советским - официальным писателем, у него завязались личные отношения со 1 «Революция повергла его в полное моральное смятение, писал в московском дневнике Ромен Роллан Первое время он её не воспринимал.

Его потрясла его неизбежная жестокость. У тех, кто видел его в те годы, создалось впечатление, что жизнь его разрушена и он агонизирует, рыдая. Ленин, любивший его, сам удалил его с поля битвы и развалин. На это время он бежал В Неаполь, в Италию, такую прекрасную и такую нежную, ставшую для него наркотиком, дурманом» (Московский дневник Ромена Роллена // Вопр. Литературы 1989. № 5. С.181). Сталиным, который проводил свои знаменитые ночные встречи с писателем. На одной из таких встреч возник и наполнился конкретным социально-политическим содержанием термин "социалистический реализм". В январе 1930 г. М. Горький так писал Сталину об одном из самых страшных его преступлений - о коллективизации: «Это - переворот почти геологический, существовавший тысячелетия, строй, который создал человека крайне уродливо своеобразного и способного ужаснуть своим живым консерватизмом, своим инстинктом собственника» «2» В Горьком всегда жили как бы два человека: художник и публицист.

И если публицист призыва своих младших братьев по перу писать о сталинских лагерях и о труде зэков на строительстве Беломорканала и канала "Москва - Волга" как о великом достижении новой власти, не замечая трагедийности происходящего, то художник писал о судьбе личности в страшной деятельности XX в лишающей человека естественных для него степеней личной, социальной, творческой свободы.

Художественный Мир Писателя Как я уже замечал, Горький - один из самых противоречивых писателей.

Эта противоречивость его человеческой личности проявлялась в его творчестве. То, что было неприемлемо для Горького как для частного человека, находило отражение в творчестве Горького как писателя. Если как человек он мог ошибаться, то как писатель, пожалуй, никогда. Его герои, благодаря реализму его творчества, оказываются как бы наделёнными собственной волей, как будто это были живые герои, они могли вести спор с автором - и побеждать в этом споре.

Яркий пример тому «Песня о Соколе». С самого начала видно, что Горький выражает симпатии Соколу, жаждущему свободы, света. Уж - воплощение обывательщины, бескрылости, которая была противна романтику. Но ведь именно Уж говорит мудрые слова, недоступные Соколу: «Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. < > Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство «2» А. М. Горький - И. В. Сталину. 8 января.1930 г. // Известия ЦК КПСС. 1989. № 7. С.215. своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни?»«3» В этом стихе авторская позиция определена, а униженный им персонаж способен на такое верное изречение, с которым бесполезно было бы и спорить.

В этом то противоречии и заключалось величие творца, громадность художественного дара давала возможность входить в спор со своим создателем, что несомненно возвышало Горького над всеми писателями-творцами.

В ранних своих произведениях Горький предстаёт перед читателем как романтик. Это был русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа 19-20 столетий (т. н. "серебряного века") и советской литературы. Отец его - Максим Савватиевич Пешков (1840-71) — сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился.

Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, "насытив", по словам самого Горького, "крепкой силой для трудной жизни" ("Детство"). Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным.

Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07. Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не "музыку", а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры.

В "Несвоевременных мыслях" (цикл статей в газете "Новая жизнь"; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, "звериным" и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге "О русском крестьянстве" (1922). Горького мы мыслим как прозаика, и формула «Горький - поэт» многим казалась сомнительной, парадоксальной, неоправдываемой. Однако её легко оправдать, так как мы теперь располагаем ярким фактами, и тему эту необходимо разработать, так как через то углубляется и наше понимание Горького - прозаика.

В детстве и отрочестве, в скудной культурою среде ремесленного мещанства, трудно было юному Горькому пробиться к чтению книжной поэзии. Но его окружала иная стихия, мощная стихия народной устной поэзии. Проводником этой поэзии явилась для Горького бабушка Акулина Ивановна Каширина, которая увековечила Горьким в его автобиографический повестях и которой русская литература обязана горячей благодарностью.

Об этой наставнице в поэзии Горький кратко, но ярко сказал: «В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется, я и думал в формах её стихов». «4» В этой восприимчивости уже сказалась высокая поэтическая одарённость мальчика, а его творческая энергия выразилась в том, что, знакомясь в школе, по хрестоматиям, с книжной поэзией, он стремился тотчас же переработать её в своём зарождающемся художественном сознании.

В «Детстве» Горький с юмором рассказывает, как мать заставляла учить его стихи по «Родному слову» Ушинского и как мальчик невольно перевирал все заученные стихи, если читал их вслух. Следуя такому высокому наставничеству и сам годами и десятилетиями работая над своими стихами, Горький - поэт достигал ценных, порой - блестящих результатов. Из всего объёма стихотворного наследия Горького нам теперь нелегко выделить лучшее, поэтическую элиту.

Многие стихи хотя и были напечатаны давно, но так и остались неизвестными. Только три исключения - правда, блестящих - надо сделать из этой схемы. Это две песни: о Соколе и о Буревестнике, своевременное появление коих в печати становилось событием дня, и поэма «Девушка и Смерть», высоко поднятая оценкой И. В. Сталина. В стихи свои Горький вместил такое богатство и свежесть идей, образов, эмоций, что это придало его поэзии особую красоту - красоту одушевления и особую силу - силу убедительности и заразительности.

В печати новый взгляд Горький сформулировал так: «Не следует ли «4» «Горький и фольклор», изд. Второе, Л. 1938. поискать возможности объединения реализма и романтизма в нечто третье, способное более яркими красками, говорить о ней более высоким и достойном её тоном" («О литературе и о прочем», 1931 стр.176). Горький, конечно, мыслил возможным сочетанием романтизма и реализма, как в прозаических, так и в поэтических произведениях.

Но в его собственном творчестве романтизм всего полнее отобразился в стихах, а реализм - в прозе. И стихи обильнее создавались в молодости, проза возобладала позднее. Горький чётко различал два вида романтизма: пассивный и активный. В статье: «Еще о механических гражданах» Горький писал: «Пассивный романтизм, это - романтизм усталых мещан, он всегда является на сцену жизни после бурных общественных трагедий и на смену активному романтизму, который, обычно, предшествует революциям" (стр.176)А в другой статье («О том как я учился писать») он говорит ещё определённее: «В романтизме необходимо различать два резко различных направления: пассивный романтизм он пытается или примерит человека с действительностью, прикрашивая её, или же отвлечь от действительности к бесплодному углублению в свой внутренний мир, к мыслям о «роковых загадках жизни», о любви, о смерти к загадкам, которые не разрешимы путём «умозрения», созерцания, а могут быть разрешены только наукой.

Активный романтизм стремится усилить волю человека к жизни, возбудить в нём мятеж действительности против всякого гнёта её». Сам Горький явился в своей поэзии носителем романтизма активного, революционного.

Это своё призвание великий писатель осознал давно и глубоко. В 1894 году в рассказе «Об одном поэте» поэт обращается к лирической музе с такими высокими требованиями: «люди забыли своё призвание быть великими: ты напомнишь о нём, ты разбудишь жажду подвига?» «Мечтать - это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд». Через год сам Горький создал замечательный поэтический документ, всецело ответивший такому требованию: «Песнь о Соколе». Необходимо обратить особое внимание на последние девять стихов Песни Пускай ты умер Но в песне смелых И сильных духом Всегда ты будешь Живым примером, Призывом гордым К свободе, к свету Безумству храбрых Поём мы песню Здесь выдвигается тема о поэтах - певцах Сокола, о «песне смелых и сильных духом». Несомненно, здесь скрыта глубокая дума Горького - поэта о своём собственном назначении как певца революционного подвига. Последние два стиха: Безумству храбрых Поём мы песню - имеют и тот внутренний смысл, что сам автор берёт на себя долг стать таким певцом.

Смелый и сильный духом, Горький и «Песнью о Соколе» и всею своею дальнейшей творческой деятельности выполнил тот долг, который определил в энтузиастических стихах Песни. Глубокое впечатление Песни о Соколе и о Буревестнике и на рабочих - поэтов. Пролетарская поэзия, начиная со второй половины 90-х годов, движется под знаком влияния Горького.

Само собой разумеется, что влияет главным образом горьковская проза и горьковская драматургия.

Но мощное возбуждение пролетарской поэтической мысли шло и от поэзии Горького. В Тифлисе, в 1892 году, Горький напечатал своё первое прозаическое произведение «Макар Чудра», и отсюда начинается его путь как прозаика. Но в Тифлисе же он написал много стихов - может быть, больше, чем в другие периоды.

Вот одно из неизданных стихотворений, сохранившееся в автографе с почерком раннего Горького Я другой и не знал, и не знаю, Не минувшему песнь я слагаю, А грядущему гимны пою. В незатейливой песне моей Я пою о стремлении к свету, Отнеситесь по-дружески к ней И ко мне, самоучке-поэту. Пусть порой моя песнь прозвучит Тихой грустью, тоскою глубокой, Может быть, вашу душу смягчит Стон и ропот души одинокой. Не встречайте же музу мою Невнимательно и безучастно, В этой жизни, больной и несчастной Я грядущему гимны пою. Начав поэтическое творчество с юных лет и не оставляя его до преклонного возраста, Горький, однако, не остался навсегда поэтом, только поэтом.

Поэзия и проза даже не уравновесились в нём как равноправные силы. Сам себя Горький называл «правоверным прозаиком», и всем очевидно, что основной его подвиг в художественной литературе - его проза. Та огромная правда жизни, какую Горький жадно собирал и носил в своём сознании, правда бытовая, психологическая, моральная, социальная, всего естественнее воплощалась в широких, ёмких, свободных формах прозаического повествования, в формах реализма, который на вершинах своей зрелости был у Горького реализмом социалистическим.

Славным поэтом - романтиком - революционером стал и навсегда останется в русской литературе М. Горький. Биография Горького - это не только

Биография писателя

И те, которые придут вслед за нами, ещё долго будут её видеть». Дело народа он видит прекрасным и великим, необходимым и историческим.... Собр. Революционная борьба маслится не как форма насилия и разрушения, а как... Её нисколько не тревожат угрызения совести, потому что её сын на опасн...