рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Михаил Кошевой как идеологический антипод Григория Мелехова

Михаил Кошевой как идеологический антипод Григория Мелехова - Дипломная Работа, раздел Литература, Роль моральной оценки в характеристике героев «Тихого Дона» М. А. Шолохова Михаил Кошевой Как Идеологический Антипод Григория Мелехова. Образ Михаила Ко...

Михаил Кошевой как идеологический антипод Григория Мелехова. Образ Михаила Кошевого отражает то, как революционные изменения жизни влияли на развитие характера героя на изменения, его нравственных качеств.

В первой книге, где изображается мирная жизнь, Михаил Кошевой - друг Григория Мелехова, участник кружка Штокмана почти не показан в действии. Автор только набрасывает его портрет. Был он коренаст, одинаково широк в плечах и бедрах, оттого казался квадратным на чугунно крепком устое сидела плотная, в кирпичном румянце, шея, и странно выглядела на этой шее красивая в посадке небольшая голова с женскими очертаниями матовых щек, маленьким упрямым ртом и темными глазами под золотистою глыбою кучерявых волос Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 141. Мужественные черты сочетаются здесь с нежными чертами.

Михаил Шолохов подчеркивает детскость, ласковость Кошевого. Так, например, он ласков в обращении с женщинами. Когда Валет в разговоре героем называл Марью Богатыреву распутной, Михаил, томительно и нежно улыбаясь, поправил его - Не распутная, а веселая Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 303 Но простой, веселый деревенский парень в течение бурных лет резко меняется и из второстепенного образа превращается в одного из главных героев.

Повествуя о событиях 1918 года, автор отмечает, что за годы войны лицо Михаила возмужало и как бы вылиняло Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 297. Когда Григорий Мелехов встречается с Кошевым, которого не видел более полутора лет, он не без удивления разглядывает посуровевшее лицо бывшего друга Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 334. С годами изменяются глаза Михаила.

В первой книге у него красивое темноглазое лицо, темные глаза Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 141 в третьей книге Григорий, здороваясь с ним, засматривается в голубые его глаза Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 127. После убийства Штокмана, когда до Михаила дошел слух о зверской расправе в хуторе Татарском с Иваном Алексеевичем, Шолохов описывает героя Голубыми и холодными, как лед, глазами смотрел на станичника, спрашивал Поборолся с советской властью и, не дожидаясь ответа, не глядя на мертвеющее лицо пленного, рубил.

Рубил Безжалостно Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 378. У Михаила, который вернулся с фронта, потухшие, мутные глаза.

Но они оживились, когда он увидел Дуняшку. Ильинична с удивлением заметила, что потухшие глаза душегуба теплели и оживлялись, останавливаясь на маленьком Мишатке, огоньки восхищения и ласки на миг вспыхивали в них и гасли Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 288. Когда же Григорий, вернувшись с фронта домой вслед за Кошевым, хотел обнять его, он увидел в безулыбчивых глазах его холодок, неприязнь Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 324. В приобретенной Кошевым с годами манере сжимались губы, стискивать зубы, в упрямой складке, которая ложилась у него промеж бровей Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 386 в твёрдой походке, в пристальном взгляде, который он всаживал в собеседника, заставляя того потупиться Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 300 и в том, как рывком вскидывал свои глаза, и они смотрели прямо в зрачки врага, вонзались в них Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 194. во всём этом видно ожесточение Михаила Кошевого.

Герой не сразу научился действовать уверенно, ранее не раз он испытывал чувство растерянности и стыд. Когда, например, Валет сообщил, что восставшие казаки разбили под станицей Мигулинской красную гвардию, по лицу Михаила скользнула растерянность, он сбоку глянул на Валета, переспросил - Как теперь? Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 297-298. У Михаила, который униженно просит отарщика Солдатова не выдавать его растерянно бегали глаза Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 32 Возвращаясь из Вешенской в хутор Татарский, и не зная ещё, что там происходит, Кошевой колеблется Что делать? А если и у нас такая заваруха? Кошевой затосковал глазами Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 169. Позднее, когда он спасся от грозившей ему в хуторе смерти, вспомнил, как брали его в плен, беззащитность свою, винтовку, оставленную в сенях мучительно до слёз покраснел Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 171 Чувство растерянности в различных его оттенках выражают не только глаза, движения Кошевого, но и тон его голоса.

Когда, например, Михаил узнаёт от встречного красноармейца, что хутор Горбатов, в который он направляется, занят белыми, он расспрашивает этого солдата недоумённо и растерянно.

Как же на Бобровский проехать растерянно проговорил Михаил Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 377 В первых трёх книгах Тихого Дона растерянность Кошевого проявляется иной раз так резко, как не проявляется растерянность Григория Мелехова.

Тем контрастнее выглядят его действия, когда он уверен в своей силе и превосходстве.

Так, например, приступая к обязанности председателя хуторского ревкома, герой не испытывает ничего, кроме раздражения Злой донельзя на себя и на все окружающее, Мишка встал из-за стола, оправил гимнастёрку, сказал, глядя в пространство, не разжимая зубов Я вам, голуби, покажу, что такое советская власть! Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 307. Сдержанно и решительно ведёт он себя, явившись в дом дезертира. Михаил, спокойно улыбаясь, просит его выйти на минутку Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 314 Когда Ильинична укоряет его за убийство деда Гришаки, Мишка добродушно улыбнулся и сказал Станет меня совесть точить из-за такого барахла, как этот дед Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 275. Беспощадность Кошевого происходит не от природной жестокости, как, например, у Митьки Коршунова, а диктуется и объясняется им классовой борьбой.

Матери, убитого им, Петра Мелехова, Мишка говорит Не с чего моим глазам зажмуряться! А ежели Петро меня поймал, что бы он сделал? Думаешь, в маковку поцеловал бы? Он бы тоже меня убил Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 283. Чувство классовой ненависти господствует у этого героя над всеми другими проявлениями души. Он всё готов сделать ради советской власти.

Так, например, Михаил Кошевой отвечает на сетования земляков о нехватке соли Наша власть тут ни при чём Тут одна власть виновата бывшая кадетская власть! Это она разруху такую учинила, что даже соль представить, может, не на чем! Все железные дороги побитые, вагоны - то же самое долго рассказывал старикам о том, как белые при отступлении уничтожали государственное имущество, взрывали заводы, жгли склады, кое-что он видел сам во время войны, остальное вдохновенно придумывал с единственной целью - отвести недовольство от родной советской власти.

Чтобы оградить эту власть от упрёков, он безобидно врал, ловчился, а про себя думал Не дюже большая беда будет, ежели я на сволочей и наговорю немножко.

Все одно они сволочи, и им от этого не убудет, а нам явится польза Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 312. Даже Дуняшке, единственно родному человеку, Кошевой делает суровое предупреждение из-за того, что та нелестно отозвалась о красных ежели ишо раз так будешь говорить - не жить нам с тобой вместе, так и знай! Твои слова - вражьи Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 105. Всё это характеризует фанатизм, бескомпромиссность его позиций.

С другой стороны Михаил Шолохов не скрывает иронии, изображая этого героя.

Так, например, повествует автор о наивной удали, которой блеснул Мишка, возвращаясь летом 1919 года в родной хутор Испокон веков велось так, что служивый, въезжавший в хутор, должен быть нарядным. И Михаил, еще не освободился от казачьих традиций, даже будучи в Красной Армии. Собрался свято соблюсти старинный обычай Он отвинтил с углов кровати полые внутри шары, привесил их на шелковых шарах к уздечке Несмотря на то, что зрение коня страдало от блеска Михаил не снял с уздечки ни одного шара Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 380. Юмором проникнуты также сцены, когда Михаил впервые отправляется в хуторской ревком исполнять свои обязанности председателя походка его была столь необычна, что кое-кто из хуторных при встрече останавливался и с улыбкой смотрел ему вслед Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 305. Для изображения образа Кошевого автор использует внутренние монологи героя.

Монолог раскрывает то, что думает говорящий, и что не связано с произносимыми словам.

Таков, например, диалог с Мишаткой Сделаю, тезка, ей богу сделаю, только отойди трошки, а то как бы тебе стружка в глаза не попала уговаривал его Кошевой, посмеиваясь и с изумлением думая Ну до чего похож, чертенок вылитый батя! И глаза и брови, и верхнюю губу также подымает Вот это работенка! Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 287. Здесь прямая речь и внутренний монолог помогают представить одновременное добродушие и изумление на лице Кошевого без каких-либо указаний со стороны автора.

Хотя с годами внешний облик героя изменяется, что-то женственное и ребяческое в Кошевом остается. Так, например, слушая, как Штокмана с невозмутимым видом рассказывает какую-то смешную историю, Михаил смеется детским, заливчатым смехом, захлебываясь, и все норовил заглянуть под башлык Штокману Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 166. Когда он, жестоко избитый повстанцами, узнал от матери о восстании, об убийстве Фильки, Тимофея и о бегстве Алексея Ивановича, Штокмана, Давыдки за долгое время в первый раз заплакал Михаил, по-ребячьи всхлипывая Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 171. Но все это не вносит в образ Кошевого необходимой гармонии, и в сознании читателей он так и остается отрицательным героем.

Михаил Кошевой - это воплощение преданности партии, но по шкале человеческих ценностей он оказывается ниже Григория.

Однажды, услышав, что Михаилу угрожает смерть от рук казаков, Григорий, не думая о собственной опасности, мчится к нему на помощь Кровь легла промеж нас, но ить не чужие мы? Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 168. Если он постоянно колеблется в политической борьбе, то это происходит потому, что он верен себе, человеческому достоинству, порядочности. Каковы бы были намерения Шолохова при изображении этого героя, из него едва ли получится светлый образ нового советского человека. 9. Федор Подтелков - человек особой, правильной породы. Б. Дайреджиев в своей книге О Тихом Доне пишет Коммунисты Тихого Дона не такие, какими их привыкли и хотим видеть в литературе, каких мы знаем по общественной и государственной деятельности внутри страны Дайреджиев Б. О. О Тихом Доне М. Советский писатель, 1962 С. 170. Конечно, коммунисты в изображении Шолохова отличаются от того описания, к которому привыкла советская

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Роль моральной оценки в характеристике героев «Тихого Дона» М. А. Шолохова

Сложная обстановка сложилась не только в обществе, но и литературе. Врагами объявлялись те, кто не вписывался в рамки общественных норм. Столь… Они клеймились попутчиками , подвергались всяческим оскорблениям и преследованиям. В литературе царствовала РАПП…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Михаил Кошевой как идеологический антипод Григория Мелехова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общие принципы моральной характеристики героев
Общие принципы моральной характеристики героев. Шолохов создал широкое повествование, вобравшее в себя множество индивидуальных судеб, неповторимых характеров, насыщенное массовыми сценами.

Комическое и трагическое в образе Пантелея Прокофьевича Мелехова
Комическое и трагическое в образе Пантелея Прокофьевича Мелехова. Для того, чтобы узнать, какие человеческие качества и свойства обнаруживает Пантелей Прокофьевич. Нужно проанализировать. Ка

Ильинична как воплощение материнства
Ильинична как воплощение материнства. В первых томах Тихого Дона редко упоминается эта героиня, она как бы сопутствует образам Героиня Пантелея Прокофьевича. Старая женщина, мать, неугомонна

Петро Мелехов
Петро Мелехов. Петро напоминал мать небольшой курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 9. Нет в порт

Прекрасное и нравственно в образе Натальи Мелеховой
Прекрасное и нравственно в образе Натальи Мелеховой. Наталья - это верная, покорная, но нелюбимая жена Григория. Драма ее изображена Шолоховым с волнующей глубиной. Воспитанная в стародавних

Аксинья - тип настоящей русской женщины
Аксинья - тип настоящей русской женщины. Аксинья - одна из замечательных героинь романа. Это тип настоящей русской женщины, умеющей по настоящему любить, подчинившей любви всю свою жизнь. Любовь Ак

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги