рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Комическое и трагическое в образе Пантелея Прокофьевича Мелехова

Комическое и трагическое в образе Пантелея Прокофьевича Мелехова - Дипломная Работа, раздел Литература, Роль моральной оценки в характеристике героев «Тихого Дона» М. А. Шолохова Комическое И Трагическое В Образе Пантелея Прокофьевича Мелехова. Для Того, Ч...

Комическое и трагическое в образе Пантелея Прокофьевича Мелехова. Для того, чтобы узнать, какие человеческие качества и свойства обнаруживает Пантелей Прокофьевич. Нужно проанализировать.

Как он относится к семье, как ведёт себя в ней, какие симпатии и антипатии испытывает. Образ Пантелея Прокофьевича дан прежде всего для того, чтобы понять, в какой семье вырос главный герой Тихого Дона, в каких условиях, под чьим влиянием. Из мельчайших бытовых деталей мы узнаём, что Мелеховы отличались крепким достатком, во всём этом чувствуется твёрдая хозяйская рука Пантелея Прокофьевича. Из портретного описания- то, что глава семьи был вспыльчив до беспамятства, не терпел малейшего возражения или ослушания.

При случае, не задумываясь, бил Пантелей Прокофьевич Григория костылём по спине, порол вожжами загулявшую без мужа Дарью. Вспыльчивость и властность - его характерная черта, которую Шолохов раскрывает через поведение героя. Так, например, узнав о связи Григория с Аксиньей, Пантелей Прокофьевич кричит - На сходе запорю! Ах, ты чёртово семя! -он сучил ногами, намереваясь ещё раз ударить На Марфушке - дурочке женю! Я те выхолощу! На шум прибежала мать Прокофьич, Прокофьич! Охолонь трошки! Погоди! Но старик разошёлся не на шутку поднёс раз жене, опрокинув столик со швейной машинкой и, навоевавшись, вылетел на баз. Не успел Гришка скинуть рубаху с разорванным в драке рукавом, как дверь крепко хлястнула и на пороге вновь тучей буревой укрепился Пантелей Прокофьевич Женить сукина сына Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 47. Он сам выбрал невесту для Григория, и это было слишком уж сурово даже для патриархальной, крестьянской семьи начала века. Характерно, что младший сын человек тоже своенравный и самолюбивый - черта, которая роднит его с отцом безропотно подчиняется решению и выбору Пантелея Прокофьевича.

И понятно он в душе сам, очевидно, понимает, что скандальным романом с Аксиньей виноват перед семьёй. Старшего Мелехова тяготит то, что Наталья в их семье стала нелюбимой женой, он всячески помогает ей, проявляет нежность и деликатность. Через отношение к невестке, автор показывает всю неоднозначность этого образа.

Для Пантелея Прокофьевича, главы семейства, существующий уклад жизни был освещён временем, обычаем.

Много усилий приложил он для того, чтобы вернуть Григория к жене, для него мнение хутора было законом, а хутор считал, что Григорий опозорил Мелеховых, уйдя с Аксиньей от законной жены. Старик тяжело переживал несчастье, и, когда Григорий вернулся в родительский дом, к жене, Пантелей Прокофьевич не может сдержать радости. Он очень гордится сыновьями, которые дослужились на фронте до офицерских чинов, не может удержаться от смешного бахвальства, усердно расписывает достоинства Григория, Петра. Приехавшего на побывку младшего сына везет через хутор.

Сыновей на войну провожал рядовыми казаками, а выслужились в офицерья, что ж, аль мне не гордо прокатить сына по хутору? Пущай гуляют и завидуют. А у меня, брат, сердце маслом обливается! Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 272 простодушно придается Пантелей Прокофьевич. Смерть Петра была первым ударом для Мелехова.

Крепким стариком, гневливым, вспыльчивым до самодурства изображает его писатель. Война, тревога за сыновей, которые сражаются на фронтах, известие о смерти Григория, оказывается ложным, подкосили Пантелея Прокофьевича, состарили его. Он поседел, слабый на слезу стал. Жизнь то била его нещадно, то миловала радостью, и старик, не выдерживая, меняется на глазах. Суровый, державшийся ранее с большим достоинством. Пантелей Прокофьевич становится со временем суетливым, болтливым, любящим прихвастнуть. Когда купец Мохов, узнав, что Григорий награжден георгиевским крестом, передает герою подарки, старик безудержно хвастается Пошли, грит, своему герою от меня поклон и подарки, пущай он и в будущие времена так же отличается.

Ажник слеза его прошибла, понимаешь, сват? Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 359. Эта хвастливость проходит через весь роман как одна из комических черт образа Пантелея Прокофьевича. Шолохов показал, что эта черта возникла в тяжелых, меняющихся обстоятельствах жизни.

Старик, хвастался геройством своего сына, как бы вознаграждая себя за то горе, которое было испытано им. В этом раскрывается трагикомический характер образа Пантелея Прокофьевича. Гражданскую войну он использует для личного обогащения. Да и что ж не взять у энтих, какие к красным подались? Грех у них не брать! Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С.93 доказывал Пантелей Прокофьевич возмутившемуся Григорию.

Всю свою жизнь стремился Пантелей Прокофьевич к достатку и богатству. Сам работал, не жалел семьи, все тащил в дом. Но началась гражданская война, и приходилось бросать свой дом, идти в отступ. Но еще большей бедой было разрушение крепкой, дружной семьи. Как ни старался не мог он сохранить в доме нерушимый старинный порядок. Вместе с этим меняется характер Пантелея Прокофьевича. Все еще пошумливает он на домашних, но хорошо знает, что нет у него былой власти.

Постоянно пререкается с ним Дарья, не слушается Дуняшка, его вспыльчивость теперь вызывает только смех. Комизм образа Пантелея Прокофьевича вырастает из несоответствия между тем, каким был совсем недавно и каким стал этот герой, он все чаще попадает в смешное положение. Так, например, когда после отступления Красной Армии, Пантелей Прокофьевич возвращается в хутор, приезжает Григорий, вся семья собирается за столом. Григорий говорит Дуняшке О Мишке Кошевом с нонешнего дня и думать позабудь. Дуняшка возражает ему. Пантелей Прокофьевич кричит на дочь Ты, сукина дочь, цыц у меня! Я то я тебе такое сердце пропишу, что и волос с головы не соберешь! Ах ты, паскуда этакая! Вот пойду зараз, возьму вожжи Ситуацию разряжает острую на язык Дарья Батенька! Вожжей-то ни одних у нас не осталось. Все забрали со смиренным видом прерывает она Пантелея Прокофьевича.

Пантелей Прокофьевич бешено сверкнул глазами и, не сбавляя голоса, продолжал отводит душу - Возьму чересседельную - так я вам таких, чертей - И чересседельную красные тоже взяли уже громче вставила Дарья, по-прежнему глядя на свекра невинными глазами. Этого Пантелей Прокофьевич снести уже не мог. Секунду глядел он на сноху, багровея в немой ярости, молча зевая широко раскрытым ртом был похож он в этот миг на вытащенного из воды судака, а потом хрипло крикнул - Замолчи, проклятая, сто чертей тебе в душу! Слова не дарует сказать! Да что это такое? Дарья не только не боится старика, она вступает с ним в поединок, дразнит его, сохраняя внешнюю почтительность. Само слово смиренный несет в себе иронию, а под смиренным видом Дарья скрывает совсем другие чувства.

И старик терпит поражение в стычке со снохой.

В последних его словах Замолчи проклятая слышится явное бессилие и растерянность. Затем Шолохов усиливает комическое начало Пантелей Прокофьевич вновь обрушивается на Дуняшку тебя и убить мало! Нашла присуху! Запек ей душу висельник! Да ничто ж это человек? Да чтобы такой христопродавец был моим зятем Попадись он мне зараз - своей рукой смерти предам! Только пикни ишо, возьму шелужину, так я тебе Тут Ильинична окончательно сразила старика Их, шелужинов-то, на базу днем с огнем не сыщешь По базу хоть шаром покати, хворостины на растопку и то не найдешь. Вот до чего дожили! Пантелей Прокофьевич и в этом бесхитростном замешательстве усмотрел злой умысел.

Он глянул на старуху остановившимися глазами, вскочил, как сумасшедший, выбежал на баз. Григорий бросил ложку, закрыл лицо руками и трясся в беззвучном хохоте Смеялись все, кроме Дуняшки.

За столом царило веселое оживление. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 69-70. Комизм возникает из того, что Пантелей Прокофьевич как будто не может привести в исполнение свои угрозы из-за отсутствия в его разоренном хозяйстве привычных орудий наказания. Писатель сравнивает Пантелея Прокофьевича с судаком, которого вытащили из воды, и это смешное сравнение, как нельзя лучше передает то оглушение, которое испытал старик, его бессилие и раздражение. Портретная характеристика способствует выявлению комического.

Мимоходом высказанное замечание о хворостинах, которых днем с огнем не сыщешь, окончательно сразило Пантелея Прокофьевича. Он вне себя от гнева и возмущения. У него остановившиеся глаза, он вскакивает как сумасшедший. Шолохов прибегает в портретной характеристике к преувеличению, чтобы показать смешным гнев Пантелея Прокофьевича. Но комическое в образе этого героя граничит с трагическим.

Именно на примере этого героя автор показывает всю трагичность времени. Пантелей Прокофьевич не может найти себя в нем. Без тяжелого труда, постоянной заботы об урожае, беготни по базу герой не мыслит своего существования. Постоянное чувство опасности, тоски ухудшает ситуацию. Это состояние Пантелея Прокофьевича Шолохов выражает через авторскую и несобственно-прямую речь. Так, например, старик, узнав, что в хутор привезли убитых Христоню и Аникушку, боясь волнений, страданий, не пошел на похороны, уехал в лес. Погребальный звон заставил его в лесу снять шапку, перекреститься, а потом он даже подосадовал на попа мыслимое ли дело звонить так долго.

Ну, ударил бы в колокол, по разу - и все, а то заблаговестили на целый час. И что проку от этого звона? Только разбередят людям сердца да заставит лишний раз вспомнить о смерти. А о ней осенью и без этого все напоминает и падающий лист, и с криком пролетающие в голубом небе станицы гусей. И мертвенно полегшая трава Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 235. Но как бы ни была велика растерянность перед историческими событиями, как бы далеко ни зашла междоусобная война, Пантелей Прокофьевич знает, что поступать так, как делает картель Митька Коршунов, который не щадит ни старых, ни малых, нельзя.

После того, как Митька зверски расправляется с престарелой матерью Михаила Кошевого, Мелехов, не впускает его в дом - Поворачивай обратно! Не хочу, чтобы ты поганил мой дом решительно повторил старик И больше чтоб и нога твоя ко мне не ступала.

Нам, Мелеховым, палачи не сродни, так-то! Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 16. Сумятица времени не дала старику спокойно сидеть дома, пришлось идти в отступы, где он заболел типичной болезнью неустроенности - тифом. В суматохе паники и общего смятения схоронили Пантелея Прокофьевича в чужой, далекой от дома стороне, где он отродясь не бывал. Григорий, наклонясь вперед, смотрел на отца. Черты родного лица изменила болезнь, сделала их странно непохожими, чужими.

Бледные, осунувшиеся щеки Пантелея Прокофьевича заросли седой щетиной, усы низко нависли над ввалившимся ртом, глаза были полузакрыты, и синеватая эмаль белков уже утратила искрящуюся живость и блеск. Отвисшая нижняя челюсть старика была подвязана красным шейным платком, и на фоне красной материи седые курчавые волосы бороды казались еще серебристее, белее. Григорий опустился на колени, чтобы в последний раз внимательнее рассмотреть и запомнить родное лицо, и невольно содрогнулся от страха и отвращения по серому, восковому лицу Пантелея Прокофьевича, заполняя впадины глаз, морщины на щеках, ползали вши. Они покрывали лицо живой, движущейся пеленой, кишели в бороде, серым слоем лежали на стоячем воротнике синего чекменя Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 523. Мастерство Шолохова проявляется здесь в противопоставлении прежний Пантелей Прокофьевич и мертвый Пантелей Прокофьевич. Эта антитеза заостряется восприятием Григория, тем каким он увидел отца в последний раз, и каким мы видим его в течение романа крутым, суровым, но справедливым человеком. Изображением смерти Пантелея Прокофьевича Шолохов оттеняет дальнейшую трагическую судьбу главного героя. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Роль моральной оценки в характеристике героев «Тихого Дона» М. А. Шолохова

Сложная обстановка сложилась не только в обществе, но и литературе. Врагами объявлялись те, кто не вписывался в рамки общественных норм. Столь… Они клеймились попутчиками , подвергались всяческим оскорблениям и преследованиям. В литературе царствовала РАПП…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Комическое и трагическое в образе Пантелея Прокофьевича Мелехова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общие принципы моральной характеристики героев
Общие принципы моральной характеристики героев. Шолохов создал широкое повествование, вобравшее в себя множество индивидуальных судеб, неповторимых характеров, насыщенное массовыми сценами.

Ильинична как воплощение материнства
Ильинична как воплощение материнства. В первых томах Тихого Дона редко упоминается эта героиня, она как бы сопутствует образам Героиня Пантелея Прокофьевича. Старая женщина, мать, неугомонна

Петро Мелехов
Петро Мелехов. Петро напоминал мать небольшой курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 9. Нет в порт

Прекрасное и нравственно в образе Натальи Мелеховой
Прекрасное и нравственно в образе Натальи Мелеховой. Наталья - это верная, покорная, но нелюбимая жена Григория. Драма ее изображена Шолоховым с волнующей глубиной. Воспитанная в стародавних

Аксинья - тип настоящей русской женщины
Аксинья - тип настоящей русской женщины. Аксинья - одна из замечательных героинь романа. Это тип настоящей русской женщины, умеющей по настоящему любить, подчинившей любви всю свою жизнь. Любовь Ак

Михаил Кошевой как идеологический антипод Григория Мелехова
Михаил Кошевой как идеологический антипод Григория Мелехова. Образ Михаила Кошевого отражает то, как революционные изменения жизни влияли на развитие характера героя на изменения, его нравственных

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги