Петербург Достоевского

План I Введение II Основная часть 1 Петербург в 1980 г. 2 Некоторые биографические факты жизни Достоевского 3 Смерть отца 4 Петербург в романе “Преступление и наказание» 5 Место Петербурга у Достоевского 6 Мировоззрение Достоевского после ссылки (образ Иисуса Христа) 18 III Приложение IV Список литературы 24 Введение Петербург… Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели - от М.В. Ломоносова до поэтов наших дней. "Дух неволи", отмеченный в Петербурге еще А.С. Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно усталых героев Н.В. Гоголя, А.А. Блока, А. Белого, Ф.М. Достоевского. Достоевский создает свой Петербург, близкий по настроению Петербургу Гоголя и Некрасова.

В образе Петербурга, созданном русской литературой, можно выделить две грани, два аспекта, две традиции.

Одна идет от Пушкина, запечатлевшего по преимуществу величественный, строгий и стройный облик града Петрова - красы и дива полноценных стран. Другая, не менее влиятельная традиция, связана с Гоголем, Апполоном Григорьевым, отчасти, также и с Некрасовым. Они раскрыли тему и образ Петербурга совсем по-иному - как бы с точки зрения угнетенного и обреченного на гибель Евгения, чьи частные человеческие интересы пришли в противоречие с государственными замыслами и непреклонной волей Петра. За парадной внешностью Петербурга эти писатели разглядели холодный, жестокий неправедный и гибельный мир человеческого горя и страдания.

Каких же традиций придерживается Достоевский, создавая свой Петербург и в "Белых ночах", и в "Униженных и оскорбленных", и в "Преступлении и наказании", и в "Бедных людях"? Что нового открывает он в этом городе, который до сих пор вызывает противоречивое отношение к себе многих россиян: для одних - это культурная столица, для других - это бандитский город. Основная часть 1 Петербург в 1980 г. В то время город был наводнен извозчиками.

В потоке затрапезных ванек мелькали резвые лихачи, щегольские экипажи, тяжелые кареты. По нескольким линиям - по Невскому, по садовой, на Васильевский остров, на Выборгскую сторону - по рельсам неторопливо бегала конка: упряжка в две лошади, большой фонарь спереди, узенькая лестница винтом на открытый империал. Проезд в вагончике стоил пятак, наверху, на вольном воздухе - три копейки.

Как ни медлительна была конка, а все же случались дорожные происшествия. В назидание зевакам в журнале помещается картинка: "Раздавили!" - дородный мужчина в богатой шубе лежит на снегу и озабоченно спешит к нему городовой в кепи и башлыке. Белым, раскаленным светом, потрескивая, светили газовые фонари. Подальше от центра потемнее мигали керосиновые. На наплавном Дворцовом мосту уже ослепительно сияли свечи Яблочкова. В городе много и беспорядочно строили. Бок о бок со стройным чертогом Александрийского театра только что возвели пятиэтажную махину в петушином "русском стиле". Впрочем, петербургская сторона и большая часть Васильевского острова все еще оставались необжитыми: пустыри, овраги, огороды, одиноко стоящие домики позади чахлых палисадников.

Все теснее охватывало город кольцо фабричных труб. Они вырастали за всеми заставами - за Нарвской, за Невской, за Московской, поднимались за большой Невкой. Пришедшие в столицу на заработки крестьяне и мастеровые, кухарки и прачки, всякая бездомная гольтепа - многоликий горластый люд, готовый на любую работу и на любое темное дело от зари до зари толпились, божились и бранились у засаленных столов Обжорного ряда, что обдавал прохожих жаром и вонью возле Никольского рынка.

Герои романа Достоевского попадались на каждом шагу. В газетах писали, что слишком много народу в столице помирает, примерно по 500 душ в неделю, и все больше от чахотки и желудочно-кишечных заболеваний. Это - не считая самоубийств, которые все учащались.

Мельком упоминали о голодающих губерниях. Несколько подробнее - о том, как черногорцы воюют с турками. Еще подробнее о пожаре барок на Неве и о том, что в жаркие дни Сенная площадь с Вяземской лаврой, приютом босяков, превращается в зловонную клоаку. В газетах - множество объявлений. Врачи пользуют от секретных болезней, рекламируется "целебное мальц-экстрактное пиво", демонстрируются дамские туалеты: талия в рюмочку, турнюры, трены, рюши, оборки. Последний крик моды - резиновое пальто "Макинтош". Вышли в свет сборники стихов Случевского и Буренина.

Анонсируется "недопетые песни" какого-то Чаского. "Пятьсот штук канареек только что привезены из Калуги, отлично поют днем и при огне…" "Мемуары пишет по рассказам ветеранов молодой человек, обладающий литературным слогом…" "Молодая экономка ищет место к одинокому пожилому господину…" "Все средства истощены. Две служительницы высших женских курсов ищет каких бы то ни было занятий " Суетная, мелочная, примелькавшаяся жизнь. "Прошло одно, идет другое, Проходит пестрый ряд картин" И вместе с тем было страшно тревожно.

Никто не мог избавиться от ощущения: что-то должно случиться, и очень скоро - со дня на день. 2

Некоторые биографические факты жизни Достоевского

4 Петербург в романе “Преступление и наказание» «В начале июля, в чрез... В романе «Преступление и наказание» мы попадаем на черные лестницы, об... Не случайно важнейшим словом в описании города и состояния героев стан... На Петровском острове «ярко-желтые» домики. Он чувствовал, что надвигаются по размаху социальные, технические, иде...

Место Петербурга у Достоевского

Таким мы видим Петербург уже в самых ранних художественных произведени... Живя в Петербурге, Достоевский внимательно всматривался в окружающую е... Фонвизиной, что если б ему доказали, «что Христос вне истины, и действ... Блок, эскизно набрасывая общественно-исторический фон, на котором долж... «Петербург рождается новый, напророченный Достоевским».

Заключение Целью данного реферата было выявить причины изображения Петербурга только с одной стороны.

Я попыталась сделать это через отдельные биографические моменты жизни писателя.

Смерть отца, которая с детства повлияла на ребенка, да и плюс к этому стало известно, что отца убили, несомненно, этот факт отразился в творчестве Достоевского. Не только смерть отца, но и нищее «существование» самого писателя повлияло на создание нищего Петербурга и нуждающихся людей. Сам Достоевский отрицал тот мир, в котором он жил мир, где была возможна жизнь, подобная жизни семьи Мармеладовых. Существо «чрезвычайного потрясения», о котором говорилось в реферате, заставило Достоевского обратиться к конкретным жизненным фактам.

То, что было написано в газетах, те «факты действительной жизни» повлияли на создание преступного и нищего Петербурга. Может быть, Достоевский хотел показать нам, читателям, другую сторону жизни Петербурга – сторону омерзительную, бедную, страшную, волнующую душу, болотную и гнилую. Конечно, каждый может убедиться в красоте и величии необыкновенных дворцов, замков, скульптуры. Но кто-нибудь, например, приезжий, разве пойдет любоваться мусором, бедными квартальчиками, «гиблым местом»? Конечно нет, поэтому Достоевский отразил всю реальность своего города. Достоевский изображает «свой Петербург» таким, на какой привык смотреть.

Он видит недостатки бедных кварталов, в которых живут оскорбленные и загнанные судьбой люди, он видит и чувствует эту пошлость, он вместе с ними страдает и в то же время надеется, что его родной город все-таки будет таким, каким он хотел бы его видеть. Достоевскому очень тяжело смотреть на бедный Петербург, но все же он доносит до читателей истину. Правда была девизом всей его жизни.

Писатель был убежден, что только правда и приоритет общечеловеческих ценностей способны объединить всех людей и уберечь от гибели. «Правда выше Некрасова, выше Пушкина, выше народа, выше России, выше всего» писал он «а мы можем потерять из-за нее, и даже несмотря на все те преследования и гонения, которые мы можем получить из-за нее». Образ Петербурга в восьмидесятых годах («… всякая бездомная гольтепа… от зари до зари толпились, божились и бранились у засаленных столов Обжорного ряда…») ни сколько не отличается от описания Петербурга Достоевским, этим и доказывается, что причиной изображения нищего Петербурга являются «факторы действительной жизни». Но образ Петербурга был бы для читателя тягостным, отталкивающим без христианской идеи, заложенной в произведениях Достоевского.

Вера в добро, в высшую справедливость пронизывают их «Красота Христа мир спасет!» Список литературы 1. Белов С.В. «Есть один закон» – //. Слово, 2000 2. Габдуллина В. «Так кто же он, этот Достоевский?» – //. За рубежом, 1999 3. Кожинов «Преступление и наказание Достоевского» - М 1971 4. Моисеева Н. «Ошибка в биографии Ф.М. Достоевского» – //. Вопросы литературы, 1996 5. Набоков В. «О творчестве Ф. Достоевского» – М Независимая газета, 1998 6. Орлов В.М. «Тамаюн» - М 1981 7. Перье Ж Л. «Его “эстетическое кредо”» – //. За рубежом, 1999 8. Хунданов «Раздумье о Достоевском» – //. Наш современник, 1999.