рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Аксинья - тип настоящей русской женщины

Аксинья - тип настоящей русской женщины - Дипломная Работа, раздел Литература, Роль моральной оценки в характеристике героев «Тихого Дона» М. А. Шолохова Аксинья - Тип Настоящей Русской Женщины. Аксинья - Одна Из Замечательных Геро...

Аксинья - тип настоящей русской женщины. Аксинья - одна из замечательных героинь романа. Это тип настоящей русской женщины, умеющей по настоящему любить, подчинившей любви всю свою жизнь. Любовь Аксиньи к Григорию - это протест против горькой доли. За всю жизнь за горькую отлюблю! А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой! Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 68 в каком-то исступлении кричит она Пантелею Прокофьевичу.

Роман между Аксиньей и Григорием Мелеховым начат просто и прямо. Зашел Григорий к соседям В кухне на разостланной полости спит Степан, под мышкой у него голова жены. В поредевшей темноте Григорий видит взбитую выше колен Аксиньину рубаху, березове-белые, бесстыдно раскинутые ноги. Он секунду смотрит, чувствуя, как сохнет во рту, и в чугунном звоне пухнет голова Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 19 Аксинья просыпается Осталось на подушке пятнышко уроненой во сне слюны крепок зоревый бабий сон. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 19. Все начато с самого простого.

Аксинья описывается Шолоховым без всякой поэтизации. При второй встрече - Ясно вылегла под рубахой продольная ложбинка на спине. Григорий видел бурые круги слинявшей под мышками от пота рубахи. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 40. После такого введения героини в роман рассказывается ее предыстория.

Автор ничего не утаивает из жизни Аксиньи ни то, что ее, шестнадцатилетнюю, изнасиловал пьяный отец, ни того, что потом бил муж. Молодость ее была смята надругательством отца и истязаниями мужа. Любовь для героини - это своеобразный выход из беспросветного прошлого, вот почему вся отдается своему чувству Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь. С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на ее лице, тавро выжег.

Бабы при встрече с ней ехидно ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо высоко несла свою счастливую, но срамную голову. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 44. Аксинья чувственно любит Григория, и в первой книге отношения между ними описываются очень сурово Он упорно, бугаиной настойчивостью ее обхаживал. И это-то упорство и было страшно Аксинье Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 36 Сближение их дано по-звериному Рывком кинул ее Григорий на руки - так кидает волк к себе на хребтину зарезанную овцу Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 40 Утолив свое звериное желание, Григорий легко отказывается от этой женщины, оскорбляя ее при этом похабной пословицей Сучка не захочет - кобель не вскочит Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 70 Но не само оскорбление важно - важно его равнодушие. Аксинья же, своенравная и безоглядная в своей страсти, готова на все, даже на убийство мужа. Григорий начинает Надумал я, давай с тобой прикончим Аксинья додумывает про себя страшные слова прикончим Степана но он досадливо облизнул губы - и добавляет прикончим эту историю.

А? Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 172. История не приканчивается, хотя главный герой сосватан ненравящейся, но привлекательной и хорошей женщиной.

Он любит Аксинью. Для него она пахнет не только знакомым запахом пота, но и цветком-дурнопьяном, запахом зимнего ветра и свежего степного сена. На губах Григория остается волнующий запах ее губ, пахнущих то ли зимним ветром, то ли далеким, неуловимым запахом степного, вспрыснутого майским дождем сена Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 173. Все это предает свежесть, здоровье, чистоту героини.

Но писатель также подчеркивает ее порочную и манящую красоту, ее губы бесстыдно жадные, пухловатые, глаза вспыхивающие балованным отчаянным огоньком, улыбку.

Когда Аксинья узнает о решении Мелехов уйти из хутора и жить вместе с ней, на губах ее, скрытая от глаз Григория, дрожала радостная, налитая сбывшимся счастьем улыбка. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 152. В ее улыбке отражаются самые противоречивые чувства. Так, например, давняя боль и тоска, удивление и нежность отразились в улыбке Аксиньи, когда она после долгой разлуки встретила Григория на берегу Дона, у пристани Она улыбнулась такой жалкой, растерянной улыбкой, так не приставшей ее гордому лицу, что у Григория жалостью и любовью дрогнуло сердце Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 290. Чуткость, поэтичность натуры ее сказываются иногда в улыбке Проглянувший сквозь туман клочек чистого неба ослепил ее холодной синевой запах прелой соломы и оттаявшего чернозема был так знаком и приятен, что Аксинья глубоко вздохнула и улыбнулась краешками губ. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 266. Шолохов не один раз говорит о своей героине, что она - гордая.

У нее гордое лицо, презирая сплетни, она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 44 После ссоры с Мелеховым она не здоровается с ним, с сатанинской гордостью, раздувая ноздри, проходила мимо Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 233. Несколько раз повторенное определение гордая служит для выделения одной из самых главных черт характера героини.

Но Аксинья не гордится своей яркой, волнующей красотой, гордость ее проявляется в отстаивании своего человеческого достоинства. Оно определяет правдивость, искренность и прямоту Аксиньи.

Ну люб мне Гришка с вызовом говорит она Пантелею Прокофьевичу Ну? Вдаришь, что ль? Мужу пропишешь? Пиши хуть наказному атаману, а Гришка мой! Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 55. Вернувшемуся из лагеря мужу со страхом и тоской прямо и открыто говорит Не таюсь - грех на мен. Бей, Степан! Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 66. Аксинья не может солгать, извернуться, обмануть, как может это сделать Дарья. Лицемерие ей противно.

Когда Наталья пришла ней поговорить о Григорие, который по слухам встречался с соседкой, Аксинья пытается отклониться от ответа. Но достаточно было Наталье упрекнуть ее, как Астахова, вспыхнув, гордо и резко подтверждает предположения обманутой жены. Правдивость и прямоты были в ее характере.

Вот например, сидят за одним столом Григорий и Степан. Когда Аксинья увидела их вместе, в глазах ее плеснулся ужас. Муж с ненавистью и тоской предлагает ей выпить за долгую разлуку. Он хорошо знал, ради кого пришел к ним этот человек. Аксинья Отказывается - Ты же знаешь - Я зараз все знаю Ну, не за разлуку! За здоровье дорого гостя, Григория Пантелеевича За его здоровье выпью звонко сказал Аксинья и выпила стакан залпом Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 61 И в этом порыве вся главная героиня, свободно и бесстрашно выражающая свои чувства.

Если Наталья никла под ударом судьбы, укоряла себя за то, что не могла изменить, ход событий, то Астахова встречала опасность с высоко поднятой головой, вступала в борьбу за счастье. Отдавшись любви она готова ради Григория пожертвовать всем. Это ведь она первая уговаривает своего любимого Гриша, дружечка моя родимый, давай уйдем. Милый мой! Кинем все уйдем.

И мужа и все кину, лишь бы ты был на шахты уйдем, далеко. Кохать тебя буду, жалесть Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 73 Она выносит бессердечный отказ Григория покинуть с ней хутор, побои мужа, насмешки, позор, но решает отнять его у счастливой, ни горя, ни радости не выдавшей Натальи Коршуновой Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 93. Причем она уверена в правильности и нравственности своего решения.

Позднее она окажет Наталье Ты первая отняла у меня Гришку! Ты, а не я Ты знала, что он не жил со мной, зачем замуж шла? Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 367. Через всю жизнь героиня пронесла любовь к Григорию. На ее долю много выпало тяжелого, страшного, постыдного. Потеряв ребенка, по-прежнему любя Григория, она отдается Листницкому, со всей душой, давно забытой страстью, потом ненавидит его. Не подходи, проклятый! Через три дня ночью Евгений пришел в половину Аксиньи, и Аксинья его не оттолкнула. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 420. Героиня стыдилась своей связи с Листницким.

Так, например, Степан, вернувшийся из плена, спрашивает - Слыхал, будто с панским сыном Правда Щеки Аксиньи жгучие, до слез, проступивших под веками отягощенных стыдом глаз, крыла кровь Живу теперь с ним. Верно. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 75. Она отвечает правдиво, но сколько горечи в ее признании! Комментарий же автора лаконичен Свои, неписанные законы диктует людям жизнь Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 420 Жизнь - главное слово в романе, объясняющее все, что происходит с героями.

Эта женщина, много испытавшая на своем веку, сумела сохранить и пронести через всю свою жизнь чистоту и силу своих чувств к Григорию. В самом начале из романа она страшится свой любви. Тоскую по нем, родная бабунюшка. На своих глазенках сохну Пройдет мимо база, а у меня на сердце закипает упала б наземь, следы б его целовала Может присушил чем? Пособи бабунюшка! Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 65-66 умоляет она знахарку бабку Дроздиху.

Аксинья осознает, что она не в силах противиться своему чувству, поэтому прибегает к последнему средству, но и оно бессильно перед беспредельной женской любовью. Вот Аксинья встречает Григория у Дона. Это была их первая встреча после возвращения Степана из лагеря.

На спине Мелехова трепыхается клочек свежепорванной грязной рубахи, желтел смуглый треугольник оголенного тела. Аксинья целовала глазами этот крохотный, когда-то ей принадлежавшей кусочек любимого тела слезы падали на улыбавшиеся, побледневшие губы Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 77 Она ласкает след от ноги своего любимого. Не каждая женщина способна на такие проявления любви! Любовь Аксиньи к Григорию похожа на пламя, и силу ее переживаний сравнивает Шолохов с полымем. Так на луговом покосе в тот день, когда они в первый раз сблизились, Григорий прижимает к себе Аксинью, послушную, полыхающую жаром Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 52 Или вот, например, Аксинья ходила на цыпочках, говорила шепотом, но в глазах, присыпанных пеплом страха, чуть приметно тлел уголек, оставшийся от зажженного Гришкой пожара Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 76. Всякий раз при мысли о нем, при встрече с ним она словно бы загорается.

Вот Аксинья увидела Григория, и жаром осыпала кровь виски Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 76 В лесу, при Петре и Аникушке, она останавливает Мелехова, недавно женившегося, отзывает в сторону.

Стыд и радость выжигали ей щеки, сушили губы Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 159 Или вот другой раз она встретилась с ним, осыпая его поцелуями, у нее на щеках все сильнее проступал полыхающий жаром румянец, и словно синим дымком заволакивались зрачки Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 412 Постаревшая Аксинья после возвращения Григория из Красной армии глядит в зеркало и с удивлением видит свой молодые, с огоньком глаза Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 385 Счастье встречи с любимым так велико, что оно как - будто возвращает ей молодость.

Сравнение с огнем, полымем отражает всю силу неостывающей любви к Григорию.

Внутренне богатство Аксиньи Михаил Александрович выражает при помощи сравнений, сопоставлений с природой. При помощи таких сопоставлений он передает не только прекрасное в образе, но и изменения, происходящие с героиней. Так постаревшая, много выстрадавшая героиня сравнивается с увядшим, но еще прекрасным ландышем. Аксинья присела отдохнуть под кустом боярышника и уловила томительный и сладостный аромат ландыша. Пошарив рукой, она нашла его. Он рос тут же, под непроницаемо-тенистым кустом.

Широкие, некогда зеленые листья все еще ревниво берегли от солнца низкорослый горбатенький стебелек, увенчанный снежно-белыми поникшими чашечками цветов. Но умирали покрытые росой и желтой ржавчиной листья, да и самого цветка уже коснулся смертельный тлен две нижних чашечки сморщились и почернели, лишь верхушка - вся в искрящихся слезинках росы - вдруг вспыхнула под солнцем слепящей пленительной белизны. И почему-то за этот короткий миг вспомнилось Аксинье молодость и вся ее долгая жизнь.

Что ж, стара, видно, стала Аксинья Станет ли женщина смолоду плакать оттого, что за сердце схватит случайное воспоминание? Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 16. Писатель создает глубоко психологический образ постаревшей героини. В описании гибнувшего цветка листья его умирали, чашечек коснулся смертельный тлен есть указание на трагическое будущее Аксиньи. Героиня меняется не только внешне, меняется ее внутренний мир. Любовь ее вырастает, становится человечнее, страсть, владевшая героиней, со временим соединяется с материнской нежностью Аксинья испытывала к нему еще большую любовь и почни материнскую нежность Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 12 Свою материнскую любовь она переносит на детей Григория, после смерти Натальи она заменяет им мать, и это еще больше возвышает и облагораживает героиню.

В четвертом томе книги в Аксинье пропадает то порочное, что неоднократно подчеркивается писателем. Она доказала всей своей жизнью любовь и верность Григорию И о чет бы ни думала, что бы ни делала, всегда неизменно, неотрывно в думках своих была около Григория говорит писатель об Аксинье Так ходит по кругу в Чигире слепая лошадь, вращая вокруг оси поливальное колесо Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 329. Ничего в мире не хотела видеть Аксинья кроме своего любимого, из-за него жила всегда в страшном напряжении и волнении, никогда не задумываясь над тем, на чьей стороне он воевал.

По первому его зову могла расстаться с чем и кем угодно, лишь бы быть рядом с ним. И в последний раз, когда он ночью пришел за ней, она без колебаний и даже с радостью собралась и пошла, сама не зная куда. На вопрос Григория Ну? Едешь она отвечает А как бы ты думал Сладко мне одной? Поеду, Гришенька, родненький мой! Пеши пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нет мне без тебя жизни Лучше убей, но не бросай опять! Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 442. Видя ее опухшие от слез но сияющие счастьем глаза, Григорий, усмехаясь, подумал Собралась и пошла, как-будто в гости Ничего ее не страшит, вот молодец баба Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 443. Но и эта, последняя, попытка Аксиньи наконец-то обрести счастье обернулась для нее гибелью.

Вдали от хутора нашла она свое пристанище.

Образ этой героини изумителен в своем драматизме, прямоте и страстности чувства. 8.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Роль моральной оценки в характеристике героев «Тихого Дона» М. А. Шолохова

Сложная обстановка сложилась не только в обществе, но и литературе. Врагами объявлялись те, кто не вписывался в рамки общественных норм. Столь… Они клеймились попутчиками , подвергались всяческим оскорблениям и преследованиям. В литературе царствовала РАПП…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Аксинья - тип настоящей русской женщины

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общие принципы моральной характеристики героев
Общие принципы моральной характеристики героев. Шолохов создал широкое повествование, вобравшее в себя множество индивидуальных судеб, неповторимых характеров, насыщенное массовыми сценами.

Комическое и трагическое в образе Пантелея Прокофьевича Мелехова
Комическое и трагическое в образе Пантелея Прокофьевича Мелехова. Для того, чтобы узнать, какие человеческие качества и свойства обнаруживает Пантелей Прокофьевич. Нужно проанализировать. Ка

Ильинична как воплощение материнства
Ильинична как воплощение материнства. В первых томах Тихого Дона редко упоминается эта героиня, она как бы сопутствует образам Героиня Пантелея Прокофьевича. Старая женщина, мать, неугомонна

Петро Мелехов
Петро Мелехов. Петро напоминал мать небольшой курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 9. Нет в порт

Прекрасное и нравственно в образе Натальи Мелеховой
Прекрасное и нравственно в образе Натальи Мелеховой. Наталья - это верная, покорная, но нелюбимая жена Григория. Драма ее изображена Шолоховым с волнующей глубиной. Воспитанная в стародавних

Михаил Кошевой как идеологический антипод Григория Мелехова
Михаил Кошевой как идеологический антипод Григория Мелехова. Образ Михаила Кошевого отражает то, как революционные изменения жизни влияли на развитие характера героя на изменения, его нравственных

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги