рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема власти вещей над человеком

Тема власти вещей над человеком - Дипломная Работа, раздел Литература, Преодоление абсурдности бытия в художественном мире А.П. Чехова Тема Власти Вещей Над Человеком. Описать Вот Этот, Например, Стол Гово...

Тема власти вещей над человеком.

Описать вот этот, например, стол говорил Чехов гораздо труднее, чем написать историю европейской культуры. Во многих произведениях Чехова в центре сюжета стоит не человек, а вещь. Мир вещей составляет очень важный уровень в художественной структуре писательского миропонимания.

Возникает ощущение, что предметный мир более важен, чем мир человека, мир людей. Вещи в произведениях мало того что самостоятельно живут своею собственною жизнью, но они часто имеют большую власть над жизнью и судьбой героев. Записные книжки Чехова хранят множество законсервированных сюжетов, где центр фабульности составляют реалии мира вещей. Человек собрал миллион марок. Лег на них и застрелился. Человек, у которого колесом вагона отрезало ногу, беспокоился, что в сапоге, надетом на отрезанную ногу, 21 рубль 18 . Человек в футляре, в калошах, зонт в чехле, часы в футляре, нож в чехле. Когда лежал в гробу, то, казалось, улыбался нашел свой идеал 19 . Х бывший подрядчик, на все смотрит с точки зрения ремонта и жену себе ищет здоровую, чтобы не потребовалось ремонта N. прельщает его тем, что при всей своей громаде идет тихо, плавно, не громыхает все, значит, в ней на месте, весь механизм в исправности, все привинчено 20 . Гайка, улика злоумышления, канделябр, словно обреченный быть вечным подарком, пепельницы, бутылки, зонтики, футляры, альбомы, ордена, лотерейные билеты - все это живет какой-то нарушенной, непредсказуемой жизнью, не теряя при этом своего чисто предметного значения.

Взгляд писателя позволяет открыть нечто новое во взаимоотношениях человека и вещи. Гаев в Вишневом саде разговаривает со шкафом, Астров прощается со столом.

В какие-то важные моменты своей жизни, в состоянии тревоги, тоски, горя герои обращаются к окружающим их предметам.

То есть идея так называемой некоммуникативности, которая по мнению английских критиков, лежит в основе идейного замысла произведений писателя, достигает своего апогея. Человек настолько одинок и недоверчив к теплоте, возможности понимания его другим человеком, он настолько замкнут в своем собственном мире, что для него реальней и полезней вступить в общение с неживым объектом. Это, надо признаться, и гораздо легче для самого героя, так как не предполагает восприятие обратной стороны и снимает ответственность за любой совершенный или сказанный промах.

Многие герои Чехова очень дорожат этим обстоятельством Камышев в Драме на охоте , Лаевский в Дуэли , Орлов в Рассказе неизвестного человека , Узелков в Старости и др Предметы переходят из рук в руки, знаменуют жизненные победы и поражения, могут сплотить людей или, напротив, выявить разверзшуюся пропасть между ними. То, что не дано человеку, они берут на себя шкаф служит идеалом добра и справедливости, обычная гитара видится Епиходову мандолиной.

В Лешем читаем каков Жорж-то, а? Взял, ни с того, ни с сего, и чичикнул себе в лоб! И нашел тоже из чего из Лефоше! Не мог взять Смита и Вессона! Х, 417 . Часто человека определяет не какая-то яркая, заметная черта его личности, внешности например, глаза, голос, походка, жесты, особые приметы родинка, шрам и т.д а его вещи. Чехов придавал этому особое значение. Во время репетиции пьесы Вишневый сад он говорил актеру, игравшему Лопахина Послушайте он не кричит у него же желтые башмаки. Замечает Станиславскому, игравшему Тригорина Вы прекрасно играете, но только не мое лицо. Я этого не писал В чем дело спрашивал Станиславский У него же клетчатые панталоны и сигару курит вот так 21 . Желтые башмаки и клетчатые панталоны в поэтике Чехова могут рассказать о своем хозяине гораздо больше, чем все его родовые качества.

В. Шкловский обращал внимание на то обстоятельство, что вещь, предмет или, обобщенно говоря, знак, может, с одной стороны, выделять человека из всех других, с другой стороны, показывать его неразличимость среди остальных людей.

Рассказ Дама с собачкой, где собачка упомянута в заголовке. Но она не определяет даму, только усиливает обыкновенность дамы она - знак того, что для обозначения бытия обыкновенного человека в мире обыденного нужна примета 22 . Таким образом, мы видим, что в художественном мире Чехова жизненная энергия, которой должны обладать люди, переходит на предметы в широком понимании этого слова, то есть то, что изначально является носителем духовности человек, обесценивается, лишается воли, подчиняется, зависит от бездушных реалий предметного мира. Вещи же, наоборот, словно какие-то мистические существа, напитавшись энергией людей, сделав их слабыми и беспомощными, живут своей, не свойственной им жизнью.

Более того, они преследуют человека, словно выталкивая его в новое, некогда любимое или неведомое пространство. Так, например, героиню рассказа Невеста Надю Шумину преследует картина в золотой раме нагая дама и около нее лиловая ваза с отбитой ручкой IX, 401 , как бы символизируя собой нечто застывшее, почти мертвое вещное пространство, которое Надя решила покинуть. То есть перед нами процесс некоего перевертывания привычного взгляда на мир. Человек и вещь поменялись местами.

Этот мотив станет важнейшим для культуры XX века. Думается, целесообразно определить такое явление, как имеющее непосредственное отношение к поэтике абсурда. Чехов продолжает заявленную Бальзаком тему накопительства.

Причем для русского классика тема денежного обогащения не представляется важной. Его вовсе не интересует денежная ценность вещей, которыми себя окружают герои. Напротив, чем бесполезнее, ненужнее вещь, тем большего внимания она заслуживает. Тема лишнего человека плавно переходит в тему лишней вещи. Обратимся к рассказу Коллекция, герой которого, Миша Ковров, коллекционирует, по мнению его приятеля, сор какой-то. Но для героя это вовсе не сор, это дело всей его жизни.

Он собирает всякие тряпочки, веревочки, гвоздики, найденные им когда-то в хлебе, бисквите, щах, расстегаях. Обгоревшая спичка, ноготь, засушенный таракан, крысиный хвостик, килька, клоп - чем нелепее и бессмысленнее экспонат, тем больше гордости он вызывает у коллекционера. Ничтожное становится предметом чуть ли не какого-то культового поклонения. Жизнь, в которой нераздельно сосуществует высокое и низкое, словно обнаружила в сознании героя какое-то сильно искаженное отражение, как отражение в кривом зеркале, когда между предметом и его проекцией на зеркальную поверхность не существует даже далекого подобия адекватности.

Не парадокс ли играет с героями, заставляя их переворачивать все с ног на голову? Особенно это касается героев пьес Чехова, для которых обладание ведет к потере чего-то более важного, чем достигнутое 23 . Исследовательница замечает, что соотношение собрал марки - застрелился, упустили имение - повеселели даже, не собрались в Москву - будем жить это типично чеховская ситуация.

То есть для героев важно не то, к чему прилагаешь усилия. На самом деле ценна неудача, неуспех, с точки зрения внешнего облика ситуации. То, что само собой, без личного участия - по-настоящему значимо для человека произведений Чехова. Опять насмешка над здравым смыслом, над житейской логикой бытия. Процесс одушевления вещи имеет и обратную сторону - овеществление человека, превращение его в живой механизм. Иногда даже части тела человека могут как бы отделиться от него и действовать или испытывать на себе действие, словно какие-то посторонние предметы.

Волостной старшина и волостной писарь до такой степени пропитались неправдой, что самая кожа на лице у них была мошенническая В овраге , IX, 345 . лицо Пимфова раскисает еще больше вот-вот растает от жары и потечет вниз за жилетку Мыслитель , III, 79 . Автоматизм поведения, который породили лень человека и стереотипность его поведенческих реакций, изображены в образах Старцева Дмитрия Ионыча Ионыч , Николая Иваныча Буркина Крыжовник, профессора Николая Степановича Скучная история , Анны Михайловны Лебедевой Скука жизни и многих-многих других.

Это галерея людей, личность которых подверглась распаду. Человек, уподобившись вещи, предмету, живому механизму, погибает смерть может носить как характер умерщвления духа, так и характер физической гибели героя . 1.3. Тема смерти. Перед нами встает еще одна вечная тема экзистенциализма - тема смерти. И.Н. Сухих отмечает, что у Чехова написано около сорока рассказов, где мотив смерти является доминирующим темой или фабульно существенным 24 . Всего рассказов, где смерть так или иначе присутствует, упоминается, более шестидесяти.

Условно можно разделить все рассказы на три группы. К первой отнести те, где смерть является комической развязкой фабулы. Определенная оксюморонность, сочетание несочетаемого, лежит в основе идеи о том, что самое трагичное, что может быть в жизни смерть - включено в общий юмористический контекст произведения.

К этой группе рассказов можно отнести Смерть чиновника , Заказ , О бренности , Женское счастье , Драму и др. Смерть изображается либо условно пародийно, либо гротескно, либо эмоционально нейтрально, но обязательно включена в комический контекст. В других рассказах она привычно страшна Враги , Драма на охоте , Володя , Горе , В сарае , В овраге , Тоска и др. Но есть такие рассказы Чехова, где противоположные члены антиномии сходятся в рамках единого сюжета 25 . Сухих называет эти рассказы самыми чеховскими. Сюда можно отнести такие рассказы, как Актерская гибель , Скорая помощь , Учитель , Скука жизни и др. Самое чеховское оказывается очень близким к абсурдному. Камю так описывает чувства и мысли человека относительно смерти О смерти все уже сказано, и приличия требуют сохранять здесь патетический тон. Но что удивительно все живут так, словно ничего не знают. Дело в том, что у нас нет опыта смерти.

У нас есть опыт смерти других, но это всего лишь суррогат, он поверхностен и не слишком нас убеждает В мертвенном свете рока становится очевидной бесполезность любых усилий 26 . Жизнь - смерть - забвение.

Эта триада составляет самый острый и больной вопрос в философии экзистенциализма. Чехов смешивает признание трагичности смерти и понимание ее неизбежности, случайности, а потому, быть может, и бессмысленности горечи относительно ее прихода. Иногда в произведениях Чехова можно наблюдать, как соперничают, а возможно, просто сосуществуют игра и смерть, значение и бессмыслица.

Балансирование на грани и постоянная опасность распасться, разбиться, исчезнуть. Вспомним финальные фразы рассказов Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и помер Смерть чиновника, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот Но тут его хватил апоплексический удар О бренности, схватил со стола тяжелое пресс-папье и, не помня себя, со всего размаху ударил им по голове Мурашкиной Присяжные оправдали его Драма . 1.4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Преодоление абсурдности бытия в художественном мире А.П. Чехова

Своя догадка может сослужить неоднозначную службу, в этом-то ее ценность, в этом-то ее уязвимость. Современный этап в изучении Чехова может быть описан с помощью парадокса Чехов… Казалось бы, давно изученные тексты Чехова начинают выстраиваться вдруг в новые парадигмы и обнаруживают новые…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема власти вещей над человеком

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Чехов и культура абсурда
Чехов и культура абсурда. Культура абсурда - это гримаса культуры ХХ века. А может быть ее улыбка ? Такая же непостижимая и притягательная, как улыбка Джоконды ? Трагедия без грана трагического ест

Мотив наказания человека временем
Мотив наказания человека временем. Для русской литературы характерен огромный интерес к двум вопросам в чем смысл жизни? и что такое счастье Чехов, на первый взгляд, стоит как бы в стороне о

Любовь в художественной концепции Чехова
Любовь в художественной концепции Чехова. Любая теория любви начинается с теории человека. Эрих Фромм Любовь в жизни Чехова - тема, которая вряд ли когда-нибудь будет до конца исследована, описана,

Любовь как способ манипулирования человеком
Любовь как способ манипулирования человеком. Шекспиру принадлежит образная модель мира в виде театральных подмостков с идеей-концептом о том, что человеческая жизнь представляет собой неисче

Любовь как нереализовавшаяся возможность счастья героев. Иллюзорность и фантомность любви
Любовь как нереализовавшаяся возможность счастья героев. Иллюзорность и фантомность любви. Мотив возможной, но парадоксально несостоявшейся любви, любви с оттенком некоей иллюзорности и нереальност

Метаморфозы ущербной любви в мире пошлых и ограниченных людей
Метаморфозы ущербной любви в мире пошлых и ограниченных людей. В очерке о Чехове Горький писал, что врагом Чехова была пошлость, всю жизнь он боролся с ней и высмеивал ее 49 . Горький М. А.П. Чехов

Примечания
Примечания. Рехо К. Наш современник Чехов обзор работ японских литературоведов Литературное обозрение 1983 10 С. 27 2. Философский словарь Под ред. И.Т. Фролова 6-е изд перераб. и доп М. Политиздат

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги