Ораторское искусство

Ораторское искусство.

Задачу и конечную цель любого ораторского выступления А.И. Галич видит в том, чтобы «1) научить и убедить, или 2) тронуть и потрясти, или же 3) соединением обеих сих целей произвести тем сильное впечатление» на слушателей. В своем произведении он продумал принципы построения ораторских речей и предлагает определенную схему их организации. «Особенные правила» ораторского искусства: - оратор должен переставлять себе, в полной ясности «цель и намерения повествования»; - должен быть определен строгий порядок и размещение отдельных положений речи; - оратор не должен пропускать важные мысли повествования, т.к. дальше слушатели могут недопонимать оратора.

Одной из важнейшей части ораторского искусства А.И. Галич считает доказательство.

Правила доказательства: - не рекомендуется смешивать «доводы разного рода и свойства»; - надо приводить сначала более слабые доказательства, а затем более сильные; - не растягивать доказательства, т.к. такие доказательства плохо запоминаются; - важен тон; - «…оратор пусть не даст заметить, что он хочет вынудить одобрение хитростью.» Оратор должен иметь со стороны умственной или теоретической: - проницательный ум; - богатую фантазию; - обширные сведения в науках; - образование со стороны искусств; - знание языка, грамматическое и философское.

Оратор должен иметь со стороны нравственной или практической: - «живое чувство священного сана человеческого»; - «пламенную ревность к частному»; - крепкую волю. Оратор должен иметь со стороны физической: - приличную наружность; - звучный голос; - крепкую грудь. 7. Витийство телесное.

Любой оратор должен владеть искусством исполнения и служить более убедительному раскрытию содержательного плана ораторского сочинения.

Телодвижения должны преимущественно соразмеряться содержанию предлагаемой речи. «В сем смысле к совершенству оных принадлежат истина и естественность, или они суть внешние, на поверхности нашего тела выражаемые, или производимые знаки внутренних состояний.

Почему ложны и ошибочны все телодвижения, не соответствующие ни свойству и расположению говорящего, ни содержанию его речи.» Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь, «вызывает смех и унижает идею». Голова везде играет первую роль. Она должна держаться в прямом и естественном положении.

Поникшая означает подлость, заброшенная назад - спесь, склоненная на сторону - лень, слишком неподвижная - строптивость. Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.